Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиция в дизайне рекламы




Проектирование дизайн-объекта невозможно без идеи, которая через композиционные поиски будет находить то или иное образное воплощение. Цель композиции в проектной деятельности — создание дизайн-образа. Можно сказать, что композиционное решение в дизай­не имеет первоочередное значение и заслуживает самого внимательно­го рассмотрения. Овладение дизайнерской деятельностью невозмож­но без изучения теории композиции.

Термин «композиция» стал регулярно употребляться с эпохи Воз­рождения. «Композиция - построение, внутренняя структура произве­дения (подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов организующих идейно-художественное целое)» [23, с. 269]. Как отмечает Е. А. Грегорян: «Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание» [6]. «Сюжет отождествляют иногда с композицией, что, конечно, неверно и уводит в размышления литературные, а не пластические. Один и тот же сюжет может решаться композиционно по-разному» [7, с. 166].

Поскольку объекты графического дизайна могут представлять со­бой двухмерное и трехмерное визуальное решение, то диапазон композиционных построений достаточно широк. Выделяют следующие ви­ды композиций:

плоскостная — композиция, состоящая из элементов, не высту­пающих над плоскостью. В данном случае общее решение заключено в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, а глубина выражена неявно (см. рис. 10.1—11.33).

объемно-пространственная — композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Такая ком­позиция рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон и ее

разительность зависит от угла зрения (рис. 11.34—11.35).


 
 


 


Рис. 11.34. Объемно-пространственная

конструкция в виде увеличенного

макета кубика MAGGI


Рис. 11.35. Сложная объемная металлоконструкция


глубинно-пространственная — композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены. Данная компо­зиция может рассматриваться со всех сторон (рис. 11.36).

Работа над композицией начинается еще до создания визуального изображения, т.е. в процессе мыслительной работы дизайнера. Форму­лировка идеи организует композиционные поиски будущего объекта в сознании дизайнера, который стремится найти оригинальные образы и выразительные средства, раскрывающие идею будущего объекта, воздавая композиционное решение объекта, дизайнер должен учиты­вать особенности его психологического воздействия: эмоциональ-

 

 

 

 

Рис. 11.36. Декоративное оформление интерьера торгового зала полноцветными постерами

ность, которая создается через общую композиционную структуру объекта, включая ее цветность, и ассоциативность, когда зритель нахо­дит связи воспринимаемого объекта со своим предыдущим опытом. Дизайнер пытается через композиционное решение воздействовать на ум и эмоции зрителя.

Кроме того, при создании композиции дизайнер должен учиты­вать психофизиологические особенности восприятия. Одновременно человек может воспринимать не более семи элементов. Под элементом композиции понимается ее составная часть, ограниченная одним или несколькими замкнутыми контурами. Принцип цельности в много­элементной композиции сохраняет позиции основного. Для его реали­зации необходимо объединять отдельные элементы в группы, при этом созданные таким образом группы не должны нарушать соподчиненность и «спорить» с главным ее элементом. Многоэлементной может быть как плоская композиция, например оформление печатного тек­ста, включающего различные типы иллюстраций, так и глубинно-про­странственная, где дизайн-графика представляет собой единый комплекс с окружающим пространством. Созданию цельной много­элементной композиции способствует ограниченное использование материалов, цвета, форм и т.п. Это не создает ощущения перенасы­щенности.

Любая материальная форма представлена совокупностью ряда свойств: пространственностью, массивностью, геометрическим строением с характерными особенностями линий, фактуры материала и т.п. Эти свойства представляют собой визуальные особенности строения рекламного объекта, определяют его целостность. Для успешного проектирования эстетически выразительной формы необходимо владеть средствами и приемами композиции.

Развитие дизайна способствовало разработке подходов к проекти­рованию выразительных объектов. Но не существует правила, выпол­нение которого обещает высокий результат проектного процесса. Само мышление дизайнера, предполагающее креативность, определя­ет необходимость творчества и постоянного поиска новых способов создания оригинальных и выразительных объектов. Но, тем не менее, практическая деятельность способствовала выработке определенных принципов, создающих возможность достижения более значительного результата проектирования.

Как отмечает А. Дейнека: «Под композицией понимают цельность произведения, его, пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием» [7, с. 166]. Целостность объекта, т. е. единство формы и содержания, является принципом организации композиции, а средства и приемы композиции реализуют собой существенные осо­бенности проектируемого объекта, его творческое исполнение. Как отмечает В. Т. Шимко: «Целостность объекта проектирования в дизай­не — органическое единство воспринимаемых потребителем эмоцио­нальных и прагматических впечатлений, характеризующих произведе­ние дизайнерского искусства. Здесь они образуют ансамбль — согласо­ванность, стройность частей единого целого [...] Преодоление несоот­ветствий, сведение внешне несводимого в целостность и есть цель и искусство композиции» [26, с. 100].

Использование композиционного средства не является обязатель­ным в каждой композиции, и любое из средств может охватывать лишь часть элементов композиции. «Но, — как отмечает архитектор П. Кудин, — должны существовать такие связи между элементами компози­ции и их признаками, которые, во-первых, должны присутствовать в любой композиции, а во-вторых, должны охватывать все ее элементы, такие связи называются принципами композиции» [13, с.1].

Выделим следующие принципы композиционной ор­ганизации;

— повторение целого в его частях (единство по ведущему приз­наку);

— доминанта (наличие главного);

— соподчиненность (единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного);

— соразмерность (единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью);

— равновесие (единство, обеспечиваемое уравновешенностью сил);

— единство.

Повторение целого в его частях (большое в малом). Элементы, кото­рые составляют композицию, обладают различными признаками, но среди этих признаков может быть выделен ведущий, главный. «Веду­щий признак — это признак целого, которым должны обладать все эле­менты композиции в той или иной степени [...]. Наличие близких зна­чений одного и того же признака создает условие для суммации сигна­лов от различных элементов композиции в воспринимающей системе, что способствует возникновению доминирующего перцептивного об­раза» [13, с. 2].

Близость элементов, тождество ведут к быстрому пониманию объ­екта и снижению внимания при его восприятии, а различия в близких элементах способствуют сохранению внимания.

Восприятие любой композиции происходит этапами, человече­ский взгляд совершает перемещение по композиции от одной зоны внимания к другой, в итоге создавая общий образ увиденного. При на­личии основного признака в элементах, находящихся в различных группах или зонах внимания композиции, происходит последователь­ное, преемственное их восприятие.

Принцип доминанты (лат. dominas — главный, господствую­щий) предполагает наличие смыслового центра в композиции. В. Т. Шимко определяет доминанты следующим образом: «наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимум внимания компо­ненты композиции. Как правило, они крупнее остальных, активнее по цвету, пластике и выделяются на фоне других слагаемых композиции большинством визуальных параметров. Они же концентрируют и со­держательные характеристики композиции — как функциональные, так и эмоционально-эстетические» [26, с. 109-110]. Как отмечает Е. А. Грегорян: «С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально-смысловой и структурный Центр» [6].

Каждый объект графического дизайна имеет свои характерные особенности, которые определяют его общий замысел или идею. По­этому можно сказать, что любая композиция представляет собой ком­плекс главного и второстепенного. Второстепенные элементы не Должны «спорить» с главным, тем самым, затемняя сущность объекта,

его дизайн-концепцию, что затрудняет понимание объекта, его осо­бенностей, своеобразия, теряется его выразительность. На этом осно­вании можно выделить принцип соподчиненности второстепенных эле­ментов, который означает упорядоченность элементов или групп в композиции по одному из признаков.

Как характеризует данный принцип П. Кудин: «Признак, по кото­рому происходит соподчинение, может не совпадать с ведущим при­знаком, положенным в основу принципа «большое в малом». Так как соподчиненность основана на различии, а не на сходстве, то этот принцип предполагает наличие в композиции зон, неодинаково воз­действующих на воспринимающие системы. Различие между зонами должно легко восприниматься, т.е. оно должно превосходить некото­рую величину. Среди этих зон всегда будет такая, которая вызовет мак­симальный эффект в воспринимающей системе и может являться от­правным пунктом в последовательности восприятия. Соподчинен­ность обеспечивает иерархию зон внимания, приводит к упорядоче­нию процесса восприятия, предотвращает колебания внимания» [13, с. 1]. Соподчиненность определяет последовательность при воспри­ятии дизайн-объекта.

Принцип соразмерности. «Соразмерность — это единая мера соиз­мерения признаков элементов или их групп между собой, а также меж­ду элементами, группами и целым; при этом между количественными характеристиками признаков должны существовать вполне опреде­ленные функциональные зависимости [...]. Количественные законо­мерности в композиции улавливаются воспринимающими системами не сразу. Требуется определенная работа для их выявления. Но, будучи выявлены, они значительно облегчают процесс восприятия, что позво­ляет усложнять композицию» [20, с. 1].

Принцип равновесия означает уравновешенность целого и частей относительно пространственных осей. Говоря о равновесии, следует иметь в виду психологические особенности-восприятия человека вер­тикальных и горизонтальных осей, первая из которых занимает опре­деляющую позицию за счет психологической установки вследствие за­кона тяготения.

Принцип единства предполагает взаимосвязь названных ранее принципов, которая обеспечивает целостность композиции. «Процесс обеспечения единства противоречив. В одном случае противоречия связаны с различием между характеристиками признаков, в другом — с неравенством между главным и второстепенным элементами компо­зиции, в третьем случае — с различием в количественной мере элемен­тов, в четвертом — с противоположной направленностью сил. Пере­численные четыре принципа, будучи реализованы в композиции, вы-


 


ступают не изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, дополняют и видоизменяют друг друга, порождая новое качество композиции — ее единство. Единство композиции можно рассматри­вать как интегральный ее принцип» [13, с. 1].

Реализация данных принципов в композиции обеспечивает соз­дание целостного дизайн-объекта, в котором форма сумела найти оп­тимальное решение для выражения содержания. Как отмечает Е. А. Грегорян: «Единство и цельность — важнейший признак компо­зиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчине­но единой цели — идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гар­монической упорядоченности его формы, в единстве содержания и формы» [6]. Названные признаки представляют собой средства гар­монизации как дизайн-графики, так и любого объекта дизайн-проек­тирования.

Каждая форма обладает своим эмоциональным и ассоциативным воздействием, которое определяется особенностями композиционной организации. В особенностях композиционного устройства находят отражение различные законы и явления природы. Так, закон гравита­ции (всемирного тяготения), объясняющий симметричность строения живых организмов как необходимость равновесия в построении ком­позиции, определяет значение вертикалей, горизонталей и диагона­лей. Он объясняет необходимость равновесия, значение симметрич­ных форм, понятие верха и низа в композиции.

Все выделяемые методы или средства композиционной организа­ции определяются психофизическим состоянием человека, касаю­щимся его органов восприятия и мозга, а также спецификой отраже­ния в его сознании объективной реальности.

Композиционный прием представляет собой синтез различных средств композиции. Как отмечает А. А. Барташевич: «Композицион­ный прием воплощает в себе единство использованных средств компо­зиции. В силу этого он является важнейшим средством, которое высту­пает организующим началом в работе над формой и определяет страте­гию творческого поиска» [1, с. 91]. Проектирование дизайн-графики зависит от ее функциональной схемы, которая будет определять диапа­зон и степень используемых композиционных средств, но роль компо­зиционного приема от этого менее значительной не становится.

Владение методами, приемами композиционной ор­ганизации определяет успешность композиционного решения дизайн-объекта. Рассмотрение их будет строиться на основе формальных композиций.


 


Статика и динамика. Статичность — это выражение в чувственном восприятии состояния покоя, неподвижности, незыблемости, устой­чивости, равновесия.

Выделяют следующие композиционные приемы по созданию ста­тичной композиции: «Выражение статичности достигается распреде­лением массы по высоте изделия, направленной к опорной поверхно­сти, использование опорных элементов с повышенной площадью, го­ризонтального членения массивного объема, расширяющимся книзу основанием» [8, с. 124]. Можно сказать, что массивное, увеличенное по площади основание создает устойчивое впечатление от общей орга­низации композиции. Масса — зрительно воспринимаемое количест­во материала, которое может заполнить пространство в пределах види­мой геометрической формы. Большой по объему объект создает ощу­щение большей массы, следовательно, выглядит статичнее (рис. 11.37).

Рис. 11.37. Наружная реклама мебельной компании KRAFT

Кроме того, для создания статичной композиции используется отказ от диагоналей, создающих ощущение движения, рекомендуется использование метрического, нежели ритмического ряда. Включение ритма в композиционную структуру возможно, если он не влияет на общий композиционный строй, т.е. носит характер скрытого, приглу­шенного или присутствует в определенной зоне.внимания компози­ции, не влияя на весь ее строй.

Для создания статичного композиционного строя также характер­но использование симметрии и минимума свободного пространства.


Также большое значение имеет выбранный формат композиции -квадрат, треугольник, овал, которые способствуют статичному харак­теру будущей композиции.

В зависимости от выработанной дизайн-концепции возможно соз­дание не абсолютно статичной композиции, а композиции с усилен­ным свойством статичности, что способствует передаче состояния уравновешенности и покоя при сохранении элементов динамики.

Динамичность выражается в форме объекта, имеющего определен­ную направленность, передающую движение (рис. 11.38). Создание статичной и динамичной композиции представляет собой противопо­ложные методы композиционной организации. Динамичность спо­собствует созданию образной выразительности, которая основывается на использовании ритма, развития, роста.

Рис. 11.38. Наружная реклама «МДМ Банка»

Так, использование форм, элементов композиции, масса которых приближается к линии, способствует созданию динамичной компози­ции. Для выражения динамики используют диагональные линии, рит­мические ряды. Если хотят показать движущийся объект, то изобража­ют его в момент кульминации движения и оставляют перед ним сво­бодное пространство для создания впечатления продолжительного во времени движения, которое еще совершается.

Симметрия и асимметрия. Симметрия - определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяю­щиеся элементы друг относительно друга на плоскости или в про­странстве.


Данный метод композиционной организации используется очень давно. В древности симметричность композиции являлась условием ее гармоничности, эстетичности, красоты и целостности восприятия, по­этому отдельные времена характеризуются каноничным пониманием симметричного композиционного устройства.

Если в организации композиции используется симметрия, то она проявляется ярко и наглядно. Симметрия позволяет выявить главное в композиции, объединить ее элементы. Поэтому использование сим­метрии как метода композиционной организации позволяет создать целостное восприятие композиции.

Любая симметрия обладает своим центром, осью и плоскостью, в зависимости от этих составляющих образуются различные ее виды. Так, можно выделить следующие варианты симметрии:

Рис. 11.39. Рекламный щит для ресторана «МАРИО»


Рис. 11.40. Дизайн билборда для ресторана «КАФКА»

— зеркальная (рис. 11.39-11.41);


Рис. 11.41. Билборд «НТВ-Интернет»

— осевая — характерна для центричных объектов, которые могут вращаться, симметрия поворота (рис. 11.42);

С КОМПАНИЕЙ КРЕДО-СЕРВИС ТУР ПО ВСЕМУ МИРУ ЗА РЕАЛЬНУЮ ЦЕНУ!

Рис. 11.42. Журнальная реклама компании «Кредо-сервис Тур»


— симметрия переноса — объекты располагаются на равном рас стоянии вдоль прямой оси (различные орнаменты) (рис. 11.43,11.44);


       
   
 


 


Рис. 11.43. Реклама ювелирных изделий de GRISOGONO


Рис. 11.44. Реклама косметики MaxFACTOR


— винтовая — перенос элементов вдоль оси с поворотом. Исполь­зуется в объемно-пространственных и глубинно-пространственных композициях.

Наблюдение симметрии в окружающем мире способствовало вы­работке данного метода композиционной организации. Но в природе нет абсолютно симметричных объектов. Абсолютная симметрия встречается в неорганической химии (кристаллы). Несмотря на то что объекты при поверхностном восприятии кажутся симметричными, при детальном изучении оказывается, имеют различия в деталях. Это явление называется дисимметрией. Дисимметрия — разрушение точ­ного сходства повторяемых элементов при симметричности обшей формы.

Существует еще одно понятие — антисимметрия — симметрия с полярно противоположными свойствами, противопоставлением. Она представляет собой сильное средство для усиления выразительности и может быть использована для привлечения внимания, запоминаемости дизайн-объекта (в рекламе, оформлении обложки печатного изда­ния или буклета и т.д.).

Асимметрия — как противоположность симметрии, представляет собой полное ее нарушение. Но если симметрия является признаком гармоничной композиции, то асимметрия не оказывается признаком дисгармоничной формы, так как мера ее проявления (асиммет­рии) имеет различный характер, придающий объекту своеобразие, ин­дивидуальность.

Симметричная композиция характеризуется равновесием, асим­метричная композиция может быть как уравновешенной, так и нет. При построении асимметричной композиции требуется больше логи­ки и анализа, такую композицию организовать будет сложнее, так как нет связующей оси симметрии. Потребуется мера в выражении эле­ментов.

Приемы создания равновесия в асимметричной композиции могут быть различными. Большой светлый элемент можно уравновесить ма­леньким темным. Множество незначительных по размеру элементов уравновешиваются одним большим. Существуют варианты создания равновесия по массе, потону, по цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространства между ними (рис. 11.45—11.46).



 


Рис. 11.45. Реклама аромата линии YOHJI


Рис. 11.46. Журнальная реклама MIKIMOTO COSMETICS


Использование асимметрии вызывает эмоциональный импульс, который создает впечатление изменения или движения. Умелое ис­пользование композиционных приемов зависит от опыта и профес­сионализма дизайнера.

Формат. Формат представляет собой границу поля изображения и является композиционным средством, позволяющим создать опреде­ленное эмоциональное и ассоциативное воздействие композиции на зрителя (рис. 11.47). Так как восприятие объекта совершается от обще­го к частному, а затем опять к общему, то можно сказать, что формат позволяет определить форму и ритм композиционного решения при первом его восприятии.

Возможно использование различных вариантов формата: овальный, тре­угольный, прямоугольный и т.д., выбор его определяется идеей создаваемого объекта. Так, прямоугольный формат, вытянутый вертикально, создает ощу­щение вытянутости вверх, стройности, возвышенности, а горизонтальный — дает ощущение простора, повествова­тельное, ослабляя чувство замкну­тости.

Использование квадратного форма­та с каким - либо композиционным средством по организации статичной композиции будет представлять собой прием композиционной организации статичной композиции.

Рис. 11.47. Пример нестандартного формата рекламы PARLIAMENT

 

 

Пропорции, пропорционирование. Любая композиция строится на размер­ных отношениях элементов, в связи с этим пропорционирование является важным средством композиционной организации объекта. Пропорции выражают собой соразмерность эле­ментов, согласованность системы в отношении частей между собой и целым. С помощью пропорций выделяется главное и второстепенное, связь между воспринимаемыми частями, логика композиционного построения.

Пропорции, как и другие композиционные средства, явились от­ражением природных закономерностей, вследствие чего стали исполь­зоваться на практике по созданию объектов искусства или дизайна. Грамотное применение этого композиционного средства делает создаваемый объект более приятным для восприятия, способствуя достиже­нию эстетической выразительности.

Используемая система пропорций в какой-либо композиционной структуре определяется ее идеей, дизайн-концепцией, поэтому про-порционирование предполагает не заимствование систем, а создание такой системы, которая бы способствовала выявлению сущности объ­екта, его идеи. Оно устанавливается в результате осмысления особен­ностей проектируемого объекта и зависит также от господствующих идеалов времени, используемых приемов выразительности, социаль­но-экономических условий.

Так, пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотно­симых величин, развивать ритм или метрический повтор, а также оп­ределять характер формы. Осо­бенности пропорционирования зависят еще от тех дополнитель­ных средств (тонового контра­ста, светотеневой структуры и т.д.), которые будут использо­ваны для усиления выразитель­ности композиции. От пропор­ций зависит статичность или динамичность композиции, ка­ким образом будет выявлен композиционный центр, какой характер будет иметь ритм и т.д.

Рис. 11.48. Журнальная реклама обуви марки BrunoMAGLI

Если пропорции оказывают влияние на композиционный строй объекта, то, следователь­но, при взаимосвязях с другими композиционными средствами представляют важный ком­позиционный прием, опреде­ляющий

выразительность ком­позиции, ее эмоциональность (рис. 11.48).

 

 

Масштаб, масштабность. Масштаб предполагает соразмерность принятому эталону, которым является человек. Гиперболизация раз­меров рекламируемого объекта создает впечатление его значимости в жизни потребителя (рис. 11.49-11.50). Приуменьшение, литота, по­зволяет подчеркнуть компактность рекламируемого товара (Рис. 11.51) или его доступность для потребителя (рис. 11.52).



 


 


Рис. 11.49. Рекламный образ аромата от NINA RICCI


Рис. 11.50. Рекламный образ аромата от CHANEL


 


       
   
 


 


Рис. 11.51. Журнальная реклама автомобиля MICRA от NISSAN


Рис. 11.52. Журнальная реклама техносалона VI RATI О


Зависимость формы объекта от его масштаба человек наблюдает из окружающей природы, например, появившийся росток и растение ребенок и взрослый человек и т.д. Объекты разной масштабности имеют различную форму, это свойственно как объектам природы, так и дизайн-объектам. Чем меньше масштаб объекта, тем форма его проще

Масштаб может восприниматься крупным, если размеры объекта в целом и отдельных элементов больше размеров аналогичных объектов. Масштаб воспринимается мелким, если размеры объекта, детали из­мельчены. Данное композиционное средство особенно широко ис­пользуется при создании трехмерных объектов графического дизайна, хотя при создании объектов промышленной графики степень ее соот­ветствия человеку по формату, по используемым художественным средствам (шрифт, изображение и т.д.) имеет большое значение.

В качестве приемов создания масштаба можно выделить степень расчлененности объекта, что может способствовать восприятию объ­ектов крупного масштаба как объектов с более мелким масштабом, и наоборот.

Ритм, метр. Различные проявления природы способствовали воз­никновению у человека чувства ритма (восход и заход солнца, строе­ние растений и деревьев и т.д.). Ритм предполагает определенный по­рядок чередования чувственно воспринимаемых элементов. Метр представляет собой частный случай ритма, когда происходит чередова­ние элемента через одинаковые интервалы (рис. 11.53).

Метрический строй создает впечатление равновесия, инертности. При слишком близком расположении повторяющихся - элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным. Метриче­ский ряд может сочетаться с ритмическим, который добавляет в ком­позиционную организацию большую выразительность и эмоциональ­ность (рис. 11.53).

Значение ритма в организации композиции велико. Ритм способ­ствует управлению движением взгляда зрителя, а также помогает соз­дать целостное восприятие дизайн-объекта. Он определяет не только размерность, но и направление композиции.

Ритм может быть явным и приглушенным, скрытым. Если ритм слишком короткий, то он не в состоянии взять на себя организующую Роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элемен­тов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повто­ра, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Ак­тивность ритма зависит от того, насколько выражено чередование в композиции. Ритм может строиться не только на чередовании измене­ния формы, но также и цвета, тона, пластики и т.д. (рис. 11.54). Через активное композиционное движение путем нарастания или убывания


Зависимость формы объекта от его масштаба человек наблюдает из окружающей природы, например, появившийся росток и растение ребенок и взрослый человек и т.д. Объекты разной масштабности име­ют различную форму, это свойственно как объектам природы, так и дизайн-объектам. Чем меньше масштаб объекта, тем форма его проще. Масштаб может восприниматься крупным, если размеры объекта в целом и отдельных элементов больше размеров аналогичных объектов. Масштаб воспринимается мелким, если размеры объекта, детали из­мельчены. Данное композиционное средство особенно широко ис­пользуется при создании трехмерных объектов графического дизайна, хотя при создании объектов промышленной графики степень ее соот­ветствия человеку по формату, по используемым художественным средствам (шрифт, изображение и т.д.) имеет большое значение.

В качестве приемов создания масштаба можно выделить степень расчлененности объекта, что может способствовать восприятию объ­ектов крупного масштаба как объектов с более мелким масштабом, и наоборот.

Ритм, метр. Различные проявления природы способствовали воз­никновению у человека чувства ритма (восход и заход солнца, строе­ние растений и деревьев и т.д.). Ритм предполагает определенный по­рядок чередования чувственно воспринимаемых элементов. Метр представляет собой частный случай ритма, когда происходит чередова­ние элемента через одинаковые интервалы (рис. 11.53).

Метрический строй создает впечатление равновесия, инертности. При слишком близком расположении повторяющихся' элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным. Метриче­ский ряд может сочетаться с ритмическим, который добавляет в ком­позиционную организацию большую выразительность и эмоциональ­ность (рис. 11.53).

Значение ритма в организации композиции велико. Ритм способ­ствует управлению движением взгляда зрителя, а также помогает соз­дать целостное восприятие дизайн-объекта. Он определяет не только размерность, но и направление композиции.

Ритм может быть явным и приглушенным, скрытым. Если ритм слишком короткий/то он не в состоянии взять на себя организующую Роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элемен­тов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повто­ра, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Ак­тивность ритма зависит от того, насколько выражено чередование в композиции. Ритм может строиться не только на чередовании измене­ния формы, но также и цвета, тона, пластики и та (рис. 11.54). Через активное композиционное движение путем нарастания или убывания


Рис. 11.53. Пример рекламы косметики Рис. 11.54. Журнальная реклама

О-Р-I кухонь «Романов»

чередований ритмического ряда создается образное впечатление дви­жения, его эмоционально-чувственное переживание.

Тождество, контраст, нюанс. В числе методов композиционной организации имеет место создание сходства и различий отдельных эле­ментов. Контраст и нюанс определяют степень сходства и различия от­дельных элементов формы по однородным характеристикам: геомет­рической форме, пропорциям, объему, фактуре материала, тону, цвету и т.д. Тождество предполагает отношение полностью сходных объек­тов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи и т.п. Тожде­ственные элементы часто образуют множество и создают фон.

Контраст представляет собой ярко выраженное различие элемен­тов формы, мощное средство для усиления выразительности. Нюанс - отношение однородных элементов, незначительно отличающихся друг от друга. Обычно применяется как дополнение к контрасту, орга­низуя фон (рис. 11.55-11.56). Как и контраст, нюанс проявляется пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т.д.

В качестве композиционных приемов, в которых участвует кон­траст, можно выделить создание композиционного центра, его образа и характера.

Композиция, построенная на контрасте, характеризуется активным визуальным воздействием. Противопоставление ярко выраженных различий


 
 


 


Рис. 11.55. Журнальная реклама Рис. 11.56. Реклама весеннего аромата

шампанского «МОЕТ» YVES SAINT LAURENT

делает заметным сопоставляемые элементы. Контраст наделяет форму выразительностью, броскостью, создает композици­онные акценты. Дизайн-графика, созданная на основе контраста, сра­зу обращает на себя внимание, лучше запоминается. Контраст может создаваться на основе противоположных характеристик: высокий и низкий, линия и пятно, темный и светлый и т.д. Умение использовать контраст зависит от художественной подготовки дизайнера. Но слиш­ком явный контраст создает опасность потери цельности композици­онного решения. Нюанс также требует проработки, чтобы избежать монотонности, однообразия.

Фактура, текстура. Композиция зависит не только от геометриче­ской организации, но и от материалов, которые используются в ее соз­дании, так как они наделяют элементы композиции дополнительными качественными характеристиками. Будет ли элемент гладкий или ше­роховатый, блестящий или матовый и т.д., все это оказывает влияние на выразительность композиции (рис. 11.57).

Фактура представляет собой рельеф поверхности. Текстура — рисунок поверхности, зависящий от свойства материала, его строения.

Существуют материалы с явно выраженной текстурой, например дерево, песок, что можно использовать при создании необходимого контраста в выделении композиционного центра.


Фактура воспринимается и зрительно и осязательно, от нее зави­сит восприятие цвета, так как она способна поглощать, преломлять или отражать солнечные лучи.

Можно сказать, что используемые в композиционной организа­ции материалы и различные техники способствуют повышению выра­зительности, эмоциональности и образности, к примеру, создавать то­вару образ уникальности, эксклюзивности (рис. 11.58).

Рис. 11.57. Журнальная реклама изделий Рис. 11.58. Журнальная реклама сигарет из кожи от BOULIQUE от TRUSSARDI

Перечисленные средства, приемы композиционной организации представляют собой область практических знаний, которая расширя­ется по мере накопления опыта проектной деятельности. Не существу­ет строго установленных правил по созданию композиций, сам автор в соответствии с проведенным анализом и выработке дизайн-концеп­ции осуществляет поиск оптимального композиционного решения на основе представленных принципов, средств и основных приемов.

Цвет в дизайне рекламы

Цвет в рекламном дизайне играет важную роль, способствуя реали­зации его коммуникативной функции. Воспринимаемое визуальное рекламное сообщение благодаря цвету оказывает более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Так, в общем композиционном построении визуальной рекламы удачно подобранное цветовое реше­ние повышает ее выразительность, образность, запоминаемость

Цвет, как и любой элемент композиции рекламы, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия созда­ваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, осно­ванная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у потребителя рекламы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...