Социальная психология и современное образование.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Современное образование как область применения социально- психологических знаний. Практическое использование социально-психологических знаний: воспитание человека как личности в группе; групповые методы обучения; управление педагогическим процессом; взаимодействие и взаимоотношение участников педагогического процесса; преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях. Общение в структуре педагогической деятельности. Общение как фундаментальная категория социальной психологии. Профессионально-педагогическое общение. Особенности общения в современном мире. Педагогическое общение. Функции общения. Предметность педагогического общения. Общение и совместная деятельность.
Педагогическая перцепция и продуктивность деятельности педагога. Понятие социальной перцепции. Общие закономерности социальной перцепции. Общие основы педагогической социальной перцепции. Продуктивность педагога. Механизмы социальной перцепции. Педагогическая социально-перцептивная стереотипизация. Рефлексивно – перцептивные способности и умения. Личность педагога и познания учащегося.
Основная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. 2. Майрес Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
Дополнительная литература 1. Бодал А.А. Личность и общение. – М., 1983. 2. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2003. 3. Шевандрин И.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
Модуль 8. Педагогическая психология Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в деятельности учителя.
Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность.
Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в процессе модернизации образования.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у школьников. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения.
Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс, и результат труда. Профессиональное самосознание педагога. Сотрудничество как форма взаимодействие. Психологическая компетентность в психолого-педагогическом консультировании родителей.
Основная литература 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. 2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
Дополнительная литература 1. Немов Р.С. Психология. – М., 1995. Кн.2. 2. Возростная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М., 2001. 3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992.
Интеллектуальное развитие детей в семье. Стиль семейного воспитания и детский интеллект. Влияние социально-экономических факторов. Состав семьи и интеллектуальное развитие детей. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.
Основная литература 1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000. 2. психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Т. Силяевой. – М., 2002.
Дополнительная литература 1. Гиппнерейтер Ю.Б. Общаться с ребенком….Как? – М., 1995. 2. Нельсен Д., Лотт Л., Глеин Х.С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. – М., 1994. 3. Обухова Л.Ф., Шанраева О.Я. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. – М., 1999. 4. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994. 5. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1991.
Модуль 9. История психологии Развитие гуманистической психологии. Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Теоретические направления в гуманистической психологии. Теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Черты зрелой личности по К. Роджерсу. Черты здоровой личности по Г. Олпорту. Основная литература 1. Ждан А.Н. история психологии. – М., 1990. 2. Марциковская Т.Д. История психологии. – М., 2002. 3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985. Модуль 10. Психология личности
Проблема личности в психологии. Личность как атрибут человека и общества. Несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности. Междисциплинарный статус проблемы: социологический, социально-психологический и общепсихологические подходы к исследованию личности. Основные свойства личности. Проблема человеческой индивидуальности. Активность личности: понятие, источники, формы и уровни.
Происхождение и развитие личности. Филогенез личности. Биогенетическое, социогенетическое, персоногенетическое направления современного человекознания как проявление метафизического подхода к детерминации развития личности. Схема детерминации личностного развития в рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода. Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности. Социализация личности: понятие, основные составляющие. Проблема периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
Структура личности. Структурный подход к рассмотрению личности как альтернатива теории черт. Понятие структуры и принципы построения личностных структур.
Виды структур личности. Пять стратегий исследования строения личности по А.Т. Асмолову: конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, мотивационно-динамическая, поведенческо-интерракционистская. Иерархические, координационные, функциональные структуры (Б.Г. Ананьев). Общие, частные, социальные и личностные структуры. Системный подход к изучению личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|