Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура Экономического Суда СНГ




История Суда

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., государства-учредители поставили перед собой задачи всестороннего и сбалансированного развития государств, в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления.

В Алма-Атинской декларации, принятой 21 декабря 1991 года заявлено о том, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества.

Одновременно в рамках СНГ начала активно формироваться правовая основа межгосударственного сотрудничества в самых разных сферах. Данное обстоятельство выявило необходимость безотлагательного создания эффективного международного института разрешения возможных споров между суверенными субъектами международного права, исходя из необходимости обеспечения в рамках Содружества равных возможностей для надлежащей защиты прав и законных интересов участников международных экономических отношений. Актуальность проблемы обуславливалась в значительной мере и тем обстоятельством, что в рамках Содружества отсутствовала независимая структура, наделенная полномочиями осуществлять разъяснение точного смысла положений заключаемых в СНГ международных соглашений, актов органов СНГ, количество которых неуклонно росло.

Кроме того, на протяжении ряда лет с момента создания Содружества продолжали действовать отдельные акты законодательства бывшего Союза ССР. В связи с этим на практике периодически возникал конфликт компетенций между ними и международно-правовыми актами СНГ.

Данные обстоятельства также показали необходимость создания международного судебного органа, обладающего необходимыми правомочиями по разрешению дел, не относящихся к компетенции национальных судов государств-участников СНГ.

Впервые концептуальная идея создания такого органа была озвучена в день подписания Алма-Атинской Декларации и закреплена в Соглашении Комиссии высших хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины «О сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины» от 21 декабря 1991 года. Стороны признали целесообразным разработку предложений об образовании в составе общих, межгосударственных представительных органов Содружества Арбитража (Экономического Суда) Содружества (статья 12).

Дальнейшее изучение вопроса о наиболее адаптированной к реалиям Содружества организационно-правовой формы института разрешения споров позволило сделать однозначный вывод в пользу учреждения именно международного судебного органа, исключив элементы арбитража, как не отвечающего по ряду принципиальных позиций специфическим целям и задачам разрешения дел в сфере межгосударственного сотрудничества. Тем более, как ранее доказала практика иных авторитетных международных организаций (ООН, ЕС), только судебный институт является наиболее эффективным, действенным и результативным для цивилизованного разрешения споров.

Решение о создании Хозяйственного Суда Содружества — так первоначально был обозначен Экономический Суд СНГ — было принято при заключении Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая 1992 года в г.Ташкенте.

Целью Хозяйственного Суда Содружества определено разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества (статья 5).

Одновременно государствами-участниками данного Соглашения поручено высшим хозяйственным и арбитражным судам государств-участников СНГ внести на очередное заседание Совета глав государств-участников СНГ предложения по персональному составу Хозяйственного Суда Содружества и проект Положения об этом Суде.

В рамках выполнения данного поручения при подготовке статутных документов создаваемого суда было принято решение назвать его Экономическим Судом Содружества Независимых Государств, что наиболее полно отражало задачи, которые предстояло решать первому на пространстве Содружества международному судебному органу.

6 июля 1992 года на заседании высшего органа Содружества — Совета глав государств СНГ в городе Москве руководителями восьми стран — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан подписано Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, которым одновременно утверждено Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств.

Подписанием данного международного договора была открыта страница международного правосудия в Содружестве. Государства-участники СНГ подтвердили свое стремление неуклонно следовать общепризнанным нормам и принципам международного права, одним из которых является разрешение споров и урегулирование конфликтов мирными средствами.

Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года местом нахождения Экономического Суда определен город Минск (статья 3).

22 ноября 1996 года заключен Договор между между Республикой Беларусь и Экономическим Судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь. Договор ратифицирован Законом Республики Беларусь от 2 июня 1997 года № 42-З.

Пунктом 15 Положения об Экономическом Суде СНГ установлено, что Экономический Суд СНГ является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.

Структура Экономического Суда СНГ

Коллегии Экономического Суда СНГ создаются полным составом Экономического Суда СНГ из числа судей Экономического Суда СНГ в количестве трех или пяти судей для рассмотрения споров, отнесенных к компетенции Экономического Суда СНГ Регламентом.

Деятельностью коллегии Экономического Суда СНГ руководит председательствующий, избираемый полным составом Экономического Суда СНГ из числа судей Экономического Суда СНГ, входящих в состав коллегии.

Коллегия Экономического Суда СНГ правомочна принимать решения в случае, если в ее составе не менее трех судей.

Полный состав Экономического Суда СНГ состоит из всех судей Экономического Суда СНГ.

Полный состав Экономического Суда СНГ правомочен принимать решения в случае, если на его заседании присутствуют не менее двух третей от числа избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Экономического Суда СНГ.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда СНГ является Пленум Экономического Суда СНГ (далее — Пленум).

В состав Пленума входят:

-судьи Экономического Суда СНГ;

-председатели верховных, высших хозяйственных (арбитражных) судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года экономические споры.

Председатель Экономического Суда СНГ является Председателем Пленума.

Секретарь Пленума избирается членами Пленума из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на пять лет.

В соответствии со статьей 25 Регламента Пленум:

-рассматривает жалобы на решения коллегий Экономического Суда СНГ;

-принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, а также актов Содружества при разрешении экономических споров;

-разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, органов и институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников Содружества;

-в пределах своей компетенции принимает Регламент и другие акты, регулирующие деятельность Экономического Суда СНГ, вносит в них изменения и дополнения;

-определяет функции судей Экономического Суда СНГ, выполняемые ими в период между сессиями;

-определяет основные направления деятельности Экономического Суда СНГ, заслушивает информацию о его работе;

-рассматривает вопросы, связанные с финансированием Экономического Суда СНГ;

-выполняет функции, отнесенные к его ведению Советом глав государств Содружества.

Пленум является правомочным при условии участия на его заседании не менее двух третей от общего числа его членов.

По предложению Председателя Экономического Суда СНГ либо не менее одной трети состава Пленума созывается внеочередное заседание Пленума.

На заседании Пленума по приглашению Председателя Экономического Суда СНГ могут присутствовать представители органов, институтов Содружества и другие лица.

Вопросы, выносимые на рассмотрение заседания Пленума, подготавливаются Председателем Экономического Суда СНГ совместно с Секретарем Пленума. Вопросы, требующие безотлагательного решения, а также иные вопросы в повестку дня очередного и внеочередного заседания Пленума включаются по предложению более половины членов Пленума, а также по инициативе Председателя Экономического Суда СНГ.

Повестка дня заседания Пленума доводится до сведения членов Пленума за пятнадцать дней до даты созыва заседания Пленума, кроме случаев созыва внеочередного заседания, когда повестка дня должна быть доведена до сведения членов Пленума за три дня до заседания.

Работой заседания Пленума руководит Председатель Экономического Суда СНГ.

Очередность рассматриваемых на заседании Пленума вопросов определяется повесткой, если Пленум не решит иное.

Пленум принимает решения простым большинством голосов входящих в состав Пленума лиц, участвующих на его заседании. При равенстве голосов «за» и «против» голосуемое предложение считается отклоненным.

Участвующие в заседании члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования.

Решение Пленума является окончательным, принимается в форме постановления и подписывается Председателем Экономического Суда СНГ и Секретарем Пленума.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...