Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 6 глава
15. Что включает в себя метод анализа конкретных ситуаций? а. Эксперимент, опрос и тестирование б. Изучение материалов о семье обследуемого, собеседование с ним и тестирование
Рис. 1.7. На чем, по вашему мнению, основана их гипотеза: на анализе конкретной ситуации, на наблюдении или на корреляционном исследовании? в. Опрос, наблюдение и эксперимент г. Установление корреляции, тестирование и опрос 16. Некая компания желает провести телефонный опрос, чтобы узнать, каковы будут результаты голосования на предстоящих выборах. Каковы недостатки этого метода проведения опроса? а. Выборка не является репрезентативной. б. Выборка слишком велика. в. Метод является слишком дорогостоящим. г. Метод требует слишком больших временных затрат. 17. Предположим, вы хотите обследовать небольшую репрезентативную выборку в крохотном городке с населением в 100 человек. Четверть жителей городка старше 65 лет. Какой процент вашей выборки должны составлять люди старше 65 лет? а. 5% б. 10% в. 12,5% г. 25% 18. Что является самым большим недостатком рассылки анкет по почте? а. Люди менее честно отвечают на анкеты, присланные по почте. б. Лишь небольшой процент людей, получивших анкеты, возвращает их. в. Этот метод является дорогостоящим и требует больших временных затрат. г. Многие люди не получают почту. 19. Результаты исследования показали, что 80 % опрошенных врачей рекомендовали делать ванны для ног, используя Relaxy Solutions. Какой вывод можно из этого сделать? а. Было опрошено большое число врачей б. Было опрошено небольшое число врачей в. Лицо, производившее опрос, не сообщает, сколько врачей было опрошено г. Ни один врач не был опрошен 20. Исследование показало, что число окон в домах, принадлежащих мужчинам, коррелирует с количеством имеющихся у них галстуков. К каким заключениям можно прийти на основе этого факта?
а. Любовь к галстукам побуждает мужчин селиться в домах с большим количеством окон. б. Проживание в доме с большим количеством окон побуждает мужчин покупать галстуки. в. Мужчинам, живущим в домах с большим количеством окон, любят дарить галстуки. г. Никакого заключения сделать нельзя. 21. Какой из перечисленных ниже методов может выявить причинно-следственную связь? а. Метод опроса б. Метод наблюдения в. Корреляционный метод г. Эксперимент 22. Психолог предложил детям арифметический тест. После этого в течение месяца он давал им леденцы, а затем протестировал снова. Результаты тестирования улучшились. Чего недостает в этом эксперименте? а. Наблюдения б. Адекватного тестирования в. Опроса г. Контрольной группы Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти. вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительной части этой главы. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ Допустим, что некий психолог захотел предсказать, каким вырастет такой-то конкретный ребенок. При этом он должен предсказать будущее этого ребенка на основании одной-единственной характеристики. Как вы думаете, какая оказался бы наиболее показательной? Если вы ответили «принадлежность к определенной культуре», то, стало быть, знаете, какой именно фактор представляет наибольшую ценность при предсказании характера человеческого поведения. Хотя культура и рассматривалась как ключ к пониманию поведения человека еще во времена Гиппократа и древних греков, только совсем недавно психологи признали, что культурную специфику следует учитывать во всех сколько-нибудь важных исследованиях (Betancourt & Lopez, 1993). В прошлом только психологи, специально занимавшиеся сопоставлением разных культур, сравнивали между собой поведение людей, принадлежащих к различным культурам. Ученые пытались выяснить, какие аспекты человеческого поведения не зависели от культурной среды, а какие различались в разных культурах. И только изредка подобные исследования затрагивали причины, которые приводят к различиям в поведении людей, принадлежащих к разным культурам.
Культура: нормы, взгляды, ценности и уклад жизни, которые свойственны той или иной группе людей. Что такое культура? Психологи не пришли к единому мнению относительно точного определения этого понятия, но большинство из них согласятся с тем, что под словом «культура» следует подразумевать, в частности, нормы, взгляды, ценности и уклад жизни, которые свойственны той или иной группе людей. Каждая культура определяет роли и обязанности членов семьи, способы, при помощи которых люди общаются между собой и выражают свои эмоции, а также предпочтения, оказываемые в одних случаях индивидуальным, а в других — групповым ценностям. Во многих культурах чрезвычайно значительную роль играют религиозные верования и связанные с ними ритуалы. Виды различий Понятие различия подразумевает не только различия в культуре. Сюда относятся также половые различия, различия по расе, по принадлежности к определенной этнической группе, по социально-экономическому положению, а также по наличию физических или психических недостатков или достоинств, по уровню умственных способностей и т. д. Причем многие склонны смешивать термины раса и этническая группа. Наверное, вам приходилось видеть анкеты, в которых вас просят указать расовую принадлежность, то есть являетесь ли вы азиатом, американским индейцем, негром, латиноамериканцем или белым. Однако латиноамериканцы могут быть белыми, черными, азиатами, американскими индейцами, а также любыми комбинациями этих представителей человечества. Термин раса часто употребляют неверно, включая в него и этнические группы. Многие антропологи утверждают, что с формальной точки зрения существуют только три расы: белая, негроидная и монголоидная. Однако люди, принадлежащие к различным расовым группам, зачастую имеют больше сходств, чем различий, даже по физическим и генетическим характеристикам. Многие различия, которые антропологи считали расовыми, на самом деле имеют этническую основу (Zuckerman, 1990). Этнические группы, как правило, связаны общей национальной принадлежностью, культурой или языком. Вероятно, ваша этническая группа воспитала вас в определенных традициях, которые были выработаны многими поколениями. Существенной частью вашей культуры является то, принадлежите вы к ирландской, русской, ливанской, нигерийской, боливийской, корейской, японской или исландской этнической группе, но это еще не указывает на вашу расовую принадлежность.
Раса: определяется прежде всего генетическим происхождением; имеются три основные расы: европеоиды, негроиды и монголоиды. Этническая группа: группа людей, имеющих общую национальность, культуру или язык. Также весьма существенным отличием является принадлежность к определенному социально-экономическому слою, то есть разница в уровне финансовых и социальных возможностей отдельных людей или групп. Даже представители одной культуры, расы или этнической группы отличаются друг от друга социальными установками, интересами и манерой поведения; взять хотя бы состоятельных и власть имущих, с одной стороны, и бедных и угнетенных — с другой. Иногда некоторые признаки, претендующие на этническую или расовую особенность данной культуры или индивида, в результате исследования оказываются лишь различиями в социально-экономическом положении. Например, Фрерихс и др. (Frerichs & others, 1981) пришли к выводу, что латиноамериканцы больше страдают от депрессии, нежели американцы англо-саксонского или африканского происхождения. Впрочем, при изучении различий в социально-экономическом положении вряд ли вообще следует придавать особое значение всевозможным этническим особенностям. В действительности депрессия затронула больше всего неимущие и угнетенные классы, а не какие-либо определенные этнические группы. Подобный же вывод можно сделать и по вопросу корреляции депрессии и половой принадлежности. Если данная культура предоставляет женщинам меньше, чем мужчинам, финансовых и социальных возможностей, то можно ли быть уверенным в том, что более высокая степень страдания женщин от депрессии вызвана именно биологическими особенностями?
Конечно же, все в человеческой жизни тесно взаимосвязано, и порой совсем не просто выяснить, чем именно порождается определенный тип поведения: половой или расовой принадлежностью, этническим происхождением, социально-экономическим положением или особыми характеристиками, такими как физическая или умственная неполноценность. Впрочем, исследования дают возможность предположить, что расовая принадлежность и пол менее существенны, нежели, например, состояние культуры или социально-экономическое положение. Психология и культурные предрассудки Большинство психологических исследований проводится в Соединенных Штатах, и, как это было отмечено Бетанкуром и Лопесом (Betancourt and Lopez, 1993), выводы делаются, главным образом, на основе данных, полученных англичанами и американцами в процессе изучения англичан и американцев. В результате психология оказывается ограниченной определенными культурными рамками, а ее открытия — вполне правомерными лишь для представителей данной культуры. И чтобы иметь достаточные основания для экстраполяции данных психологических исследований на все население земного шара, их следует тщательно проверять в различных частях света (Lonner, 1988). На данный же момент только одна культура — средний класс евроамериканцев — достаточно широко представлена в психологических исследованиях. Еще большие ограничения накладывает тот факт, что основными участниками психологических экспериментов являются, как правило, студенты колледжей, причем большей частью мужского пола. Женщины, американцы африканского, азиатского и испанского происхождения, а также представители низших социально-экономических слоев населения представлены в психологических исследованиях очень слабо. Исследователи подвержены культурным влияниям не менее, чем исследуемые. Многие аспекты поведения, на которые психологи обращают особое внимание в своих исследованиях, основаны на таких евроамериканских ценностях, как личный успех, самопознание, мотивация успешной деятельности, интересы карьеры. Нормы, сложившиеся в отношении этих ценностей, установлены для евроамериканцев и неприменимы к культурам, которые этих ценностей не разделяют. Некоторые психологи даже рассматривали представителей других культур, не имеющих высоких показателей по этим характеристикам, как «некультурных». Однако, будучи «ущербными» с точки зрения евроамериканской культуры, они, весьма вероятно, являются более культурными с точки зрения своих собственных ценностей.
Культурные границы: ограничение рамками одной культуры. Социально-экономи ческий слой: группа людей, обладающих определенным уровнем финансовых и социальных возможностей. Приложение 1.8. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ В ЗАЩИТУ ЭТНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Товарищ по колледжу посоветовал мне не злоупотреблять посещением курсов, посвященных этническим исследованиям. Почему? Он объяснил это тем, что учебные заведения высшего разряда и работодатели скептически относятся к студентам, которые имеют повышенный интерес к этническим исследованиям, в частности по проблемам афроамерикан-цев и американцев мексиканского происхождения... Но являются ли программы по этническим исследованиям столь несостоятельными, как утверждают их противники? Нет. На самом деле положительный опыт моих этнических исследований в По-мона-колледже (Калифорния) не только подтвердил обратное, но и укрепил мои подозрения в том, что программы этнических исследований являются просто «козлом отпущения» для научно несостоятельных и чисто политических баталий, захвативших в настоящее время руководство американского высшего образования и широкие круги общественности... Итак, в противоположность необоснованным утверждениям, что будто бы курсам по этническим исследованиям недостает интеллектуальной и академической строгости, я выяснил следующее: подобные курсы требуют четкого выполнения домашних заданий, критического анализа и посещения многочисленных семинарских занятий... Программы этнических исследований во многом расширяют узкие рамки традиционных учебных планов гуманитарных дисциплин разнообразными подходами и точками зрения, которые делают студентов более чуткими к этническим вопросам. Они также способствуют порой несколько утопическому, но необходимому осознанию значения культурного плюрализма... Если же преподаватели пожертвуют этой важной частью учебных планов гуманитарных дисциплин исключительно по эгоистическим или идеологическим соображениям, то от этого образование в целом лишь проиграет, поскольку недооценка этнических исследований делает гуманитарное образование менее гуманным. Источник: Sarpong-Kumankumah, J. (1992, August). In defense of ethnic studies. Essence. P.134. Культура и самосознание Соединенные Штаты уже давно называют «плавильным котлом народов». Предполагалось, что носители различных культур должны приспосабливаться к американскому образу жизни. Однако в последнее время в психологии появилась новая тенденция — приветствовать и даже оберегать и поддерживать неповторимые особенности каждой культуры (Szapocznik and Kurtines, 1993). Многие студенты американских колледжей практически не имеют личных контактов с представителями других этнических групп. Но поскольку ни одна культура не может существовать изолированно, психологам пришлось признать важное значение изучения культурного разнообразия. В результате этого существенное место в учебных планах отводится теперь кросс-культурной психологии, занимающейся сопоставлением различных культур и этническими исследованиями (см. Приложение 1.8). Приложение 1.9. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ОТНОШЕНИЕ ПСИХИАТРИИ К КУЛЬТУРЕ И КУЛЬТУРА ПСИХИАТРИИ: ПРЕДРАССУДКИ КУЛЬТУР И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Поскольку в категориях здоровья и болезни отражаются также и принципы культуры, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не позволить предрассудкам собственной культуры оказать скрытое воздействие на научные исследования и методы лечения. Например, многим индейцам племен, обитающих в прерии, часто случается слышать голоса недавно умерших родственников, взывающих к ним из загробного мира. Подобные явления вполне типичны для представителей этих племен и являются культурно обусловленными, поэтому, само собой, не могут являться признаком ненормальности того или иного индивида, принадлежащего к данному племени. С другой стороны, если подобное явление происходит со взрослым белым американцем, это, как правило, будет расценено как галлюцинаторное расстройство, которое может иметь серьезные последствия для его психического здоровья... Источник: Kleinman, A. The Harvard Mental Health Letter. (1991, July). The psychiatry of culture and the culture of psychiatry: Cultural bias and mental health. P. 5. По мере того как психологи начинают уделять все больше внимания различиям между людьми, возникает все больше новых интернациональных программ и организаций, занимающихся сравнительным изучением психологии представителей различных культур. Американская ассоциация психологов издает справочники для клинических психологов, которые работают с людьми разных этнических групп (АРА, Office of Minority Affairs, 1990). Выдержка из этого справочника, приведенная в Приложении 1.9, показывает, что поведение, считающееся нормальным в одной культуре, может в другой выглядеть весьма странным. Хотя существуют доказательства того факта, что основные биологические процессы и элементарные чувства у всех людей одни и те же, о том, каким образом различные культуры порождают различия в социальных установках и в способах выражения чувств, нам еще мало известно. Здесь психологи сталкиваются с задачей поиска универсальных законов и теоретических моделей, которые можно было бы применять к каждому человеку независимо от культуры, расы, этнической группы, пола или особых условий проживания. Объективное научное объяснение подобий и различий, порождаемых культурой, явится важным шагом в процессе работы со стереотипами и предрассудками, о которых мы подробно будем говорить в главе 14. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Что такое прикладная психология. 2. Дайте определения различным направлениям психологии, таким как бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология. 3. Обоснуйте утверждение о том, что большинство психологов являются эклектиками, и объясните этот термин. 4. Определите разницу между психологами, психиатрами и социальными работниками. 5. Кратко опишите специальности психологии. 6. Дайте определение психологии как пограничной научной дисциплины и докажите необходимость использования в ней научных методов. 7. Опишите метод наблюдения; перечислите его существенные недостатки и основные правила. 8. Определите цель анализа конкретной ситуации и опишите порядок его проведения. 9. Объясните, как происходит процесс опроса, и докажите важность объема и состава выборки. 10. Перечислите основные недостатки метода опроса и связанные с ними меры предосторожности. 11. Укажите различия между корреляцией и причинной связью. 12. Докажите, что эксперимент — единственный метод, позволяющий достоверно установить взаимосвязь явлений. 13. Перечислите этапы эксперимента и объясните необходимость создания контрольных групп. 14. Докажите значимость культурных факторов в предсказании человеческого поведения. 15. Определите и опишите шесть видов различий. 16. Докажите, что психология неразрывно связана с культурой. 17. Объясните, почему психология должна обращать внимание на различия в культурах. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова, на этот раз — правильно. Ответы на упражнения 1.1. Надо перечислить следующее: — изучение практического использования — наблюдение повседневного поведения — применение принципов психологии — применение методов психологии — изучение условий применения методов и принципов психологии 1.2. а. Психоаналитик: занимается минувшими событиями, скрытыми в подсознании. б. Гуманист: изучает духовное развитие человека и его личностный рост. в. Бихевиорист: изучает только наблюдаемое поведение по принципу «стимул — реакция». г. Гештальтпсихолог: изучает целостные структуры сознания и образы. д. Когнитивный психолог: изучает закономерности процесса познания. е. Приверженец эклектического подхода: принимает все точки зрения. 1.3. Психолог правильно вел запись наблюдения до последнего момента. Последняя же фраза должна была звучать так: «После отсечения четвертой лапки лягушка не прыгает». (Заключение выглядит не менее забавным!) 1.4. Анализ конкретной ситуации изучает одного человека, но очень подробно, в то время как опрос представляет собой исследования многих людей. 1.5. а. Выборка была проведена не тщательно и не представляла всех горожан. Были исключены люди, не пользующиеся библиотекой. б. Было опрошено только десять человек. И хотя население городка не обозначено, выборка все же слишком мала, чтобы дать точные результаты. в. Вопрос не касался выделения средств из городского бюджета. г. В выводе не отражены ни размер выборки, ни способ проведения опроса. Директор библиотеки сделал заключение о том, что жители хотят получить средства из бюджета, хотя его вопрос был вовсе не об этом. Выводы должны быть реальными, а не искусственными. 1.6. Корреляция позволяет отметить лишь сам факт существования взаимосвязи, а в результате эксперимента можно заключить, является один фактор следствием другого или нет. 1.7. а. Сформулировать гипотезу б. Определить членов экспериментальной и контрольной групп в. Убедиться,что обе группы репрезентативны г. Взять под контроль все условия помимо исследуемого фактора д. Проверить обе группы на предмет существования возможных различий, способных оказать влияние на результаты исследования Ответы на вопросы 1. в; 2. а; 3. в; 4.б;5.а;6.в; 7. г;8.б; 9. г;10. в; 11.в;12.в;13.г;14.в; 15. б; 16. а; 17. г; 18.6; 19. в; 20. г; 21. г; 22. г. Глава 2 восприятие Гениальность — это, по правде говоря, всего лишь способность воспринимать мир необычным образом. Уильям Джеймс Представьте себе, что вы наблюдаете за группой гавайских женщин, танцующих под нежный и ритмичный аккомпанемент гитары, а ваш приятель-гаваец, вместе с вами наблюдающий за танцовщицами, восклицает: «Какая красивая легенда!» Вы продолжаете смотреть во все глаза, но не можете обнаружить ничего даже похожего на легенду. Вы слышите только приятную мелодию и видите, как несколько женщин взмахивают руками и изгибаются в такт музыке. Но вот приятель объясняет вам значение каждого движения, и вы начинаете тоже видеть в танце чудесную легенду о ветре. Или предположим, вы ужасно голодны и с большим аппетитом поглощаете сочный бифштекс, но вдруг слышите чьи-то сетования по поводу того, что повар нынче не поскупился на соль. До этого мгновения бифштекс казался вам восхитительным, а после сказанного вы и впрямь вдруг начинаете ощущать, что он пересолен до невозможности. Ясно, что соли в бифштексе не прибавилось и танцовщицы не стали двигаться более «понятно». Так почему же в обоих случаях изменилось ваше восприятие? В этой главе мы и займемся рассмотрением того, какие условия влияют на восприятие и какими методами можно сделать его более совершенным. Единственным источником информации об окружающем нас мире являются наши чувства. Поэтому в первой части этой главы мы обратим внимание на различия между экстеро- и интероцептивными* ощущениями, рассмотрим связь между вниманием и восприятием и опишем несколько распространенных методов управления вниманием. Во второй части исследуем некоторые факторы, влияющие на интерпретацию воспринимаемой информации, а также обсудим часто встречающиеся иллюзии. В конце главы мы приведем обзор основных методов совершенствования восприятия и обсудим вопрос о существовании экстрасенсорного восприятия. ' Согласно классификации английского физиолога Ч. Шеррингтона, все ощущения делятся на три класса: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве; 3) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Именно этот принцип классификации и будет использован в данной главе. (Прим. науч. ред.)
ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ? Информация из внешнего мира поступает к нам через органы чувств в форме ощущений. Затем она интерпретируется, то есть полученные нами ощущения наделяются тем или иным значением. Например, когда вы слышите звон будильника, то сам по себе звук, услышанный вами, — это ощущение, значение же, которое вы придадите этому сигналу, — это уже ваша интерпретация. По рабочим дням звон будильника в 7 часов утра, скорее всего, означает, что пора вставать и начинать трудовой день. Однако по выходным дням тот же сигнал обычно имеет совсем другое значение. Вы, скорее всего, обругаете себя за то, что забыли отключить звонок будильника, нажмете кнопку и повернетесь на другой бок. В обоих случаях ощущение (звон будильника) было одним и тем же, но ваша интерпретация этого ощущения менялась в зависимости от других сопутствующих факторов. Восприятие: отражение в сознании предметов, ситуаций и событий внешнего мира, составленное из отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, а также их интерпретация. Ощущение: непосредственная реакция органов чувств и нервных центров на воздействие предметов, явлений и ситуаций внешнего мира. Из таких реакций (отдельных ощущений) складывается целостное восприятие. Интерпретация (от лат. interpretatio — объяснение, толкование): объяснение поступающих через органы чувств ощущений на основе предшествовавшей или сопутствующей информации. Упражнение 2.1 а. Представьте себе, что вы едете по шоссе и замечаете красный шестиугольный дорожный знак, на котором написано «STOP». Вы немедленно отпускаете педаль газа и нажимаете на тормоз. Что в описанном эпизоде относится к ощущениям, а что — к интерпретации? Ощущения: _______________________________ Интерпретация: ____________________________ б. Как бы изменилась ваша интерпретация того же самого знака, если бы вы шли по шоссе пешком? ______________________ Рис. 2.1. Сколько точек вы видите? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Экстероцептивные ощущения Принято считать, что главными источниками информации для человека о внешнем мире являются его пять основных чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, и, как правило, любая попытка обострить какое-либо из этих чувств (например, с помощью контактных линз, слухового аппарата или хирургической коррекции околоносовых пазух) сопряжена с вмешательством в естественные физиологические процессы. Но даже после внесения всех коррективов и усовершенствований наша способность к чувственному восприятию остается ограниченной. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на рис. 2.1. Вы увидите три или, в лучшем случае, четыре точки. На самом же деле в прямоугольнике восемь точек; просто некоторые из них столь малы, что их невозможно различить невооруженным глазом. Аналогичным образом вы, скорее всего, никогда не слышали звуков, издаваемых блохой, и не ощущали ее запаха. Эти звуки и запахи находятся по ту сторону нашего сенсорного порога, и мы не способны их воспринять. Сенсорным порогом, или порогом ощущения, является тот минимальный уровень, за пределами которого мы уже не можем ощущать ни зрительного образа, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни прикосновения. Чтобы определить свой слуховой порог, вы можете плавно уменьшать громкость радиоприемника или стереосистемы до того момента, пока с трудом сможете различать звуки. Если после этого вы еще чуть-чуть уменьшите громкость, то вам покажется, что звук пропал совсем. Вашим слуховым порогом будет именно тот уровень громкости, при котором звук едва слышен. Роль головного мозга в восприятии Человеческий мозг — удивительное устройство! Он принимает сообщения от всех органов чувств и дает нам возможность видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать. Затем он классифицирует и сохраняет полученную информацию, чтобы в дальнейшем использовать ее при интерпретации вновь поступающих ощущений. Ученые считают, что во всей Вселенной нет структуры более сложной, чем мозг человека. Мозг управляет не только процессами восприятия, но и настроением, памятью, воображением, двигательными функциями, то есть всей жизнедеятельностью человеческого организма. Порог ощущения: минимальный уровень интенсивности раздражителя, вызывающий соответствующее ощущение. Рис. 2.2. Зоны коры головного мозга, «отвечающие» за те или иные ощущения. Внешний поверхностный слой мозга называется корой. Кора состоит из глубоких складок нервной ткани. Если разгладить эти складки, то поверхность коры мозга будет иметь примерно такую же площадь, как поверхность письменного стола. Почти все процессы мышления и восприятия являются результатом прохождения через кору головного мозга нервных импульсов. Сначала нервные импульсы передаются от органов чувств в специализированные рецептивные зоны (см. рис. 2.2). Например, когда вы слышите по радио звуки песни, сигнал передается из уха в аудиторную (слуховую) зону коры вашего мозга. Затем нервные импульсы поступают в другие участки мозга, где звуки интерпретируются и сравниваются со звуками, слышанными ранее. Если вы когда-то уже слышали эту песню, вы ее узнаете. Подпороговые раздражители Что же касается звуков, которые находятся за порогом вашего восприятия, некоторые ученые считают, что нервные импульсы, вызываемые ими, тоже поступают в специальную зону вашего головного мозга, несмотря на то что вам кажется, будто вы ничего не слышите. Звуки, зрительные образы и другие раздражители, находящиеся ниже вашего сенсорного порога, называются подпороговыми. Исследования гипноза подтверждают, что воздействуя подобными раздражителями на человека, можно оказывать на него влияние, которое не будет им осознаваться. Кора головного мозга: внешний поверхностный слой головного мозга, где происходят все процессы восприятия и сложной мыслительной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|