Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обусловленность уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте




 

Белорусское законодательство на протяжении всей истории своего развития предусматривало ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Нормы уголовного законодательства Республики Беларусь об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства, т.е. в целом эти нормы направлены на обеспечение экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Республики Беларусь, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [6, с.24]. Из данного определения следует, что состояние экономики влияет на все жизненно важные сферы жизнедеятельности государства, на его духовное и материальное развитие как в целом, так и каждой личности в отдельности.

Исходя из непосредственного объекта, т.е. сферы экономической деятельности, все преступления в области экономической деятельности условно делятся на определенные группы (и виды). Нашей целью в данной работе является подробно проанализировать уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Важным источником приобретения иностранной валюты предприятиями и организациями является экспортная деятельность, разрешенная всем зарегистрированным на территории Республики Беларусь предприятиям и объединениям независимо от форм собственности.

Как известно, с первых дней постсоветского периода в нашей стране многое поменялось коренным образом. Изменилась политика государства в области внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). В частности, была разрушена монополия государственных структур на внешние связи и внешнеторговые контакты.

Современный этап развития ВЭД в Беларуси связан с коренными изменениями в указанной области, приняты соответствующие пакеты нормативно-правовых актов, появились новые формы и методы, регулирующие ВЭД. В сферу внешнеторговых связей было вовлечено огромное количество новых участников. Десятки тысяч предприятий независимо от форм собственности, организационной структуры, размеров имущества, сферы деятельности получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Поначалу это в основном проявлялось в импорте иностранных товаров. Зарубежная продукция, иногда не самого высокого качества, вытесняла на белорусском рынке отечественную продукцию. Основанная на удовлетворении внутреннего рынка отечественная промышленность не выдерживала конкуренции с иностранными товарами. Также сказывалось на неконкурентоспособности нашей продукции то, что средства производства были изношенными; плановая экономика и государственный заказ с соблюдением количественных норм выработки во многих отраслях приводили к ухудшению качественных показателей; перевод многих предприятий на хозрасчет еще во времена перестройки не дал желаемого результата, так как наши руководители не знали, что такое конкуренция даже на внутреннем рынке и как в таких условиях производить достойную продукцию. Нарождавшаяся белорусская экономика не обладала ни новыми технологиями, ни опытом борьбы за выживания в условиях рыночной экономики.

С либерализацией ВЭД в этой сфере стало образовываться немало фирм с сомнительной репутацией, в том числе для разовых спекулятивных операций, что свидетельствует о прямом проникновении криминала в сферу экономики.

Очевидно, что любому государству необходима определенная финансово-экономическая база для международных расчетов по договорам, долгам, для разного рода взносов в различные международные организации, в которых оно принимает участие, да и просто для возможности участия в международно-экономических отношениях. Такая база именуется валютными резервами. Формирование государственных валютных резервов является одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства. С начала проведения экономических реформ в Республике Беларусь были установлены определенные правила для компаний, занятых в области международно-экономической деятельности. Данные правила в первую очередь касались порядка по обязательной продаже предприятиями, организациями, объединениями части валютной выручки.

Однако с либерализацией экономической деятельности и выходом на внешний рынок большого числа предприятий в этой сфере возникли довольно серьезные проблемы. В связи с этим в нашей стране был ужесточен государственный валютный контроль за деятельностью участников внешнеэкономических отношений. Вместе с тем данные меры по отношению к недобросовестным участникам ВЭД относились лишь к области валютно-финансового законодательства. Но даже при этом отток валютных средств с каждым годом усиливался. Значит, неминуемо назрела необходимость применения к руководителям предприятий, скрывающих валютную выручку, еще более жестких мер ответственности.

Соотношение курса валют на валютном рынке в 90-е годы ХХ в. ежедневно меняется не в пользу белорусского рубля. В такой сложной ситуации нашей экономике срочно требовались огромные капиталовложения для ее поднятия. Однако возможная прибыль от вложения в белорусскую экономику могла бы появиться лишь через годы после стабилизации обстановки. А нарождающееся белорусское предпринимательство желало вкладывать свои средства для получения сиюминутной прибыли. Самой популярной инвестицией того времени считалось вложение в валюту государства, имеющего стабильную экономику. Особой популярностью в нашей стране пользовался американский доллар. Таким образом, поддерживалась без того сильная экономика США.

В нестабильной внутриэкономической обстановке многие операции в нашей стране основывались на этой валюте.

Как известно, единственно возможным способом поднятия отечественной экономики наше Правительство видело увеличение налоговых сборов. Но, как следует из учебников по экономике, увеличение налогового бремени ведет к сокрытию основной части прибыли с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Что и происходило в нашем государстве. Высокие налоги вынуждали многих руководителей предприятий прятать свою валютную выручку.

Однако в Беларуси шло развитие так называемой теневой экономики. Позже стало очевидно, что средства "теневой экономики" в основном переправляются за рубеж. Основным каналом утечки из страны материально-валютных ресурсов являлись расчеты по внешнеторговым операциям.

Вывоз за пределы Беларуси валютных запасов становился одним из важнейших факторов, усугубляющих угрозу национальной безопасности в экономической сфере. Законодатель решил сосредоточить основные усилия правоохранительных органов на возрастающей тенденции вывоза белорусского капитала за рубеж.

Однако, несмотря на появление в этой сфере нормативной базы, преступления, связанные с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте, приобрели для нашей экономики поистине катастрофический характер. Стоит упомянуть, что с начала 90-х по 2002 год включительно "бегство" отечественных капиталов составило согласно самым приблизительным подсчетам более 200 миллиардов долларов.

Обязательному зачислению подлежит как валюта, полученная в результате коммерческой деятельности резидентов, так и средства в иностранной валюте, полученные в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера. Для этого юридическим лицом на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются следующие счета:

транзитный валютный счет;

текущий валютный счет [6, с.27].

Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже. После обязательной продажи экспортной валютной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством остаток средств перечисляется по поручению юридических лиц на их текущий валютный счет и может использоваться ими по своему усмотрению в любых целях в соответствии с действующим законодательством. При этом если юридическое лицо не представило поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки в течение 14 календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный счет, то банк вправе самостоятельно осуществить данную операцию.

Не подлежат переводу следующие средства:

используемые для оплаты местных расходов резидентов из выручки от содержания объектов на территории иностранных государств;

поступившие от участия в фондовых операциях, используемые для дальнейшего участия в них и покрытия расходов на период проведения операций;

резидентов в иностранной валюте, полученные от выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий, проведенных за границей, используемые для покрытия расходов, связанных с их проведением [6, с.28].

Также из валютной выручки, которая поступила в собственность или распоряжение резидентов за границей, могут быть оплачены банковские и иные комиссии и расходы, связанные с операцией, по которой получена эта выручка.

Следует упомянуть, что действующим законодательством операции с иностранной валютой подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. При совершении данных операций в иностранной валюте очень важным моментом (как и при совершении других гражданско-правовых сделок) является соблюдение специально отведенных для этого сроков. К текущим валютным операциям относятся:

переводы в Республику Беларусь и из Республики Беларусь средств в иностранной валюте для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в Республику Беларусь и из Республики Беларусь процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

переводы неторгового характера в Республику Беларусь и из Республики Беларусь, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

переводы в оплату права собственности на здания, строения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также прав на недвижимость;

предоставление и получение отсрочки платежа на срок свыше 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

предоставление и получение финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

все иные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Если же эти операции, превышающие установленный 180-дневный срок либо по которым получена отсрочка платежа, являются валютными операциями, связанными с движением капитала, то на их проведение требуется лицензия Национального Банка Республики Беларусь, в которой указывается срок, в течение которого операция должна быть завершена. Соответственно средства в иностранной валюте считаются невозвращенными, если они не были зачислены на счета уполномоченного банка до истечения установленного срока с момента начала операции либо до истечения срока, указанного в выданной лицензии.

Срок начинает исчисляться следующим образом: при осуществлении экспортных поставок за границу - с момента таможенного оформления товаров; при осуществлении импортных операций - с момента оплаты импортируемого товара; при экспорте и импорте работ (услуг) - от даты их фактического предоставления. Должно же быть завершено исчисление срока: при осуществлении экспортных поставок - в день поступления последнего платежа по контракту; при осуществлении импортных операций - в день принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара.

Основное отличие операций, совершенных с использованием средств в иностранной валюте от иных гражданско-правовых сделок, состоит в том, что если в результате нарушения сроков при совершении других гражданско-правовых сделок вероятно наступление в основном лишь гражданской ответственности, то при нарушении сроков по операциям в иностранной валюте возможно привлечение недобросовестных руководителей к мерам уголовно-правового характера в соответствии с нормой статьи 225 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК Республики Беларусь).

Как было сказано выше, основным источником, подпитывающим преступления в данной области, является теневая экономика. Таким образом, вполне очевидно, что правонарушения в сфере невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте кроме всего прочего тесно связаны с отмыванием так называемых грязных денег. Перевод за рубеж колоссального количества иностранной валюты подпитывает деятельность организаций, занимающихся отмыванием денег на всех континентах. Да и, как известно, наша страна лишь в конце прошлого года была исключена из черного списка государств, которые не борются с отмыванием грязных денег. Это стало возможным лишь после некоторых предпринятых нашей страной в этой области действий. В частности, в Беларуси был принят ряд нормативных актов, направленных на противодействие отмыванию грязных денег.

В связи с тем, что преступления в данной сфере относятся к международно-экономическим отношениям, очень важным моментом является взаимодействие отечественных правоохранительных органов с их зарубежными коллегами.

Не стоит думать, что невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, а также отмывание грязных денег является сугубо белорусской проблемой. Правонарушения в данной сфере происходят во многих странах мира. Для противодействия еще в 1989 году в этой области была создана международная организация по контролю за финансовыми потоками - ФАТФ (FATF). На данный момент ФАТФ является авторитетнейшей международной организацией в этой области, основной целью которой является борьба с незаконными валютно-финансовыми операциями и отмыванием преступных доходов. Данная организация выражала активный интерес к установлению соответствующих контактов с нашей страной, экономика которой в период перехода к рынку рассматривается как благоприятная почва для осуществления незаконных валютных операций [6, с.31].

Очевидно, что путем принятия лишь более строгих санкций к правонарушителям невозможно искоренение данных преступлений, однако усиление контроля за финансовыми потоками вернет нашей экономике огромное количество "бежавших" денег; что международное сотрудничество правоохранительных органов отпугнет вероятных правонарушителей от совершения таких преступлений.

Для того чтобы данные правонарушения не совершались в нашей стране, а точнее, для предотвращения в большом объеме преступлений в данной сфере, необходимо соблюдение ряда условий. Первоочередной мерой должно стать создание привлекательных условий для инвестирования в отечественную экономику внутреннего капитала; принятие мер, в результате которых выгоднее будет вкладывать средства в белорусскую экономику, чем переправлять их за рубеж, и др. В этих целях необходимо в первую очередь провести ряд налоговых преобразований. Ведь существующие драконовские налоги не дают возможности развиваться нашим предприятиям, которым для того, чтобы элементарно выжить в условиях нашей экономики, необходимо скрывать свои доходы. А полученные таким незаконным путем средства зачастую переправляются за пределы нашей страны для отмывания. Для привлечения внутреннего инвестора нужна стабильная экономика. Рост некоторых экономических показателей (в частности, рост валового внутреннего продукта) за последние 2 - 3 года говорит о положительной тенденции в этой сфере. Изменение внутреннего инвестиционного климата повлечет за собой приток иностранного капитала в нашу страну. А это тысячи рабочих мест, уплаченные в казну налоги и т.д.

Не стоит думать, что предпринимаемые отечественными законодателями и представителями исполнительной власти шаги в области возвращения в белорусскую экономику огромных финансовых потоков, переправленных за границу, являются достаточными для возврата всего нелегально вывезенного за границу белорусского капитала. Понятно, что создававшиеся долгое время сложные схемы с привлечением различных подставных фирм, фирм-"однодневок" для перевода за рубеж средств в иностранной валюте были рассчитаны на безнаказанность. Понятно, что решение данной проблемы займет годы кропотливой работы всех правоохранительных органов, а также международных структур. Следует отметить активизацию отечественных силовых структур в этой области.

Вместе с тем если усилия наших правоохранительных органов позволят вернуть даже часть бежавшего капитала, то, во-первых, это будет хорошим подспорьем отечественной экономике; во-вторых, послужит уроком возможным правонарушителям в этой области.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...