Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация фирм по виду и характеру деятельности




Сущность менеджмента

 

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Сущность менеджмента в рыночных условиях – ориентация на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей, постоянное стремление к повышению эффективности производства, обеспечения оптимальных результатов при минимизации издержек, хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения. Менеджмент характеризует управление в социально-экономической сфере. Менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной деятельности, так как менеджер независим от собственности на капитал фирмы, где он работает, а является работником по найму. Основная цель менеджмента – достижение организацией своих целей.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: институциональный аспект, функциональный аспект, инструментальный аспект. Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым; руководящие требования к действиям; критерии принятия решений; инструменты контроля.

Содержание понятия «менеджмент»

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Содержание понятия «менеджмент» - наука и практика мышления, организация управления фирмой, процесс принятия управленческих решений. Три подхода:

1. Процесс (непрерывное согласованное управление, последовательное с механизмом обратной связи) 2. Системный подход (взаимозависимость факторов в организации) 3. Ситуационный подход Школы:

1. Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления»1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей. 4. Концепция адаптации 5. Концепция глобальной стратегии Менеджмент – управление социально-экономическими процессами, работа по найму, ориентировка на оптимальное достижение целей организации через принятие и реализацию эффективных управленческих решений.

 

Менеджмент как наука и практика управления

Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетия накапливало опыт управления: Первобытный строй – старейшина общины; Управление всегда возникает там, где люди работают группами. НО: управление древности отличалось от современного управления организацией, так как - управленческая деятельность не выделялась в самостоятельную область; - управление было основано на приказе; - очень часто управление осуществлялось одним человеком или малочисленной группой людей.

Школы:

1.Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления»1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей, первичных и вторичных. 4. Концепция адаптации – комбинация наиболее выгодных на данный момент курсов с учетом внешней среды 5. Концепция глобальной стратегии

Цели и задачи менеджмента

Главная цель менеджмента – постановка и обеспечение реализации целей организации. Задача менеджера объективно оценить условия рынка, на котором работает организация, определить незанятые или перспективные сегменты и направления деятельности организации, проанализировать скрытые возможности и преимущества своей фирмы, сравнить их с преимуществами других компаний. В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении: - сопоставление существующего состояния с желаемым; - руководящие требования к действиям; - критерии принятия решений; - инструменты контроля.

Характерные черты и стадии менеджмента. Экономический механизм менеджмента

Черты:

1. Целенаправленность менеджмента; 2. Последовательность стадий управленческого процесса

- Стратегическое управление

- Оперативное управление

- Контроль

3.Специализация управления по объектам; 4. Единство управленческого процесса; 5. Организация аппарата управления (распределение прав и обязанностей); 6. Саморегулирование деятельности фирмы; 7. Непрерывность управленческого процесса; 8. Приспособление к условиям внешней среды

Стадии:

1. Постановка целей; 2. Разработка способов их достижения – принятие соответствующих решений и их реализация; 3. Организация совместной деятельности по реализации решений; 4. Контроль за выполнением решений и корректировка целей на дальнейший период

Экономический механизм основан на максимизации прибыли при минимизации издержек, методы экономического механизма менеджмента: 1. Коммерческий расчет; 2. Внутрифирменный расчет; 3. Политика ценообразования (плюс трансфертные цены)

Менеджер и его функции

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирм, функционирующих в рыночных условиях. Рынок требует от менеджеров самостоятельности и ответственности. К менеджерам предъявляются следующие требования: - Наличие общих знаний в области управления предприятием; - Компетентность в вопросах технологии той отрасли, где он работает; - Владение навыками администрирования и предпринимательства; - Умение владеть ситуацией на рынках; - Проявлять инициативу; - Перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; - Принятие обоснованных и компетентных решений, распределение прав, обязанностей и ответственности; - Наличие опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, на которых фирма работает или намеревается работать; - Умение анализировать условия и деятельность фирм-конкурентов; - Умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры: спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и странах, где ведет деятельность данная организация; - Умение управлять людьми; - Творческое отношение к делу, гибкость; - Лидерские качества менеджера.

 

 

7. Суть понятий «бизнес», «предпринимательство», «предпринимательская структура»

Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Дело, деловая активность экономических субъектов, направленная на решение задач по осуществлению операций обмена товарами и услугами.

Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность

Предпринимательская структура – состав экономических субъектов рынка, из которых складывается фирменная структура отрасли промышленности, торговли, траспорта, структура товарных рынков – отраслевого, национального, мирового.

 

Классификация фирм по виду и характеру деятельности

1. Промышленные (более 50% оборота приходится на промышленную продукцию, как правило, ТНК относятся к этой категории); 2. Торговые (операции по купле-продаже товаров), бывают узкоспециализированными или торгуют широкой номенклатурой изделий; 3. Транспортные (международная перевозка грузов и пассажиров); 4. Страховые (страхование грузов); 5. Транспортно-экспедиторские (доставка покупателю); 6. Инжиниринговые; 7. Туристские; 8. Арендные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...