Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная психология и современное образование.




Современное образование как область применения социально- психологических знаний. Практическое использование социально-психологических знаний: воспитание человека как личности в группе; групповые методы обучения; управление педагогическим процессом; взаимодействие и взаимоотношение участников педагогического процесса; преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.

Общение в структуре педагогической деятельности.

Общение как фундаментальная категория социальной психологии. Профессионально-педагогическое общение. Особенности общения в современном мире. Педагогическое общение. Функции общения. Предметность педагогического общения. Общение и совместная деятельность.

 

Педагогическая перцепция и продуктивность деятельности педагога.

Понятие социальной перцепции. Общие закономерности социальной перцепции. Общие основы педагогической социальной перцепции. Продуктивность педагога. Механизмы социальной перцепции. Педагогическая социально-перцептивная стереотипизация. Рефлексивно – перцептивные способности и умения. Личность педагога и познания учащегося.

 

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

2. Майрес Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

 

Дополнительная литература

1. Бодал А.А. Личность и общение. – М., 1983.

2. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2003.

3. Шевандрин И.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

 

Модуль 8. Педагогическая психология

Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в деятельности учителя.

 

Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии.

Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность.

 

Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования.

Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в процессе модернизации образования.

 

 

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у школьников.

Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения.

 

Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей.

Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс, и результат труда. Профессиональное самосознание педагога. Сотрудничество как форма взаимодействие. Психологическая компетентность в психолого-педагогическом консультировании родителей.

 

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

 

Дополнительная литература

1. Немов Р.С. Психология. – М., 1995. Кн.2.

2. Возростная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М., 2001.

3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992.

 

Интеллектуальное развитие детей в семье.

Стиль семейного воспитания и детский интеллект. Влияние социально-экономических факторов. Состав семьи и интеллектуальное развитие детей. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.

 

Основная литература

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.

2. психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Т. Силяевой. – М., 2002.

 

Дополнительная литература

1. Гиппнерейтер Ю.Б. Общаться с ребенком….Как? – М., 1995.

2. Нельсен Д., Лотт Л., Глеин Х.С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. – М., 1994.

3. Обухова Л.Ф., Шанраева О.Я. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. – М., 1999.

4. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.

5. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1991.

 

Модуль 9. История психологии

Развитие гуманистической психологии.

Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Теоретические направления в гуманистической психологии. Теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Черты зрелой личности по К. Роджерсу. Черты здоровой личности по Г. Олпорту.

Основная литература

1. Ждан А.Н. история психологии. – М., 1990.

2. Марциковская Т.Д. История психологии. – М., 2002.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Модуль 10. Психология личности

 

Проблема личности в психологии.

Личность как атрибут человека и общества. Несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности. Междисциплинарный статус проблемы: социологический, социально-психологический и общепсихологические подходы к исследованию личности.

Основные свойства личности. Проблема человеческой индивидуальности.

Активность личности: понятие, источники, формы и уровни.

 

Происхождение и развитие личности.

Филогенез личности. Биогенетическое, социогенетическое, персоногенетическое направления современного человекознания как проявление метафизического подхода к детерминации развития личности. Схема детерминации личностного развития в рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода.

Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности. Социализация личности: понятие, основные составляющие.

Проблема периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

 

Структура личности.

Структурный подход к рассмотрению личности как альтернатива теории черт. Понятие структуры и принципы построения личностных структур.

Виды структур личности. Пять стратегий исследования строения личности по А.Т. Асмолову: конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, мотивационно-динамическая, поведенческо-интерракционистская.

Иерархические, координационные, функциональные структуры (Б.Г. Ананьев).

Общие, частные, социальные и личностные структуры.

Системный подход к изучению личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...