Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовно-правовая характеристика невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте




 

Как следует из диспозиции ст. 225 УК Республики Беларусь, уголовно наказуемым является невозвращение из-за границы должностным лицом юридического лица иностранной валюты в особо крупном размере, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок использования иностранной валюты за пределами Республики Беларусь.

Юридические лица-резиденты хранят принадлежащую им иностранную валюту на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и в своих валютных кассах. Однако в разрешенных Национальным банком Республики Беларусь случаях средства юридических лиц-резидентов Республики Беларусь могут находиться на их счетах и в иностранных банках за пределами Республики Беларусь.

Иностранная валюта, причитающаяся к получению юридическими лицами Республики Беларусь в результате их деятельности, подлежит обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках Республики Беларусь. Средства в иностранной валюте, поступающие в пользу юридического лица Республики Беларусь в качестве дара, пожертвования, и иные поступления неторгового характера также подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

К подлежащим возврату относятся не только средства, вывезенные из республики (например, остатки средств, предназначавшихся для строительства за рубежом каких-либо объектов или для проведения выставок и иных мероприятий), но и валютная выручка, полученная от осуществления за рубежом хозяйственной деятельности или по иным основаниям.

Предметом комментируемого преступления является иностранная валюта. Прежде всего под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки иностранных государств [13, с.325]. Также являются предметом преступления хранящиеся на счетах в банках средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Должностное лицо юридического лица обязано обеспечить поступление в республику иностранной валюты независимо от того, в какой форме зафиксированы права на эту валюту: наличные средства, средства, зачисленные на расчетный счет в иностранном банке, чеки, аккредитивы и т.п. Порядок осуществления перевода иностранной валюты на счет в уполномоченный банк Республики Беларусь может быть различным и зависит от формы фиксации права на иностранную валюту.

Сроки, в течение которых иностранная валюта должна быть переведена на счета в уполномоченные банки Республики Беларусь, определяются действующим законодательством. Эти сроки зависят от целевого назначения валюты и в отдельных случаях могут меняться по указанию Национального банка Республики Беларусь.

Обязательность перевода иностранной валюты в Республику Беларусь распространяется только на юридических лиц-резидентов Республики Беларусь. Под резидентами понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов Республики Беларусь [13, с.326].

Возврат иностранной валюты должен быть осуществлен путем перечисления валюты на счета в уполномоченные банки. Под уполномоченными банками понимаются находящиеся на территории Республики Беларусь банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу иностранной валюты в Республику Беларусь.

Состав комментируемого преступления является простым формальным. Его объективную сторону образует деяние в форме бездействия - невозвращение из-за границы иностранной валюты.

Под невозвращением из-за границы иностранной валюты следует понимать невыполнение должностным лицом юридического лица обязанности по переводу иностранной валюты на счет в находящемся на территории республики уполномоченном банке Республики Беларусь [12, с.283].

При установлении обязанности возвратить иностранную валюту в Республику Беларусь необходимо точно определить ее сумму. Законодательство предоставляет право юридическим лицам до осуществления возврата использовать находящуюся за границей иностранную валютную выручку для оплаты банковских комиссий и расходов, непосредственно связанных с операцией, по которой получена эта выручка. Отдельные виды валютных поступлений за границей не подлежат обязательному переводу на счета резидентов в уполномоченных банках Республики Беларусь. Поэтому при определении размера иностранной валюты следует учитывать не всю иностранную валюту, поступившую в собственность или в распоряжение резидента за границей, а только ту ее часть, которая должна быть перечислена на счет в уполномоченном банке Республики Беларусь.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы иностранной валюты наступает только в том случае, если ее эквивалент в белорусских рублях является особо крупным, т.е. в тысячу и более раз превышает размер минимальной заработной платы. Указанный размер определяется по установленному Национальным банком Республики Беларусь курсу соответствующей иностранной валюты к национальной валюте. Поскольку бездействие должностного лица носит длящийся характер, постольку определение суммы невозвращенной иностранной валюты осуществляется не только на момент истечения срока ее перевода, но и в последующем в течение всего времени уклонения от обязанности возвратить иностранную валюту в республику.

Ответственность должностного лица за невозвращение иностранной валюты наступает при одновременном наличии двух условий - обязанности осуществить перевод иностранной валюты в республику и наличии возможности осуществить такой перевод. Для привлечения к уголовной ответственности виновного недостаточно одного факта непоступления иностранной валюты из-за границы, поскольку такое непоступление может быть обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли должностного лица, например банкротством иностранного банка, на счетах которого хранились валютные средства. Ответственность должностного лица наступает только при наличии у него реальной возможности выполнить такую обязанность. Вместе с тем и выполнение обязательств по переводу не может ограничиваться формальным выполнением процедуры перевода. Так, своевременное предъявление банку платежного поручения о переводе иностранной валюты в республику не будет свидетельствовать о выполнении указанной обязанности, если на счете отсутствуют средства, например, в связи с их нецелевым использованием.

Данное преступление будет считаться юридически оконченным, когда в установленный законодательством срок на соответствующий счет не поступит хотя бы часть подлежащей переводу валюты, если ее сумма составляет особо крупный размер.

Если сумма иностранной валюты достигла особо крупного размера после истечения установленного законодательством срока ее возврата, то преступление будет считаться юридически оконченным в день, когда сумма невозвращенной валюты достигла особо крупного размера.

В литературе имеются различные точки зрения о моменте окончания данного состава преступления. Некоторые ученые высказывают мнение о том, что этот момент определяется исходя из срока, предусмотренного конкретным контрактом. Большинство же специалистов сходятся во мнении, что данное преступление будет оконченным с момента истечения предельного срока, установленного действующим законодательством (который, естественно, может быть только большим или равным контрактному).

Полагаем, что верна последняя точка зрения.

По конструкции данный состав является материальным, то есть включает невозврат валюты к предельному сроку не как деяние, а как преступное последствие. Данное положение имеет очень важное значение для целого ряда актуальных вопросов квалификации, таких как неоконченное невозвращение, определение вида умысла и др.

Субъектом рассматриваемого преступления могут быть только должностные лица, на которых лежит обязанность по перечислению иностранной валюты на счета уполномоченных банков Республики Беларусь. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и граждане ответственности по этой статье не несут.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, - когда лицо сознает, что оно, имея такую возможность, тем не менее не выполняет обязанность по перечислению иностранной валюты на счет в уполномоченный банк Республики Беларусь. Мотивы и цели такого бездействия не имеют значения для квалификации, однако подлежат обязательному выяснению для определения возможной направленности умысла виновного на совершение какого-либо иного преступления (например, неперечисление и утаивание средств может осуществляться с целью их последующего хищения).

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы иностранной валюты наступает независимо от того, было ли такое бездействие сопряжено с сокрытием валютных поступлений от официального учета и контроля. Если невозвращение из-за границы иностранной валюты было сопряжено с ее хранением на незаконно открытых счетах за пределами Республики Беларусь, то ответственность при наличии соответствующих условий наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 225 и ст. 224 УК Республики Беларусь.

Несмотря на то, что мотивы и цели данного преступления весьма разнообразны и формально не влияют на квалификацию преступления, они имеют важнейшее значение для расследования. По нашему мнению невозвращение, совершенное с прямым умыслом в практике не может не содержать специальную цель и мотив. Чаще всего в практике встречаются корыстные цели и мотивы, связанные с хищением предмета перемещения, иными выгодами имущественного характера, например, с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей. Встречаются и другие цели: прикрытие незаконной деятельности, «отмывание» полученных незаконным путем денежных средств и иного имущества, получение руководителем и другими работниками различных выгод неимущественного характера и т.п.

Установление в ходе расследования целей и мотивов преступника дает возможность выявлять многочисленные сопутствующие преступления, выдвигать и проверять правильные версии, планировать следственные действия и ОРМ, использовать тактические и организационные преимущества по уголовному делу, то есть имеют серьезное криминалистическое значение.

Кроме того, мотивы и цели невозвращения обязательно должны учитываться судом при назначении наказания.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...