Философские подходы к новым достижениям науки и техники
мировоззрение философский научный технология Кризисные явления в развитии техногенной цивилизации превратили проблему человека в одну из главных глобальных проблем современности. Новое тысячелетие, в которое вступило человечество, не обещает быть спокойным. Проблемы, поставленные ХХ веком, не только не решены, но и становятся все более запутанными и сложными. Наука - это любимое детище современной цивилизации - не только не оказалась панацеей от всех катастроф и кризисов, а, наоборот, все более выявляет коварную двойственность своего лика: науки, проблемы решающей, и еще более их создающей, жизни помогающей и жизни же угрожающей. В этой связи анализ новейших антропологических явлений и трендов - одна из центральных задач современной философии. По мнению С.С. Хоружего, спектр этих явлений и трендов неуклонно расширяется, отличаясь пестротой и разнообразием. Он считает, что в него входят виртуальные практики, генные технологии, гендерные революции и трансформации, психоделические практики, практики трансгрессии, экстремальные эксперименты с телесностью человека в новейшем «трансавангардном искусстве» и т.д. При этом характерной чертой современной ситуации служит появление все более радикальных, «странных» антропологических явлений и тенденций, уводящих все дальше от привычного образа человека и классических представлений о его природе [1, с. 10]. Однако их спектр необходимо значительно расширить и, прежде всего, за счет феноменов антропологического кризиса и так называемых конвергирующих технологий, ибо они в настоящее время задают новую стратегию развития цивилизации и вводят ее в новую «зону риска». Первый феномен, который связан с весьма опасными перспективами для человечества, это антропологический кризис. Он имеет ряд проявлений и тенденций. Как считает
В.С. Стёпин, одной из главных среди них выступает опасность изменения генофонда человечества. Вторым значительным индикатором является возрастающее давление на человека стрессовых нагрузок. Третьей группой факторов, обостряющих антропологический кризис, выступают современные тенденции к переконструированию биологической основы человека [2, c. 22]. Антропологический кризис напрямую связан с судьбами и перспективами техногенной цивилизации, которая находится на переломном этапе своего развития. Многие мыслители убеждены, что необходимо менять саму стратегию развития человечества, а это невозможно осуществить без замены базисных ценностей всей социальной жизни. И здесь роль философии особенно значима, так как она способна выработать ядро новых мировоззренческих ориентаций и предложить их культуре. Как считает В.С. Стёпин, «развитие цивилизации не обходилось без этой философской деятельности. Философия призвана ответить на вопрос: в чем заключается система базисных ценностей современной цивилизации и что должно и можно изменить в этой системе» [2, c. 16]. Радикальное переосмысление и изменение ценностей будет означать переход от техногенной цивилизации к новому типу цивилизационного развития. Если еще до недавнего времени трансформативные технологии связывали с достижениями генетики и разработкой новых биотехнологий, то после 2001 года - с конвергирующими технологиями. Именно в 2001 году в США под эгидой Национального научного фонда была выдвинута так называемая NBIC-инициатива. Она ставит в центр внимания синергетическое взаимодействие между самыми разными областями исследований и разработок, такими как нанонаука и нанотехнология, биотехнология и науки о жизни, информационные и коммуникационные технологии, когнитивные науки. В этой инициативе четко выделяются две цели. Первая акцентирует внимание на конвергенции этих областей исследований и разработок в нано - метрическом масштабе, что обещает уже в обозримом будущем (через 10-15 лет) цепную реакцию самых разных технологических инноваций, в своей совокупности обещающих глобальную трансформацию самого способа развития человеческой цивилизации. Вторая цель акцентирует внимание на проблеме «улучшения человека», «человеческой функциональности» или «расширения человека». По сути, речь идет о технологическом усилении человеческих способностей, модификации человеческой телесности и интеллекта.
NBIC - модель конвергирующих технологий всколыхнула новую волну энтузиазма среди адептов трансгуманистического движении, увидевших в ней реальный практический инструмент создания следующего поколения постчеловеческих существ [3, с. 16-17]. Конвергирующие технологии, в свою очередь, также способны задать новую стратегию общества, цивилизации и человека. В этой связи они нуждаются во всестороннем гуманитарном осмыслении. Вопросы, которые поднимает концепция конвергирующих технологий в широком смысле слова, при всей их актуальной практической ориентации, имеют одновременно и фундаментальный философско-антропологический характер. Однако не только современная человеческая ситуация в целом, но и многие антропологические процессы и тренды в настоящее время еще не получили основательной философской концептуализации. Между тем, современные трансформативные практики, затрагивающие ос - новоустройство человеческого существа, ставят ряд серьезных вопросов. Среди них самый существенный связан с острой и вполне практической необходимостью иметь обоснованные критерии для оценки различных этических, эпистемологических и иных аспектов применения высоких технологий по отношению к человеку. Необходимо актуализировать заново едва ли не все базовые вопросы антропологии: о природе и сущности человеке, о проекциях человеческой реальности, родовых особенностях человека, об идентичности индивидуальной и видовой, о ценностных и этических основаниях человеческого существования, о пределах и границах вмешательства человека в биологические основания своего существования. Отсутствие осмысления масштабов и последствий технологической экспансии само по себе является угрожающим фактором.
В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения В.А. Лекторского относительно роли философии в XXI веке. Он считает, что «перспективы человека во многом связаны с тем, какую роль сможет играть философия в осмыслении созданного наукой и техникой нового мира и в ценностной ориентации в нем. Наука и порожденный с ее помощью мир - это сегодня главное проблемное поле философских исследований» [4, с. 34]. Таким образом, в настоящее время технократическое мышление настолько усилилось, что включило в свои проекты рационального усовершенствования всего сущего и самого человека. По-видимому, человека ждут радикальные изменения. Если он сумеет осмыслить заново свою «человечность», точно определив, чему в ней надлежит быть строго хранимым, а чему меняться и обновляться, эти изменения еще смогут стать не крахом Человека, а его обновлением, а парк современных высоких технологий - стать частью ресурсов его обновления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|