Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 11 глава
Спекуляция любовью. Иногда родители, ругая детей за плохое поведение, угрожают им разлюбить их. Примерами могут послужить такие заявления: «Если ты еще раз без разрешения уйдешь со двора, можешь и вообще уходить» или «Ты мне просто противен, ть1 совсем не умеешь вести себя за столом». Если родители будут постоянно пользоваться такой мерой воздействия, у ребенка в конце концов возникнет чувство, что родительская любовь слаба и ненадежна и что ее постоянно надо зарабатывать. Это приводит к повышенной тревожности, сопровождающейся такими симптомами, как грызение ногтей, ночное недержание мочи или сосание пальцев. «Золотая середина». Этот метод позволяет человеку избежать наказания и/или получить поощрение. Родитель, который заявляет: «Если ты не съешь кашу, то не получишь мороженое», — позволяет ребенку выбирать между поощрением в форме десерта за желательное поведение (съеденная каша) и наказанием в форме отсутствия десерта за нежелательное поведение (несъеденная каша). Куперсмит обнаружил, что из описанных трех типов наказаний этот является самым эффективным. Контрольные вопросы Ответив на следующие вопросы, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Выберите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 9. Психолог пользуется методом десенсибилизации, чтобы помочь человеку преодолеть страх перед грозой. Что он предпочтет для этого? а. Пожелает ему никогда больше не попадать в грозу б. Добьется, чтобы гроза связалась у человека с рефлекторным морганием в. Воспользовавшись специальным устройством, будет демонстрировать ему электрический разряд всё возрастающей силы, сочетая это действо с каким-либо приятным стимулом
г. Пропишет пациенту лекарства 10. Как классическое обусловливание используется для лечения ночного недержания мочи? а. Применяют электрошок в качестве наказания. б. Связывают в сознании больного звон будильника с приемом специального лекарства. в. Каждый раз, когда ребенок намочит постель, ему дают рвотное. г. Всякий раз, когда постель становится мокрой, звенит будильник. 11. Какие из следующих элементов являются ключевыми в оперантном обусловливании? а. Рефлексы б. Эмоциональные реакции в. Положительные и отрицательные подкрепления г. Страхи Телесные наказания: причинение человеку физической боли в целях пресечения нежелательного поведения. «Золотая середина»: метод обусловливания, позволяющий человеку, подвергающемуся воздействию, выбирать поощрение или наказание. 12. Мальчик почистил отцу ботинки. Отец подарил ему за это книгу, надеясь, что теперь мальчик будет чистить обувь постоянно. Но мальчик больше ни разу не прикоснулся к ботинкам. Определите роль, какую сыграла книга в этой ситуации. а. Поощрения и положительного подкрепления б. Поощрения, но не положительного подкрепления в. Положительного подкрепления, но не поощрения г. Наказания и положительного подкрепления 13. Какими двумя наиболее важными качествами обладает настоящее положительное подкрепление? а. Уместность и своевременность б. Прочувствованность и своевременность в. Уместность и прочувствованность г. Прочувствованность и искренность 14. Как соотносятся наказание и отрицательное подкрепление? а. Отрицательное подкрепление сдерживает нежелательное поведение, а наказание стимулирует желательное. б. Наказание сдерживает нежелательное поведение, а отрицательное подкрепление стимулирует желательное. в. Для отрицательного подкрепления необходимо наказание.
г. Наказание и отрицательное подкрепление — это одно и то же. 15. Какой из перечисленных ниже видов наказаний наиболее эффективен? а. Телесные наказания б. Спекуляция любовью в. Неодобрение г. «3олотая середина» 16. Кэтти надоело, что ее младшая сестра Джейн часами висит на телефоне. Что Кэтти должна сделать для того, чтобы Джейн меньше болтала по телефону? а. Давать Джейн пинок, как только та начнет говорить по телефону. б. Прекратить разговаривать с Джейн, если та будет и дальше болтать по телефону более десяти минут. в. Обещать Джейн, что она сможет звонить когда и кому захочет, если только будет говорить по телефону не более пяти минут; в противном же случае ей не дадут пользоваться телефоном целую неделю. г. Сказать Джейн, что она удостоится презрения всей семьи, если будет и далее разговаривать по телефону более пяти минут. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжать чтение этого раздела. Подкрепление или наказание? Наверное, вам известны две противоречащие друг другу поговорки: «Пожалеешь розог — испортишь ребенка» и «Доброе слово и кошке приятно». Какой же из них следует верить? Наказывать ребенка, чтобы его не избаловать, или все-таки лучше ориентироваться на поощрения? Результаты множества психологических исследований дают возможность предположить, что дети, которых воспитывают с помощью поощрений, эмоционально адаптируются гораздо лучше, чем дети, которых воспитывают с помощью наказаний. Если учителя или родители сурово наказывают ребенка, у него может возникнуть антипатия или неприязнь к ним; ребенок начнет избегать всякой совместной деятельности с учителями или родителями. Ему могут и вообще разонравиться семейные дела и учеба в школе. Кроме того, наказание обычно связано с болью или фрустрацией (утратой чего-либо) и может приводить к агрессивности. Исследование Бандуры и Уолтерса (Bandura and Walters, 1959) показало, что мальчики, которых дома сурово наказывают за агрессивность в поведении, становятся еще более агрессивными. Наказание бывает наиболее эффективным и приносит меньше всего вреда тогда, когда человеку предлагается альтернатива. Если отец ругает дочку за то, что та недоделала домашнее задание, то он должен обязательно хвалить ее, когда она выполняет все, что задано. Когда родители пользуются наказаниями и не применяют поощрения, у детей (особенно дошкольного возраста) могут возникнуть серьезные проблемы, описанные в Приложении 3.4.
Как было упомянуто в предыдущем разделе, если наказание привлекает к наказуемому внимание, оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания. Учительница в описанном выше случае могла бы успешнее разрешить ситуацию, если бы обратила больше внимания на те моменты, в которые Майк ведет себя хорошо. Например, если время от времени говорить «Посмотрите, как замечательно ведет себя Майк! Вот если бы все вели себя так же...», у Майка появится альтернатива. Еще большего эффекта можно было бы достигнуть другой альтернативой: «Если ты будешь спокойно сидеть и хорошо работать, то потом сможешь поиграть. А если будешь все время скакать и ничего не делать, то ни на какую игру у тебя времени не останется». Однако тема наказания не исчерпывается только семьей и школой. Например, существует весьма распространенный способ наказания — лишение свободы. Он тоже далеко-не всегда оказывается эффективным, подтверждением чему является, в частности, рецидивная преступность. И опять-таки создается впечатление, что наиболее эффективны такие наказания, которые содержат в себе некоторый положительный опыт или альтернативу. Упражнение 3.9 Отец пришел в универсам вместе с двухлетним сыном. Сын все время обращается к отцу, пытаясь привлечь к себе его внимание, но тот занят своими покупками. Тогда мальчик начинает показывать пальцем на стоящие на полках продукты и кричать, что он хочет печенья, конфет, мюсли и прочее. Этот внезапный взрыв вызывает у отца смущение, и он начинает ругать ребенка. Сын продолжает вопить еще громче. Чтобы успокоить его, отец хватает с полки ближайшее лакомство и сует его сыну. Но мальчик по-прежнему оглушительно кричит.
На основе того, что вы прочитали о поощрениях и наказаниях, опишите, как должен действовать отец в следующий раз, когда возьмет с собой сына в универсам.
Приложение 3.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЙ Если дошкольники жалуются на боли в голове, животе или груди, а физиологических причин этой боли обнаружить не удается, то это может указывать на депрессию, вызванную грубым обращением с ними, считают Джавад Кашани (Javad Kashani), профессор психиатрии из университета Миссури в Колумбии, и Габриелла Каризон (Gabrielle Carison), профессор психиатрии из университета штата Нью-Йорк в Стоуни Бруке. Вместе с группой специалистов по психогигиене и педагогике они начиная с 1981 года в течение пяти лет наблюдали за 1000 дошкольников. Шести мальчикам и трем девочкам был поставлен диагноз серьезной депрессии. Все девять детей высказывали соматические жалобы,в то время как в контрольной группе, выбранной из исходной 1000 человек, никто из детей не жаловался на физическую боль. Кроме того, подверженные депрессии дошкольники гораздо чаще жаловались на плохое настроение, страдали нарушениями сна, быстрой утомляемостью и потерей аппетита. Со всеми этими детьми обращались грубо или полностью ими пренебрегали, в то время как в контрольной группе плохое обращение с детьми отмечалось лишь в 22 % случаев. По данным ученых, с возрастом дети все меньше и меньше жаловались на физическую боль. В статье о своей работе, помещенной в мартовском номере The American Journal of Psychiatry, ученые комментируют свои результаты так: «Мы предполагаем, что поскольку дошкольники еще маленькие и не умеют постоять за себя, то при плохом обращении с ними они испытывают беспомощность, страх и фрустрацию, из-за чего возрастает их подверженность депрессии.» traced to abuse. Источник: Landers, S. (1987, June). Chronic pain АРА Monitor. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Поэтапное научение Многие матери жалуются, что с удовольствием поощряли бы своих сыновей-подростков за чистоту в комнате, но те никогда не дают им для этого повода. Ждать, когда в комнате станет чисто, пришлось бы слишком долго. Таким образом, им остается только наказывать сыновей за беспорядок. Что можно предложить в этом случае? В этом случае можно предложить метод поэтапного научения, который иногда называют методом последовательных приближений. Он включает в себя несколько этапов. Первым делом надо определить цель воздействия. В данном случае целью является приучить сына содержать свою комнату в порядке. Затем поощряется каждый шаг, совершаемый сыном в этом направлении. Когда он поднимает с пола кроссовки (чтобы надеть их), мать отмечает, насколько лучше выглядит комната, когда кроссовки не валяются в ней где попало. И в качестве поощрения разрешает сыну вечером вернуться домой на полчаса позже обычного. Далее, чтобы заработать дополнительное время вечером, сыну придется еще и вешать свое мокрое полотенце в ванной. После того как он научится не разбрасывать кроссовки и мокрые полотенца, он должен привыкнуть класть грязные носки в корзину для грязного белья и т. д. Пока, наконец, дополнительное время не будет предоставляться ему только за полный порядок и чистоту в комнате.
Поэтапное научение основывается на принципах оперантного обусловливания и широко используется психологами. Существуют две основные методики поэтапного научения. Одна из них была описана в только что приведенном примере. Мать последовательно поощряла различные поступки сына, начиная с самых простых, пока не добилась желательного поведения. Такой вид поэтапного научения применяется в школе. Вас переводят из первого класса во второй, если вы выучите буквы алфавита и сможете складывать из них простейшие слова, научитесь читать несложные предложения и выполнять простые вычисления на сложение и вычитание и т. д. Перевод из класса в класс является положительным подкреплением, которое помогает вам достичь цели — стать грамотным человеком, знать иностранные языки, математику, естественные и гуманитарные науки. Вы, конечно, не можете ожидать, что в выпускном классе учитель будет поощрять вас за те же достижения, что и в первом. Точно так же, если бы учительница требовала от первоклассников знаний на уровне одиннадцатого, вряд ли кто-нибудь перешел бы во второй. Метод поэтапного научения применяют также психологи-клиницисты, работающие с замкнутыми и необщительными детьми. Многие из таких детей стесняются подходить к незнакомым людям. Сначала ребенка поощряют только за то, что он сидит рядом с психологом. Затем он получает поощрение только в том случае, если смотрит психологу в глаза. И наконец, для получения поощрения требуется, чтобы ребенок поговорил с психологом. Второй вид поэтапного научения отличается от первого; он требует от человека в первую очередь самостоятельности. Таким подходом часто пользуются, когда учат маленьких детей есть. Мать или отец берут ложкой пищу, вкладывают ложку ребенку в руку и помогают ему направить ее в рот. Последний шаг, то есть отправление пищи в рот, ребенок делает сам, обычно под восторженные похвалы гордых родителей. При следующей попытке ребенок сам попадает ложкой в рот. В конце концов для того, чтобы получить поощрение, ребенку надо самому наполнить ложку и отправить ее содержимое в рот, а не мимо. Многие тренеры по горнолыжному спорту используют так называемый метод удлинения. Этот метод является разновидностью поэтапного научения и позволяет начинающему быстро добиться желаемого — с первого же раза съехать с горы. Сначала на очень коротких лыжах. Затем с каждым разом лыжи становятся все длиннее. Более традиционные методы обучения катанию на лыжах иные. Начинающий катается по сравнительно ровному месту до тех пор, пока не освоит основные навыки. Затем он учится поворачивать и тормозить на местности с небольшим уклоном. И в конце концов, когда новичок освоит все основные приемы владения лыжами, он допускается на подъемник, чтобы достичь своей главной цели — съехать с вершины горы. Поэтапное научение: последовательное поощрение действий и поступков с целью достижения определенного поведения. Упражнение 3.10 Выше были описаны два метода поэтапного научения. В одном из них человека провоцируют шаг за шагом на совершение определенных действий с целью добиться желательного поведения с его стороны. В другом человеку помогают шаг за шагом осваивать определенные действия, в сущности, с той же целью. Предположим, вас назначили тренером по плаванию в летнем лагере. Вы хотите выяснить, какой метод при обучении плаванию десятилетних детей эффективнее. Вы работаете с двумя группами детей. В каждой группе можно использовать только один вид поэтапного научения. Опишите, как вы будете учить каждую группу. Группа А _____________________________________ Группа Б _____________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Модификация поведения Модификация поведения также является разновидностью поэтапного научения. В ней тоже для начала необходимо определить желаемый результат, а затем поощрять каждый шаг на пути к поставленной цели. Но, в отличие от всех вышеописанных случаев, здесь, чтобы проследить за движением в желательном направлении, рекомендуется вести подробные записи. Норд (Nord, 1970) описал интересный случай применения метода модификации поведения на одном заводе. Там часто возникали проблемы из-за того, что сотрудники опаздывали или вообще не являлись на работу. Тогда для поощрения служащих, которые каждый день приходили вовремя, администрация стала проводить раз в месяц лотерею, в которой разыгрывались различные бытовые электроприборы. Служащие, которые в течение месяца опаздывали или не являлись на работу, не допускались к участию в лотерее. В конце полугодия компания провела розыгрыш суперприза — цветного телевизора. В розыгрыше могли участвовать только те сотрудники, которые все шесть месяцев каждый день вовремя приходили на службу. В результате оказалось, что сотрудники, болевшие простудой и другими легкими недомоганиями, стали ходить на работу, а не оставаться дома, как делали раньше. В течение года количество опозданий и неявок на работу снизилось на 75 %. Многие фирмы охотно применяют метод модификации поведения для борьбы с прогулами. В одной производственной компании каждый день всем присутствовавшим на работе сотрудникам предлагали вытянуть из колоды одну карту. В конце недели тот, у которого была лучшая в отделе комбинация для игры в покер, получал 20 долларов (Pedalino and Gamboa, 1974). В результате посещаемость увеличилась на 18 % и оставалась высокой все время, пока разыгрывались карты. На другом заводе ежедневно раздавали номера для лото-бинго. Когда рабочие полностью заполняли свои карточки, они участвовали в розыгрыше и могли выиграть от 5 до 25 долларов. И снова метод модификации поведения оказался эффективным и привел к снижению количества прогулов и опозданий. Модификация поведения: целенаправленное поэтапное изменение поведения. В последнее время метод модификации поведения стали применять и в клинической практике. Дело в том, что некоторые пациенты, с головой погрузившись в свои болезненные ощущения, забывают обо всем на свете и никакими медикаментозными средствами помочь им невозможно. Как правило, это самые тяжелые случаи. Персонал больницы получает указания уходить от пациента, как только тот начинает жаловаться или рассказывать о своей боли. Пациенту разрешается говорить о боли только непосредственно лечащему врачу, который и сам расспрашивает его о том, что и как сильно у него болит. Таким образом, поощряется только «хорошее» поведение. Персонал больницы оказывает особое внимание тем больным, которые разговаривают на темы, не имеющие отношения к боли, или занимаются каким-либо делом. Любой интерес к чему-либо помимо больниц и болезней всячески приветствуется. И хотя подобные методы модификации поведения не обязательно будут иметь успех, обычно более половины пациентов испытывают облегчение. Прогулы, опоздания и постоянные жалобы можно, в некотором смысле, считать дурными привычками. Эти дурные привычки можно преодолеть с помощью модификации поведения. Не хотите ли вы воспользоваться этим методом для борьбы со своими дурными привычками? Может быть, вы грызете ногти, слишком много едите булочек или чересчур вспыльчивы? А может, вы хотите заняться самосовершенствованием? Возможно, вам надо активнее заниматься, уделять больше времени спорту или стать общительнее. Вы можете попробовать применить этот бихевиористский подход для борьбы с дурными привычками. И для этого надо обозначить пять необходимых шагов, из которых, собственно, и состоит модификация поведения. 1. Точно определите цель, которой вы хотите достигнуть, — например, похудеть на 10 кг. 2. Зафиксируйте состояние, существующее в данный момент, — например, сейчас я вешу 90 кг. 3. Выберите себе наиболее привлекательное поощрение за движение по избранному пути — например, холодное пиво или получасовое прослушивание любимых пластинок. 4. Определите промежуточные ориентиры, которые будут свидетельствовать о приближении цели — например, еженедельное уменьшение веса на полкилограмма. 5. Точно фиксируйте каждое свое достижение — делайте записи в тетради или заносите все данные в специально составленную таблицу. Упражнение 3.11 Кен тратит слишком много денег и ничего не может с собой поделать. Когда у него в кармане кредитная карточка, он готов купить все на свете, не задумываясь о том, может ли он это себе позволить. Он с легкостью покупает такие вещи, как чехол с монограммой для теннисной ракетки из чистой кожи и зубочистка из серебра высшей пробы. Гора его счетов все время растет. За прошлый месяц он задолжал 880 долларов. И теперь, даже если он перестанет вдруг так безрассудно сорить деньгами налево и направо, ему понадобится еще полгода, чтобы расплатиться со всеми своими долгами. Больше всего Кен любит парусный спорт, но у него никогда не хватает денег, чтобы поплавать на яхте со своими приятелями. А они как раз в ближайшие выходные собираются пройти под парусами по ближайшему озеру, что не потребует больших затрат. А в следующем году они собираются совершить на яхте настоящее увлекательное путешествие к Атлантическому побережью. Кен тоже хочет отправиться с ними. Опишите, как он может помочь себе сделать это, воспользовавшись методом модификации поведения. а. __________________________________________ б. ___________________________________________ в. ___________________________________________ г. ___________________________________________ д. _______________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Моделирование и подражание Многие из имеющихся у вас навыков и установок приобретены путем подражания. Такой вид научения называется научением через наблюдение. Когда вы видите, что другие люди получают поощрение за определенные поступки, вы склонны им подражать. И, по крайней мере какое-то время, стараетесь избегать поведения, за которое кого-нибудь наказали. В поведении детей многое основано на подражании. Дети научаются ходить, говорить и пользоваться мимикой так же, как это делают их родители. Подражая взрослым, они приобретают навыки, необходимые в их культурной среде. Японские дети учатся чайному церемониалу, а африканские — охотиться на животных; и те и другие подражают при этом своим родителям. К сожалению, дети перенимают не только хорошее. Если мать всякий раз, когда ее критикуют, притворяется, что у нее мигрень, она, вероятно, скоро обнаружит, что ее дочь симулирует ту же болезнь, как только ее начинают ругать. Некоторые исследования указывают на то, что дети могут научиться у родителей даже агрессии. В одном из экспериментов (Bandura, Ross and Ross, 1963) детям показали фильм, в котором актеры избивали деревянного клоуна. После фильма детям дали такого же клоуна, и они тоже стали его бить. Дети же, не смотревшие фильм, мирно играли с точно таким же клоуном. Но некоторым детям не с кого брать пример. Аш (Asch, 1988) заметил, что дети-инвалиды редко имеют возможность видеть взрослых инвалидов как при личных встречах, так и по телевидению. В результате им не хватает положительных примеров для подражания. Моделирование: использование склонности к подражанию с целью научения желаемому поведению. Психологи, используя эту склонность к подражанию, моделируют различные ситуации, чтобы помочь людям в преодолении фобий. В исследовании Бандуры (Bandura, 1969) взрослым, сильно боявшимся змей, показывали специально снятый фильм о змеях. В начале этого фильма актеры играли с резиновыми змеями. Затем стали появляться и настоящие, но актеры продолжали все так же непринужденно играть с ними. Зрители, страдавшие фобией, могли остановить показ фильма тотчас же, как только им становилось неприятно. Затем просмотр возобновлялся с тех моментов, которые показались им наиболее интересными. Однако наблюдение за живым человеком, играющим со змеей в присутствии страдающих серпентофобией, оказалось более эффективным, чем просмотр подобных фильмов. Упражнение 3.12 Пятилетняя девочка бьет свою трехлетнюю сестренку. Мать шлепает старшую дочку со словами: «Как тебе не стыдно бить того, кто меньше тебя?!» В результате обе дочки этой мамы станут драчливыми. Почему? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Угасание нежелательного поведения Поскольку некоторые виды научения приводят к нежелательному поведению, иногда возникает необходимость прекратить его. Предположим, маленькая девочка обнаруживает, что у нее есть язык, и высовывает его. Ее родители смеются и аплодируют. Девочке нравится их веселье и проявленное к ней внимание. Однако, когда девочке исполнится три или четыре года, такое поведение перестанет казаться забавным. Оно покажется скорее невежливым и вызовет у окружающих раздражение. Как можно прекратить это поведение? Если родители и друзья перестанут смеяться и аплодировать, увидев высунутый язык, то, вероятно, произойдет постепенное угасание этого поведения. Первым шагом в процессе угасания является определение фактора, поощряющего нежелательное поведение. Если много раз подряд нежелательные действия ничем не подкрепляются, они, скорее всего, не будут больше повторяться. Если девочку наказывают за то, что она дерется, и тем не менее с помощью кулаков она всегда получает все, что захочет, скорее всего, она будет продолжать драться. Главное правило угасания нежелательного поведения — это устранение положительного подкрепления. Упражнение 3.13 Каждую субботу Хуан приносит своей девушке Доре букет из одуванчиков и диких роз. Чтобы не показаться невежливой, она всегда благодарит его и ставит цветы в вазу, хотя терпеть не может ни одуванчики, ни розы и ни цветы вообще. Что она может сделать, чтобы Хуан прекратил приносить ей цветы? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ВОПРОСЫ ЭТИКИ Поскольку психологи обнаруживают все больше и больше механизмов воздействия на человеческое поведение, естественным образом встает вопрос этичности подобного рода влияния на другого человека. Одни считают, что это ограничивает свободу личности. Другие заявляют, что с помощью обусловливания наш мир станет лучше, так как люди не будут совершать нежелательных и эгоистичных поступков, и видят в возможности целенаправленного изменения поведения важный шаг вперед в решении психологических проблем (Hill, 1985). А как вы смотрите на все это? Действительно ли наше общество станет лучше в результате такой целенаправленной практики или же это приведет лишь к ограничению личной свободы каждого? Подумайте обо всех плюсах и минусах подобного применения психологии. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал двух предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 17. Какой из перечисленных ниже методов лучше всего регулирует эмоции детей? а. Положительное подкрепление соответствующего поведения б. Отрицательное подкрепление несоответствующего поведения в. Телесные наказания за несоответствующее поведение г. Угасание нежелательного поведения 18. Почему брань не всегда является эффективной формой.отрицательного подкрепления? а. Из-за отсутствия телесных наказаний б. Она может оказаться положительным подкреплением в. Она ведет к угасанию нежелательного поведения г. Ее трудно моделировать 19. Сначала отец поощряет сына за то, что тот сам натягивает носки. Затем сын получает поощрение только в том случае, если сам надевает и носки и ботинки. И наконец, если полностью оденется. Каким методом пользуется отец? а. Отрицательное подкрепление б. Моделирование в. Угасание нежелательного поведения г. Поэтапное научение 20. Каков первый шаг в модификации поведения? а. Определение цели б. Прекращение вредных привычек в. Запись достижений г. Подражание кому-нибудь 21. Для чего применяется модификация поведения? а. Усиление мотивации б. Изменение поведения в. Моделирование желательного поведения г. Моделирование нежелательного поведения 22. Какой из следующих примеров лучше всего подходит для иллюстрации моделирования? а. Вы прочитали о человеке, который получил 1000 долларов за то, что три минуты не дышал, и стараетесь научиться не дышать четыре минуты. б. Всякий раз, когда ваш друг закуривает вонючую сигару, даете ему пинка. в. Когда ваша знакомая употребляет нецензурные выражения, вы отворачиваетесь от нее. г. Вы любите только тех, кто вас наказывает. 23. Какой из методов эффективнее всего для угасания нежелательного поведения? а. Отрицательное подкрепление б. Положительное подкрепление в. Устранение отрицательного подкрепления г. Устранение положительного подкрепления 24. Какая проблема возникает перед психологами в связи с применением методов обусловливания? а. Эти методы часто неэффективны. б. Использование этих методов ведет к ограничению свободы личности. в. В них недостаточно полно используется отрицательное подкрепление. г. В них не делается различий между положительным и отрицательным подкреплением. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Дайте определение научения. 2. Различите умение и исполнение. 3. Опишите роль рефлексов и эмоциональных реакций в классическом обусловливании. 4. Назовите три этапа процесса классического обусловливания. 5. Где и как можно применять классическое обусловливание. 6. Опишите оперантное обусловливание. 7. Дайте определение положительного подкрепления и назовите два важных условия, которым оно должно удовлетворять. 8. Различите отрицательное подкрепление и наказание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|