Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовая база религиоведческого

И религиозного образования в государственных

И муниципальных образовательных учреждениях

Российской Федерации

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

 

2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях

 

В 90-е годы XX века в России была проведена беспри­мерная работа по пересмотру вероисповедной политики государства, приведению ее правовых основ в соответствие с нормами междуна­родного права. В настоящее время в пакет документов, составляющих конституционно-правовую базу образования в государственных и муниципальных учреждениях, включены такие документы.

«Всеобщая декларация прав человека»(принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).

Статья 26 декларации предусматривает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»1.

 «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»(принят и открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, вступил в силу в 1976 году). Этот документ устанавливает: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или учрежден государством, и обеспечивать религиозноеи нравственное воспитание

_______________________________________________________________________

1. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сб. правовых актов с комментариями. - М., 1996.

своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (статья 13).

Практически те же требования предъявляются «Международ­ным пактом о гражданских и политических правах» (принят в 1966 г. и действует с 1976 г.), а также «Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений»(провозглашена 25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

В статье 5 Декларации записано:

1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок.

2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его или родителей, или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

3. Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

4. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию 2.

Последний пункт представляется особенно актуальным для современных условий активизации религиозных объединений западного и восточного типов с их практикой медитации и прочих психологических техник.

_______________________________________________________________________

2. Там же.

«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»(принята 14 декабря I960 года). Статья 5 Конвенции предусматривает:

 Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:

1) образование должно быть направлено на полное развитие
человеческой личности и на большее уважение прав человека и
основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию,
терпимости и дружбе между народами и всеми расовыми и
религиозными группами, а также развитию деятельности Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира;

2) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны
должны иметь возможность... обеспечить религиозное и моральное
воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями,
никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не
следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их
убеждениями 3.

В статье 2 «Конвенции о правах ребенка»(принята 20 ноября 1989 года) устанавливается, что подписавшие ее государства «уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения».

Другие ее статьи содержат следующие требования:

1. «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свободы других лиц».

__________________________________________________________________________

3. Там же.

1.  «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

2. Такая защита и помощь должны учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

1.  «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»4.

Таким образом, в названных международных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедание, на получение образования, пользование ценностями культуры вне зависимости от отношения к религии. В каждом из международных соглашений предусмотрено отсутствие

ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии и убеждений, кроме тех, которые фиксируются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественном законодательстве.

Так, в статье 14 Конституции РФ записано:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом 5.

__________________________________________________________________________________

4. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы: (В извлечениях). - М., 1996.

5. Там же.

Это означает, что в светском государстве:

а) признается приоритет науки;

б) не отдается предпочтения ни одному из вероучений в сфере внутренней и внешней политики, прежде всего в духовной жизни собственного народа.

Но это теоретически. На практике же нарушение указанных правил наблюдается довольно часто. И дело тут не только в публичном участии государственных деятелей высокого ранга в богослужениях, но и в объявлении

государственными праздников (в том числе с отменой учебных занятий в школах, вузах) какой-то одной конфессии в ущерб другим. Подобные примеры свидетельствуют о забвении многонационального и многоконфессионального характера Российского государства и соответствующих положений Конституции страны.

В Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий»(принят 25 октября 1990 года) дано наиболее развернутое толкование взаимоотношений конфессий и школы. Это единственный законодательный акт, в котором есть хотя бы описательное представление о сути светского характера образования в государственной и муниципальной школе.

В статье 9 говорится:

«Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспита­тельных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, имеет право на свободу мысли, совести и религии. Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору» 6.

Здесь, имеет смысл обратить внимание на двусмысленность, в лучшем случае - неточность, допущенную законодателями: они неправомерно поставили знак равенства между религиозным и нравственным воспитанием, что совершенно

неправомерно.

Так, в Законе РФ «Об образовании»(от 10 июля 1992 года) зафиксирован запрет создавать и организовывать деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием.

Принципы государственной политики в области образования определены с учетом светского характера образования, а это значит, что государственные и муниципальные учебные заведения не должны формировать какое-либо отношение к религии. Содержание образования, говорится в данном Законе, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Эти же положения повторены были в Законе РФ «Об образовании»(с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной думой 12 июня 1995 года и Советом Федерации 5 января 1996 года).

Его статья 14. 2 предусматривает, что содержание образования должно обеспечить:

ü Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

ü формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

ü интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

___________________________________________________________________________

6. Там же

ü воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Статья 14.4 предусматривает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 50.4 гласит, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Она же фиксирует правовое равенство выпускников образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовых форм этих учреждений, при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

Наконец, регулирование вопросов религиоведческого образования в общеобразовательной и специальной школе предусмотрено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»,принятым 26 сентября 1997 года 7.

Статья З этого Закона гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения в соответствии с ними».

Статья 4 раскрывает специфику взаимодействия государства и религиозных объединений:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед Законом.

 

_______________________________________________________________________________

7. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных
объединениях: Сб. нормативно - правовых актов. - М., 1998.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства государство... обеспечивает
светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным
организациям налоговых и иных льгот в обеспечении преподавания

общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях,
созданных религиозными организациями в соответствии
законодательством Российской Федерации об образовании.

Иными словами, в данном законе расшифровывается содержание

статьи 14 Конституции РФ. Главное, ключевое понятие в ней - «светское государство». Это означает, что Российское государство религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никаких религиозных мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Второе и третье положения пункта 1 статьи 4 определяет практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российского государства и последствия реализации принципа светского государства для религиозных организаций (равенство перед законом). Для реализации содержания и форм взаимодействия школы и церкви эти положения имеют основополагающее значение.

Статья 5 рассматриваемого Закона называется «Религиозное образование». В соответствии с нею, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей является одним из трех базовых признаков идентификации религиозного объединения (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание). Обучение религии в этом случае осуществляется посредством культовой практики, а также в процессе специальных учебных занятий школ, действующих при общинах верующих.

В статье, в частности, отмечается:

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими».

Здесь важно обратить внимание на то, что государство не регламентирует формы религиозного образования, не несет ответственности за возможность получения и качество такого образования; это частное дело самого человека, его родителей, религиозной организации.

Следующий ее пункт гласит:

2. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Здесь важно обратить внимание на определенную неточность, повторяющуюся и в ряде других законодательных актов. Ребенком, в соответствии с Семейным кодексом РФ (ч.1, ст.54; ч.2 ст.64), признается лицо, не достигшее 18 лет. Из пункта 5 статьи З Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»следует, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии может уже человек в возрасте 14 лет. В «Конвенции о правах ребенка»(принята 20 ноября 1989 г.) однако, таковым признается «человеческое существо, достигшее 18-летнего возраста».

Далее в статье 5 говориться:

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения». Для создания образовательного учреждения указание на такое право должно содержаться в гражданском уставе религиозной организации. Учитывая, что настоящий Закон и Федеральный Закон «Об образовании»(1996) различают общеобразовательные учреждения и учреждения среднего специального и высшего образования, в уставе религиозного объединения целесообразно конкретизировать соответствующее право. Кроме того, следует иметь в виду, что учреждения профессионального религиозного образования могут создаваться только централизованными религиозными организациями.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»предусматривает:

«По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Данная норма определяет, что обучение детей религии организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, т.е. зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей. Родители могут обратиться к администрации государственного или муниципального образовательного учреждении (школы), где обучаются их дети, с просьбой о предоставлении религиозной организации возможности на базе этой школы проводить обучение детей религии. Администрация после рассмотрения этого вопроса в соответствии с уставом своей школы в случае положительного отношения согласовывает его с органом местного самоуправления, Причем это правило распространяется как на муниципальную, так и на государственную школу, учрежденную федеральным органом.

Из Закона следует, что администрация должна получить согласие органа местного самоуправления, после чего она устанав­ливает отношения с религиозной организацией, Эти отношения носят характер гражданско-правового договора. Очевидно, в нем должны быть закреплены вопросы пользования помещениями и имуществом, ответственности, могут быть и особые требования, например, к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиозной организацией.

Таким образом, в соответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство имеет обязанность и ответственность обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому комментируемое положение не дает права ни религиозному объединению вмешиваться в содержание и органи­зацию образовательного процесса в светской школе, ни администра­ции учебного заведения вводить обучение религии в сетку школьных занятий. Она лишь предоставляет возможность использовать помещения школы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы.

Таковы основные документы федерального уровня, предусматривающие регулирование вопросов религиозного и религиоведческого образования, обеспечения свободы совести в сфере образования. В них зафиксирован светский характер образования, предполагающий, что: школа (общеобразовательная и специальная) не формирует того или иного отношения к религии; в ней запрещено создание религиозных организаций, отправление религиозного культа; в процессе обучения и воспитания обеспечиваются свобода совести, информации, свободное выражение собственных мыслей, мнений, убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозных образовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебные заведения следующего уровня; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...