Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция для жюри.




 

Участник должен обосновывать свои соображения при помощи анализа текста. Именно это обоснование должно в первую очередь оцениваться жюри. В частности, в работе могут быть высказаны и обоснованы следующие мысли.

 

1. Постановка проблемы. Ломоносов и начало отечественной исторической науки. (до 10 баллов). Участник должен сформулировать мысль о том, что Ломоносов в своих исторических изысканиях практически не мог опираться на ученых-предшественников. Существовавшие работы были крайне обзорными или касались отдельных сюжетов, сочинения же историографов XVII в. никак не могли его удовлетворить, так как не были основаны на критически-научном подходе к источникам. Ломоносов работал непосредственно с первоисточниками, в первую очередь с Повестью временных лет (исключением был «Татищева первый том», который также представлял собой результаты первичной обработки источников). Участник может также отметить, что именно в это время была поставлена первая крупная научная проблема в изучении русской истории – норманнская.

Важно, что Ломоносов понимал историю России именно как историю национальную (в противовес «изучению древностей» России в контексте мировой истории), и в этом также проявляется его новаторство.

 

2. Описание источника и возможностей, которые он дает для освещения темы. (до 5 баллов). Работа была написана в 1754-1758 гг., работа над источниками шла с 1751 г. Участник должен представлять себе время ее создания (хотя бы привязывать ее к периоду царствования Елизаветы Петровны). Должна быть сформулирована мысль о том, что в предисловии автор говорит о важности своего предмета и об общих принципах его исследования. В то же время в этом тексте очень сильно влияние ораторской прозы, ориентированной на приподнятое восхваление предмета (в данном случае русской истории), а не на его анализ. В основном тексте «Древней Российской истории» аналитический элемент выражен сильнее.

 

3. Ломоносов о значении науки истории и труде историка. (до 10 баллов) Ломоносов видит задачу историка прежде всего в том, чтобы «соблюсти похвальных дел должную славу». По его мысли, российская история дает множество «деяний и приключений», из которых до сих пор «немало по общей судьбине во мраке забвения покрыто». В тексте содержится скрытая полемика с теми, кто был склонен утверждать, что русская история недостойна изучения по причине относительно небольшой древности и «великой тьмы невежества», характеризующей прошлое России – важно, чтобы она была отмечена участником.

Понимая историю как историю всего народа (а не только правителей или высших сословий), Ломоносов адресует ее всему «человеческому роду». Роль историка, по Ломоносову, не только в изложении событий, но и в том, чтобы дать им надлежащую «похвалу» или порицание. В последнем абзаце Ломоносов подчеркивает общенародное значение этого «великого дела» и исключает возможность привнесения в него каких-либо частных интересов. При этом он не отвергает и традиционное для XVIII в. понимание значения истории как набора «примеров» для правителей – однако оно поставлено им в более широкий контекст.

 

4. Ломоносов об основных этапах русской истории. (до 5 баллов) Общая схема Ломоносова – трехчастная: «самодержавство» первых князей – «разделение на разные княжения и вольные городы» - «самодержавство государей московских». Очень хорошо, если участник отмечает, что Ломоносову не свойственно обычное в более поздних сочинениях противопоставление допетровского периода – послепетровскому. В то же время Ломоносов намечает и возможность более дробной периодизации, говоря о том, что «народ российский... многие видел в счастии своем перемены».

 

5. Ломоносов о роли монархии в русской истории. (до 10 баллов) Ломоносов, как и все авторы XVIII в., не видит принципиальных отличий между «самодержавством» киевских князей, московских государей и императоров. В духе своего времени он говорит, что «в единоначальном владении залог нашего блаженства». В то же время важно, чтобы участник отметил, что история государства не сводится им к истории государей, более того, уподобляется стихийному явлению (течению реки), которое государственная власть лишь вводит в определенное русло.

 

6. Выводы. (до 10 баллов) Оценивается их четкость, ясность формулировок и глубина.

 

Общее количество баллов за ПРОЕКТ– 50.

4.2.2. «Сочинения Генри Бреретона как одна из версий Смуты, рассказанная ее участниками»

 

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами – фрагменты сочинения Генри Бреретона, английского наемника, прибывшего в Россию в 1609 г. составе шведского экспедиционного корпуса. Напишите на их основе небольшую работу на тему «Одна из версий Смуты, рассказанная ее участниками».

 

Генри Бреретон, Известия о нынешних бедах России, происходивших во время последней войны (1614).

 

Дмитрий, последний из этой династии царь России, после смерти его отца Василия, прозванного как иностранцами, так и своими собственными подданными за свое суровое и жесткое правление великим Тираном России, унаследовал от него не только государство, но и ненависть подданных...

… В то время был некий Vansusce, знатного рода и обладающий большой властью … Власть этого Vansusce являлась главной причиной недоверия царя, хорошо понимающего, что как только амбиции этого человека соединятся с ненавистью народа, имеющего обыкновение следовать за знатью, может возникнуть опасная оппозиция по отношению к нему. Для предотвращения или умиротворения оной его друзья посоветовали ему укрепить свое слабое положение брачным союзом с родом какого-нибудь иностранного государя. В поддержку этих планов выяснилось, что в то время была молодая госпожа княжеского рода, изумительной красоты и еще не помолвленная ни с кем из польского двора. После пышных приготовлений царь Дмитрий отправляется в Польшу… наконец, когда по истечении некоторого времени все дела, связанные с этим великолепным браком, закончились, они начали готовиться к отъезду, будучи оба охвачены новым желанием: он — снова увидеть свое родное государство, а она — лицезреть эту страну, в которой ее теперьвеличали царицей…

Из Польши царь Дмитрий привез с собой пять тысяч хорошо вооруженных воинов, которым он поручил свою личную охрану, не будучи уверенным в верности своих собственных подданных, что вызвало сильный гнев московитов против него и вскоре оказалось причиной его горестного ниспровержения… Поляки, будучи людьми по своей природе гордыми, и это чувство гордости становилось у них вдвойне сильным за счет благосклонности государя, совершили, находясь без надзора, множество преступлений в Москве и прилегающих землях и постепенно в течение короткого периода времени оказалось, что московиты их стали ненавидеть величайшей ненавистью. …московиты начинают все более открыто выражать свое недовольство, которое так или иначе направляется против поляков и достигает такой степени, что они начинают бунтовать, собираясь большимитолпами, с решимостью в душе отомстить за допущенные к ним бесчинства…

Государь… он последовал самому худшему совету, который состоял в том, что надопредвосхитить [события] — усилить свою гвардию с помощью поляков, укрепить дворец идругие места в Москве, имеющие важное значение, править силой, а не любовью, и полностьюлишить московитов благосклонности и доверия…

…его старый противник Vansusce… посчитал, что самым лучшим для выполнения егопланов было воспользоваться существующими преимуществами и, неожиданно напав наполяков… устроить новую бойню не только им, но также и самому государю вместе с егоблизкими друзьями и сторонниками… вооруженных с этой целью друзей и приверженцевVansusce собралось от десяти до двенадцати тысяч…

Встретив слабое сопротивление, они проникли на нижние помещения двора и,оказавшись там, стали выкрикивать: «Свобода, свобода, свобода, убить, убить, убить»…остальные, не понимая причины звона набатного колокола, собирались во дворце отовсюду и,узнав, что там находится лично Vansusce, не задавали дальнейших вопросов, а начали творитьрасправу, убивая на своем пути всех, кто служил при дворе — и московитов, и поляков…Дворец захлебнулся в крови…

Царь и царица, будучи в самом сердце дворца, находились в объятиях друг у друга, и вглубокой печали и в подавленном состоянии намеревались уже умереть вместе, когда один изистинно преданных слуг царя нашел путь и средство их спасения. Царь в облачении слуги,царица — в мужской одежде — так, будучи в большой скорби и сильном страхе, эти двоевозлюбленных, переодетых подобным образом, взялись за руки и с помощью их преданногопроводника вышли окольными путями из горящего дворца…

Итак, эти несчастные… держали курс на Калужское княжество, которое находилось отвеликого города Москвы примерно в восьмидесяти верстах в измерении русских, чтосоставляет около шестидесяти английских миль… Когда Дмитрий, оставив опасности позади,вступил на эту землю, его встречало все население княжества, а также часть знати и многие изего старых слуг, которым удалось пройти через опасности дворца и уйти от тиранииVansusce…

Vansusce, осмотрев множество мертвых, нашел труп, который по возрасту, отличительнымчертам и другим характеристикам был очень похож на тело царя. Vansusce воспользовалсяэтой возможностью и, облачив труп в царские одежды, приказал объявить, что царь Дмитрийубит…[вскоре] дошли вести о больших военных приготовлениях в Польше, направленных на то,чтобы, во-первых, отомстить за подлые преступления, совершенные по отношению к царю, атакже за убийство поляков или, что гораздо более вероятно, Сигизмунд, король Польши,использовал эти всего лишь мнимые предлоги для выполнения своих замыслов другого плана:возвратить себе Северское княжество, на право владения которым он претендовал, а вдальнейшем, если ему будет сопутствовать удача, захватить всё Русское государство иудерживать его в своей власти.

[Дмитрий и его супруга], имея вокруг себя небольшое количество друзей, следовавших за нимпри любом повороте его судьбы, и поручив им внимательно следить за состоянием дел в этомкняжестве, которое по-прежнему служило им пристанищем в самый разгар опасности,…благополучно вступили на территорию Польского королевства.Сигизмунд… распорядился оказать им приём… пока не были завершены приготовления дляпохода в Россию — собрана армия в сорок тысяч воинов…

Дмитрий, совершив множество длительных переходов, наконец, пересёк границу Польскогокоролевства, но как только он вступил на земли своего собственного государства, началисьневзгоды войны, и эту страну, которая до этого процветала в продолжительном мире и сталачрезвычайно богатой как за счет своего собственного изобилия, так и с помощью успешнойторговли с другими, стали теперь грабить и лишать её изобилия силой огня и меча…Подойдя, наконец, к Москве, он осаждает город, но встречает неожиданное сопротивление иобнаруживает, что он настолько укреплён людьми и вооружением, что является почтинеприступным.

[Через некоторое время распространились слухи], что город осадил именно настоящийДмитрий... Между собой они говорили, что быть такого не может, чтобы король Польши,другие князья и многие из русской знати, находящиеся в осадном лагере вокруг города, были втечение такого долгого времени обмануты фальшивым царём, что его бы выдали либовнешность, либо поведение, либо речь, либо какое-то сообщение или еще что-нибудь.Сравнивая время настоящее с временем прошедшим, они обнаруживали, что ошибки инеблагоразумные поступки молодого царя, который был их природным государем, было легчепереносить, чем более мягкое правление узурпатора, так как злоупотребление им своейвластью и нестабильность его положения вызвали бесконечные опасности и беды со стороныпротивоположного лагеря, из-за которых они теперь так страдали и, похоже, в будущем будутстрадать еще больше…

Было начало лета, когда… армия короля Карла вступила в Россию…, на полном ходу прошлав походном марше к Москве и разбила лагерь в наиболее удобном месте неподалеку отосаждающих город поляков.

Царь Дмитрий оказался в необычайно бедственном положении, поскольку не только он самиспытывал лишения, но и поляки начали… сильно роптать и бунтовать против него… егоавторитет в лагере падает, что его команды не выполняются… Его друзья, несколько русскихиз знати, которые находятся при нём, успокаивают его и дают ему совет, что ему вместе стеми небольшими отрядами русских, которые всё еще находятся под его командованием ибыли всегда верны ему во всех перипетиях судьбы, численностью, однако, не превышающейтысячи человек, надо совершить смелую попытку глубокой ночью прорваться через шведскуюармию.

Войдя в палатку царя и не обнаружив там ни его охраны, ни его самого, поляки стали кричать,что он предал их… А в это время царь, потеряв несколько человек, уходит от опасности, чемуочень хорошо содействует темное время ночи. И до рассвета его проводники выводят его туда,где он может уже не опасаться преследования…

 

Рекомендуемый план работы:

1. Постановка проблемы. Попробуйте задуматься о том, насколько отличалось представлениео событиях Смуты у сторонников разных претендентов на престол (5 баллов)

2. Характеристика источника, оценка возможностей, которые он дает для освещенияпроблемы. (10 баллов)

3. С позиции сторонников каких политических сил ведется повествование? Комусимпатизировали рассказчики Бреретона и кого винили в несчастьях государства и своих собственных? Обратите внимание на трактовку вопроса о причинах Смуты, оценку личныхкачеств правителей (15 баллов)

4. Анализ описания событий Смуты в источнике. Обратите особое внимание на то, какие из важных событий этого времени присутствуют в описании, а о каких повествованиеумалчивает. Как в этом проявляется политическая позиция автора или его информаторов? (10баллов)

5. Выводы. (10 баллов)

 

Мы просим Вас обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана.

Имейте в виду, что жюри будет обращать основное внимание на умение четко сформулировать Ваши положения и аргументировать их с помощью источника – обратитеособое внимание на третий и четвертый пункты плана.

 

 

Инструкция для жюри.

1. Всего – до 5 баллов. Участник должен рассказать об основных событиях Смутного времени, сделав акцент на то, что в обществе того времени стало активно обсуждатьсяполитическое устройство государства (до 4 баллов)

Максимальную оценку следует ставить, если участник сумеет сформулировать мысль, что для искренних сторонников Лжедмитрия I и Лжедмитрия II происходившее должнобыло восприниматься как борьба законного царя против узурпировавших его престолбояр (+ 1 балл).

2. Всего – до 10 баллов. Участник должен сформулировать мысль о том, что перед нами – весьма недостоверный источник. Автор, очевидно, был в России недолго, не зналрусского языка и слабо ориентировался в русских реалиях (что видно по искажениюимени В.Шуйского, ошибке в имени отца Дмитрия и т.д.). Характер повествованияуказывает на то, что перед нами – образец развлекательной литературы, и составительне стремится к большой достоверности в изложении фактов (до 6 баллов за этинаблюдения).

Важно, чтобы участник сформулировал мысль о том, что почти все описанные в предложенном фрагменте события произошли до прибытия Бреретона в Россию и,следовательно, описаны им со слов неких информаторов, русских или хорошоориентирующихся в русских делах иностранцев. Хорошо, если участник понимает, чтоценность источника заключена именно в том, что он дает интересные возможности дляизучения не событий Смуты, а представлений людей того времени. (+ 4 балла. Неследует оценивать вторую часть сочинения выше 6 баллов, если не сформулированымысли, высказанные во втором абзаце).

3. Необходимо, чтобы участник высказал и обосновал с помощью текста следующие положения:

- Текст излагает события с позиции русских сторонников Лжедмитрия II. Поскольку сам Бреретон участвовал в войне на противоположной стороне, очевидно, что в данномслучае в тексте отразилась позиция его информаторов (мысль может быть такжевысказана в части 2, в этом случае баллы следует засчитать при оценивании части 3).

- Для рассказчика Лжедмитрий I и Лжедмитрий II – одно лицо, законный наследник престола и последний представитель династии Рюриковичей. Перед нами – версиясобытий, которая считалась официальной в Тушинском лагере.

Основной причиной Смуты в трактовке рассказчиков выступает вмешательство вовнутренние дела государства со стороны поляков и Сигизмунда III. Другие причины –«ненависть подданных», унаследованная Дмитрием от отца, происки ВасилияШуйского, - лишь способствуют проявлению недовольства польским засильем придворе Дмитрия. В частности, Бреретон считает поход Лжедмитрия II на Москвуинспирированным непосредственно Сигизмундом III, что не соответствуетисторической действительности, однако хорошо отражает восприятие реалий русскимитушинцами, особенно после распада Тушинского лагеря, когда значительная часть ихбывших соратников вернулась на королевскую службу.

- В качестве главных положительных героев повести выступают представители русской части окружения Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Хорошо, если участник отметит, чторассказчик подчеркивает, что это люди «знатные». Может быть также отмечено, чтоэти лица, вероятно, связаны с Северской землей и «Калужским княжеством», котораяпоказана как основной центр сил, верных законному государю. Рассказчики оченьболезненно воспринимают разорение государства и резко негативно относятся к вторгшимся иностранцам.

- Рассказчики убеждены, что Дмитрий, при всех его отрицательных качествах, пользовался значительной поддержкой в русском обществе (об этом говорит рассказ ослухах, циркулировавших в Москве в период существования Тушинского лагеря). Импредставляется, что успех осады был делом времени, и ее конечная неудача былавызвана лишь вмешательством иноземцев, поляков и шведов. Участник может такжеотметить, что поход М.В.Скопина-Шуйского на Москву представлен исключительнокак движение шведов, «армии короля Карла», о русской части этой армии неупоминается.

Всего – до 15 баллов. Баллы выше 10 ставятся только в том случае, если участник сформулировал и обосновал не менее трех из четырех названных положений;баллы выше 12 – только при наличии в работе всех четырех положений.

4. Участник может сделать следующие наблюдения:

- Повествование совершенно игнорирует начальный этап Смуты. Дмитрий наследует трон непосредственно от отца (пропущены царствование Федора Ивановича и БорисаГодунова), в Польшу он в первый раз приезжает уже в качестве царя (а не в качествепретендента на престол), не упоминается вооруженный захват Москвы в 1605 г., априсутствие поляков в окружении Дмитрия объясняется его женитьбой на польке иличной недальновидностью. Это может объясняться тем, что русские сторонникиЛжедмитрия II старались не вспоминать о московском походе 1605 г., поскольку этобросало тень сомнения на законность царя и, кроме того, подчеркивало неравноправность Лжедмитрия в отношениях с Польшей.

- В повествовании полностью отсутствуют указания на восстание Ивана Болотникова. Участник может объяснить это тем, что «знатные люди» из окружения Лжедмитрия IIне сочувствовали этому движению. Кроме того, присутствие в нем казачьих«царевичей» также ставило под сомнение легитимность позиции Лжедмитрия II.

- Шуйский – безусловно отрицательный персонаж повествования (особенно ярко показывает это сцена восстания 17 мая 1606 г.). Но довольно неприязненно обрисован иДмитрий – слабовольный, нерешительный, явно не соответствующей своей ролиправителя, крайне зависимый от поляков. В этом, несомненно, отразилось глубокоеразочарование, которое испытывали сторонники Лжедмитрия II в конце Смуты.

Всего – до 10 баллов в зависимости от полноты раскрытия вопроса. Баллы выше 8 не следует ставить, если не предложены ясные объяснения каждому их сделанныхнаблюдений.

4. Выводы. Участник должен сформулировать мысль о том, что пересказ английского авантюриста дает нам редкую возможность услышать трактовку событий Смуты,характерную для одной из проигравших сторон – представителей русской частиокружения Лжедмитрия II. Предположительно, из верхушки служилого сословияСеверской земли. Всего – до 10 баллов.

Формулировки тех или иных мыслей могут существенно отличаться от предложенных включах. Следует также поощрять дополнительными баллами наблюдения, непредусмотренные ключами, но основанные на анализе текста.

 

4.2.3. «”Дворянская вольность” второй половины XVIII века: идеология и правовая сущность понятия»

 

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из негонеобходимую информацию. Перед Вами – документы, относящиеся ко второй половине XVIIIв. Напишите на их основе небольшую работу на тему «”Дворянская вольность” второйполовины XVIII века: идеология и правовая сущность понятия».

 

1. Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству(в сокращении)

Безсмертные славы премудрый монарх, любезный государь дед наш, Петр Великий иимператор всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сноситьединственно для благополучия и пользы отечества своего, возводя Россию к совершенномупознанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа, но ибольшая часть света неложный свидетель.

Но как к возстановлению сего нужно было в наипервых, яко главный в государствечлен, благородное дворянство, приучить и показать, сколь есть велики преимуществапросвещенных держав в благоденствии рода человеческого против безчисленных народов,погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самая крайность настоялароссийскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить ввоенные и гражданские службы и сверх того обучать благородное юношество… разнымсвободным наукам и многим полезным художествам, посылая оных в европейские государстваи для того ж самого учреждая и внутрь России разные училища…

Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале частию казались тягостными инесносными для дворянства, [вынужденного] лишаться покоя, отлучаться домов, продолжатьпротив воли своей самим военную и другие службы…, от которой некоторые укрывались,подвергая себя за то не только штрафам, но и лишались имений своих…

Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждениемсопряжено было, но весьма полезное, последовали все со времени Петра Великого владеющиероссийским престолом, а особливо любезная наша тетка, блаженной памяти государыняимператрица Елисавета Петровна, подражая делам государя, родителя своего…; но что ж извсего того произошло, мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечествасвоего признать должен, что последовали от того неисчетные пользы…, полезное знание иприлежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, вгражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу…, а потому ине находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребнабыла.

И тако мы, в разсуждении упомянутых обстоятельств, по данной нам от всевышнеговласти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и впотомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность исвободу, кои могут службу продолжать, как в нашей империи, так и в прочих европейскихсоюзных нам державах, на основании следующего узаконения:

1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, скольдолго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, нижепред начатием оной за три месяца об увольнении из службы, или абшида просить да недерзают, но по окончании как внутрь, так и вне государства; состоящие в военной службемогут просить у командующих над ними об увольнении из службы или отставки, и ожидатьрезолюции…

2) Всех служащих дворян за благопорядочную и беспорочную нам службу наградитьпри отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым в отставке идет, больше годасостоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут; а кои из военной в статскуюслужбу пожелают вступить и ваканции будут, то и таковым по разсмотрении определяя,награждения чинить, если три года в одном ранге состоял, то есть в том, с которым идет кстатской или другой какой нашей службе.

3) Кто ж, будучи в отставке, некоторое время или после военной, находясь в статской идругих наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут,естьли их к тому достоинства окажутся, теми же чинами, в каковых они состоят, спереименованием военных чинов, но старшинством младшими пред всеми теми, кои с ними,когда они из военной службы уволены, в одних рангах состояли; есть ли ж таковые все ужеповышены будут, то может и определяющийся в военную службу старшинство получить стого дня, как определится; сие для того постановляем, дабы служащие перед неслужащимивыгоду и пользу имели...

4) Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейскиегосударства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспортыбеспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиесядворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будетнадлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростиюволю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения.

7) Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российскиедворяне, исключая однодворцов, навсегда вольностию пользоваться будут, то наше к нимотеческое попечение еще далее простирается, и о малолетних их детях, коих отнынеповелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их вгерольдии, губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее, причем отродителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они додвенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают…; однако ж чтобникто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своихвоспитывать под тяжким нашим гневом…; того для повелеваем всем тем дворянам, за коимине более 1000 душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетском кадетскомкорпусе, где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, снаиприлежнейшим рачением обучаемы будут, а по изучении всякой по его достоинству снаграждением чинов выпустится, и потом может всякий вступить и продолжать службу повышепомянутому.

8) Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян, в солдатах и прочих нижнихчинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставливать, разве кто более12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы.

9) Но как мы сие наше всемилостивейшее учреждение всему благородному дворянству,на вечные времена фундаментальным и непременным правилом узаконяем, то в заключениесего, мы нашим императорским словом, наиторжественнейшим образом утверждаем, навсегдасие свято и ненарушимо содержать в постановленной силе и преимуществах…, ибосохранение сего нашего узаконения будет им непоколебимым утверждением самодержавноговсероссийского престола; напротиву ж того мы надеемся, что все благородное российскоедворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к намвсеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться отслужбы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом онуюпо крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачениемобучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, нотолько как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих впользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко сущенерадивых о добре общем, презирать и уничтожать всем нашим верноподданным и истиннымсынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях иторжествах терпимы будут.

 

18 февраля 1762 г.Полное собрание законов Российской империи. Т. XV. № 11444. С. 189 – 191.

 

2. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства(фрагмент)

17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородномудворянству вольность и свободу.

18. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и отслужбы просить увольнения по сделанным на то правилам.

19. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских намсоюзных держав и выезжать в чужие краи.

20. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредьприобретается службою и трудами, империи и престолу полезными, и существенноесостояние российскаго дворянства зависимо есть от безопасности отечества и престола, и длятого во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянстваобщему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первомупозыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самаго живота для службы государственной.

64. В собрании дворянства быть может дворянин, которой вовся не служил или, быв в службе,до обер-офицерскаго чина не дошел (хотя бы обер-офицерской чин ему при отставке и былдан), но с заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может,ни выбран быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собраниядворянства.

 

24 апреля 1785 г.Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцветаабсолютизма. С. 23 – 53. М., 1987.

 

Рекомендуемый план работы:

 

1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента. (5баллов)

2. Характеристика представленных документов и материалов, оценка возможностей, которыеони дают для освещения проблемы. (5 баллов)

3. Характеристика содержания понятия «вольность» на основе текста Манифеста иЖалованной грамоты. (10 баллов)

4. Анализ правовых ограничений «вольности» на основе текста Манифеста и Жалованнойграмоты. (15 баллов)

5. Выводы. Оценка представленных материалов для понимания сословного статуса дворянствав России во второй половине XVIII в. (10 баллов)

Всего – 50 баллов.

 

Мы просим Вас обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этогоплана. Имейте в виду, что жюри будет обращать основное внимание на умение четкосформулировать Ваши положения и аргументировать их с помощью источника – обратитеособое внимание на третий пункт плана.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 

Максимальная оценка – 50 баллов

1. В этой части сочинения участник может указать на следующие основные позиции (все илинекоторые из них):

Манифест о вольности дворянства – итог длительной борьбы дворянского сословия заоблегчение условий своей службы. Важнейшей вехой на этом пути было ограничениеслужбы с пожизненного срока до 25 лет (1736 год). До 2 баллов.

Манифест и Жалованная грамота закрепляли особый статус дворянства какпривилегированного сословия и ознаменовали начало эпохи «дворянской империи». До2 баллов.

Всего: до 5 баллов.

Могут быть также названы иные положения или даны иные формулировки, корректноописывающие исторический момент с учетом тематики проекта.

2. В этой части сочинения участник может указать на следующие основные позиции (все илинекоторые из них):

Источники относятся к законодательным. Манифест представлял собойзаконодательный акт, издававшийся по вопросам особой важности, что позволяетпонять значение содержащихся в нем положений. Жалованная грамота – понятие,восходящее еще к средневековью, документы этого рода определяли круг«пожалованных» верховной властью привилегий. До 2 баллов.

Преамбула Манифеста содержит трактовку верховной властью характера отношений сдворянством в первой половине XVIII в. Характерно стремление показать правильностькурса Петра I и Елизаветы, его огромные успехи, а также (несмотря на провозглашениевольности!) преемственность политики Петра III по отношению к предшествующемукурсу. До 3 баллов.

Всего: до 5 баллов.

Могут быть также названы иные положения или даны иные формулировки, корректнохарактеризующие представленные материалы с учетом тематики проекта.

3. В этой части сочинения участник может указать на следующие основные позиции (все илинекоторые из них):

Согласно Манифесту, дворяне получали право выйти в отставку без дополнительнойпричины (Манифест, п. 1, Жалованная грамота, пп.17-18). До 2 баллов.

При полной отставке («кои от всех дел увольнения просить будут») дворянин могполучить повышение на 1 ранг при условии, что прослужил не менее 1 года на военнойслужбе и 3 года – в статской. (Манифест, п.1) До 2 баллов.

Дворяне получали право поступить на службу в иностранных государствах. (Манифест,п. 4, Жалованная грамота, п.19). До 2 баллов.

Из текста Манифеста (п. 9) и Жалованной грамоты (п. 64) следует, что дворянин могвообще не поступать на государственную службу. До 2 баллов.

Этим положениям придавалась высшая сила, она распространялась и на всепоследующие правления (Манифест, п. 9). Екатерининская Жалованная грамотаспециальной статьей подтвердила само понятие вольности – и тоже на «вечныевремена» (Жалованная грамота, п.17) До 2 баллов.

Всего: до 10 баллов.

Могут быть также предложены иные формулировки указанных положений, корректноинтерпретирующие текст указа с учетом тематики проекта.

4. В этой части сочинения участник может указать на следующие основные позиции (все илинекоторые из них):

Офицеры не имели права подать в отставку вовремя военной кампании или за тримесяца до ее начала. (п.1). 1 балл.

По возвращении на службу, отставной дворянин будет в подчинении у тех своихсослуживцев, которые продолжали службу, пока он пребывал в отставке: «сие для тогопостановляем, дабы служащие перед неслужащими выгоду и пользу имели» (п. 3). До 3баллов.

Вольность не позволяла даже ушедшему в отставку дворянину навсегда покинутьРоссийскую империю – по первому же требованию правительства он был обязанвернуться в Россию под угрозой конфискации имения (п.4). До 2 баллов.

Младшие чины и дворяне-солдаты могли получить отставку только через 12 лет послеоставления службы (п.8) 1 балл.

Манифест возлагал на дворян обязанность обеспечить своим детям образование подстрахом санкций со стороны государства: «однако ж чтоб никто не дерзал без обученияпристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжкимнашим гневом». (п.7) До 2 баллов.

Делался акцент на строгом учете не только взрослых дворян, но и их детей начиная с 12лет, причем, чтобы этот контроль был более действенным, сведения о дворянских детяхтребуется отправлять не только в Герольдию, но и на места – в губернские ипровинциальные учреждения. Такой учет персонального состава дворянства начиная сдетей 12 лет для всех дворян, у кого не было 1000 душ крепостных (а это абсолютноебольшинство сословия) повышал возможности государства мобилизации дворян наслужбу в случае необходимости. (п. 7). До 2 баллов.Согласно Жалованной грамоте дворянству, государство оставляло за собой правопотребовать от всех (в том числе и отставных) дворян явиться на службу. (п. 20). До 2баллов.

Согласно Жалованной грамоте дворянству, те дворяне, которые либо вовсе не служили,либо не дослужились до обер-офицерского чина, не могли голосовать или бытьизбранными ни на какие должности от имени дворянского собрания. (п. 64). 1 балл.

Те дворяне, которые вов<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...