Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление воспитательным процессом




 

Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Одна из основных идей, на которых он выстраивается, — стандарт как общественный договор. Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что они в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Периодически возобновляемый в связи с разработкой стандартов процесс общественного определения социально-образовательных потребностей вносит большой вклад в консолидацию личности, общества и государства, поскольку прямо указывает на наличие широких областей общих интересов. Поэтому миссия стандартов проявляется еще и в том, что их разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.

 

Стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и исполнение консолидирует российское общество по основным задачам государственно-общественного воспитания детей и молодежи. Все нормативные документы в этой сфере, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы воспитания в общеобразовательной школе должны проходить многоступенчатую общественную экспертизу, широко обсуждаться в научных, национально-региональных сообществах, общественных организациях, конфессиях. Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы. Это требует учета их интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российских школьников, что возможно, в том числе, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Стандарт открывает перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сам выступает эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества.

 

 

Единство федерального образовательного пространства — приоритет государственной образовательной политики. Оно поддерживается Стандартом с помощью единых требований к образовательному процессу, а также базовую систему общенациональных духовных ценностей, которые могут быть определены в фундаментальном ядре содержания общего образования. Система общенациональных ценностей лежит в основе концепции единой российской нации и выражает готовность основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и смыслов в решении общенациональных задач, среди которых — воспитание детей и молодежи. Достижение согласия в вопросе о базовой системе национальных ценностей, фиксируемых Стандартом, позволит укрепить единство федерального образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

 

Базовая система ценностей определяет процессы воспитания и социализации в рамках инвариантной части базисного учебного плана. Участники образовательного процесса в границах вариативной части учебного плана могут разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. Будучи компонентами целостного образовательного пространства России, они должны обеспечивать:

углубленное усвоение обучающимися базовых национальных ценностей на материале этнических и региональных культур;

дополнение базовой системы национальных ценностей через диалог и углубленное изучение культур народов России;

удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей.

 

Концепция гражданской нации, включающая систему базовых общенациональных ценностей, не имеют ничего общего с единообразием нации и ее ценностной, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается в диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в том числе — воспитывать новые поколения россиян. Развитие культур народов нашей страны возможно лишь при условии существования и развития самой России, в противном случае это уже будут какие-то другие культуры и народы. Поэтому культурный, этнический, религиозный плюрализм реально достижим лишь при наличии общенациональной основы для политической, социальной, экономической жизни, диалога и расцвета культур всех народов нашей страны.

 

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа — это не только место, где можно получить новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

 

Нет другого способа стать человеком, кроме одного, — быть им. Воспитание в школе — это не особая педагогическая, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.

 

Задача управления воспитанием в начальной школе, в сопоставлении с последующими ступенями общего образования, решается органично в силу того, что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учеников. Последний аспект его деятельности следует значительно усилить. Это можно сделать, придав существенно большее педагогическое значение проводимому раз в неделю классному часу. Он становится классным воспитательным часом и уже не столько возможностью реагировать на спонтанно возникшие педагогические ситуации, сколько системой планомерной организации жизни детского коллектива. Классный руководитель обеспечивает:

педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач;

подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий;

участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности;

координацию программ семейного и школьного воспитания;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...