Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-нравственное развитие гражданина России




 

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

 

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

 

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.

 

Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации».

 

Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества. «Убежден, — подчеркивает В.В.Путин, — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества».

 

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

 

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

 

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

 

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

 

Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.

 

Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

семейной жизни;

культурно-регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;

российской гражданской нации;

мирового сообщества.

 

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

 

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

 

Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

 

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

 

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

 

Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

 

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. президент Д.А.Медведев отметил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

 

В истории отечественной педагогики можно найти указания на источники человечности. Само слово «воспитание (вос-питание)» восходит к значению «духовное питание», «питание человека из духовного источника». В досоветскую эпоху православие и другие традиционные российские религии были важнейшими источниками духовно-нравственного развития человека. В XVIII в. появляются новые: государство, Отечество, Россия. В советский период В.А.Сухомлинский с гуманистических позиций подошел к проблеме нравственного воспитания человека. «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, — утверждал он, — чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество».

 

В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».

 

Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:

 

1. ПАТРИОТИЗМ

 

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

Любовь к России;

Любовь к своему народу;

Любовь к своей малой родине;

Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

 

В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

Свобода личная и национальная;

Доверие на всех уровнях общества;

Справедливость;

Милосердие;

Доброта;

Честь и честность;

Достоинство.

 

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

 

Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:

Правовое государство;

Гражданское общество;

Долг;

Закон;

Правопорядок;

Межэтнический мир.

 

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

 

Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

Вере в Бога;

Религиозных организациях;

Святости и благочестии

 

5. СЕМЬЯ

 

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

Любовь и верность;

Здоровье и благополучие;

Почитание родителей;

Забота о старших и младших;

Продолжение рода;

 

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

 

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

Познание и истина;

Креативность и инновационность;

Целеустремленность и настойчивость;

Трудолюбие;

Бережливость

 

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО

 

Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

Жизнь;

Родная земля;

Красота;

Гармония

 

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

Планета Земля;

Мир во всем мире;

Многообразие культур и народов;

Прогресс человечества;

Международное сотрудничество

 

Система ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Такая система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслы человеческой жизни. Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности выражают суть общенациональной концепции: «Мы — российский народ»). Это то, что объединяет всех россиян в дополнение к их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичности, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

 

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы

 

Современный национальный педагогический идеал и система базовых ценностей определяют рамочный характер культурно-воспитательного пространства российских школьников. Национальный воспитательный идеал — воспитание гражданина России — является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности, группируемые по источникам человечности, определяют содержание, качество и количество воспитательных программ в общеобразовательной школе.

 

Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.

 

Самосознание народа рождается из его имени. В утверждении самого понятия «российский народ», в его звучании, уместном употреблении, созвучии с именами народов России, актуализации в контексте социальных и личностных проблем прошлого и настоящего берет свое начало воспитание российской гражданской идентичности у школьников. Ведущим субъектом общественной жизни в нашей стране является российский народ и каждый гражданин Российской Федерации — в первую очередь россиянин. Последовательность и терпеливость в этом вопросе диктуются тем, что дети приходят в школу с уже полученными в семье знаниями о своей этнической принадлежности. Тот факт, что все мы принадлежим к единому российскому народу, необходимо объяснять детям из русских, башкирских, чеченских и иных семей. Национальная российская идентичность не поглощает этническую идентичность человека, а дополняет ее, расширяет и конкретизирует. «Российскость» как идентичность и российский народ-нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий, которые существуют среди населения страны. Задача не в том, чтобы нивелировать эти различия. Напротив, их надо укреплять и расширять, но в контексте представлений о едином российском народе, его национальных интересах, культуре, истории, судьбе, всемирном значении. Российская идентичность имеет многоуровневую структуру. Понятие «россияне», уходя своими корнями в давнюю отечественную историю, начиная от М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина, является собирательным и относится к единой российской нации. Сложная идентичность гражданина России утверждает его как полноценного, активного субъекта современного этногражданского процесса, как личность, находящую себя и активно развивающуюся на гранях разных культур, традиций, верований, мировоззрений, форм духовной и социальной жизни. То, что все мы россияне, нисколько не отрицает нашу укорененность в той или иной традиции. Напротив, наша национальная, российская идентичность делает нашу этническую идентичность более осознанной, полной и действенной. Мы принадлежим к той или иной этнической общности (народу) по факту своего происхождения и воспитания. Здесь мы мало что можем изменить, так как невластны над своим прошлым. Но если мы хотим действовать в настоящем ради лучшего будущего для себя, своих детей и потомков, мы должны сообща решать общие проблемы. Этому, в первую очередь, следует учить наших детей.

 

Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе — развитие личности гражданина России — не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо взращивать национальную воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения.

 

Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

 

1. ПАТРИОТИЗМ;

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;

5. СЕМЬЯ;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

 

Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы.

 

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ДОЛГ, ЗАКОН, ПРАВОПОРЯДОК, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства и кино для детей и юношества;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

традиционных российских религий;

фольклора народов России;

истории своей семьи;

жизненного опыта своих родителей и прародителей;

общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

других источников информации и научного знания.

 

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

 

 

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

 

1. Урочная деятельность;

2. Внеурочная деятельность (культурные практики);

3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

4. Семейное воспитание;

5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

 

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

 

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

 

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

 

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.

 

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы «Бережливость» одно из заданий может быть названо «Мой семейный бюджет». Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

 

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

 

В разработке воспитательных программ общеобразовательной школы, основанных на системе базовых национальных ценностей, можно также учитывать педагогический опыт современных западных стран. Например, в воспитательной практике многих зарубежных школ используются так называемые заявления о ценностях (statement on values). Такие программные документы — своего рода этический кодекс — могут создаваться как образовательным учреждением, так и отдельным школьником. Определяя и декларируя собственные ценностные приоритеты, школьный коллектив и отдельные учащиеся принимают на себя обязательства в отношении собственного поведения, правил и ограничений. Заявления о ценностях, декларируемые школой, классом и учащимся можно рассматривать как одну из педагогических технологий воспитания социальной солидарности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...