Занятие 3 Философия Канта. «Критика чистого разума».
Учебно-методический комплекс Дисциплины «История западной философии», часть 5 («Немецкая классическая философия») Федерального компонента цикла ОПД Специальности 030101 – «философия» Составитель ст. преп. кафедры ИФФА Тихонов А.В. Ростов-на-Дону
Содержание Стр.
1 Пояснительная записка…………………………………………………….2 2 Тематическое планирование курса ……………………………………….3 3 Программа курса …………………………………………………………..4 4 Планы лекций……………… ………………………………….…….…….9 5 Планы семинарских занятий………..………………………………….…12 6 Самостоятельная работа студентов…………….. ……………………….22 7 Экзаменационные вопросы…...……………………………………...…...25 8 Тематика курсовых и дипломных работ…………...…………………….26 9 Общий список литературы к курсу………… …………………………...27 10 Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)….33 11 Глоссарий…………………………. ……………...……………………..35 12 Формы промежуточного контроля………………………………….….37
Пояснительная записка
В данном курсе для изучения предлагаются основные принципы философских систем, традиционно объединяемых в определенную мыслительную формацию «Немецкая классическая философия». Курс посвящен изучению главных работ И. Канта, И. Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г. В.Ф. Гегеля. Вопреки определенной традиции, философия А. Шопенгауэра (как вид «кантианства», и в силу своего противостояния философии Г.В.Ф. Гегеля), а также философия Б. Больцано (как пример критики философии Канта, закладывающий новую традицию философствования) включены в данный курс. Изучение философии Л. Фейербаха предполагается в рамках курса «История зарубежной философии», часть 7.
Цель курса: систематическое изложение идей перечисленных философов, а также анализ этих философских учений как типов реагирования на трансцендентальное исследование Канта, как типов переработки поставленных Кантом задач в его «критический» этап творчества. Задачи курса: - представить основополагающие идеи предлагаемых философских учений; - представить исключительную специфику каждого философского учения (учитывая его идейную трансформацию), которая достигается изложением не только общих идей, но и идей частного характера; - составить представление о взаимовлиянии различных философских идей, о различиях интерпретаций тех или иных положений, проводимых западными и отечественными историками философии; Навыки студентов по окончанию курса: развитие навыков чтения и понимания философского текста, развитие умения фиксации философских проблем данного периода и адекватного изложения предлагаемых философских учений; работа с библиографией по данной проблематике и со специализированной литературой.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Программа курса Тема 1 Немецкая классическая философия: ее источники, развитие и главные проблемы. Введение в проблематику «трансцендентального исследования» И. Канта.
Специфика и уникальность данной философской формации. Хронологические рамки, персоналии. Философская проблематика субъекта и объекта как критерий образования понятия «Немецкая классическая философия». Исследование природы философского знания как одна из центральных проблем философии данного периода. «Докритический» этап философии И. Канта. Космология Канта: силы, развитие материи. Кант о способности внутреннего чувства у человека. «Критический» этап философии Канта: условия научности метафизики, постановка Юмом проблемы априорной мыслимости, различие между синтетическими и аналитическими суждениями; постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, замысел «Критики чистого разума», сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Б.А. Фохт о проблематике «критического» этапа Канта. Вопрос о «значении философии для науки». Содержание понятий «априорный», «трансцендентальный», «синтетический».
Тема 2 И. Кант. «Критика чистого разума».
Структура книги «Критика чистого разума». Форма и содержание акта созерцания. Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Суждение как результат подведения созерцания под соответствующее понятие. Таблица суждений. Логическая форма суждения. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Дедукция категорий: наличный и возможный опыт. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения, привнесение характеристик предметности в многообразие созерцаний. Опыт, разум, природа. Различие «феноменов» и «ноуменов». Схемы временности и время как форма внутреннего восприятия. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Анализ попыток опредмечивания идей, их выражения в наличном опыте. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Кант о доказательстве бытия Бога. Природа философского знания, история философии.
Тема 3 И. Кант. «Критика практического разума». Негативный характер идей в «Критике чистого разума», «учение о методе» как переход к «Критике практического разума». Кант о разных видах «каузальности»: различие «причинности» «теоретической» и «практической» (А. Хинске). Понятие «практической» способности разума. Значимость «идей» в «практическом» разуме, свобода разума. Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Формулы «нравственного закона». Различие «моральных» и «легальных» поступков, «гетерономная» и «автономная» мораль, ценность самозаконности разума. «Благо» в «практическом» разуме. Учение о «методе практического разума»: разумный закон, моральный интерес, учение о методах воспитания, переход к понятию «цели». Тема 4 И. Кант. «Критика способности суждения».
«Критика способности суждения» как соединение двух предыдущих «критик». Суждения с понятием «цели». Третий априорный принцип. Эстетическая способность суждения. Аналитика понятий «прекрасное» и «возвышенное». Два вида «возвышенного». Подлинная эстетическая оценка, художественное творчество, гений. Диалектика эстетических понятий. Телеологическая способность суждения. Логическое применение понятия «цель». Органические и неорганические системы. Дискурсивное мышление, телеологическое мышление. Целесообразность и нравственный образ жизни.
Тема 5 Философия И.Г. Фихте.
Творческая эволюция И.Г. Фихте: «первое» и «второе» «наукоучение». Цели и задачи «наукоучения». «Первое» наукоучение»: самоопределяющееся «Я» (чистое сознание) как начало учения. Три «безусловных основоположения» «наукоучения». «Основоположение тождества»: акт самосознания, действие «Я». «Основоположение различия»: саморазличение «Я» от «Не Я». «Основоположение ограничения»: две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». Учение о созерцании. Влияние философии Канта на «наукоучение», теоретическая и практическая части «наукоучения», интерпретация «вещи в себе». Две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». «Второе» «наукоучение»: «Я» «абсолютное» как абсолютное бытие. Догматизм, идеализм, реализм. Фихте о соотношении духа и тела. «Ранний» Фихте о религии: христианство и философия. Откровение в пределах нравственного закона. «Поздний» Фихте о религии: Бог как абсолютное бытие.
Тема 6 Философия Ф.В.И. Шеллинга.
Творческая эволюция Ф.В.И. Шеллинга: натурфилософия, философия абсолютного тождества, философия откровения. Романтизм философии Шеллинга. Материя как совокупность атрибутов Абсолюта, как единство конечного и бесконечного. Единство как реальность Абсолюта. Природа как развивающееся целое. Задачи и принцип «трансцендентальной» философии. Абсолютное тождество «субъекта» и «объекта». Знание и бытие. Сознание и самосознание. Философия истории: свобода и необходимость, правовые отношения, периоды истории. Художественная интуиция как основа философии. Искусство как «документ» и «орган» философии. Гениальность как двустороннее сочетание «субъекта» и «объекта». Философия откровения. Свобода и судьба. Мифология. Саморазличение Абсолюта.
Тема 7 Введение в философскую систему Г.В.Ф. Гегеля. «Феноменология духа». «Лекции по истории философии».
Этапы творчества Г.В.Ф. Гегеля. Онтологизм, реализм и креационизм как главные черты его философии. Действительное содержание философского понятия «диалектика» Гегеля. Некоторые интерпретации философского понятия «диалектика». (А. Тренделенбург, И.А. Ильин, А. Кожев). «Феноменология духа» как введение в систему «зрелого» Гегеля. Структура книги «Феноменология духа». Гегель и романтизм: принципиальное расхождение в понимании природы философии, в понимании процесса постижения Абсолюта. Жизнь сознания, ступени его восхождения. Саморазвитие Истины или Абсолюта. Саморазвитие Истины как саморефлексия. «Лекции по истории философии»: история философии как история самопостижения истины. Отношение Гегеля к Платону. Тождество философии и истории философии, предмет философии. Восхождение от абстрактного к конкретному как закон логического и исторического развития философии.
Тема 8 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 1. «Наука логики».
«Энциклопедия философских наук»: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического как три момента реального, как выражение природы Абсолюта. Неискаженное представление о «диалектическом» моменте. «Спекулятивное». Учение о бытии: «нечто» и «ничто» как первые абстракции, скачкообразное становление бытия как результат взаимоопределения первых абстракций: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия как самосвечение понятия, рефлексия как отличительный момент учения о сущности от учения о понятии. Тождество и различие как рефлектированные моменты отношения сущности с самой собой. Тождество и различие как внутренняя сторона «нечто» и «ничто». Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея.
Тема 9 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 2. «Философия природы».
«Философия природы»: «природа» - инобытие идеи. Идеальная сущность природы: природа как процесс становления Духа, аналогия внутренней логики развития «философии природы» с «наукой логики». Механика: механическое собрание «элементов». Предметы, пространство и время, материя, сила и ее центр, система тел. Абстракция. Физика: природная индивидуальность. Свет, небесные тела и стихии, метеорологический процесс. Магнетизм, электричество, химический процесс. Индивидуализация предметов природы. Органика: живая индивидуальность. Геологическая порода, растительный организм и животный организм как высшая ступень инобытия Идеи. Стремление индивида к всеобщему, переход к «философии духа».
Тема 10 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 3. «Философия духа».
Место «Философии духа» в «Энциклопедии философских наук». Процесс самопознания духа. Критика «пневматологии» и психологии эмпирической. «Дух» как «удвоенная реальность» (А. Кожев). Три стадии самопознания Духа. О связи «Логики» и «Философии духа» (А. Кожев, Р.Дж. Коллингвуд). Учение о «субъективном духе»: антропология Гегеля, новое появление «Феноменологии духа», спекулятивная психология. Учение об «объективном духе»: «действительно осуществленное» как «инобытие» духа. Государство, «абсолютное право», «всемирная история». Религиозность и нравственность. Учение об «абсолютном духе»: искусство, религия и философия - формы самопознания духа. Красота как «чувственная форма истины» (А. Гулыга). Формы искусства, исчерпание искусства. Религия. Содержание и форма христианства. Отличие философии от других форм. Философия как высшая форма самопознания духа. Понятие «тотальность». Философия Гегеля как описание реальности и как момент становления реальности. Последователи и критики философии Гегеля.
Тема 11 Атеистический иррационализм А. Шопенгауэра.
Творческая эволюция Шопенгауэра. Влияние философии Канта на учение Шопенгауэра о представлении, интерпретация «вещи в себе». Отношение Шопенгауэра к философии Гегеля. Шопенгауэр об объекте и субъекте. Мир как представление и мир как воля. Учение Шопенгауэра о воле. Мировая воля и воля индивидуальная. Тело как явление воли. «Первенство воли» (К. Фишер). Воля и интеллект. Иерархия ступеней объективации воли. «Идеи». Постижение идей (искусство, философия). Связь морального учения Шопенгауэра с его метафизическими взглядами. Жизнь как страдание. «Мотив» и «характер», врожденные типы характера. Действительная природа моральности, моральный поступок.
Тема 12 Философия реализма Б. Больцано.
Цель и задачи «Наукоучения» Больцано. Различие психического и логического, критика психологизма. Доказательство существования истин самих по себе, объективных и общезначимых. Структура «Наукоучения». Содержание учений «об элементах», «о познании», «эвристики», «наукоучения». Задачи науки. Природа логики. Идеальные сущности: «предложения в себе», «представления в себе», «истины в себе». Действительное содержание высказывания, «мыслимое предложение». Пять характеристик «предложения в себе». Части «предложения в себе». Различие субъективных представлений и «представлений в себе». Внутренние свойства представлений. Внешние свойства представлений. Связь с «истинами в себе». «Истина в себе» как «идеальный коррелят действительности» (Б.И. Федоров). Иерархия «истин» и их отношения. Человеческое познание. «Парадоксы бесконечного»: понятие актуальной бесконечности. Биекция. Планы лекций
Лекция 1 Немецкая классическая философия: ее источники, развитие и главные проблемы. Введение в проблематику «трансцендентального исследования» И. Канта. 1 Общая характеристика немецкой классической философии: хронология, персоналии, главные проблемы. 2 Характеристика докритического периода философии И. Канта. 3 И. Кант. «Пролегомены»: о различии чистых ноуменов и явлений. 4 И. Кант. «Пролегомены»: о природе и цели трансцендентального учения.
Лекция 2 И. Кант. «Критика чистого разума». 1 Главные проблемы, структура и замысел «Критики чистого разума» И. Канта. 2 «Трансцендентальное учение о началах»: «Трансцендентальная эстетика». 3 «Трансцендентальное учение о началах»: идея «трансцендентальной логики».
Лекция 3 И. Кант. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная логика». «Трансцендентальная аналитика»: учение о типах суждений и о категориях. 2 «Трансцендентальная логика». «Трансцендентальная аналитика»: «единство апперцепций». 3 «Трансцендентальная логика». «Трансцендентальная аналитика»: учение о «схематизме чистого рассудка».
Лекция 4 И. Кант. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная логика». «Трансцендентальная диалектика»: учение о «разуме» и «трансцендентальных идеях». 2 «Трансцендентальная логика». «Трансцендентальная диалектика». Критика рациональной теологии, психологии и космологии. 3 «Трансцендентальное учение о методе».
Лекция 5 И. Кант. «Критика практического разума». 1 «Учение чистого практического разума о началах». Главные проблемы раздела «Аналитика чистого практического разума». 2 «Учение чистого практического разума о началах». Главные проблемы раздела «Диалектика чистого практического разума». 3 «Учение о методе чистого практического разума».
Лекция 6 И. Кант. «Критика способности суждения». 1 Структура и основные идеи книги. 2 Целостность критического периода И. Канта. Единство трех «критик».
Лекция 7 Философия И.Г. Фихте. 1 «Наукоучение» И.Г. Фихте и «критическая философия» Канта. Проблема «вещи в себе». 2 «Безусловные основоположения» «Наукоучения» Фихте. 3 Соотношение теоретической и практической концепций наукоучения И.Г.Фихте
Лекция 8 Философия И.Г. Фихте. 1 «Дух» и «тело» в «наукоучении» Фихте. 2 Принцип «Я»: отличие первого «наукоучения» от второго. 3 Фихте о религии.
Лекция 9 ФилософияФ.В.И. Шеллинга. 1 Проблема тождества «субъекта» и «объекта» в ранних работах Ф.В.И. Шеллинга. 2 «Система трансцендентального идеализма». Тождество бытия и мышления.
Лекция 10 ФилософияФ.В.И. Шеллинга. 1 Учение Шеллинга об искусстве. 2 Философия религии Шеллинга.
Лекция 11 Философия Г.В.Ф. Гегеля. Вводная лекция. 1 Творческая эволюция Г.В.Ф. Гегеля. 2 Общая характеристика мировоззрения Г.В.Ф. Гегеля. Основные концептуальные моменты философии Г.В.Ф. Гегеля. 3 Различие действительного содержания философии Г.В.Ф. Гегеля и некоторых традиционных интерпретаций. 4 История философии Г.В.Ф. Гегеля.
Лекция 12 Г.В.Ф. Гегель. «Наука логики». 1 Вторая форма философского учения Г.В.Ф. Гегеля: нюрнбергский период (1808-1816). Структура «Науки логики» Г.В.Ф. Гегеля. 2 Главные идеи «Науки логики» Г.В.Ф. Гегеля. 3 «Наука логики» как базисная философская дисциплина и первый элемент триады целого учения Гегеля.
Лекция 13 Г.В.Ф. Гегель. «Наука логики». 1 Учение о «бытии». 2 Учение о «сущности». 3 Учение о «понятии».
Лекция 14 Г.В.Ф. Гегель: «Философия природы». Структура и главные идеи.
Лекция 15 «Философия духа» Г.В.Ф. Гегеля. 1 Учение о субъективном духе. 2 Учение об объективном духе.
Лекция 16 «Философия духа» Г.В.Ф. Гегеля.Учение об абсолютном духе. 1 Место «Философии духа» и «учения об абсолютном духе» в «Энциклопедии философских наук». 2 Учение об абсолютном духе. Стадии самопознания духа: искусство, религия, философия. 3 Главные концепты философии Гегеля, их оценка в истории западной философии.
Лекция 17 А. Шопенгауэр: атеистический иррационализм. 1 «Трансцендентальная эстетика» Канта и учение Шопенгауэра о представлении. 2 Отношение Шопенгауэра к гегелевскому учению о разуме. Учение Шопенгауэра о воле. 3 Идеи как ступени объективации воли. Искусство и философия как формы постижения идей. 4 Этическое учение Шопенгауэра: характер, «воля», моральность. Лекция 18 Философия реализма Б.Больцано. 1 Задачи и основания «Наукоучения». 2 Различение «психического» и «логического».
Планы семинарских занятий
Тема 2 Занятие 1 Философия Канта. «Критика чистого разума». 1 Кант о задачах «Критики чистого разума». 2 Аналитические и синтетические, априорные и апостериорные суждения. 3 Основные проблемы раздела «трансцендентальная эстетика». Учение Канта о пространстве и времени, вещах в себе и явлениях. Рефераты: 1 Докритический этап философии И. Канта 2 И. Кант. «Пролегомены»: о различии чистых ноуменов и явлений. 3 И. Кант. «Пролегомены»: о природе и цели трансцендентального учения. 4 Учение Канта о чувственном познании: задачи и главные выводы. 5 Аргументы Канта в пользу пространства и времени как априорных форм. 6 «Приоритет времени над пространством» (П. Гайденко). Основная литература: 1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 32-69); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996. 4 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 7 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. 8 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. 9 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 10 Гулыга А.В. Кант. – М., 2005 (1977, 1981). 11 Бородай Ю. «Воображение и теория познания». Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. 12 Катасонов В.Н. К вопросу о бесконечности в философии Канта. // Историко-философский ежегодник, 2001. – М., 2003. (стр. 64-68). 13 Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. // Вопросы философии, № 9, 2003.
Тема 2 Занятие 2 Философия Канта. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная логика». Идея «трансцендентальной логики». Деление «трансцендентальной логики» на «трансцендентальную аналитику» и «трансцендентальную диалектику». 2 «Трансцендентальная аналитика». Учение о категориях, о способе их открытия и дедукции. Рефераты: 1 «Аналитика понятий»: цель и ее результат. 2 Необходимость «дедукции чистых рассудочных понятий». Основная литература: 1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 70-119); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996. 4 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 7 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. 8 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. 9 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 10 Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. 11 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.58-80).
Тема 2 Занятие 3 Философия Канта. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная аналитика». Учение Канта о схематизме рассудка. 2 «Трансцендентальная аналитика». Об основоположениях рассудка. Рефераты: 1 И. Кант о познавательных способностях человека. 2 И. Кант о возможности опыта. 3 Учение Канта о категориях: понятие «чистого синтеза». 4 «Трансцендентальная способность суждения»: условия и правила. 5 Критика идеализма. 6 «Феномены» и «ноумены». Основная литература: 1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 120-136, 182-196); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996. 4 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 7 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. 8 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. 9 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 10 Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. 11 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.80-85).
Тема 2 Занятие 4 Философия Канта. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная диалектика». Кант об идеях разума и о диалектике как об объективной логике иллюзий. 2 «Трансцендентальная диалектика». Критика рациональной психологии. Основная литература: 1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр.215-220, 224-225, 229-247, 251-252) (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996. 4 Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 7 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. 8 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. 9 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 10 Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. 11 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.85-91).
Тема 2 Занятие 5 Философия Канта. «Критика чистого разума». 1 «Трансцендентальная диалектика». Критика рациональной космологии и антиномичность разума. 2 «Идеал чистого разума»: критика рациональной теологии. Рефераты: 1 Кант о природе философии. 2 «Канон чистого разума» как переход к разуму «практическому». Основная литература: 1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 257-259, 262-275, 278-281, 284-287, 342-344) (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996. 4 Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 7 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. 8 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. 9 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 10 Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. 11 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.91-96). 12 Катасонов В.Н. К вопросу о бесконечности в философии Канта. // Историко-философский ежегодник, 2001. – М., 2003. (стр. 71-74). Тема 5 Занятие 6 И.Г. Фихте. «Первое введение в наукоучение». 1 Фихте о догматизме и идеализме. 2 Фихте о реализме. Рефераты: 1 Объект догматизма. 2 Объект трансцендентального идеализма. 3 И. Фихте об основании различия философских систем. Основная литература: 1 И.Г. Фихте. Первое введение в наукоучение. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т. 1. – СПб., 1993. (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. 3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 4 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Тема 5 Занятие 7 Учение И.Г. Фихте о «созерцании». 1 Содержание «действительного знания» «наукоучения». 2 Сфера «созерцания» и «чистое мышление». Рефераты: 1 Проблема «души» и «тела» в «Наукоучении» Фихте. 2 «Я»: обращение мышления на себя («Опыт нового изложения наукоучения») 3 «Я» и положенные в «Я» факты. 4 «Единство чистого Духа» как начало и цель философии («О достоинстве человека»). Основная литература: 1 И.Г. Фихте. Наукоучение в его общих чертах. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т. 2. – СПб., 1993. (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). Дополнительная литература: 2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. 3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 4 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 Ойзерман Т.И. «Наукоучение» Фихте – волюнтаристическая метафизика свободы и … ее отрицание. // Вопросы философии, № 8, 1998. 7 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.133-143). 8 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997. (стр. 210-221). Тема 6 Занятие 8 Философия Ф.В.И. Шеллинга. «Система трансцендентального идеализма». 1 Ф.В.И. Шеллинг о задачах, структуре и методе философии. 2 Учение Ф.В.И. Шеллинга о сознании и самосознании. 3 Учение Ф.В.И. Шеллинга об искусстве как документе и органе философии. Рефераты: 1 Идея тождества и философия природы Шеллинга. 2 Умозрение и интеллектуальная интуиция. Основная литература: 1 Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. // Ф.В.И. Шеллинг. Сочинения в двух томах. Том 1. - М., 1987. (стр.232-254, 273-283, 472-489). (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971). 2 Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. (стр. 31-47). Дополнительная литература: 3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 2003 (1989). 4 История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. - М., 1998. (Гл. 7). 5 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. (Гл. 2). 6 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.143-149). 7 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 8 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. (Гл.6). 9 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. (пар. 66). 10 Огнев А.И. «Система трансцендентального идеализма» Шеллинга. // Шеллинг. Pro et Contra. – СПб., 2001.
Тема 6 Занятие 9 Ф.В.И. Шеллинг. «Философия откровения». 1 Ф.В.И. Шеллинг о философии откровения. 2 Первые философские понятия философии откровения. Рефераты: 1 Значение «философии откровения». 2 Ф. Шеллинг о мифологии. 3 Ф. Шеллинг о религии. Основная литература: 1 Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. (лекция 9, 10). Дополнительная литература: 2 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 2003 (1989). 3 История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. - М., 1998. 4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. (Гл. 2). 5 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. (Гл.7). 6 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 7 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. (стр. 387-392). 8 Пестов А.Л. Философия откровения и откровения философии Ф.В.Й. Шеллинга. // Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. 9 Михневич И.Г. Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемой в связи с системами других германских философов. // Шеллинг. Pro et Contra. – СПб., 2001. (стр. 265-269).
Тема 7 Занятие 10-11 «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля. 1 «Феноменология духа»: природа философии и ее предмет. Предмет и задачи философии в малой «Науке логики». 2 «Феноменология духа»: главные принципы и понятия - «чувственная достоверность», «восприятие», «рассудок», возвышение «сознания» до «самосознания». 3 «Феноменология духа»: главные принципы учения об «абсолютном субъекте». Рефераты: 1 Понятийная форма «стихии истинного». 2 «Господство» и «рабство» как моменты «самосознания». 3 «Стоицизм», «скептицизм» и «несчастное сознание» как моменты «свободного» «самосознания». 4 «Религия» в «Феноменологии духа» и «Религия» в учении об «Абсолютном духе» Гегеля. Основная литература: 1 Г.В.Ф. Гегель. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 1999. (стр.1-92 (обязательный минимум), (есть издание СПб., 1992). 2 Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 1. Наука логики. – М., 1974. (стр. 84-104). Дополнительная литература: 3 Сергеев К.А., Слинин Я.А. «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания. // Г.В.Ф. Гегель. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 1999. (стр. XXX-XLIV). 4 Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994. (стр.63-66) 5 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. 6 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. 7 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989). 8 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. 9 История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998. 10 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. 11 Прист С. Теории сознания. – М., 2000. (стр.120-130). 12 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.150-170). 13 Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998. 14 Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. – М., 1991. (ч.5). 15 Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля. // Вопросы философии, № 4, 2005.
Тема 8 Занятие 12-13 Г.В.Ф. Гегель: «Энциклопедия философских наук». Т 1. Наука логики. «Предварительное понятие». 1 Гегель о предмете и задачах логики. 2 Три «отношения мысли к объективности». 3 Три «момента логического». Рефераты: 1 Учение Гег
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|