Системно-деятельностный подход к историческому и обществоведческому образованию в нормативно-правовых документах
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Проектная деятельность на уроках истории и обществознания Методические рекомендации для учителей истории и обществознания Содержание 1. Введение 2. Системно-деятельностный подход к историческому и обществоведческому образованию в нормативно-правовых документах 3. Методические особенности реализации проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания 3.1. Организационно-методические подходы к организации работы над проектом 3.2. Содержательные аспекты проектной деятельности 3.2.1. Историографические подходы к осмыслению учебной проблемы 3.2.2. Историческая методология как средство решения исторических проблем 4. Дидактические материалы для организации проектов в 9-11 классах 4.1. Алгоритм анализа исторического документа 4.2. Исторический проект как часть олимпиады по истории. Примеры проектов 4.2.1. Ломоносов и начало отечественной исторической науки 4.2.2. «Сочинения Генри Бреретона как одна из версий Смуты, рассказанная ее участниками» 4.2.3. «”Дворянская вольность” второй половины XVIII века: идеология и правовая сущность понятия» 4.2.4. «Организация и социально-политическая программа Первого Земского ополчения» 5. Литература
Введение
В соответствии с современными нормативными документами - основой модернизации общего образования (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897; Государственная программа Мурманской области «Развитие образования»от 30.09.2013 № 568-ПП и др.), современной концепцией школьного исторического образования (Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории; Историко-культурный стандарт) - учителям необходимо овладеть инновационными подходами к преподаванию истории и общественных дисциплин.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Проектным формам работы придаётся большое значение в процессе решения задач развития универсальных учебных действий, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Предлагаемые материалы способствуют формированию у педагогов качеств учителя современного типа, навыков творческого педагогического труда, опыта организации инновационной педагогической и руководства учебной деятельностью учащихся. Таким образом, основная цель предложенных материалов – подготовить учителя к концептуальному восприятию новых подходов к преподаванию курсов истории и обществознания и достижению результатов, обозначенных во ФГОС ООО.
Системно-деятельностный подход к историческому и обществоведческому образованию в нормативно-правовых документах
В ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (Статья 66. 2) говорится, что «основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося», где, среди множества позиций,сказано о необходимости овладения учащимися «навыками умственного и физического труда», о «развитии склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению». Все это можно осуществить при условии реализации компетентностного подхода в образовании. Рассматривая весь спектр определений понятия компетентности, которое является основополагающим в формировании личности, можем вывести формулу «компетентности»: К = Знания + УУД + Опыт деятельности + Ценностные ориентации. Все эти элементы названы и в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности… метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества…, предметным …» и др. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. В нем следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Системно - деятельностный подход обеспечивает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Основа организации учебного процесса в рамках дидактической системыдеятельностного метода обучения рассматривается на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом. Базовый уровень технологии деятельностного метода позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по всем предметам, в том числе по истории и общественным дисциплинам, способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся, но и является одновременно ступенью перехода к технологическому уровню,открывающему новые возможности в организации учебного процесса и качественно более высокие результаты. На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует его «открытие».
При системно-технологическом уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов. В этом творческом процессе ещё ярче проявляются и развиваются не только знаниевые и психологические характеристики личности, но и деятельностные качества, во многом определяющие успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность,корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде,обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое. На уроках истории и обществознания важнейшим видом деятельности должна стать работа с информацией. На наш взгляд, информационная компетентность является одной из самых значимых, так как такие действия, как поиск, анализ, систематизация, критическая оценка информации являются обязательными условиями формирования всех без исключения универсальных учебных действий, достижения личностных и предметных результатов. Все это напрямую связано с необходимостью применения в образовательном процессе проектных технологий, которым во всех нормативных документах уделяется особое внимание, так как они являются технологиями, наиболее отвечающими принципам системно-деятельностного подхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|