Проблема персонализации задач сохранения русского языка.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КОНЦЕПЦИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Концепция празднования Дня русского языка в Российской Федерации определяет принципы, цель, задачи и основные направления празднования, сформулированные на основе учета методологических положений, сформулированных в Концепции Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, систематизации результатов анализа опыта празднования Дня национального языка, Дней славянской письменности и культуры в субъектах Российской Федерации а также опыта празднования памятных дат, связанных с деятельностью выдающихся писателей и поэтов России.
Русский язык в современном мире выполняет четыре важнейшие социальные функции: он является · национальным языком русского народа, · языком межнационального общения народов России, · государственным языком Российской Федерации, · одним из шести официальных языков ООН.
Статус русского языка получил еще одно официальное подтверждение в 2010 году, когда решение о проведении Дня русского языка было принято Департаментом общественной информации ООН, а президент России подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка 6 июня «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
День русского языка – это дата общенационального торжества россиян, обладающих общим языком как государственным и культурным достоянием. Празднование этого Дня должно стать свидетельством того, что люди, населяющие Россию и представляющие разные конфессии и национальности, стремятся понять друг друга, осознают роль русского языка в установлении в российском обществе равноправных культурных, научных и экономических отношений, в формировании общероссийской идентичности.
Датой празднования стало 6 июня – день рождения создателя русского литературного языка, великого русского поэта А.С.Пушкина. Именно язык Пушкина считается в русской культуре "золотой мерой вещей", классической нормой русского литературного языка, который входит в культурное и духовное наследие мировой цивилизации. Всякая историческая эпоха имеет свой идеал языка как самого ценного достояния народа. Не случайно национальное самосознание народов, населяющих бывший СССР и Россию, в конце 20 века наиболее ярко проявилось в стремлении сохранять и развивать национальные языки. Но последние десятилетия показали, что русский язык является важнейшей (и даже самой необходимой) частью духовной культуры всех народов России, способствующей взаимному обогащению национальных культур. Овладение русским языком – одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности личности, расширения пространства ее жизненного успеха. Русский язык — один из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков, а также один из самых распространенных в географическом отношении языков. Роль духовно-культурной консолидации – важнейшая, но не единственная социально-культурная функция русского языка.Он является и тем инструментом, который объединяет всех граждан страны экономически и политически, способствует освоению имирового культурно-экономического опыта. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Концепция празднования Дня русского языка основана на системе исходных принципов, объединенных идеей общенациональной значимости русского языка как средства формирования культурного, политического и экономического общероссийского пространства и развития конкурентоспособности языковой личности россиянина.
Основные положения Концепции сформулированы с опорой на анализ социокультурной ситуации в Российской Федерации, включая законодательную базу на федеральном и региональном уровне, отечественный и зарубежный опыт празднования Дня национального языка, Дней славянской письменности и культуры в субъектах Российской Федерации, а также на опыте празднования памятных дат, связанных с деятельностью выдающихся писателей и поэтов России (см. Схему 1). Схема 1.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждому на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, и закреплена функция русского языка в качестве государственного, а также право отдельных республик устанавливать свои государственные языки. Однаков настоящее время существует проблема защиты и распространения именно русского языка, что обусловлено рядом факторов: · недостаточное внимание к поддержке, сохранению (в том числе и изучению) русского языка в национальных республиках, входящих в состав РФ; · ослабление национальной самоидентификации россиян; · угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации; · большой приток трудовых мигрантов (особенно из бывших республик СССР), · непопулярность и непродуманность образовательных реформ в этой сфере.
В правовой сфере попытки решить названные проблемы отражены в Федеральном Законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12.2007 г., в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2006 № 714 « О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации», в Федеральных целевых программах «Русский язык (2006-2010 годы)» и «Русский язык (2011-2015 годы)», а также в Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы. Названные в числе данных документов программы являются основополагающими нормативно-правовыми актами в сфере поддержки, распространения и сохранения русского языка, принятыми за последние 5 лет.
В этот период в различных субъектах Федерации также были приняты различные нормативно-правовые акты. В данных документах отражены правовые нормы решения задач обеспечения реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации; создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения россиян; поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов в России и в Мире; повышения уровня культуры русской речи; защиты языков различных этносов, проживающих на территории России. Вместе с тем в регионах до сих пор не наблюдается последовательной реализации принципов языковой политики, направленной на поддержку и развитие русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации.
Анализ отечественного и мирового опыта позволяет сделать вывод о том, что различные субъекты социума (РФ в целом, регионы, те или иные профессиональные и культурные сообщества) празднуют дни национальных языков (в рамках проведения Дней славянской письменности и культуры, празднования различных памятных дат и под.) а) как национально-культурных феноменов (язык осмысливается как средство осознания и развития свой этнокультурной специфики, как средство осознания и укрепления своего места в мировой культуре), б) как средства межнационального общения, в) как средства не только духовного и национально-культурного, но и социального (язык определяется как средство развития форм социальной коммуникации), политического (язык рассматривается как средство развития форм государственности) и экономического (язык осознается как средство развития экономической структуры общества) развития нации. Данные аспекты всегда так или иначе присутствуют в совокупности в содержании подобных праздников.
Несмотря на масштабность и массовость проводимых мероприятий, очевидны следующие актуальные проблемы празднований: 1. Проблема разработки единой методологии празднований. Празднования чаще всего объединены идеей памяти о деятельности тех или иных представителей культуры: св. Кирилла и Мефодия, А.С.Пушкина и др. В то время кактематика мероприятий, их направленность на определенную целевую аудиторию позволяют объединить их все в систему на основе идеи национальной самоидентификации россиян. 2. Проблема инновационного потенциала празднований. В основном решение задач сводится к естественной пролонгации осуществления уже апробированных мероприятий. При этом наблюдается отсутствие новизны и инновационных подходов при разработке и реализации Программ празднования, отсутствие инициатив и зависимость от внешних факторов. Проблема персонализации задач сохранения русского языка. Круг писателей и поэтов, чьи памятные даты празднуются не локально, а на федеральном уровне, слишком узок. 4. Проблема территориального расширения празднования памятных дат. В Северо-Кавказском регионе практически не отмечаются памятные даты русских классиков литературы, материалы используются только в общеобразовательных школах на уроках русского языка и литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|