Воспитание как целостный педагогический процесс, его общие закономерности и принципы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Общие положения Направление утверждено Министерством образования Российской Федерации № 686 от 02.03. 2000г. Выпускники по направлению 050700 – "Педагогика" подготовлены к продолжению образования в магистратуре. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). Программа вступительных испытаний в магистратуру составлена с учетом требований к уровню подготовки бакалавров, необходимому для освоения программы магистров и включает в содержание вопросы педагогических и психологических дисциплин общеобразовательного блока и дисциплин профильной подготовки. В том числе: ведение в педагогическую деятельность, теоретическая педагогика, практическая педагогика, история образования и педагогической мысли, сравнительная педагогика, основы коррекционной педагогики и специальной психологии, социальная педагогика; психология человека, психология развития, социальная психология, педагогическая психология; методология и методы психологии, психология личности, психология познания, психологическая культура и духовная жизнь человека, социально-психологическое обучение, психология профессиональной деятельности педагога, история психологии. Модуль 1. Педагогика Подготовка и профессиональное становление личности педагога. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
Методология и методологические принципы педагогики. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философский уровень, общенаучная методология, конкретно-научная методология, технологическая методология. Методологические принципы: личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный диалогический подход, культурологический подход, антропологический подход, этнопедагогический подход. Современные концепции образовательного процесса. Основные теории обучения. Ассоциативная концепция как основа традиционной объяснительно-иллюстративной системы, пути и средства её совершенствования. Достоинства и недостатки традиционной концепции обучения. Деятельностные концепции обучения: теория проблемного обучения: (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория учебной деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), достоинства и недостатки образовательных технологий.
Воспитание как целостный педагогический процесс, его общие закономерности и принципы. Воспитание как целостный и целенаправленный процесс, направленность воспитания на овладение общественным опытом, деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Органическая связь обучения и воспитания. Закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы: воспитание в процессе активной деятельности, стимулирование активности формируемой личности, сочетание гуманизма уважения и требовательности, опора на положительные качества, учет возрастных и индивидуальных особенностей, воспитание в коллективе и через коллектив, единство требований участников образовательного процесса. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитания.
Содержание образования и Государственный образовательный стандарт. Вариативность учебного плана, учебников и образовательных программ.
Сущность содержания образования его реализация в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях. Госстандарт и его основные компоненты, федеральный, национально-региональный, школьный компоненты, инвариантное ядро, вариативная часть. Основные функции стандарта. Вариативность учебного плана общеобразовательной школы, как возможность творчества в определении содержания образования педагогических коллективов. Вариативность учебников, учебных пособий – условия реализации возможности запросов учащихся и их родителей. Вариативность образовательных программ и технологий образования, их роль в образовательном процессе общеобразовательной школы.
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности . Специфика педагогической деятельности. Показатели, свидетельствующие о наличии у специалиста профессиональной направленности. Направленность личности и самоопределение. Сущность ценностно-смыслового самоопределения его место в профессиональной направленности личности. Самоопределение как феномен ценностно-смысловой природы. Характеристики профессионального самоопределения. Педагогические ценности как относительно устойчивые ориентиры. Профессионально-ценностные ориентации педагога. Аксиологические характеристики педагогической деятельности.
Формы взаимодействия субъектов в педагогическихпроцессах. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.Сущность педагогического взаимодействия.Прямое и косвенное взаимодействие субъектов педагогического процесса. Функционально-ролевая и личностная стороны взаимодействия педагога с учащимся. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие педагога на учащихся.Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Виды педагогического общения (социально-ориентированное,личностно-ориентированное).Стили педагогического общения.Стратегии педагогического взаимодействия.Феномены педагогического взаимодействия.Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия.Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия.Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.
Прогнозирование и проектирование педагогическогопроцесса. Проектирование как педагогический феномен. Суть понятий разработка, планирование, прогнозирование, их отличие от проектирования. Этапы педагогического проектирования. Технология педагогического проектирования. Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое и правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора проектирования. Типологические признаки педагогических проектов. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.
Основная литература 1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М., 1998. 2. Седова Н.Е. Основы практической педагогики.- М., 2008. 3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002. 4. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр Академия, 2008. 5. Педагогика: педагогические теории системы и технологии /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2003. 6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.
Дополнительная литература 1. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. – М., 1990. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996. 3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991. 4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. – Ростов н/Д, 1997. 5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2003. 6. Кукушин В.С., Болдырева – Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005. 7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988. 8. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|