Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические материалы




 

4.1. Алгоритм анализа исторического документа

 

В гуманитарном образовании не существует абсолютно пра­вильных или неправильных ответов на во­просы. Существуют только более или менее аргументированные точки зрения. Окончательная отметка за творческий проект, как правило, проставляется за идеи, соб­ственные суждения учащихся и их аргумен­тацию.

При выдвижении собственной пози­ции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащего­ся критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргумента­цию других;

б) способность понимания, оценки и ус­тановления связи между ключевыми мо­ментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что явля­ется более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические под­ходы и модели;

д) готовность дифференцировать про­тивоположные подходы и модели и их при­менение к эмпирическому материалу, дис­куссии о принципиальных вопросах.

Выигрывают те работы, которые на­писаны коротко, четко и ясно.

Ниже представлены олимпиадные материалы по истории: предложены фрагменты исторических источников и рекомендованные планы работы, в соответствии с которыми учащиеся должны написать проектную работу. Прежде чем предложить ребятам данные задания, следует провести подготовительную работу, научить их аналитически подходить к любому историческому документу, действовать по алгоритму. Как определенную форму подготовки можно использовать предложенный ниже алгоритм анализа исторического документа. Среди форм анализа можно выделить следующие:

· письменный анализ по схеме,

· эссе по документу,

· ответы на вопросы,

· защита той или иной позиции с использованием документа,

· полемика с документом,

· разбивка документа на части,

· один из вариантов – предлагаемая ниже таблица.

 

Основные пункты анализа документа Комментарии
1. Общие сведения (автор, название, выходные данные) Необходимо, чтобы учащиеся умели правильно записывать общие сведения, а также знали о том, что автором может быть не только физическое лицо, но и юридическое.
2. Вид документа Существует множество видов документов: учебники, научные работы, статьи из периодической печати (газет и журналов), письма, речи политических деятелей, юридические документы, статистика, литературные произведения, предметы частных или государственных коллекций, географические карты, фотографии, видео- и аудиоматериалы и т.п. Как источник документ может быть первичным или вторичным.
3. Историческая обстановка. Историческая обстановка может рассматриваться в двух направлениях: отражение событий, о которых идёт речь в документе, или отражение времени, когда создавался документ.
4. Адресат. При рассмотрении целей и задач документа, могут помочь ответы на вопросы: к кому обращён данный документ и на кого он рассчитан.
5. Цели и задачи документа. Можно не разделять цели и задачи, хотя цели носят стратегический характер, а задачи – тактический. Они могут подразделяться на официальные и фактические, главные и побочные.
6. Факты. События, явления, процессы; даты, географические ориентиры, статистические данные и имена исторических персоналий и т.п. является основой для краткого конспектирования документа. Следует разделять факты на правдивые, вымышленные и сомнительные; отличать факты от субъективных мнений и суждений.
7. Основные понятия. Понятия необходимо разделить на знакомые и незнакомые, попытаться дать краткие определения знакомым понятиям. Также можно провести работу по установлению иерархии понятий.
8. Затронутые проблемы. Умение выделить проблему – важное умение, которое позволяет учащимся развивать абстрактное мышление и выйти на уровень синтеза изучаемого материала.
9. Вопросы к документу или автору. Умение задавать вопросы показывает самостоятельность работы над документом, а также нестандартность мышления учащихся. Вопросы могут быть уточняющими или полемическими.
10. Система ценностей или идеология, отражённая в документе. Среди ценностных систем могут быть выделены следующие: либеральные, коммунистические, социал-демократические, религиозные, консервативные, националистические, гуманистические, милитаристские.
11. Стилистические особенности. Использование межпредметных связей с литературой.
12. Уровень эмоциональности. Эмоциональный фон характеризует степень объективности, находится с ней в обратно пропорциональной связи: чем больше эмоций проявляется в документа, тем ниже его объективность.
13. Возможные сравнения с другими документами (репрезентативность) Особенно интересны документы, рассматривающие одну проблему с разных точек зрения, позиций. Для реализации данной позиции необходимо использовать историографические подходы и методы.
14. Историческое значение документа. Рассматривается с разных позиций: актуальность для современников, значимость для историков и исследователей, для профессионалов и аналитиков.
15. Основные части, на которые можно разбить документ. Выделение логических частей, основных идей и проблем, затронутых в документе, выявление взаимосвязей между ними.

 

4.2. Исторический проект как часть олимпиады по истории. Примеры проектов

 

 

4.2.1. Ломоносов и начало отечественной исторической науки

 

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Прочитайте Вступление к труду М.В.Ломоносова «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого». Напишите на ее основе небольшую работу на тему «М.В.Ломоносов об изучении российской истории».

 

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи.

 

Толикие перемены в деяниях российских: соединение разных племен под самодержавством первых князей варяжских, внутренние потом несогласия, ослабившие наше отечество, наконец, новое совокупление под единоначальство и приобщение сильных народов на востоке и на западе рассуждая, порядок оных подобен течению великия реки представляю, которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; но, паки соединясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы.

 

Возрастая до толикого величества Россия и восходя чрез сильные и многообразные препятства, коль многие деяния и приключения дать могла писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества немало по общей судьбине во мраке забвения покрыто. Однако, противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели. Инако рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою.

 

Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало своея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Посему всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины иметь не будет, но только вину полагать должен на бывший наш недостаток в искусстве, каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности.

 

Сие уравнение предлагаю по причине некоторого общего подобия в порядке деяний российских с римскими, где нахожу владение первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых самовластных великих князей российских; гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные княжения и на вольные городы, некоторым образом гражданскую власть составляющему; потом единоначальство кесарей представляю согласным самодержавству государей московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением возвысилось, самодержавством пришло в упадок. Напротив того, разномысленноювольностию Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благонадежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами. Едино сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила из примеров, историею преданных, изыскать можно.

 

Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших?

 

Предпринимая тех описание, твердо намеряюсь держаться истины и употреблять на то целую сил возможность. Великостию сего дела закрыться должно все, что разум от правды отвратить может. Обстоятельства, до особенных людей надлежащие, не должны здесь ожидать похлебства, где весь разум повинен внимать и наблюдать праведную славу целого отечества: дабы пропущениемнадлежащия похвалы — негодования, приписаниемложныя — презрения не произвести в благорассудном и справедливом читателе.

 

Рекомендованный план работы:

1. Постановка проблемы.Ломоносов и начало отечественной исторической науки.

2. Описание источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы.

3. Ломоносов о значении науки истории и труде историка

4. Представления Ломоносова об основных этапах русской истории

5. Ломоносов о роли монархии в русской истории

4. Выводы.

 

Мы просим Вас отделить цифрами и подзаголовками части работы, соответствующие пунктам этого плана.

 

Жюри будет обращать основное внимание на умение четко сформулировать Ваши положения и аргументировать их с помощью источника. Имейте также в виду, что грубые речевые и грамматические ошибки, затрудняющие понимание написанного, также могут считаться основанием для снижения баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...