Средства контроля за работой оборудования бортовых систем (СОК, МСРП)
Условия, в которых эксплуатируются ЛА, можно разделить на внутренние и внешние. Внешние условия зависят от окружающей воздушной среды, метеорологической обстановки, электромагнитных и световых излучений, возмущенности магнитного поля Земли, аномалий гравитационного поля Земли, электростатических полей, уровня ионизации атмосферы и космического пространства и т. п. Внешние условия меняются от различных случайных причин, вследствие чего появляются случайные возмущения и помехи в работе оборудования ЛА. Большая часть оборудования, как правило, размещается внутри ЛА и его функционирование зависит от физических условий внутри кабин и отсеков. Внутренние условия задаются при проектировании ЛА и его оборудования и поддерживаются в полете в необходимых пределах соответствующими автоматическими регуляторами. Если же не приняты специальные меры, то климатические условия внутри ЛА могут изменяться в следующих пределах: -температура воздуха от +50 до -60°С, а вблизи нагретых частей двигателя — до 100° С; -давление воздуха в негерметизированных кабинах и отсеках— от 700—800 мм рт. ст. у поверхности Земли до 10-6 мм рт. ст. на высоте 200 км; -плотность воздуха от 1,2250 до 3,6 10-10 кг/м3 при изменении высоты от 0 до 200 км; -относительная влажность — от 0 до 100%. Изменения температуры приводят к изменению механических и электрических параметров элементов устройств. Изменения давления и плотности влияют на отвод тепла от приборов, на свойства смазок в опорах, изменяют проводимость в воздушных зазорах конденсаторов. Избыток влажности вызывает усиленную коррозию металлов, является причиной появления конденсированной влаги и обледенения при низкой температуре.
Кроме климатических воздействий, на работу бортового оборудования ЛА влияют механические воздействия (вибрации, перегрузки). Механические воздействия могут изменяться в следующих пределах: -линейные ускорения центра масс ЛА — до 5 g на пилотируемых ЛА и до нескольких сотен g— на беспилотных ЛА; -вибрационные линейные ускорения в местах крепления приборов — от единиц до нескольких тысяч герц по частоте и от единиц до нескольких десятков g по ускорению; -угловые ускорения, вызванные колебаниями ЛА вокруг центра масс, до нескольких десятков 1/с2; -угловые ускорения, вызванные упругими изгибными и крутильными колебаниями конструкции ЛА, — до нескольких десятков герц по частоте и нескольких десятков 1/с2 по амплитуде. Механические воздействия воспринимаются подвижными элементами приборов, вследствие чего возникают погрешности измерения, развиваются усталостные процессы и появляются поломки деталей. При проектировании оборудования ЛА необходимо учитывать условия его работы, возможные последствия вредного влияния помех и разрабатывать меры по устранению влияния этих воздействий на работоспособность и технические характеристики бортового оборудования. Установленное на самолетах оборудование работает в условиях, значительно отличающихся от наземных. Так, температура окружающей среды может изменяться от —60 до +60° С, а вблизи источников тепла (двигатели, обшивка самолета при сверхзвуковых полетах и т. д.) она может достигать +250° С и выше. В значительных пределах изменяются также плотность и влажность воздушной среды. Изменение физических свойств окружающей среды оказывает влияние на работу оборудования самолета. Колебания температурного режима среды вызывают изменения омического сопротивления проводов, электрической емкости аккумуляторных батарей, параметров радиоэлектронных элементов, вязкости смазочных материалов.
Изменение плотности и влажности среды влечет за собой ухудшение условий охлаждения и коммутации в электрических машинах и агрегатах, изменение механической прочности, габаритов и форм элементов оборудования. Механические воздействия в виде вибраций, перегрузок и ударов, оказывают отрицательное влияние на работу оборудования которые могут явиться причиной разрушений агрегатов оборудования или их элементов, обрыва электропроводов, порчи электроизоляционных материалов, ложного срабатывания исполнительных устройств и т. д. К оборудованию ЛА предъявляются многочисленные требования, которые условно можно разбить на четыре группы, — технические, эксплуатационные, производственно-технологические и экономические. К техническим требованиям обычно относят такие, выполнение которых обеспечивает качество решения задач, поставленных перед полетом ЛА, например: -точность и надежность работы не хуже заданных; -срок службы (ресурс) — достаточный для выполнения задания; -время подготовки к работе — минимальное и т. д. Эксплуатационные требования предъявляются с целью обеспечения удобства и простоты эксплуатации оборудования при подготовке к полету и непосредственно в полете. К ним относятся: -контролеспособность; -возможность замены отдельных приборов при их отказе без дополнительной настройки и регулировки системы в целом; -наличие блокировок, исключающих самовключение; -невозможность неправильного подключения приборов; -безопасность работы с приборами и другие. Производственно-технологические требования должны обеспечить следующие характеристики оборудования: -минимальные массу и габариты; -минимальное потребление всех видов энергии; -унификацию приборов; -помехоустойчивость к влиянию внешних факторов и отсутствие влияния на соседние приборы и устройства; -простоту изготовления. Экономические требования определяют минимально возможную стоимость разработки, изготовления и эксплуатации оборудования «учетом удовлетворения всем другим требованиям. К авиационному оборудованию предъявляются следующие требования:
- минимальные масса, габариты и стоимость; - высокая надежность и безотказность функционирования систем и их элементов в течение установленного для них ресурса при температуре среды от +600 до —600 или +80°С и ее влажности до 100% в условиях эксплуатации самолетов с аэродромов или гидродромов; - работоспособность оборудования и систем независимо от их положения в пространстве, возможных вибрационных и ударных динамических воздействий и режима полета самолета; - высокая взрывобезопасность, огнестойкость и негорючесть агрегатов и материалов, применяемых для изготовления всех элементов системы; - отсутствие или сведение к минимуму взаимного влияния как между отдельными агрегатами и системами электрооборудования, так и на остальное установленное оборудование при их одновременной работе; - высокая точность измерения требуемых параметров и своевременное срабатывание исполнительных устройств по поступающим командам; - максимальный уровень унификации и стандартизации систем электрооборудования, что позволяет расширить возможность его широкого применения без доработок на самолетах различного назначения и повысить ремонтоспособность; - возможность выполнения автоматизированного контроля работоспособности установленного на борту оборудования при проведении предполетной подготовки и неавтоматизированного контроля систем и их элементов при регламентных работах. Раздел 2 Системы электроснабжения летательных аппаратов Электрическая энергия по сравнению с другими видами энергии (механическая, тепловая, гидравлическая, пневматическая, пиротехническая, химическая и др.) обладает преимуществами: -универсальность применения и трансформации в другие -простота передачи и распределения между потребителями; -малая удельная масса систем передачи и распределения на единицу мощности передаваемой энергии даже в условиях резервирования систем; -возможность автоматизации операций управления как отдельными элементами, так и комплексом оборудования и управления самолетом. Комплекс электрооборудования можно представить состоящим из трех основных элементов: -источников электроэнергии; -потребителей; -бортовой сети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|