Значение режима содержания с зоопсихологической точки зрения
Воспитание семейной собаки подразумевает тщательное регламентирование ее поведения во множестве повседневных бытовых ситуаций, в первую очередь – в тех, которые связаны с собственными потребностями собаки. Это обусловлено тем, что хозяин обязан определить те условия, к которым собака вынуждена активно приспосабливаться, вырабатывая эффективные формы поведения. Этим и определяется в дальнейшем удовлетворенность общением с собакой. Кормление, прогулки, домашние игры, режим активности и отдыха предоставляют богатые возможности для воздействия на поведение собаки через возможность или невозможность удовлетворения ею своих потребностей. Естественно, что наибольшую роль при этом играют насущные биологические мотивации первого и второго порядков, реализуемые в перечисленных видах деятельности. Разумный рацион собаки, учитывающий ее потребности в обменной энергии, питательных веществах, минералах, витаминах и микроэлементах, поддерживает не только физиологическую, но и психологическую норму. Например, самой распространенной ошибкой владельцев собак и кошек является избыточное кормление животных белковой пищей (мясом, рыбой, молочными продуктами), нарушающее жизненно важное соотношение количества ионов кальция и фосфора в организме и приводящее к дисбалансу процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Так, хозяева щенков полагают, будто кальцинированный творог содержит достаточное количество кальция, чтобы уравновесить фосфор, поступающий с другой пищей, и забывают о преобладании фосфора в самом твороге. Вместе с тем резко недооценивается потребность собаки в клетчатке и растительных белках.
Еще одно популярное заблуждение владельцев щенков (даже при наличии опыта выращивания) состоит в переоценке потребностей щенка в витаминах, минеральных веществах и микроэлементах. Это приводит к тому, что собаке в произвольных количествах скармливаются самые разнообразные (и не всегда качественные) витаминно-минеральные комплексные препараты и пищевые добавки, травяные сборы неизвестного состава, препараты из водорослей и морепродуктов. При всей ценности подобных препаратов необходимо тщательно следить за тем, чтобы их состав и дозировки соответствовали реальным потребностям щенка. Перечисленные заблуждения нередко приводят к нарушениям обмена веществ, в том числе, по веществам, непосредственно влияющим на состояние психики. Наиболее часты такие последствия, как нарастание возбудимости и даже судорожные состояния при гипокальциемии; гипер- и гиповитаминозы (при переизбытке одних витаминов и недостатке других); нарушения мышления и моторики при железодефицитной анемии. Поэтому одной из важных задач зоопсихолога как врача является проверка и баланс рациона, особенно для щенка и молодой собаки, с учетом особенностей породы и периода морфологического развития. Если у зоопсихолога нет соответствующей подготовки, то в ряде случаев необходимо направлять собаку на клиническую диагностику и консультацию ветеринарного врача. Особого внимания зоопсихолога заслуживает кормление собак сухими и консервированными готовыми кормами, ставшее популярным в последние годы. Оставляя в стороне диетологические и физиологические аспекты этого питания, заметим, что сухие корма, представляющие собой спрессованный порошок или (при размачивании) жидкую мелкодисперсную кашицу, существенно нарушают тип питания, свойственным хищникам. Консервированные корма представляют собой сильно переваренное и измельченное мясо, слишком мягкое для нормального питания хищника. Элементарные акты приема пищи (отрывание, разжевывание и заглатывание крупного куска) становятся невозможны, и эти искажения пищевого поведения нередко приводят к обострению других поведенческих проблем.
Многие (если не все) готовые корма для животных содержат аттрактанты (привлекатели), обеспечивающие активное потребление собакой именно этих кормов и отказ от естественного рациона. Уже само по себе использование аттрактантов нарушает естественные мотивации животного, порождая аномальный аппетит, а зачастую и жадность к еде. Впоследствии эти факторы становятся основой преобладания эгоистических мотиваций и (при соответствующих условиях) создают почву для возникновения комплекса сверхценности. Но в дополнение к этому вещества – аттрактанты могут непосредственно влиять на психику, создавая фоновое возбуждение центральной нервной системы. Результатом такого постоянного фармакологического воздействия становится возбудимость, повышенные активность и реактивность поведения при недостаточной стабильности. Кроме того, состав готовых кормов разрабатывается фирмами – производителями на основе данных, полученных на собаках вольерного содержания (обедненная среда), и никак не учитывает психические нагрузки животного в естественной (нормальной) среде. Можно с уверенностью предполагать, что однообразное и далекое от природного типа питание приводит к постепенному угашению механизмов адаптации, что губительно сказывается не только на состоянии организма, но и на психологической и поведенческой приспособляемости собак. Кроме непосредственного влияния на обмен веществ и физиологическое состояние организма, рацион и моцион собаки во всех случаях представляют собой мощное и общедоступное средство воспитательного воздействия. Будучи связано с наиболее приоритетными мотивациями выживания, кормление собаки предоставляет возможности не только для укрепления пищевой зависимости животного от хозяина, но и для реализации простейших воспитательных мероприятий. Суть здесь состоит в том, что смысл пищедобывательного поведения животного резко изменяется в процессе доместикации. Не добывая пищу самостоятельно, собака должна "зарабатывать" ее у человека. Кроме того, при организации кормления собаки следует обращать внимание и на естественные стереотипы пищевого поведения хищника – в противном случае психика животного страдает разного рода нарушениями. Поскольку многие полезные формы поведения домашней собаки основаны именно на пищедобывательном поведении, то ошибки в кормлении чреваты последующими аномалиями других видов поведения.
Собака не должна испытывать тревоги за пищу – так исключается возможная пищевая конкуренция, подрывающая доверие животного к хозяину и искажающая основы стайных отношений. Это означает, что приемы, основанные на попытках отнять у щенка миску с едой, не применимы ни в каких целях! В то же время собака уже с самого раннего времени должна быть заинтересована в еде и постоянно знать, что получает пищу только по воле человека и из его рук. Так хозяин становится для собаки владельцем и распорядителем самого главного из всех жизненных благ. Эта пищевая зависимость животного от человека и лежит в основе нормальных отношений "вида-лидера" и "ведомого вида", как бы замещая факторы приспособления, действующие в дикой природе. Поэтому совершенно необходимо постоянно поддерживать эту зависимость, "напоминая" о ней собаке в процессе кормления. Это достигается так называемым " кормлением по правилам ", которому щенка следует обучать, начиная со второго месяца жизни (подзыв к еде вырабатывается раньше, в процессе прикармливания). Каждое кормление (у щенка до 6 раз в день, у взрослой собаки 1-2 раза) представляет собой короткое, но эффективное воспитательное занятие. Прежде всего, необходимо тщательно следить за тем, чтобы собака не была перекормлена, чтобы она не имела возможности капризничать, выбирать любимую пищу и, тем более, отказываться от еды. Эти ошибки очень часто встречаются у недостаточно сведущих хозяев. Особо характерно перекармливание для тех ситуаций, когда животное подобрано на улице, взято из плохих рук или перенесло заболевание желудочно-кишечного тракта, связанное с исхуданием. В этих случаях хозяин эмоционального типа (именно такие люди чаще всего активно спасают собак) годами (!) стремится возместить своему любимцу прежнее недоедание, стараясь накормить как можно более обильной и вкусной пищей, а нередко и переводит собаку на рацион, никоим образом не свойственный этому виду.
Из практических и зоопсихологических соображений наиболее целесообразно приурочить кормление собаки не к фиксированному времени по часам, а к утренней и вечерней прогулке, время которой определяется образом жизни хозяев. Этот режим способствует согласованию распорядка основных событий с точки зрения его жесткости или гибкости. Если щенка во время приучения к чистоте выносят на улицу после кормления, то для взрослой собаки практичнее и полезнее такой режим, в котором кормление следует после прогулки. Наиболее разумно переводить собаку на такой режим в возрасте молодняка, то есть после шести месяцев. Этим обеспечивается необходимый режим работы желудочно-кишечного тракта, предотвращаются возможные осложнения, связанные с механическими рывками (особенно важно для немецких овчарок и догов). Не последнюю роль с воспитательной точки зрения играет и возможность легко увести собаку с прогулки домой. Миска с пищей ставится собаке на несколько минут, после чего не съеденные остатки убираются, а обычная порция сокращается на то количество пищи, какое осталось недоеденным. Отнимать миску у собаки во время еды строго запрещается, а при необходимости забрать миску подается команды "Дай" или (хуже!) команда "Фу!". Если собака не заинтересована в еде, не торопится есть, отходит от миски, отказывается от доброкачественной пищи, то миска убирается, а в следующее кормление собаке предлагается пища того же состава. Уговаривать собаку поесть или приводить ее к кормушке силой ни в коем случае нельзя. Оставлять пищу стоять в ожидании, когда собака проголодается и поест по своему желанию – грубейшая ошибка, которая не только подрывает основы пищевой зависимости от хозяина, но и нарушает глубинные пищевые стереотипы хищника. Причина этого состоит в том, что в природе хищнику пища не доступна постоянно (как, например, травоядным животным), а следовательно, возможность немного поесть в произвольное время противоречит основам пищедобывательного поведения и приводит к его существенным аномалиям. Первым и наиболее очевидным проявлением этих нарушений становится дальнейшее ухудшение аппетита и нарастающие капризы в еде.
Перед кормлением собака (щенок – примерно с полуторамесячного возраста) усаживается или укладывается перед кормушкой. Позволять собаке срываться с места без разрешения хозяина, бегать вокруг, мешать приготавливать пищу совершенно недопустимо! Собака наблюдает, как хозяин ставит миску, и приступает к еде только с явно выраженного разрешения человека ("Можно", "Ешь" и тому подобные бытовые команды). Интервал времени между установкой миски и разрешением есть составляет сначала 3-5 секунд, но впоследствии постепенно увеличивается до минуты-полутора. В ряде случаев (при недостаточном подчинении собаки хозяину) можно ввести выполнение одной-двух промежуточных команд ("Стоять", "Лежать"), учитывая вероятность их выполнения. Подавать команду, которая не будет выполнена, нельзя. При этом необходимо поощрять собаку словами ("Хорошо", "Молодец" и т.п.), тщательно следя за тем, чтобы похвала не служила отменой команды и сигналом к началу еды. При соблюдении этих правил значительно облегчается установление нормальных отношений между хозяином и собакой, а также выработка основных навыков общего послушания и выдержки. В щенячьем возрасте очень полезно трогать и гладить во время еды, прикасаться к миске, добавлять привлекательные кусочки, ворошить рукой еду. В возрасте молодняка при нормальном развитии отношений полезно иногда (но не часто) ненадолго забирать у собаки миску, чтобы добавить в нее немного вкусной пищи и сразу же вернуть собаке. Это делается с использованием команды "Дай", которая должна быть выработана в других обстоятельствах. Любые протесты молодой собаки пресекаются командой "Сидеть". Конфликты, воспринимаемые собакой как конкуренция за пищу, совершенно недопустимы. Этим одновременно закрепляются представления о неограниченных правах хозяина – межвидового Вожака, но с другой стороны – доверие и уверенность в его покровительстве и доброте, что закладывает основу для баланса подчинения и привязанности. Кормление можно использовать для скорейшего установления контакта с недоверчивой собакой, взятой из других рук или найденной на улице. В этом случае хозяин оставляет кусок привлекательной для собаки пищи, чтобы под конец еды подложить его в миску. Рука хозяина приближается к миске только для того, чтобы добавить в нее что-то вкусное. Позже разрешается трогать и гладить собаку во время еды. Отбирать миску у собаки до полного установления отношений с хозяином (при самых благоприятных условиях это происходит не раньше, чем через месяц) строго запрещается. При повышенной возбудимости собаки, нарушениях ночного сна и т.п. весьма полезно следить за тем, чтобы основная порция мясной пищи давалась собаке в последнее кормление перед сном, чем обеспечивается более физиологичный режим пищеварения и спокойный сон. Если собака испражняется ночью, то к этой рекомендации добавляется еще и совет сократить количество жидкости и клетчатки в вечернем кормлении. При необходимости рекомендуется все вечернее кормление заменить порцией грубого мяса, жил и хрящей. Кроме того, во многих случаях следует обратить внимание на длительность ночного перерыва между прогулками и кормлениями. Нормальная длительность ночного отдыха собаки составляет около 6-8 часов. При нарушениях сна неполноценный ночной отдых создает основу для постоянного перевозбуждения центральной нервной системы. Результатом этого становится повышенная возбудимость, увеличение активности и реактивности поведения с одновременным угнетением аналитического и стратегического мышления и опасностью чрезмерного закрепления нежелательных поведенческих доминант. Огромное значение в развитии психики щенка и поддержании психической активности взрослой собаки играют прогулки, представляющие собой единственный источник незаменимой информации о внешнем мире и событиях, происходящих в нем. Начинать прогулки со щенком необходимо в возрасте первичного накопления фактографической информации и формирования логических структур, то есть, во втором месяце жизни (см. раздел 2.2). По экспериментальным данным [7] ориентировочное поведение щенка, соответствующее формированию фактографического уровня, после 40-45 дня жизни сменяется более активным исследовательским поведением, которое отвечает уже формированию стереотипных поведенческих программ – способов взаимодействия с объектами. Поскольку активизация и выработка стереотипов поведения определяется накопленными сведениями о среде обитания, то к этому возрасту щенок должен уже обладать знаниями не только о домашней среде, но и об объектах и событиях внешнего по отношению к дому мира. Необходимость прогулок в раннем возрасте (начиная со второго месяца) диктуется также и таким важным аспектом развития, как пространственное восприятие. Наиболее распространенная ошибка как владельцев собак, так и кинологов, руководящих выращиванием собак, состоит в отказе от прогулок до того времени, когда щенку будут сделаны все прививки и выдержаны сроки карантинов. Нередко владельцы собак выносят щенка на улицу на руках или за пазухой, считая, будто для общего развития ему необходим свежий воздух, но не понимая, насколько это ограничивает возможности развития психики. Тем самым обеспечиваются условия ранней сенсорной, двигательной и эмоциональной депривации, существенно осложняющие дальнейшее развитие психики. Не умаляя значения профилактических прививок для предупреждения опасных заболеваний, выскажем лишь соображения, касающиеся возможного недоразвития психики. Сенсорная депривация в раннем возрасте приводит к нарушениям в развитии анализаторов, смещая правильные соотношения каналов поступления информации. В частности, недостаток тактильной и обонятельной информации приводит к аномальному повышению роли аудиального (слухового) канала доступа к психике. Поскольку у щенка раннего возраста преобладает тактильное и обонятельное восприятие, то для полноценного освоения информации об окружающей среде ему необходимо во время прогулки самостоятельно ходить по земле, нюхать и трогать различные предметы, а уже затем осматривать их, развивая зрительный анализатор. При отсутствии доступа к тактильной и обонятельной информации, при ограничениях на доступ к зрительной информации (высота человеческой груди) единственным активно функционирующим информационным каналом становится слуховой анализатор, который начинает развиваться чрезмерно активно. Впоследствии это приводит к широко распространенной аномалии психики, выражающейся в боязни громких звуков. Критически важным последствием нарушения режима прогулок в раннем возрасте нередко становятся аномалии пространственного восприятия, особенно у собак крупных пород. Страдает также и развитие координации движений, вестибулярного аппарата и т.п. Важную роль играет также и недостаточное развитие моторики. Причина этого явления состоит в том, что сопоставление пространственных масштабов и способность к ориентации в пространстве могут развиваться только при самостоятельном передвижении – с учетом размеров собственного тела, скорости передвижения, а также бинокулярного и бинаурального восприятия. В силу неадекватного пространственного восприятия осложняется развитие тех форм поведения, которые требуют способности к определению направления и выработки стратегий оптимального движения. Впоследствии это недоразвитие восприятия и стереотипов естественным образом влечет за собой существенное ограничение рабочих качеств собаки. Кроме того, для развития психики важен также масштаб восприятия отдаленных объектов и определение расстояния до объекта. Зрительные образы, наравне с пространственными соотношениями и восприятием перспективы, анализируются любым живым существом по сравнению с размерами своего тела, а это становится возможным только при самостоятельном перемещении в пространстве и непосредственном контакте с объектами. Эти возможности зрительного анализатора непосредственно влияют на развитие аналитического мышления субъекта. Недоразвитие зрительного анализатора существенно снижает и способность к распознаванию образов, которая обеспечивает в дальнейшем эффективность процесса принятия решений. При постоянном пребывании только в домашней в обедненной среде ("тюремные условия содержания", по терминологии работы [7]) психика собаки адаптируется к ней как к нормальной. Это означает, что нормальный режим психической деятельности (см. раздел 10.1) переходит для индивидуума в экстремальный, что существенно повышает вероятность хронических эмоциональных стрессов). Собственно говоря, в условиях информационной недостаточности и депривации любая прогулка с большой вероятностью влечет за собой экстремальные психические нагрузки, которые приводят затем к необходимости сброса стрессового напряжения и включают некоторые формы стрессового поведения с образованием соответствующих доминант. Этому способствует и повышенная потребность в двигательной активности, не удовлетворяемая без достаточно продолжительных прогулок. В результате формируется острая реакция на любые психические перегрузки, которая в дальнейшем нередко приобретает форму адаптивного невроза. Этот механизм образования адаптивного невроза действует в любом возрасте собаки, однако, понятно, что влияние его тем сильнее, чем менее развита психика. Кроме того, у щенка второго месяца жизни наиболее активным уровнем СИМ является именно стереотипный уровень, что особо способствует прочному закреплению невротических стереотипов. При общепринятой технологии выращивания сроки первых прогулок со щенком чаще всего приходятся на четвертый-пятый месяцы жизни, то есть, на возраст страхов, когда эмоциональный отклик на события и вероятность стрессов максимальны. Снизить остроту переживаемых щенком стрессов (уменьшить значения факторов N и I) можно главным образом за счет хорошего развития фактографического и стереотипного уровней СИМ, то есть, за счет подготовки к восприятию информации. Поэтому к возрасту страхов щенок обязан обладать максимально доступной информацией обо всех средах, для которых нужно выработать адекватное стереотипное поведение. В противном случае складывается ситуация, называемая " синдромом ранней депривации " (СРД), приводящая во взрослом возрасте к утрате полезных качеств и к аномалиям поведения, существенно осложняющим содержание собаки. Хронические стрессы, в свою очередь, оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья собаки. Прогулки в раннем возрасте в высшей степени положительно влияют на становление контакта щенка с хозяином, поскольку именно незнакомая среда и отсутствие адекватных стереотипных форм поведения предоставляют человеку максимум возможностей для проявления защиты и покровительства по отношению к щенку. Кроме того, в этом возрасте работает и такой мощный биологический механизм, как импринтинг (запечатление). Суть этого явления, выраженного у многих видов животных, состоит в том, что детеныш в самом раннем возрасте (например, птенец – сразу после вылупления из яйца) прочно запечатлевает в памяти первое же живое существо (и даже его неодушевленную имитацию), которое воспринимает сенсорно. Этому существу приписывается роль матери и детеныш стремится неотлучно следовать за ним и постоянно наблюдает за его поведением. Следует заметить, что роли матери и детеныша – это первые социальные роли, доступные восприятию и осознанию щенка, а поэтому именно они становятся основой дальнейшего формирования представлений о социальных структурах. Следовательно, импринтинг на человека позволяет хозяину играть важнейшую покровительственную и обучающую роль в жизни животного, что существенно облегчает дальнейшее управление поведением собаки и становление стайных отношений. Конрад Лоренц, изучивший явление запечатления, показал, что этот механизм, действуя во внешней среде, обеспечивает не только безопасность детенышей, но также максимально эффективный сбор информации о внешнем мире и оптимальное формирование стереотипных форм поведения. Детеныш псовых хищников, после месячного возраста выйдя из логова, начинает вместе с матерью бывать в обычной для этой популяции среде, видит наиболее типичные ситуации и научается (пассивно, путем наблюдения за поведением старших и активно, под руководством матери) стереотипам поведения, адекватным той или иной реальной ситуации. При этом работает механизм естественного частотного анализа: наиболее прочно закрепляются те формы поведения, которые соответствуют самым типичным и часто повторяющимся ситуациям. В этом состоит незаменимая роль явления импринтинга для правильного развития психики любого животного. Конрад Лоренц установил, что действие импринтинга у собаки заканчивается в третьем месяце жизни, что совпадает со сроками формирования стереотипного уровня СИМ. Следовательно, при позднем начале прогулок пропускаются естественные сроки действия импринтинга. Практические последствия этого сказываются, в первую очередь, в затруднении выработки подхода на подзыв. Менее очевидные последствия, остающиеся не замеченными хозяевами собак, состоят в затруднении формирования нормальных социальных отношений (даже внутривидовых!) и в недостаточной активности стереотипного уровня. Можно с уверенностью утверждать, что для собак, не выходивших на прогулки во втором месяце жизни, характерны сложности в дрессировке и обучении (хотя причины этого более многообразны и не сводятся только к действию импринтинга). Вместе с тем во время прогулок нельзя допускать (особенно у щенков и молодняка, а также у сильно возбудимых взрослых собак) переутомления и информационных перегрузок. При появлении признаков усталости необходимо изменить режим прогулки: если собака устала физически, следует предложить ей более спокойное занятие с информационной нагрузкой (например, упражнения, ориентированные на поиск предметов и распознавание образов). При информационной и/или эмоциональной перегрузке имеет смысл переключиться на упражнения на снарядах или на ходьбу, обеспечивая тем самым плавный выход из экстремального режима психической деятельности. Следует помнить, что двигательная активность, с одной стороны, позволяет собаке естественным образом избавиться от стрессовых напряжений, но, с другой стороны, может и наращивать возбуждение, что может приводить к эмоциональной неустойчивости. Поэтому необходимо разумно сочетать в пределах одной прогулки разные виды деятельности, предусматривая более или менее оптимальный баланс возбуждения и торможения и тренируя адаптивные возможности психики (нормальный режим психической деятельности). С этой точки зрения следует осторожно относиться к весьма популярным у многих владельцев собак играм с палочкой, с мячиком или с апортировкой игрушки. В таких играх развивается импульсный режим возбуждения, но торможение не тренируется, и это способствует нарастанию общей возбудимости центральной нервной системы. Даже в том случае, если апортировка входит в породные стереотипы поведения собаки, упражнения такого рода полезно выполнять с выдержкой, т.е. с паузой между броском предмета и пуском собаки. Полезнейшим компонентом прогулки, обеспечивающим одновременно и физический, и психический тренинг, является так называемое "выхаживание". Это упражнение выполняется на улице, в реальной среде. Собака при этом идет на поводке, а хозяин чередует команды "Рядом" и "Вперед", добиваясь при этом движения на ненатянутом поводке или выхода вперед с небольшой физической нагрузкой. Скорость движения может меняться. В процессе выхаживания мускулатура собаки тренируется таким образом, что этим обеспечивается хорошая физическая форма и экстерьерное развитие (линия верха, грудь, постав и движения задних ног). Одновременно эффективно отрабатываются послушание и необходимые дисциплинарные навыки. Не последнюю роль играет и порядок применения команд и навыков, соответствующих реальной ситуации и требованиям хозяина, что способствует формированию желательного сложного поведения. Таким образом достигается более активное взаимодействие с хозяином, совершенствуется тип контакта, определяются совместные критерии поведения и нормы ситуативных реакций на те или иные события. Если выхаживание происходит в условиях реальной городской среды, то оно предоставляет прекрасную возможность для приучения собаки к естественным раздражителям (прохожие, транспорт, другие животные и т.п.) и к естественной динамике событий. Тем самым осуществляется тренировка механизмов адаптации, отвечающая нормальному режиму психической деятельности. Это особенно важно для собак, выращенных в условиях большей или меньшей депривации или в обедненной среде (например, на даче). То же применяется как корригирующий прием при низкой адаптивности поведения, а также для собак с недостаточно развитым критериальным уровнем СИМ и, как следствие, отличающихся недостаточно гибким выбором форм поведения. Наиболее целесообразно начинать тренировочное выхаживание с 10-20 минут (для щенков, молодняка и неподготовленных взрослых собак), затем продолжительность его постепенно увеличивается и может достигать 1-3 часов (в зависимости от породы). Выхаживание начинается только после того, как собака освободит мочевой пузырь и кишечник. Контролем эффективности и продолжительности выхаживания служат признаки физической усталости (замедление хода, опущенная голова и/или хвост, учащенное дыхание, пыхтенье, сопенье) и психической перегрузки ("приплясывание" или стремление забегать вперед, поворачиваясь к хозяину, и играть с поводком). У очень послушных собак усталость может выражаться едва заметным замедлением движений и изменением постава ушей. Стремление сесть и отказ идти дальше говорит об очень сильной усталости. При появлении признаков усталости или перегрузки необходимо предоставить собаке отдых: зайти в ближайшее место, подходящее для свободного выгула, и отпустить собаку по команде "Гуляй". После 10-20 минут отдыха можно опять взять собаку на поводок и вернуться домой в том же режиме выхаживания. При необходимости стабилизации психической деятельности одна из прогулок может иметь тренировочный характер. Ее организация с точки зрения чередования возбуждения и торможения должна соответствовать особенностям индивидуального склада психики. Для собак с повышенной возбудимостью и высокой двигательной активностью рекомендуется активное начало тренировочной прогулки (свободный пробег, упражнения на снарядах и подвижные игры), затем упражнения на ходьбу и переход к выхаживанию. Заканчивается тренировочная прогулка более спокойными играми и дисциплинарными упражнениями на месте. Для флегматичных и несколько заторможенных собак лучше начинать тренировочную прогулку с упражнений на ходьбу по команде "Рядом", затем включать в них перемены темпа и команду "Вперед". Продолжается тренировочная прогулка выхаживанием, а потом собаке предоставляется возможность побегать. Упражнения на снарядах выполняются на пике активности собаки, а дисциплинарные упражнения завершают тренировку. В любом случае упражнения должны заканчиваться теми, которые собака выполняет наиболее успешно и охотно. Общая с хозяином радость по поводу успешной работы служит наилучшим стимулом к продолжению тренировок. Особого внимания заслуживают прогулки без поводка, которые практикуют, как правило, хозяева некрупных и спокойных собак, недооценивая роль поводка и считая его только средством принуждения собаки. Необходимо помнить и разъяснять хозяину, что поводок играет для собаки роль вещественной связи с партнером, упрочивающей социальные отношения с человеком. Собака, будучи взята на поводок, ограничена в самостоятельных действиях, а поэтому вождение на поводке способствует ориентации собаки на действия хозяина и активизирует выработку совместных стратегий поведения. Вместе с тем наличие поводка с правильно подобранным ошейником обеспечивает активное управление поведением собаки и возможность вмешательства в ее действия. В то же время наблюдается и обратная крайность – многие хозяева, не доверяющие своим собакам, никогда не отпускают их с поводка, постоянно закрепляя несамостоятельность и ослабляя доверие собаки к себе. В этих условиях осложняется развитие стратегического мышления у собаки. По тем же причинам, связанным с ограничением поведенческих возможностей, собака с недостаточно развитым стратегическим мышлением нередко становится более недоверчивой к посторонним (как собакам, так и людям), а одновременно повышаются активность и реактивность поведенческих реакций. Это может приводить к драчливости с собаками или к неспровоцированной агрессии по отношению к людям. Это поведение собаки нередко активизируется бессознательными провокациями со стороны хозяина (а особенно – хозяйки!) – натяжение поводка (обычно с парфорсным ошейником), резкий и высокий крик (у женщины доходящий до визга) усиливают тревожные ожидания собаки и усугубляют проявления агрессии. В тяжелых случаях проблема может обостряться вплоть до агрессии самозащиты даже по отношению к субъектам, находящимся на значительном расстоянии (" поиски врага "). Практически важной "мелочью" в образе жизни собаки является вопрос о ее "месте", которое обеспечивает покой и отдых центральной нервной системы, естественную релаксацию после дневных нагрузок. Очевидно, что для того, чтобы полностью соответствовать потребностям собаки, должно воспроизводить основные свойства логова псовых хищников в природе. Главным из этих свойств является защищенность и полный покой. Отсюда вытекают те общие требования, которые указаны в кинологических руководствах: "место" собаки не должно находиться на проходе, у окна, в общей комнате. Наличие спокойного и защищенного "места" существенно снижает уровень тревожных ожиданий собаки и способствует, в частности, устранению фобий, трусости, " неврозов одиночества ". Очень часто хозяева собаки полагают, что собака сама выбирает себе место где-нибудь на проходе, откуда она может наблюдать за жизнью семьи и событиями, происходящими в квартире. Такой "наблюдательный пункт" действительно необходим собаке, особенно – занимающей ответственный социальный ранг. Однако это место не может обеспечить покоя, достаточного для психической релаксации и восстановления нормального режима функционирования психики. Следовательно, несмотря на выбранный собакой наблюдательный пункт, совершенно необходимо предоставить ей и более защищенное "место" для ночного сна, аналогичное естественному логову. Большое значение для поддержания нормальных стайных отношений между собакой и хозяевами имеет общая "зона безопасности" и, в частности, общее с людьми "логово". Это связано с тяготением социальной структуры собак к семейной, при которой социальные связи предполагают совместное обитание в одном жилище. При этом расположение членов сообщества внутри жилища тоже не является случайным. По причинам, связанным с коллективной безопасностью, осуществлением сторожевых и охранных функций, защитой слабейших членов сообщества, местонахождение каждого члена стаи в пределах "зоны безопасности" обусловлено его функциями. Общие правила расположения в "зоне безопасности" предусматривают, что наиболее ответственные члены стаи размещаются на ночлег "на передней линии обороны", то есть на периферии "зоны безопасности", смежной с общей "зоной уверенности" семьи. Это Вожак и Воины, к которым может присоединяться и Старшая Сука. Вожак или Старший Воин время от времени (но не постоянно!) может находиться вне "зоны безопасности", в той части "зоны уверенности", которая непосредственно примыкает к логову, то есть - перед самым входом в него. Тем самым наиболее ответственный член стаи как бы совмещает возможности релаксации и наблюдения за внешней средой. Однако, следует иметь в виду, что при наличии тех или иных аномалий и стрессовых напряжений нервная система собаки подвергается при этом интенсивным нагрузкам, не получая достаточного покоя и отдыха. Во внутренней части логова располагаются Матери и молодняк, а Щенки и Инвалиды, нуждающиеся в максимальной защите и заботе со стороны всех ответственных членов семьи, находятся в наиболее укромном месте, в самой глубине логова. При определении расположения собаки в квартире целесообразно исходить из этих же принципов, естественным образом воспроизводящих биологически обусловленные закономерности. Поэтому весьма серьезной (хотя и очень распространенной) ошибкой является устройство постоянного "места" собаки в прихожей или коридоре – то есть, в нежилой зоне, не относящейся, с точки зрения собаки, к "зоне безопасности", в которой должно находиться логово. Даже в том случае, когда "место" организовано в проходной общей комнате, где не спит никто из членов хозяйской семьи, его лучше располагать у самых дверей спальни. Это допустимо, когда речь идет о крупной собаке охранного назначения, поскольку соответствует функционально обусловленному расположению Воина и поддерживает социальную самооценку собаки. Если место крупной охранной собаки, от
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|