Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 10 глава




Этап 3: ______________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Если заменить рефлекторные реакции на эмоциональные, то процесс класси­ческого обусловливания будет протекать по той же схеме. На первом этапе опреде­ляется раздражитель, вызывающий данную эмоциональную реакцию. Например, такой раздражитель, как приставленное к виску дуло пистолета, вызывает у боль­шинства людей страх. На втором этапе этот раздражитель (пистолет) применяется в сочетании с другим раздражителем, который обычно не вызывает страха, — допу­стим, с мочалкой. Производится многократное одновременное воздействие обоих раздражителей. Вам все время вручают мочалку и тут же приставляют к виску пис­толет. В конце концов вы начнете пугаться, как только получите мочалку, даже без пистолета. Хотя приведенный пример вряд ли можно назвать характерным, во мно­гих случаях страхи действительно бывают обусловлены именно таким образом. Че­ловек, которого несколько раз увольняли с работы и каждый раз объявляли об этом, например, во вторник, может начать бояться ходить в этот день на работу, а у чело­века, пережившего много страданий в кресле у зубного врача, могут возникать не­приятные ощущения от одного запаха одеколона, которым пользуется его дантист. Подумайте о своих страхах. Попробуйте определить их действительные причины.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

1. Что, по мнению психологов, является свидетельством научения?

а. Быстрота проявления основных рефлексов

б. Устойчивые модели поведения

в. Количество и качество тренировок

г. Заинтересованность

2. Какие из перечисленных ниже ситуаций могут служить примером научения?

а. Мальчика толкнули, и он падает.

б. Женщина, прищемившая палец в дверце автомобиля, ощущает боль.

в. Девочка бросает фантик в урну.

г. Мужчина чихает всякий раз, когда нюхает табак.

3. Как научение связано с поведением?

а. Научение и поведение — одно и то же.

б. Научение является полной противоположностью поведения.

в. Научение является одним из многих факторов, влияющих на поведение.

г. Научение можно оценить, а о поведении можно только догадываться.

4. Некоторые формы поведения возникают автоматически, без всякого науче­ния. Как называются такие формы поведения?

а. Рефлексы

б. Ассоциации

в. Переживания

г. Реакции

5. Какой из следующих примеров лучше всего описывает эмоциональную ре­акцию?

а. Вы моргаете, когда грейпфрутовый сок попадает вам в глаза.

б. Когда вы не знаете, что делать, всегда просите совета.

в. Каждый вечер в одно и то же время вы выполняете домашнее задание.

г. Вы боитесь боли.

6. В чем состоит сходство между рефлексами и эмоциональными реакциями?

а. И те и другие проявляются автоматически и могут быть использованы при классическом обусловливании.

б. И те и другие требуют научения и тренировки и зависят от мотиваций.

в. И те и другие вызывают страхи, которые могут быть устранены.

г. И те и другие несут приятные ощущения, которые следует усиливать с помощью классического обусловливания.

7. Врач, который делает детям болезненные уколы, всегда носит белый халат. Дети привыкают к тому, что белый халат связан с иглой, причиняющей боль. Какова наиболее вероятная реакция этих детей на парикмахера, который тоже носит белый халат?

а. Они испугаются.

б. Они почувствуют облегчение.

в. Они растеряются.

г. У них возникнет недержание мочи.

8. Каков первый этап процесса классического обусловливания?

а. Устранение раздражителя.

б. Точное определение причины рефлекса или эмоциональной реакции.

в. Введение сопутствующего раздражителя.

г. Нахождение общего между рефлексом и эмоциональной реакцией.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ

Вы, вероятно, уже поняли, какую важную роль играет классическое обуслов­ливание в формировании ваших страхов, установок и суеверий. Теперь давайте вы­ясним, как классическое обусловливание может помочь вам в самых разных ситуа­циях, например когда вы играете какую-нибудь роль в театральном представлении или просто пытаетесь преодолеть, допустим, страх или нежелательную привычку в поведении.

Актерская игра и притворство

Для того чтобы играть убедительнее, актеры часто с помощью классического обусловливания заставляют себя испытывать изображаемые ими эмоции на самом деле. Во многих актерских школах используется методика, согласно которой буду­щие актеры вспоминают какие-либо эпизоды из своей жизни, вызвавшие у них од­нажды соответствующие сильные эмоции. Чтобы вызвать грусть и искренние слезы, можно вспомнить несчастную любовь или смерть близкого родственника. Если в пьесе есть сцена, где нужно плакать, то воспоминания о подобных печальных собы­тиях могут в нужный момент довести актера до слез. Точно так же, чтобы сыграть сильный испуг, актер может представить себе, что к нему подползает ядовитая змея. Актеры, пользующиеся этим методом, выглядят на сцене более естественно.

Возможно, вам случается попадать в такие ситуации, когда вам хочется скрыть свои истинные чувства. Довольно забавно наблюдать, как неуклюжий человек про­ливает суп себе на колени, но вы, конечно, не захотите своим смехом смутить его еще сильнее. Воспользовавшись опытом актеров, вы можете выйти из положения, поразмышляв о чем-нибудь серьезном — например, о выпускных экзаменах. Ис­креннее серьезное выражение вашего лица, безусловно, скроет обидный смех.

Упражнение 3.4

В воскресенье близкая подруга пригласила вас и свою начальницу на завтрак. Вашей подруге хочется произвести на начальницу хорошее впечатление и доста­вить ей удовольствие. Начальница рассказывает «бородатые» анекдоты и кажется вам полнейшей занудой. Но поскольку вам не хочется обижать подругу, вы притво­ряетесь, что не знаете ответа на вопрос: «Как вы думаете, зачем сумасшедший вы­бросил часы в окно?» И она победоносно произносит концовку анекдота: «Он хотел посмотреть, как летит время», а вам с трудом удается выдавить вежливый смешок. Но занудная начальница продолжает свой монолог, состоящий из сплошных анек­дотов про сумасшедших. Как с помощью классического обусловливания вы можете убедительно изобразить веселье, якобы вызванное именно остроумием, на которое так претендует начальница?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Борьба с фобиями

В большинстве случаев боязнь чего-либо возникает у человека по следующей схеме. Мальчик, которого укусила злая шавка, начинает бояться всех собак. Хотя собаки его больше не кусают, а некоторые из них даже пытаются с ним подружить­ся, его трясет уже от одного вида собаки. Образ собаки ассоциируется у него с бо­лью, которую причинила ему та шавка. Когда мальчик вырастет, он будет стеснять­ся своего страха и испытывать из-за этого большие неудобства.

Методы классического обусловливания могут помочь ему побороть этот страх. Психолог может попробовать заменить его более приятной эмоциональной реакци­ей. Когда мальчик сидит на коленях у своей мамы и она его обнимает, ему, скорее всего, спокойно и радостно. И для начала, пока он чувствует себя в полном покое и безопасности, можно заговорить с ним о собаке, показать ему картин­ку с ее изображением. Далее, используя ту же приятную ассоциацию, можно перейти к игрушечной собачке, а затем, наконец, и к настоя­щей. Если психолог достигнет поставленной цели, то постепенно по­явление собаки начнет вызывать у мальчика не болезненные, а прият­ные эмоции.

Такой метод постепенного устранения ассоциаций, вызывающих страх, называется десенсибилизацией. Как указано в Приложении 3.1, психологи начали применять десенсибилизацию много лет назад, что­бы помочь людям, которые боялись летать на самолетах, избавиться от этого страха. Этот же метод успешно используется для борьбы с боязнью высоты и толпы.

Упражнение 3.5

Тридцатипятилетняя женщина пятнадцать лет назад бросила институт из-за плохой успеваемости. Каждый раз, когда ей возвращали контрольную работу, она испытывала унижение, так как обычно ее оценка была хуже всех в группе. Теперь она занимается на курсах по психологии в местном муниципальном колледже и ужасно боится сдавать экзамены. И вот преподаватель объявляет, что на следую­щей неделе состоится первая контрольная. Женщина начинает паниковать.

Но ее преподаватель психологии, профессор Олхарт, знает, что за прошедшие пятнадцать лет она научилась отлично разбираться во всех тонкостях игры в бейс­бол. Сначала профессор задает ей несколько вопросов, касающихся бейсбола. Она отвечает прекрасно, очень довольна и гордится собой. Затем ей предлагают корот­кую письменную контрольную на тему бейсбола, и опять она успешно с этим справ­ляется. В конце концов она сдает экзамен, в который включены вопросы по бейсбо­лу вперемешку с вопросами по психологии.

а. Каким методом пользуется профессор? ____________________

б. Почему этот метод помогает женщине избавиться от волнения и боязни эк­заменов? _____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Десенси­билизация: терапевтиче­ский метод сня­тия страхов, основанный на классическом обусловливании; проводится по­этапно с посте­пенным нара­станием интенсивности стимульного воздействия.

Нежелательное поведение

Психологи пользуются принципами классического обусловливания, чтобы помочь людям избавиться от таких нежелательных привычек, как ночное недержание мочи (энурез), употребление наркотиков и пристрастие к алкоголю. Недавно прове­денные исследования показали, что ночное недержание мочи излечимо чисто тера­певтическими методами, если, конечно, не осложнено какими-либо другими пато­логиями. Ночное недержание мочи возникает из-за того, что ребенок не просыпает­ся, когда его мочевой пузырь переполнен. В результате ребенок мочится в постель. Один психолог изобрел устройство, которое с помощью электродов, подключенных к простыне, реагирует на мочу. Как только начинается мочеиспускание, звонит бу­дильник, и ребенок просыпается. Лечение построено на стандартной процедуре классического обусловливания. Звон будильника вызывает рефлекторную реакцию в форме пробуждения. Будильник звенит одновременно с началом мочеиспускания, что само по себе сигнализирует о том, что мочевой пузырь полон. Сначала ребенок будет просыпаться, когда звонит будильник, затем звон будильника свяжется у него в сознании с ощущением переполненности мочевого пузыря. Через несколько но­чей ребенок начнет просыпаться уже от самого этого ощущения, независимо от того, звонил или нет будильник. В Приложении 3.2 описано аналогичное устройство для борьбы с храпом.

Для избавления от пристрастия к алкоголю или наркотикам применяется не­много другая процедура. Один из методов, использование которого привело к опре­деленному успеху, состоит в том, что к спиртным напиткам добавляют вещество, вызывающее рвоту. При приеме внутрь таких веществ, которые называются эметиками, нормальной рефлекторной реакцией человека является рвота. Если это веще­ство подмешано к алкогольным напиткам и принимается одновременно с ними, то у алкоголика может возникнуть столь сильная ассоциация, что он будет чувствовать тошноту при одном только виде выпивки. Правда, у этого метода имеется одно серьезное ограничение: чрезвычайно трудно уго­ворить алкоголика согласиться на такое лечение.

 

Приложение 3.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ПОБЕДА НАД СТРАХОМ

Исследователями были получены дан­ные, свидетельствующие о том, что ме­тодика модифицирования поведения, ос­нованная на десенсибилизации, помогла по крайней мере части авиапассажиров, у которых во время полета от страха по­теют ладони и белеют костяшки паль­цев — с такой силой они вцепляются в кресло. Метод десенсибилизации заклю­чается в том, что человек постепенно, шаг за шагом проходит через ряд ситуа­ций, связанных с его фобией, причем сте­пень опасности этих ситуаций последова­тельно возрастает. В случае успеха лече­ния ситуация, которая раньше вызывала страх, постепенно начинает ассоцииро­ваться не с беспокойством и истеричес­ким возбуждением, а с положительными чувствами, и впоследствии воспринимает­ся вполне спокойно.

Ученые из медицинского института в Ньюарке, штат Нью-Джерси, разработа­ли аудио-визуальную программу лечения для людей, боящихся летать на самоле­те. В программе использованы фрагмен­ты фильмов и аудиозаписей. Ученые со­общают, что после прохождения такого лечения 78 % не побоялись в дальнейшем пользоваться услугами воздушного транспорта. Кроме того, некоторые уча­стники эксперимента избавились от дру­гих страхов и фобий.

Источник: (1978, December 9). Grounding the fear of flying. Science News.

Использование классического обусловливания в медицине

Людям, страдающим от болезненных симптомов и желающим улучшить свое состояние, классическое обусловливание помогает гораздо лучше, чем алкоголикам. Например, химиотерапия, применяющаяся для лечения рака, часто вызывает такой побочный эффект, как тошнота. У большинства пациентов эта тошнота начинает ассоциироваться с пищей (а не с лекарствами), и они отказываются от нормального питания. Броуберг и Бернштейн (Broberg and Bernstein, 1987) после приема химиотерапевтических средств и перед следующей едой давали детям кокосовые и мускатные леденцы. Дети связывали возникавшую у них тошноту с конфетами и ели потом гораздо лучше, чем дети, не получавшие конфет.

Эметик: вещество, вызы­вающее рвоту.

Приложение 3.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

СРЕДСТВО ПРОТИВ ХРАПА

Древняя, как мир, мечта человечества найти по-настоящему эффективный спо­соб борьбы с храпом в течение многих лет подталкивала людей к изобретению множества разнообразных и хитроум­ных, но зачастую непригодных средств, одни из которых были просто бесполез­ными, другие забавными, а третьи могли сравниться с орудиями пыток.

Одним из древнейших способов пре­дотвращения храпа является подвязыва­ние нижней челюсти лентой. В последнее время появились всевозможные устрой­ства, которые, едва только страдалец во сне размыкает челюсти или издает какой-либо звук, сразу же включают сирену, или заставляют вибрировать подушку, или же с помощью хитроумной системы проводов начинают транслировать прямо в ухо внушения против храпа.

Ни один из этих способов лечения от храпа не завоевал популярности ни у са­мих храпящих, ни у тех, кто разделяет с ними ложе. Все эти устройства часто бу­дят не того, кого надо, или включаются некстати, поскольку не умеют отличать звук храпа, например, от шума проехав­шей под окнами машины.

Поэтому Энтони Р. Доулингу (Antho­ny R. Dowling), австралийскому изобре­тателю, живущему в пригороде Сиднея, не оставалось ничего другого, как изоб­рести компактный, независимый элект­ронный прибор, который помещается в ухе. По вибрациям, которые храп созда­ет в голове и слуховом канале спящего, прибор распознает храп и начинает изда­вать тихое жужжание, неслышное для со­седа, спящего рядом. Как указано в по­лученных Доулингом патентных докумен­тах, постепенно этот прибор, снабжен­ный микрофоном и воспроизводящим ус­тройством и по сути являющийся модифи­катором поведения, поможет человеку избавиться от привычки храпеть.

Источник: Nobbe, О. (1987, November). Antisnore device. Omni.

Многие лекарства имеют серьезные побочные эффекты. Например, средства против аллергии часто вызывают сонливость. Сэмпсон и Джоули (Sampson and Jolie, 1984) давали детям лекарства от аллергии с сильным запахом. Дети связывали ле­карство и запах, и в дальнейшем их аллергическая реакция ослабевала от одного только запаха.

Упражнение 3.6

Вкратце опишите, каким образом, по-вашему, могли бы использовать метод классического обусловливания нижеперечисленные люди.

а. Актриса, которая должна изобразить, что испытывает тошноту: _____

б. Девочка, которая хочет стать врачом, но боится вида крови: _______

в. Мальчик, страдающий энурезом: ______________________

г. Онколог, который стремится нормализовать аппетит у своих больных:

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Хотя большинство наших страхов и привычек и появились в результате клас­сического обусловливания, многие психологи-бихевиористы считают, что наши дей­ствия обусловлены еще и тем, как на них отвечает внешний мир, ина­че говоря — обратной связью.

Представьте себе, что вам надо с завязанными глазами попасть мячом в цель. Вы бросаете мяч раз, другой, но никто не сообщает вам результатов ваших бросков. А без такой обратной связи, без знания степени успешности своих действий вы не сможете научиться попа­дать в цель. Для этого вам нужны комментарии типа «Хороший бро­сок», «Почти попал» и даже такие негативные, как «Ну и мазила». Вы будете стараться получать благоприятные отзывы и избегать обидных замечаний. Вы научитесь делать то, за что можете получить поощрение, и будете избегать не­желательного поведения. Например, если вы своевременно сдадите порученную вам работу, вас похвалит начальник, а в дальнейшем вас могут премировать или даже повысить в должности. И наоборот, если вы спите за рабочим столом, можете поте­рять работу.

Оперантное (инструмен­тальное) обу­словливание: форма науче­ния с помощью положитель­ного или отри­цательного подкрепления.

Рис. 3.3. Положительное подкрепление несомненно приводит к тому, что ребенок начинает клянчить все больше и больше.

Научение, которое происходит под влиянием поощрении и наказаний, носит название оперантного либо инструментального обусловливания. Оба термина обозначают одни и те же методы обусловливания, основанные на поощрениях и на­казаниях. В классическом обусловливании главную роль играют ассоциации. В оперантном — ключевыми моментами являются поощрение и наказание. Именно они и обеспечивают обратную связь.

Положитель­ное подкре пление: поощрение, имеющее целью стимулировать желаемое поведение.

Положительное подкрепление

Предположим, вам пообещали вознаграждение за то, что вы двенадцать часов просидите на верхушке столба. Вознаграждением же оказалась всего лишь одна кон­фетка. Вряд ли вы когда-либо согласитесь сидеть на столбе еще раз. Скорее всего, нет, разве что у вас возникнет страстное желание съесть именно такую конфетку. Однако, как правило, такое поощрение не может стать положительным подкреплением. Положительное под­крепление должно обязательно приводить к стимуляции какого-либо поведения. Что, например, могло бы заставить вас снова залезть на столб и просидеть там опять целый день? Возможно, хорошим поло­жительным подкреплением для вас могла бы оказаться новая машина, статья в газе­те с крупным заголовком или предложение сниматься в кино. Если вас не устраива­ют такие подкрепления, то, может быть, вы согласились бы сидеть на столбе за при­глашение в Белый дом или за туристическую путевку в Грецию. Или, может быть, вам было бы достаточно просто улыбки своей подружки. Для того чтобы положи­тельное подкрепление действовало эффективно и стимулировало какое-либо пове­дение, оно должно быть наиболее подходящим для данного человека. Найти пра­вильное подкрепление бывает нелегко. Одних людей можно поощрять деньгами, а другим предпочтительнее внимание и одобрение окружающих. Психологи-бихевиористы даже считают, что человек вообще формируется только благодаря воздействию всевозможных подкреплений. Если вы, например, разговорчивы, значит, ва­ши родители и друзья постоянно поощряли в вас это качество. Порой для такого положительного подкрепления достаточно просто быть вежливым в разговоре.

Но для того чтобы подкрепление было эффективным, оно должно быть обяза­тельно связано именно с желаемым действием. Если хозяин учит свою собаку ко­манде «служить», но выдает ей вознаграждение в виде печенья только через час пос­ле того, как она встанет на задние лапы, то животное не поймет, что печенье являет­ся наградой именно за выполненную команду. Вместо этого собака может связать получение печенья с чем-нибудь, что делала совсем недавно, — с лаем, грызением мебели или преследованием кошки.

Упражнение 3.7

Муж подает жене в постель завтрак, состоящий из французского шампанского и свежей клубники. Жена молча поглощает завтрак и оставляет его без всяких ком­ментариев. Через две недели, прочитав в курсе психологии о необходимости поло­жительных подкреплений, она решает, что было бы неплохо, если бы муж почаще подавал ей завтрак в постель. Придя домой, она вручает мужу один цент.

Найдите две ошибки в ее действиях.

а. ___________________________________________

б. ___________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление, так же как и положительное, применяется для выработки определенного вида поведения. Но в то время как положительное под­крепление использует в качестве награды что-либо приятное, отрица­тельное связано с устранением неприятных моментов. Предположим, ваш сосед по комнате постоянно пилит вас за то, что вы всюду разбра­сываете свою грязную одежду и не убираете комнату. Если вы будете соблюдать на своей половине порядок, он не будет вас пилить. Вы не хотите, чтобы вас пилили, поэтому вы кладете одежду на место и под­держиваете в комнате чистоту. Во многих случаях желание избежать отрицатель­ного подкрепления является эффективным средством стимуляции желаемого пове­дения.

Наказание

В результате наказания происходит сдерживание какого-либо вида поведения или снижение вероятности его проявления. Наказание может быть очень эффектив­ным. Исследование, проведенное Шерманом и Берком (Sherman and Berk, 1984), по­казало, что если муж привык бить свою жену, то обычно достаточно арестовать его за это всего на сутки, чтобы затем в течение полугода он вел себя более спокойно.

Отрицательное подкрепление: негативная реак­ция, имеющая целью стимули­ровать желае­мое поведение.

«Притворись, что ты уже спишь, и папочка прекратит петь.»

Рис. 3.4. В этом случае похоже, что папина песня выступает в качестве отрицательного подкрепления.

Тем не менее во многих случаях наказание оказывается неэффективным. На­пример, воры, отсидев свой срок, начинают красть снова, как только выходят на сво­боду. Кошку как ни наказывай за воровство, она все равно продолжает тащить все, что ни попадя, особенно в отсутствие хозяев. Девочка-подросток, которую не вы­пускают из дома из-за какой-нибудь провинности, придумает какой угодно хитроум­ный план, лишь бы выбраться из дома и пойти туда, куда ей хочется.

Более того, с наказаниями связано и множество других проблем. Как правило, наказание подавляет какую-либо реакцию лишь на короткое время. В большинстве случаев нежелательная реакция через некоторое время проявляется снова. Если вас раздражает, что ваш братишка в течение всего обеда топает ногой, вы можете ре­шить, что самой подходящей реакцией с вашей стороны будет самому пнуть его. Ваше «наказание» может привести к прекращению топанья в данный момент, но в дальнейшем нежелательное поведение, скорее всего, повторится. Точно так же мать, которая моет дочери рот с мылом, чтобы очистить ее речь от нежелательных выражений, может вскоре узнать, что дочь продолжает все так же высказываться в ее отсутствие. К тому же люди часто наказывают других, будучи расстроены или рассержены. В результате наказание оказывается малоэффективным или совсем неуместным.

Как наказывать?

Эффективное наказание может помочь прекратить нежелательное поведение. Но если наказание выбрано неправильно, порой возникают неожиданные побочные эффекты.

Иногда то, что мы считаем наказанием, несет в себе элементы положительного подкрепления. Учительница думает, что накажет семилетнего мальчика, крикнув: «Майк, хватит скакать. Ты что, совсем не можешь сидеть спокойно?!» На самом же деле Майку удалось обратить на себя всеобщее внимание, чего он, собственно, и добивался: одноклассники, все как один, обернулись, чтобы посмотреть на него, и учительница занята исключительно им. То, что она считала наказанием, на самом деле оказалось положительным подкреплением. Теперь Майк знает, что в следую­щий раз, когда ему захочется обратить на себя внимание, достаточно будет встать с места. Аналогичным образом хоккеист, сев на скамейку штрафников за грубую игру и драку на поле, часто получает поддержку от зрителей. Вполне вероятно, что, вновь выйдя на поле, он будет вести себя еще грубее, чтобы болельщики обратили на него еще больше внимания. В Приложении 3.3 описаны некоторые способы наказания, авторы которых творчески подошли к этой проблеме.

 

Приложение 3.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ВМЕСТО ХИТА — СИНАТРА. УЧИТЕЛЯ УЧАТСЯ НОВОМУ ПРЕДМЕТУ — «ТВОРЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ»

Брюс Жану (Bruce Janu), который пре­подает историю в старших классах, зна­ет, как «достать» ребенка. Конечно, это жестоко, но после того, как Жану разок заставит своих нахалов и хулиганов послу­шать Фрэнка Синатру, они предпочитают больше с ним не связываться.

«Некоторые из ребят сидят и гримас­ничают, когда я проигрываю пластинку Синатры», — говорит Жану, работающий в школе Риверсайд близ Чикаго. По сло­вам Жану, его ученики, которые помеша­ны на завываниях своих любимых рок-пев­цов, иногда молят о пощаде, когда за пло­хое поведение их заставляют слушать ста­рину Фрэнка, напевающего «Мой путь» или «Нью-Йорк, Нью-Йорк».

Раньше Джозеф Сайфелли (Joseph Cifelly), директор средней школы в окру­ге Челтенхэм, штат Пенсильвания, не до­пускал драчунов к занятиям в течение трех дней. Но в наше время учителя не ви­дят большого смысла в том, чтобы в каче­стве наказания отправлять учеников до­мой, смотреть MTV, поэтому теперь на­рушителей обязывают явиться в «Центр природы», где им поручают ухаживать за растениями, животными и птицами.

«Драчуны должны во время совмест­ной работы уладить свои разногласия, а кроме того, растения и животные дей­ствуют успокаивающе», — говорит Сай­фелли.

Когда в Александрии, штат Вирджиния, восемь учеников были пойманы на том, что раскрашивали распылителями черный асфальт автостоянки во все цвета радуги, им был вынесен суровый приго­вор — перекрасить площадку снова в черный цвет.

Наказание могло бы быть и более су­ровым, «но ведь они не написали ничего непристойного», считает Джон Портер (John Porter), директор школы Т. С. Уильямса. Он также заставил нарушителей заплатить 200 долларов, которые потре­бовались на приведение площадки в поря­док...

Учителя говорят, что им приходится постоянно искать новые методы дисцип­линарного воздействия. Жану, воспита­тель, помешанный на музыке, сказал, что у него уже есть идея, чем заменить плас­тинку Синатры, когда она сотрется от ча­стого употребления: Тони Беннетт.

Источник: Jordan, М. (1993, February 7). Instead of a Hit, Sinatra: Teachers Try «Creative Detention» as Discipline. The Washington Post.

Психологи разработали несколько рекомендаций по выбору наказаний. Вот четыре важнейших из них:

• Избегайте одновременного применения поощрения и наказания.

• Наказывайте непосредственно вслед за ситуацией, вызвавшей необходи­мость в наказании, или воспроизводите эту ситуацию снова.

• Избегайте слишком мягких наказаний.

• Используйте наказание, соразмерное проступку.

Упражнение 3.8

Представьте себе, что муниципальный совет рассматривает вопрос о том, как справиться с проблемой мусора в парках и на улицах. После нескольких публичных обсуждений предложено четыре варианта постановления. Какое из них порекомен­довали бы вы, основываясь на правилах выбора наказаний, и почему?

Любое лицо, загрязняющее парки и улицы города или как-либо иначе нанося­щее ущерб их внешнему виду:

а. Будет оштрафовано на сумму в один доллар. Штраф должен быть выплачен в течение двух лет с момента нарушения.

б. Будет оштрафовано на сумму не менее 2000 долларов. Штраф должен быть выплачен в течение одного часа с момента нарушения.

в. Будет оштрафовано на сумму в двадцать долларов и обязано два часа отра­ботать на уборке города, что должно быть выполнено в течение семи дней с момента нарушения.

г. Будет обязано отработать один час на уборке города. Учащиеся городских школ будут отрабатывать вместо занятий в школе.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Виды наказаний

Выделяют несколько категорий, или видов, наказаний. Куперсмит (Cooper-smith, 1967) описал три основных типа.

Телесные наказания. Телесные наказания— причинение человеку физической боли в ответ на нежелательное поведение. Шлепки, порка, пощечина и удар кулаком — все это квалифицируется как телесные наказания. Родители, при­меняющие телесные наказания, учат своих детей, кроме всего прочего, еще и тому, что физическая сила дает человеку власть над другими. В результате их дети могут стать враждебными и агрессивными по отношению к лю­дям и пользоваться насилием для достижения своих целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...