Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании
Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечности во многих случаях давала религия.
Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения Земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.
Религиозное сознание (или идентичность) — это причастность определенным религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определенной религии и религиозной группе. Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определенной религии: «я — буддист», или «я — православный». Члены одной религиозной группы также определяют себя, как, например, «мы — мусульмане». Это уже коллективный уровень религиозной идентичности. Однако не следует думать, что принадлежность человека, скажем, к исламской культурной традиции делает его членом всемирной исламской уммы как своего рода религиозной нации и это членство превыше всего. Гражданская национальная идентичность в современных условиях всегда выше и важнее других форм коллективных идентичностей. Мы - россияне составляем один народ-нацию, независимо от различий, которые обусловлены религией в случае, если российский гражданин считает себя верующим.
Главенство гражданской национальной идентичности над религиозной есть очевидный факт нашей социальной жизни. Он обусловлен общностью исторической судьбы народов России и осознается представителями российских конфессий. Наша гражданская идентичность основана на исконных нравственных ценностях нашего народа, а важным компонентом национальной концепции «Мы — российский народ» является отечественная религиозно-культурная традиция, включающая в себя традиционные российские религии.
Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно нравственное развитие личности затруднено.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., — а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. — согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.
Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религия способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали.
Необходимо педагогически интегрировать традиционные российские религиозные организации, конфессии в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему воспитания и социализации детей и молодежи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо корпоративные интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели - духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам. Поэтому воспитание патриотизма и гражданственности, развитие духовности и нравственности есть надежный способ пробуждения и укрепления в народе религиозного чувства.
С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: «Основы православия» («Основы православной культуры»), «Основы ислама», «Основы буддизма», «История мировых религий» и др. Характерными формами сотрудничества государственных и муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, в которые включены представители как государственных и муниципальных органов образования, так и конфессий (обычно — РПЦ), совместные научные конференции государственных образовательных учреждений и церкви, поддержка государственными и муниципальными органами проводимых церковью чтений (как правило, рождественских), летних лагерей для школьников, организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей.
В нашей стране накоплен опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранен и преумножен. Дальнейшее укрепление позиций традиционных религиозных организаций в обществе может обеспечить их активное участие в программах воспитания и социализации российских школьников. Религиозные организации обладают высоким духовным авторитетом, большим опытом миссионерской деятельности, что позволяет им самим разрабатывать и осуществлять социальные программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также привлекать к их реализации семью, общественные организации, учреждения культуры, спорта, СМИ.
Инфраструктура совместного общественного служения религиозных организаций и школы, являющаяся важным компонентом воспитания учащихся, может быть выстроена в системе региональных центров духовно-нравственной культуры (ДНК). Они созданы во многих субъектах Российской Федерации. В Белгородской области, например, функционируют более 60 таких центров, находящихся в подчинении и министерства образования области, и Православной Церкви.
Центры ДНК могут создаваться всеми традиционными российскими религиозными организациями в городах, районах, областях, субъектах РФ. Их работу целесообразно ориентировать на общеобразовательные школы. Содержание деятельности центров может быть согласовано с содержанием школьных программ воспитания и социализации обучающихся. Центры разрабатывают и реализуют собственные социально-воспитательные программы, которые продолжают, дополняют, углубляют воспитательные программы общеобразовательной школы, выводят их за пределы образовательного учреждения, открывают их для социального служения. Могут разрабатываться программы по направлениям: социальная благотворительность, паломническо-трудническое служение, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. Воспитательные программы включают социальные и культурные практики: паломнические поездки, военно-патриотические мероприятия, помощь старикам, сиротам, беспризорным детям, охрана памятников, исторического наследия, экологические и трудовые мероприятия. Каждая из них — это определенное личностно и социально значимое дело, за которое берутся и делают миром школьники, священнослужители, верующие.
Центры ДНК, разрабатывающие программы духовно-нравственной социализации школьников и действующие в тесном контакте с общеобразовательными школами, могут финансироваться из государственного и местных бюджетов. Это предусмотрено Законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Ст.18, п.3. определяет, что «государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий». Бюджетное финансирование воспитательных программ центров ДНК может осуществлять в виде грантов на конкурсной основе по решению региональных и муниципальных органов управления образованием. В разработке и реализации своих воспитательных программ центры ДНК могут сотрудничать с общественными организациями, организациями социальной защиты и опеки, спортивными, военными, ветеранскими организациями, СМИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|