Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4 Теории происх-ния гос-ва. многообразие концепций понимания происхождения гос-ва. Общая характеристика теорий происхождения государств.




С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Г. Гобса, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был и К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т. п. Известный ученый Л. И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З. Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э. Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

 

5 Проблемы типологии гос-ва. формац-ый и цивилизац-ый подходы.

1. Тип государства - научная категория, под которой понимаются сово­купность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

 В настоящее время в юридической науке существуют два основных под­хода к типологии государств: формационный (марксистский); цивилизационный (автор А. Тойнби).

2. Суть формационного подхода в том, что государство в своем развитии последовательно прошло 5 экономических формаций:

азиатский способ производства; рабовладельческую формацию; феодальную; капиталистическую; коммунистическую (социалистическую).

" Азиатский способ производства" Характерными признаками " азиатского способа производства" явля­лись следующие: основу экономики составляло ирригационное земледелие; собственность на землю и на ирригационные сооружения находилась в руках государства; первичной ячейкой общества являлась земледельческая община;

Рабовладельческая (античная) формация

Основными чертами рабовладельческой формации являлись: многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов; рабы не являлись субъектами права и считались " говорящими орудия­ми труда";

Феодальный тип государства К основным признакам данного типа относятся: ведущая роль сельского хозяйства в экономике; сосредоточение главного средства производства - земли - в руках круп­ных земельных собственников - феодалов;

Капиталистическая формация распространена в мире с XVI - XVII вв. по наши дни.

Современный капитализм характеризуется:

• многообразием форм собственности'(сочетание частного и государ­ственного сектора);

• рыночным характером экономики;

• всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни;

• как правило, демократическим политическим режимом;

• высоким уровнем социальной защищенности членов общества;

• наличием сильного среднего класса;

• преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности.

Социалистическая формация (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существо­вать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе. Особенность социалистической формации в следующем:

• преобладание государственной собственности; • плановый характер экономики; • наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью (правящей коммунистической партии); • значительный контроль за жизнью общества со стороны государства.

4. В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по при­знаку цивилизации.

Цивилизация - совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирую­щая особый тип общества и государства.

Сторонники цивилизационного подхода выделяют следующие виды цивилизаций, существовавших в мировой истории:

 египетская; китайская; западная; славянская; дальневосточная; арабская; иные цивилизации. Разными учеными выделяются от 15 цивилизаций - 20 до 30.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...