Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Светский характер образования предполагает: 1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий. 2. Исключение какого бы то ни было вмешательства 3. Запрет на размещение в зданиях государственных и Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии. Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах. Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.
Различие в целях | ||||||||||
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание | Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности | |||||||||
Конфессиональное определение | Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора | |||||||||
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения | ||||||||||
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности | Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости | |||||||||
Различия в содержании
| ||||||||||
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) | Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии) | |||||||||
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) | Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов | |||||||||
Номы правила религиозного культа | Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками | |||||||||
Соединение обучения с богослужением | Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий | |||||||||
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей | Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов | |||||||||
История церкви | ||||||||||
Различия по субъектам ответственности (организация, определение содержания) | ||||||||||
Церковь, религиозные организации: руководящие органы конфессий, соответствующие отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и т. п.) религиозные фонды | Государство в лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения | |||||||||
Органы образования субъектов РФ | ||||||||||
Муниципальные органы власти и их отделы образования | ||||||||||
По субъектам исполнения | ||||||||||
Духовные учебные заведения (академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) -для подготовки священно - церковнослужителей | Государственные вузы всех типов | |||||||||
Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием | Государственные и муниципальные средние и средне специальные учебные заведения | |||||||||
Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы |
Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
|
|
Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.
Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.
Светской школе противостоят религиозная (церковноприходская) и антирелигиозная школы.
Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.
Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.
|
|