Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизация научной идеологии и философия высоких технологий




 

Идеология модернизации. Идеология как конструктивная теория развития общества, на наш взгляд, не получила должной разработки, поскольку до сих пор не удалось соединить приоритеты общественного развития с реальной общественной практикой. Идеология в этом методологическом смысле представляет собой учение о высших целях развития общества, а также совокупности средств достижения этих целей. В реальной экономической и политической деятельности цели общества и государства конкретизируются в виде приоритетов экономического и социального развития, и нуждаются в мощном идеологическом обосновании и поддержке. Особенно это становится актуально в условиях глобального финансово-экономического кризиса, который излечивает мировую экономику от перекосов и дает шанс нашему государству построить «экономику знаний», основанную на приоритетах реального сектора.

Анализ опыта экономической модернизации показывает, что разработанные экономические программы становились основой национальных идеологий, ибо предусматривали меры в решении задач, связанных с человеком, инициированием веры в творческие способности и инициативу исполнителя, его моральные, культурные и духовные ценности. Задача идеологии на любом периоде развития общества - достигнуть единения и духовного подъема народа в деле выполнения общенародных задач. Следует заметить, что Беларусь движется в форватере экономической модернизации и сделала ряд шагов в этом направлении. В частности, создание парка высоких технологий и его развитие подтверждают правильность выбранных приоритетов.

Как известно, для традиционной, индустриальной экономики роль образования не так уж велика. Никаких особых знаний для работы на конвейере не требуется. Нужны лишь послушание, усидчивость и дисциплинированность. Не случайно система наук превращается в систему дисциплин. Иное дело «экономика знаний», в которой умения и интеллект являются главной производительной силой. Они позволяют создавать высокую добавленную стоимость, что является основной целью новой экономики. Именно поэтому перед наукой и образованием стоят инновационные приоритеты

Соотношение науки, образования и практики. Наука как социальный институт в виде академической, вузовской и зачастую прикладной науки, к сожалению, не оправдывает надежды ни государства, ни общества. Она по-прежнему не вмонтирована в механизмы рыночного и инновационного развития. Многие ученые не могут или не хотят заниматься реальными проблемами, решение которых может дать результат в виде коммерческого продукта. Разумеется, это не касается развития фундаментальных наук, которые по определению имеют право на свободный теоретический полет и свое существование обеспечивают за счет бюджетного финансирования.

Вместо осмысления процессов реальной жизни, философы в большинстве своем занимаются абстрактными, весьма удаленными от жизни проблемами: логико-историческими, гносеологическими и др., которые все сводят к анализу понятий. Не отстают от них по части схоластического теоретизирования и конкретные науки. При этом наукообразие, частокол зубодробительных абстракций, зачастую используется лишь для того, чтобы создать видимость высокой науки, а по существу скрыть научную импотентность в смысле практической несостоятельности. Эти псевдоученые под прикрытием абстрактной специфики языка науки, рассматривают такие же абстрактные, зачастую никому не нужные, надуманные проблемы, которые используются в качестве тем для кандидатских, докторских диссертаций, т.н. госбюджетных и других тем. Результатами таких исследований являются научные отчеты, а также условный экономический эффект. Между тем, государство платит им не условные, а вполне реальные деньги. Уступая велению времени, и выполняя инструкции ВАКа, ученые «внедряют» свои открытия и разработки в образовательную практику. Другой практики, по-видимому, они в большинстве своем не знают. Конечно, это общая картина или правило, из которого, к счастью, есть исключения.

Почему для исследования избираются не актуальные проблемы, а такие, решение которых практически никогда не приводит к коммерческому продукту. Прежде всего, потому, что проблемы ищут не там. Эти проблемы находятся не в голове исследователя, а в цеху, в министерстве, школе, то есть там, где осуществляется реальная практическая деятельность, задыхающаяся в плену нерешенных проблем, которые надо увидеть, очистить от наслоений ординарной деятельности и сформулировать как собственно научную проблему, предполагающую возможные варианты ее решения.

Причины абстрактного теоретизирования. Причины не однозначные, и носят комплексный характер. Прежде всего, дает о себе знать менталитет того самого уравнительного социализма, отсутствие рынка товаров и идей. Вторая причина - приоритет теории над практикой, не владение конструктивным подходом и конструктивной методологией.

Примат теории над практикой в нашем обществе является тотальным, и эта установка определяет решения многих проблем. Возьмем, к примеру, инженерно-техническую деятельность. Представьте себе следующую ситуацию. В одном академическом институте машиностроительного профиля сломался станок с ЧПУ (с числовым программным управлением). Между тем, в этом самом институте есть несколько докторов технических наук - специалистов высшей квалификации, по определению. Однако ни один из этих специалистов этот станок, как, впрочем, и любой другой, не починит, поскольку они специалисты в области карандашнобумажных операций. И ремонтировать приходится завлабу, который хотя и закончил аспирантуру, но диссертацию не защитил, поскольку не смог променять отвертку на карандаш и бумагу. Налицо противоречие между головой и руками, теорией и практикой? И одно из таких «социалистических решений» - безрукий инженер. Слава богу, что этот подход миновал врачебную практику и образование. Медицина еще сохранила трезвость ума и в состоянии различить теорию в виде карандашно-бумажных операций и врачебную деятельность или врачевание.

Подобный теоретико-схоластический уклон наблюдается во всех сферах науки как социального института, в том числе образования как сопряженного с наукой феномена. Парадоксально, но факт. Основное содержание образования инженера составляют расчеты, которые занимают до 80% учебного времени студента. Сравните этот абстрактно-теоретический подход в подготовке инженера с реальной инженерной практикой, то есть той деятельностью, которой занимается инженер по жизни. К великому сожалению, безрукий инженер, бездушный педагог и непрофессиональный специалист - это не плод безудержной фантазии. Однако, времена изменились, и мы можем прямо сказать, что проблема преодоления абстрактно-теоретического подхода в науке и образовании и утверждения конструктивной методологии является приоритетной.

Соотношение теории и практики. Мы по-прежнему, считаем, что теория является высшим критерием научности, а чисто эмпирические исследования заслуженно получают кличку ползучего эмпиризма. Все дело в акцентах, в правильном соотношении теории и практики. «Нет ничего практичнее хорошей теории» - вот наше кредо. Никто не против хорошей теории, скажем больше - без нее не обойтись. Однако только в одном случае - если теория выступает в качестве интеллектуального ресурса, теоретической поддержки практической деятельности. Другими словами, концептуальная модель является вторичной и всецело определяется (сопряжена) с инструментальной моделью. Иначе мы будем иметь то, что имеем. В статьях и монографиях читаем: «следует проанализировать, разработать, необходимо расширить, требует дальнейшего развития.» Однако возникает вопрос, кто это будет делать, когда и кто будет финансировать. По нашему глубокому убеждению, настало время переходить на проектный язык и конструктивную методологию. А вместо абстрактных заклинаний переходить к решению конкретных проблем, которое будет включать в себя ответы на следующие вопросы: кому это нужно и почему, кто это будет делать и почему, кто финансирует эти разработки, а также необходимое время.

Говоря о соотношении теории и практики, науки и производства (экономики), следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Существующая здесь проблема - теоретикосхоластический уклон науки объясняется не только абстрактным характером науки, но также устройством самой экономики, ее слабой восприимчивостью к науке и инновациям. Однако, это отдельная проблема.

Инновационное развитие и высокие технологии. Новация и инновационное развитие становятся ключевыми реалиями нашей жизни. Образование, как сфера культуры является вза- имосопряженной, с одной стороны с наукой, с другой с производством. Понимание смысла инновационного развития в науке, технологиях и современной экономике - ключ к пониманию смысла современного инновационного образования.

Истина в науке, изобретение в инженерии, научно-технологические решения в современной культуре превращаются в средства удовлетворения потребностей потребителя. Это означает не что иное, как превращение результатов научной, изобретательской и иной деятельности в экономические явления. Они становятся нововведениями на рынке товаров и услуг, предоставляя возможность свободного выбора потребителям и получения экономического эффекта для производителя. Инновационное развитие, наукоемкие технологии, получившие в экономической литературе название «высоких технологий» становятся приоритетами не только продвинутых корпораций, но и политикой некоторых государств, совершивших рывок из отсталых в процветающие.

Как показывает анализ, структурная перестройка экономики - это удел не только новичков - скажем, постсоветских стран, - но и постоянное условие лидерства в конкурентной борьбе. Задача, которую решают менеджеры крупнейших фирм - это переориентация на выпуск наиболее доходной продукции и услуг. В центре структурной перестройки экономики ведущих стран находятся высокие технологии и прежде всего информационно-технологический комплекс, включающий производство вычислительной техники, средств цифровой связи, программного обеспечения и информационных услуг.

Парк высоких технологий Республики Беларусь создан на основании Декрета Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» от 22 сентября 2005 года. Целью его создания является повышение конкурентоспособности национальных отраслей экономики, связанных с использованием высоких технологий, проведение разработок современных информационных технологий и программного обеспечения, увеличение их экспорта, а также привлечение в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций.

Сегодня в научной литературе и в жизни мы встречаемся с технологиями, о существовании которых еще в середине ХХ века мы представить себе могли только в пределах художественного творчества. Например, появление информационных технологий и виртуальных реальностей в работе С. Лема «Сумма технологий», либо в рассказе А. Азимова «Хоровод» современных законов робототехники. Однако уже в XXI веке стремительное развитие высоких технологий заставляет вновь обратиться к их социальному проектированию. Особенно важно отметить, что современный социум к ним относится амбивалентно, так как многие из них прочно вошли в жизнедеятельность человека (например, информационные технологии), а другие еще предстоит только осмыслить, а также провести гуманитарную экспертизу. Так, современный германский философ Г.В. Штегмайер предлагает создать новую философию - «философию ориентирования». Основополагающей задачей этой философии станет проводить социальную экспертизу результатов открытий высоких технологий, а также воздействие науки и техники на экзистенцию человека, вынужденного по-новому ориентироваться в сложившихся условиях. Немецкий ученый убежден, что эта философия станет своеобразным ответом философии на риски и опасности времени. Следовательно, с появлением высоких технологий рождается новое знание. «Человек ориентируется в меняющемся мире, который показывает одни возможности и скрывает другие. Наука… обеспокоена не только производством знания, но и своей собственной жизненной проблемой - производством субъекта, способного к поискам истины» [1, с. 36]. Г.В. Штегмайер выделяет основные специфические черты ориентировочного знания: прагматичность, экономичность, семиотичность, двоичность, плюралистичность, гипотетичность, приемлемость, перспективность, рефлексивность, транзитивность, инновационность, дисци - плинарность, нестабильность, регенеративность [2, с. 20]. Идеи осмысления ориентирования в мире прослеживаются и у Ясперса. Эту проблему можно исследовать по Ясперсу двумя путями научно-исследовательски и философски.

Сегодня мы можем констатировать факт, что современный социум способен не только оценивать последствия высоких технологий, но предвидеть пути их развития. В рамках нашего исследования нам будет важно проанализировать концепцию метатехники Имамичи Томонобу. И на Западе, и на Востоке мир амбивалентен. Если на Западе - мир природных явлений и сфера сверхприродного, то на Востоке - мир природы самой по себе и видимый мир второй природы. «Теперь, во второй половине XX в., технология перестала быть средством достижения человечеством своих целей и превратилась в нечто совершенно иное. Как же это обозначить? Что это - иное? Технология стала теперь нашей средой обитания, нашей «циркумстанцией». Подобно природе, технология стала нашей новой средой обитания, имеющей свои собственные цели, которые независимы от человеческих, поскольку технология как среда, как бытийная тотальность машинных образований, сама определяет свое направление развития» [3]. Например, Томонобу подвергает философскому анализу термин «автомат». Современное потребительское общество уже не представляет себя вне мира автоматов. Следовательно, «он (автомат) символизирует идолопоклонство перед механической необходимостью, но служит и зеркалом технологического функционирования, своего рода технологией в миниатюре. Никто из нас не говорит «спасибо», получая желаемую вещь из автомата. В наше время языковая активность перед лицом автомата - не благодарность, а жалоба» [3]. Поэтому, наблюдаются все больше и больше автоматизма в жизнедеятельности человека. «Механическое окружение, технологическое единообразие как новый способ коллективной идентификации - это искусство уничтожения личностных характеристик, поскольку ультрасовременные технологические аппараты управляются не чьей-то личностью, а только пальцами» [3, с. 80-82].

Теория среды, развиваемая И. Тэном, признавала человека зависимым от среды и потому неответственным за свои действия и поступки. В повседневности, как правило, под средой подразумевают место, либо природные условия вокруг человека. Современный немецкий философ П. Слотердайк вводит термин «сфера», который по смыслу синонимичен «среде обитания». «Сфера - это внутренний, открытый, разделенный на части круг, в котором обитают люди, если им удастся стать таковыми. Поскольку обитание всегда означает формирование как малых, так и больших сфер, то люди - это существа создающие круглые миры и окруженные определенными горизонталями» [4, с. 24-25]. Еще никогда люди не жили непосредственно в так называемых природных условиях…; их бытие всегда протекало только в уже одушевленном, расчлен - ном, расчерченном, возделанном пространстве» [4, с. 43]. Слотердайк выделяет три сферические оболочки у среды обитания: микросферология, изучающая «пузыри» (амедиальные интимные пространства в малых группах людей; макросферология, исследует «глобусы» (универсальные шаровые образования) и аморфная сфера, описывает «пену» (здесь среда становится пустой. История человечества - это борьба за среды и сферы. «Микросферы вырастают в макросферы по мере того, как им удается включать в свою собственную окружность давящие на них внешние силы. Процесс складывания универсальных сфер философ определяет как метафизическую глобализацию [5, с. 149-150]. В свою очередь в работах немецкого антрополога Плесснера достаточно основательно раскрывается отношение человека к окружающей среде в сравнении с животным. Если по отношению к среде обитания «…жизнь животного центрична, то жизнь человека эксцентрична, он не может порвать центрирования, но одновременно выходит из него вовне. Эксцентричность есть характерная для человека форма фронтальной постав - ленности по отношению к окружающей среде» [6, с. 125]. В рамках биотехнологий вышесказанное можно подтвердить исследованиями в сфере генома человека. Современные открытия показали, что ДНК человека - есть трехмерная модель. Исследования молекулярных биологов показывают, что геном - это «фрактальная глобула». Геном человека разделен на две части. Если в первой части находятся активные гены, то во второй «ненужные» части ДНК. Между этими частями происходит взаимообмен, осуществляемый включающимися и выключающимися генами. Такая глобула дает возможность внутри ядра ДНК содержать информацию в триллионы раз больше, чем в компьютерном чипе [7]. Итак, в век бурного развития высоких технологий актуальность философского осмысления человеческой экзистенции все больше возрастает. Это приводит к тому, что на смену классической философии приходит неклассическая. Одной из составляющих этой неклассической философии становится философия ориентирования, которая, в свою очередь, помогает человеку и обществу критически оценивать возможности применения и использования высоких технологий в своей жизнедеятельности.


Литература

1. Марков, Б.В. Философия и ориентирование человека в мире // Стратегии ориентации в постсовременности / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. - СПб., 1996.

2. Штегмайер, В. Основные черты философии ориентирования // Стратегии ориентации в постсовременности / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. - СПб., 1996.

3. Томонобу, И. Кризис морали и проблемы метатехники // Вопросы философии. - 1995. - №3.

4. Слотердайк, П. Сферы. Микросферология. Пузыри. - СПб., 2005. - Т. 1.

5. Слотердайк, П. Сферы. Глобусы. - СПб., 2007. - Т.2.

6. Плеснер, Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. - М., 1988. - С. 96-151, 524-527.

7. Grosberg, A.Y., Nechaev S.K., Shakhnovich E.I. 3-D Structure of Human Genome: Fractal Globule Architecture Packs Two Meters Of DNA Into Each Cell // ScienceDaily. - 2009. - Oct. 11.

8. Хоружий, С.С. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. - 2008. - №2.

9. Стёпин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. - 2006. - №2.

10. Круглый стол «Социально-философские аспекты наномедицины: перспективы, проблемы, риски // Философские науки. - 2009. - №11.

11. Лекторский, В.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. - 2010. - №8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...