Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми
Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербаль-ных средств общения к речи связан с изменением содержания потребности в общении со взрослым, с возникновением потребности в сотрудничестве с ним. Материалы, позволяющие утверждать это, представлены в главах V— VII. В них показана внутренняя связь возникновения активной речи у детей и содержания их потребности в общении со взрослым. Фактические данные свидетельствуют о том, что и в дальнейшем развитии речь детей связана с характером их деятельности общения, т. е изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Если до недавнего времени зависимость развития речи от процесса общения с окружающими людьми постулировалась, то теперь, с достижениями исследований самого процесса общения (М. И. Лисина, 1974 а, б, в), возникает возможность наиболее конкретного рассмотрения названной связи. Обратимся к фактам, в которых отражается внутренняя связь развития речи у детей с их коммуникативной деятельностью в целом и с содержанием потребности в общении в первую очередь. Так, разные авторы анализировали речевые высказывания как вспомогательный прием при определении формы общения, а также при оценке результатов эксперимента, направленного на формирование более развитых форм общения (Е. О. Смирнова, 1977; X. Т. Бедельбаева, 1978). В этих работах указывалось на связь достигнутой ребенком формы общения с некоторыми особенностями речевого общения детей. Оказалось, что переход к более развитым формам общения связан а) с изменениями в соотношении ситуативных и внеситуативных высказываний в пользу последних; б) ростом общей речевой активности ребенка; в) увеличением доли социальных высказываний. Но при этом особенности самой речи, ее грамматического строя, лексики оставались вне поля внимания исследователей.
Безусловно, связь речи и особенностей общения двусторонняя. Ведь именно возникновение речи делает возможным переход ребенка от ситуативных форм общения (ситуативно-личностной и ситуативно-деловой) к внеситуативным (внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной). Но можно предположить, что новое содержание потребности, мотивов, задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи как к средству общения новые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие. Хорошо известно, что дети одного возраста, поступающие в школу, стоят на разных уровнях речевого развития по множеству параметров: словарному запасу, выразительности речи, умению правильно отбирать речевые средства, логически строить высказывания, по инициативности вступления в речевые контакты и т. д. Исходя из теоретического положения о связи между развитием речи и развитием общения детей с окружающими людьми, мы предположили следующее: 1) развитие речи (как ее грамматических, так и лексических особенностей) связано с особенностями коммуникативной деятельности ребенка, прежде всего с формой общения, достигнутой им в контактах со взрослым; 2) связь развития речи ребенка с формами общения опосредуется изменением задач общения. Задача рассматривается здесь как цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Предполагаемый нами механизм связи между достигнутой ребенком формой общения и развитием речи состоит в следующем: изменение содержания потребности в общении вызывает новое отношение к взрослому, новое отношение влечет за собой изменение задач общения. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком задач общения. Ребенок усваивает из слышимой речи то, что необходимо и достаточно для решения стоящих перед ним коммуникативных за дач.
В соответствии с предположениями задачи нашего исследования состояли в том, чтобы сопоставить особенности речи ребенка с достигнутой им формой общения, рассмотреть характер лексических и грамматических особенностей речи на разных уровнях развития общения ребенка со взрослым. Основное внимание будет направле- но на прослеживание возможных связей между достигнутым дошкольниками уровнем общения -с окружающими людьми (формы общения) и грамматическими и лексическими характеристиками речи детей. В соответствии с предположениями и задачами исследования нами было организовано экспериментальное наблюдение за особенностями речи дошкольников в различных условиях их общения с окружающими. Испытуемыми были дети 2— 7 лет ряда детских садов Таллина. Так как lea протяжении рассматриваемого периода —* от 2 до 7 лет (возникновение к развитие речевого общения) — наблюдаются три формы общения ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная, то нами были созданы рри разные ситуации, являющиеся как бы моделью этих форм общения. Предположение о связи между уровнем развития коммуникативной деятельности и особенностями речи у детей апробировалось в констатирующих, формирующих и контрольных экспериментах, в которых организовывалось общение дошкольников со взрослым. Констатирующие опыты имели целью выявить интересующую нас связь. В ходе опытов детей ставили в различные ситуации, моделирующие в общем виде деловые, познавательные и личностные компоненты общения дошкольников со старшим партнером. Создавались различные условия для взаимодействий партнеров (ситуация совместной деятельности, рядом и в присутствии). Посредством магнитофона регистрировали речь детей во всех \ка-занных ситуациях:, фиксировали особенности отношения детей к предлагаемым ситуациям, индивидуальную деятельность дошкольников, их взаимодействие и общение со взрослым. Большое количество экспериментальных ситуаций было вызвано чувствительностью речи к изменениям условий общения и необходимостью раскрыть типичные особенности речи кажд&го ребенка. Определялась форма общения, достигнутая каждым ребенком, по методике, разработанной Е. О. Смирновой (1977) к X. Т. Бедельбас-вой U978). Использовалась ситуация выбора ребенком одного из трех возможных вариантов общения, моделирующих его определенную форму: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную, внеситуативно-личностную Сопоставлялись особенности речи детей е достигнутым ими уровнем коммуникативной деятельности.
Для выделения характера взаимосвязи mcjkaj особен костями речи детей и достигнутой ими формой обще ния были проведены формирующие и контрольные опыты. В них апробировалось предположение о том, что основой рассматриваемой связи является содержание потребности в общении, что развитие коммуникативной деятельности влечет за собой развитие речи, а не наоборот. В основе формирующего эксперимента было следующее предположение: если переход дошкольников к более высоким уровням коммуникативной деятельности влечет за собой развитие речи, то экспериментальный перевод детей на более высокие уровни общения должен повлечь за собой обогащение лексики и грамматической структуры их речи. Для проверки изменяли содержание потребности в общении у детей, вводя в него новые элементы, соответствующие следующему этапу развития общения. Уровень коммуникативной деятельности, а также особенности речи у дошкольников определялись до и после формирующих воздействий. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. С детьми контрольной группы взрослый встречался так же часто, как и с детьми экспериментальной группы. Но его занятия с детьми контрольной группы не были направлены на изменение содержания их потребности в общении. Однако в ходе бесед и занятий в речь взрослого включались те грамматические и лексические элементы, которые характерны для формируемого в экспериментальной группе уровня коммуникативной деятельности.
В контрольных опытах проверялось предположение о том, что дети с разными формами общения присваивают разные стороны воспринимаемой ими речи окружающих. В ходе опытов испытуемым с разной формой общения (независимо от возраста) репрезентировались художественные тексты, в которых были представлены все аспекты речи, характерные для детей со всеми рассматриваемыми формами общения. Перед детьми ставилась задача воспроизвести текст. Анализировалась речь детей, репродуцирующих тест-тексты. Сопоставлялись особенности лексики, грамматики, характер изложения у детей с соответствующими особенностями тест-текстов. Для определения задач общения, решаемых посредством речи (ее назначения, или функции), сопоставлялось содержание обращений ребенка к партнеру с данными наблюдения за ходом деятельности ребенка по методике контент-анализа. Была разработана система категорий анализа речи, соответствующая нашим целям. Проверка надежности анализа проводилась путем сравнения двух параллельно оценивающих кодировщиков. Был получен коэффициент релиабельности 0,8. Достоверность квантитативных данных, выраженных в процентах, была оценена при помощи внесения так называемого критического отношения (А. А. Кыверялг, 1980).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|