4 Теории происх-ния гос-ва. многообразие концепций понимания происхождения гос-ва. Общая характеристика теорий происхождения государств.
С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство. Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство. Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории. Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Г. Гобса, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание. Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был и К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных. Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т. п. Известный ученый Л. И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З. Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э. Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.
5 Проблемы типологии гос-ва. формац-ый и цивилизац-ый подходы. 1. Тип государства - научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития. В настоящее время в юридической науке существуют два основных подхода к типологии государств: формационный (марксистский); цивилизационный (автор А. Тойнби). 2. Суть формационного подхода в том, что государство в своем развитии последовательно прошло 5 экономических формаций: азиатский способ производства; рабовладельческую формацию; феодальную; капиталистическую; коммунистическую (социалистическую). " Азиатский способ производства" Характерными признаками " азиатского способа производства" являлись следующие: основу экономики составляло ирригационное земледелие; собственность на землю и на ирригационные сооружения находилась в руках государства; первичной ячейкой общества являлась земледельческая община; Рабовладельческая (античная) формация Основными чертами рабовладельческой формации являлись: многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов; рабы не являлись субъектами права и считались " говорящими орудиями труда";
Феодальный тип государства К основным признакам данного типа относятся: ведущая роль сельского хозяйства в экономике; сосредоточение главного средства производства - земли - в руках крупных земельных собственников - феодалов; Капиталистическая формация распространена в мире с XVI - XVII вв. по наши дни. Современный капитализм характеризуется: • многообразием форм собственности'(сочетание частного и государственного сектора); • рыночным характером экономики; • всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни; • как правило, демократическим политическим режимом; • высоким уровнем социальной защищенности членов общества; • наличием сильного среднего класса; • преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности. Социалистическая формация (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существовать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе. Особенность социалистической формации в следующем: • преобладание государственной собственности; • плановый характер экономики; • наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью (правящей коммунистической партии); • значительный контроль за жизнью общества со стороны государства. 4. В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по признаку цивилизации. Цивилизация - совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства. Сторонники цивилизационного подхода выделяют следующие виды цивилизаций, существовавших в мировой истории: египетская; китайская; западная; славянская; дальневосточная; арабская; иные цивилизации. Разными учеными выделяются от 15 цивилизаций - 20 до 30.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|