Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательные акты субъектов Российской Федерации     

 

Теоретически, эти акты должны быть основаны на Конституции РФ, федеральных законах, учитывать международное право и региональные особенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера.

Так, Закон Удмуртской Республики «О народном образовании»(принят в 1995 г.) содержит следующую норму: «Образовательные учреждения и органы управления народным образованием независимы от идеологических установок и решений партий, общественных движений и организаций; создание и деятельность в них организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается» 8. Светский характер образования обеспечивается, в соответствии с этим законом, как его содержанием, так и тем, что в государственных образовательных учреждениях не могут использо­ваться религиозная символика,

_______________________________________________________________________

8. Цитируется по текущему делопроизводству Администрации президента Республики Удмуртия (Ижевск, 1995).

обрядность и предметы культа.

Образовательные программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственные образовательные стандарты не предполагают обучения основам религии с церковно-богословских позиций. Религиоведческие элементы могут иметь место в курсах литературы, истории, иных гуманитарных предметов, либо могут выделяться в особую учебную дисциплину.

Из нормативных актов субъектов РФ становится очевидным, что их сильной стороной является ориентация на особенности области, края, республики, на их культурно-историческую самобытность, реальную национально-конфессиональную структуру. Однако это позитивное обстоятельство нередко перерождается в свою противоположность. Оптимальным решением в этом плане может быть лишь согласование федерального и регионального законодательств, приведение последнего в соответствие с первым.

 

2.3 Ведомственные и межведомственные правовые акты

 

К ним относятся: подзаконные акты, постановления, распоряжения руководящих органов управления государственной и муниципальной системами образования; договоры (соглашения) между центральными и региональными органами управления образованием и централизованными религиозными объединениями, их региональными структурами. Эти правовые документы выполняют для работников образовательной сферы функции практического руководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в области религии.

К числу таких документов относятся «Протокол о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации и Православным Педагогическим Обществом» (подписан 18 августа 1993 г.) и «Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви», подписанный 2 августа 1999 г. министром образования

 

В.М.Филипповым и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 9.

В преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие стороны решили подчинить свою деятельность следующим целям: обмен информацией, взаимодействие в учебно-методических вопросах, анализ и

обобщение накопленного опыта совместной работы в области духовно-

нравственного воспитания, выработка обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести и

религиозных объединениях.

 4 июля 1999 года Министерство образования направило в учебные заведения и органы управления образованием методическое письмо « О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образова­тельных учреждений» (№ 14-53-28). Это письмо обращает внимание на недопустимость нарушения как существующего законодательства, так и прав ребенка в сфере свободы совести, содержит рекомендации относительно форм обучения религии в помещении государственных и муниципальных образовательных учреждений, указание на права и обязанности администрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако в нем содержится ряд неточностей. Так, под обучением религии подразумевается все то же духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения. Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» характер, как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный» 10.

Анализ конституционно-правовых основ обеспечения свободы совести в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений позволяет прийти к следующим выводам.

В 90-е годы система образования получила довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение, в котором зафиксирован один из

основных принципов образования - его светский характер, что соответствует как современным тенденциям развития человечества, так и Основному закону

__________________________________________________________________________________

9. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.

10. Девина И. В., Скворцов Л. Там же.

Российской Федерации. Однако и в законодательстве и (в особенности) в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия.

Во-первых, отсутствует однозначное понимание термина «светский». Описательное его определение было дано в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий»(принят 25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящее время. В результате этого имеют место неоднозначность толкования принципа светского характера образования, вольные или невольные его искажения, что в

многонациональной и многоконфессиональной стране влечет за собой отрицательные последствия.

Во-вторых, имеются разночтения в определении возраста ребенка, в котором он правомочен выразить свое отношение к религии. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»«пограничный» возраст определен в 14 лет, в Семейном кодексе РФ - в 18 лет. Международная же конвенция о правах ребенка (1989 год) исходит из того, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии человек может в возрасте до 18 лет.

В-третьих, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»зафиксировано признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, хотя вместе с тем говорится и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Это обстоятельство, а также активность Российской Православной Церкви, поддержи­ваемая государственным аппаратом на разных уровнях, обостряет проблему взаимодействия государства и конфессий, ставит последние в неравное положение в вопросах образования и воспитания. Особенно убедительно об этом свидетельствует практика взаимоотношений Министерства образования РФ и РПЦ. Так, в феврале 1999 года в Министерстве образования по предложению Московской патриархии была создана светско-религиозная комиссия по образо­ванию, «которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма»11.

11.Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. - М., 1999.

От этой же комиссии ожидаются практические рекомендации, направленные на улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах.

Обобщая анализ конституционно-правовой базы обеспечения свободы совести в системе образования Российской Федерации, еще раз подчеркнем, что созданные в 90-е годы конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в государственной и муниципальной системах образования нуждаются в совершенство­вании. В еще большем совершенствовании нуждаются правоприменительная практика и следование требованиям Закона со стороны всех без исключения государственных структур и служащих.

Одновременно есть объективная необходимость создавать условия, при которых религиозные объединения получают возможность, не вмешиваясь в дела государства, осуществлять свое служение, вести образовательную и воспитательную деятельность в пользу своих адептов. В первую очередь это касается конфессий, имеющих многовековую традицию в России и поддерживаемых миллионами людей, испытывающих потребность в религии.

 

Заключение

 

На основании проделанной работы хотелось бы внести предложения по оптимизации политики обеспечения прав личности на свободу совести и по разграничению сфер ответственности государства и религиозных объединений в сфере образования.

Оптимизация ситуации в религиозном и религиоведческом образовании невозможна без учёта таких трёх важнейших аспектов, как правовой, культурно-идеологический и идентификация личности.

Относительно правового аспекта вопрос представляется предельно ясным: он зафиксирован в конституции РФ и состоит в том, что Россия–«светское государство». Следовательно, в государственной и муниципальной образовательной системе невозможно ни религиозное, ни атеистическое обучение.

Никакая религия в стране не может претендовать на положение государственной, главной или обязательной.

Все законодательство России 90-х годов однозначно отвечает на этот вопрос: «Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Обилие в России традиционных религий и нетрадиционных культов, многообразие политических позиций, занимаемых представителями даже одного вероучения, только подчёркивают необходимость неукоснительного соблюдения конституционно-правовых основ организации системы учреждений государственного и муниципального образования.

Аспект культурно-идеологический носит объективный характер, и никакие ранние попытки остановить его не приводили к успеху. Ни к чему хорошему не приведут и современные усилия свести проблемы духовного оздоровления общества к повышению уровня его религиозности. Пока что они вели только к клерикализации государства, особенно заметно проявляющейся в области образования и культуры. Для оптимального ответа на вопрос, преподавать ли знания о религии в государственных и муниципальных учебных заведениях разного типа, было бы целесообразно вывести его обсуждение за рамки идеологического противостояния и рассмотреть его социокультурные, этические, педагогические аспекты.

Наконец, следует обратить внимание на необходимость обеспечения интересов и конституционных прав ребёнка, на его свободу совести и вероисповедания, имея в виду то, что родители отдают детей в государственную или муниципальную, а не в конфессиональную школу.

Для совершенствования религиоведческого образования целесообразно предпринять следующие меры:

1. В государственной и муниципальной школе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса, актуализации его гуманитарной составляющей.

2. Активизировать усилия высшей школы по подготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе в области истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии на школьных уроках.

3. Оснастить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиями и учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образования определяется в основном двумя источниками знаний: результатами академических исследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами, представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы эти материалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятых личных точек зрения.

Существенную роль также могут сыграть СМИ, в частности ТВ, которое могло бы возобновить учебное вещание, в том числе по проблемам религиоведения.

4. Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований, выполняемых институтами науки и образования.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.

2. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999.

3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996.

4. Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31 июля 1995.

5. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. М., 1990-№21.

6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997.

7. Конституции государств Восточной Европы: Учебное пособие. – М., 1996.

8. Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.

9. Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989.

10. Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.

11. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. М., 1999.

12. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...