Темы курсовых и дипломных работ
1 И. Кант. Сущность трансцендентального анализа. Сопоставление понятия «трансцендентальный субъект» с другими представлениями о познающем субъекте. 2 Г.В.Ф. Гегель о природе философии и ее предмете. 3 История философии Г.В.Ф. Гегеля. 4 Различие действительного содержания философии Г.В.Ф. Гегеля и некоторых традиционных интерпретаций. 5 Б. Больцано: критика субъективизма. 6 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля: критики и последователи. 7 Учение Канта о «благе».
Общий список литературы к курсу Тексты первоисточники: 1 Антология мировой философии/Под ред. И.С. Нарского: В 4 т. – М.: Мысль, 1971. - Т. 3: Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. – 760с. 2 Больцано Б. Учение о науке. – СПб., 2003. – 518с.- ISBN 5-02-026846-1. 3 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. - СПб.: Наука, 1994. – Кн. 1. - 349c. – ISBN 5-02-028234-0. 4 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн.– СПб.: Наука, 1994. – Кн. 2. - 423c. – ISBN 5-02-028172-7. 5 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн.– СПб.: Наука, 1994. – Кн. 3. - 582c. – ISBN 5-02-028173-5. 6 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1970. – Т. 1. – 501c. 7 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 2. – 248c. 8 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3. – 371c. 9 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т.– М.: Мысль, 1972. – Т. 1. - 668c. 10 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т.– М.: Мысль, 1973. – Т. 2. - 630c. 11 Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 1999. – 443c. – ISBN 5-02-028235-9. 12 Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. – 526c. – ISBN 5-244-00384-4. 13 Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – 532с. 14 Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – М.: Мысль, 1977. – Т. 2. – 573с. 15 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М.: Мысль, 1974. - Т. 1: Наука логики. – 452c.
16 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М.: Мысль, 1975. – Т. 2: Философия природы.– 695c. 17 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М.: Мысль, 1977. – Т. 3: Философия духа.– 471c. 18 Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994. – 367с. – ISBN 5-210-02324-9. 19 Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. – 592c. – ISBN 5-244-00737-8. 20 Кант И. Лекции по этике. – М., 2000. – 431c. – ISBN 5-250-01790-8. 21 Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в смысле науки; Религия в пределах только разума; Логика: пособие к лекциям. – СПб., 1996. – 552с. – ISBN 5-02-028278-2. 22 Фихте И.Г. Наукоучение 1801 года. - М., 2000. – 186c. – ISBN 5-01-004662-8. 23 Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. – СПб.: Мифрил, 1993. – Т. 1. – 687с. – ISBN 5-86457-003-6. 24 Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. – СПб.: Мифрил, 1993. – Т. 2. – 798с. – ISBN 5-86457-004-4. 25 Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1987. – Т. 1. – 639с. 26 Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1989. – Т. 2. – 638с. – ISBN 5-244-00357-7. 27 Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М.: Мысль, 1966. – 496с. 28 Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. – 699с. – ISBN 5-02-026777-5. 29 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991. – 288c. – ISBN 5-288-00966-X. 30 Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. – 478c. – ISBN 5-09-004165-2. 31 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т II. – М., 1993. – 671с. – ISBN 5-02-008194-9. 32 Шопенгауэр А. О четверояком корне…Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. – М., 1993. – 672с. – ISBN 5-02-008071-3. 33 Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. – 448c. – ISBN 5-250-01826-7.
Дополнительная литература: 1 Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973. – 534с. 2 Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. – М., 1969. – 448с. 3 Бородай Ю. «Воображение и теория познания». Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966. – 152с. 4 Быкова М.Ф. Новые материалы по философии духа Гегеля//Вопросы философии. – 1996. - № 9. – С.120-128. 5 Васильев В.В. Кант, Юм и проблемы дедукции категорий//Вопросы философии. – 1995. - № 4. – С.107-115.
6 Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. – М.: Терра - книжный клуб, 2000. - Т. 2: От Канта до Ницше. – 511c.- ISBN 5-273-00149-8. 7 Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. – 1977. - Вып. 2. – 168с. 8 Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. – 1978. - Вып. 3. –160с. 9 Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева//Вопросы философии. – 1998. - №4. - С.75-93. 10 Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000. – 455с. – ISBN 5-204-00155-7. 11 Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе//Вопросы философии. – 2003. - №9. – С.134-150. 12 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997. – 495c.- ISBN 5-250-02645-1. 13 Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. – М., 2003. – 414c. – ISBN 5-9524-0676-9. 14 Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994. – 256c. - ISBN 5-87883-007-8. 15 Гулыга А.В. Кант. – М., 2005. – 280c. – ISBN 5-235-02760-4. 16 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. – 414c.- ISBN 5-7836-0447-X. 17 Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1994. – 314c. – ISBN 5-87883-010-8. 18 Гулыга А.В., Андреева И.С. Шопенгауэр. – М., 2003. – 367c. – ISBN 5-235-02551-2. 19 Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях // Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Делез Ж. – М., 2001. – 478c. – ISBN 5-9292-0036-X. – С. 145-225. 20 Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М., 2002. – 222c. – ISBN 5-201-02084-4. 21 Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. – 248с. 22 Долгов К.М. Иммануил Кант: критика вкуса и эстетическая критериология//Вопросы философии. – 2005. - №8. –С.42-52. 23 Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001. – 784c. – ISBN 5-06-004104-2. 24 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб., 1994. – 542c. – ISBN 5-02-028175-1. 25 Историко-философский ежегодник `87/Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: Наука, 1987. – 344c. – ISBN 5-02-008013-6. 26 Историко-философский ежегодник `2001/Под ред. Н.В. Мотрошиловой, О.В. Голова, М.А. Солоповой. – М.: Наука, 2003. – 371c. – ISBN 5-02-013239-X. 27 История современной зарубежной философии: компаративистский подход/Под ред. М.Я. Корнеева. – СПб.: Лань, 1997. – 478c. – ISBN 5-86617-052-3.
28 История философии.-2001.-№8. – 186с. – ISBN 5-201-02073-9. 29 История философии. Запад-Россия-Восток/Под ред. Н.В. Мотрошиловой: В 4 кн. – 2.-е изд. – М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – Кн.2: Философия XV-XIX вв. - 557c. – ISBN 5-87245-035-4. 30 Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. – М., 1980. – 326с. 31 Кантовский сборник. – 1983. - Вып. 8. – 144c. 32 Кантовский сборник. – 1984. - Вып. 9. – 135c. 33 Кантовский сборник. – 1985. - Вып. 10. – 132c. 34 Кантовский сборник. – 1986. - Вып. 11. – 150c. 35 Кантовский сборник. – 1987. - Вып. 12. – 128c. 36 Кантовский сборник. – 1988. - Вып. 13. – 176c. 37 Кантовский сборник. – 1989. - Вып. 14. – 159c. 38 Кантовский сборник. – 1990. - Вып. 15. – 167c. 39 Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003. – 732c. – ISBN 5-699-01775-5. 40 Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998. – 207c. – ISBN 5-89-493-015-4. 41 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. – 542c. – ISBN 5-250-01875-0. 42 Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля//Вопросы философии. - 2005. - №4. -C.158-166. 43 Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология//Вопросы философии – 1993. - №5. –C.161-172. 44 Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991. – 496c. – ISBN 5-250-01295-7. 45 Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта//Вопросы философии. – 1998. - №10. – C.126-130. 46 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003. – 438c. – ISBN 5-06-004223-5. 47 Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант – Гегель – Вл. Соловьев. – М., 1996. – 306с. – ISBN 5-201-01906-4. 48 Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. – М., 1991. – 160с. – ISBN 5-02-008104-3. 49 Лекторский В.А. Кант, радикальный коструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии//Вопросы философии. – 2005. - №8. – C.11-21. 50 Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб., 2002. – 671c. – ISBN 5-93615-015-1. 51 Лобковиц Н. Десять кратких замечаний относительно метафизичсекого понятия Бога (Аристотель-Аквинат-Гегель)//Вопросы философии. – 2005. - №6. – C.147-161. 52 Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987. – 316c.
53 Михайлов Ф.Т. Kant versus Modern Psychology//Вопросы философии. – 2005. - №8. – C.22-41. 54 Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX в. – М., 1976. – 584с. 55 Овсянников М.Ф. Гегель. – М., 1971. – 223c. 56 Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. – М., 1959. – 306с. 57 Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма Канта: метафизика свободы//Вопросы философии. – 1996. - №6. - C.66-77. 58 Ойзерман Т.И. «Наукоучение» Фихте – волюнтаристическая метафизика свободы и … ее отрицание//Вопросы философии. – 1998. - №8. – C.120-133. 59 Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение//Вопросы философии. – 1997. - №3. – C.103-114. 60 Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. – М., 2002. – 384с.- ISBN 5-8630-0327-0. 61 Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004. – 638c. – ISBN 5-9577-0652-3. 62 Прист С. Теории сознания. – М., 2000. – 285c. – ISBN 5-7333-0022-1. 63 Пушкин В.Г. Философия Гегеля. Абсолютное в человеке. – СПб., 2000. – 448c. – ISBN 5-8114-0306-2. 64 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. – Н.: Издательство новосибирского университета, 1994. - Кн. 3: Философия нового времени. – 393с. – ISBN 5-7615-0240-2. 65 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1996. - Кн. 3: Новое время (От Леонардо до Канта). – 713с. – ISBN 88-350-7272-7. 66 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1997. – Кн. 4: От романтизма до наших дней. – 849с. – ISBN 88-350-7272-7. 67 Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В.Й. Шеллинга (к шеллинговской постановке проблемы творения)//Вопросы философии. – 1996. - №1. – C.110-123. 68 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. – 799c. – ISBN 5-691-00393-3. 69 Соколов В.В. Историческое введение в философию. – М., 2004. – 911c. – ISBN 5-8291-0400-8. 70 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001. – 208c. – ISBN 5-93165-051-2. 71 Струве Г. Введение в философию. – Р., 2002. – 410c. – ISBN 5-87442-273-0. 72 Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. – 444c. – ISBN 5-232-00228-7. 73 Тормасов Б.А. Философы и философия. Жизнь, судьба, учение. – 541с. – ISBN 5-86095-111-6. 74 Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998. – 174c. – ISBN 5-222-00090-0. 75 Ушаков Е.В. Трансформация платонизма в этическом учении Канта//AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. – 2003. - Вып. 4. – С. 306-309. 76 Федоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. – Л., 1980. – 159с. 77 Философия и история философии. Актуальные проблемы. К 90-летию Т.И. Ойзермана/Под ред. Ю.В. Божко. – М.: Канон +, 2004. – 575с. – ISBN 5-88373-169-4. 78 Философия и методология науки/Под ред. А.В. Белова. – Р.: ЦВВР, 2004. - Вып. 1: Философия. Пособие для аспирантов. – 107с. – ISBN 5-94153-071-4. 79 Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб., 1999. – 603с. – ISBN 5-8114-0142-6.
80 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1910. – Т. 4: Иммануил Кант и его учение. Ч. 1. Возникновение и основа критической философии. – 634с. 81 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1906. – Т. 5: Иммануил Кант и его учение. Ч.2. – 656с. 82 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1909. - Т 6: Фихте, его жизнь и учение. – 633с. 83 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1905. - Т 7: Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. – 893с. 84 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1902. - Т 8: Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом 1: Жизнь и сочинения, учение: феноменология духа, логика, философия природы, философия духа. – 760с. 85 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1903. - Т 8: Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом 2: Учение: философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Характеристика и критика философии Гегеля. – 463с. 86 Фохт Б.А. Избранное. – М., 2003. – 455с. – ISBN 5-89826-153-2. 87 Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести//Вопросы философии. – 2005. - №2. – С.144-157. 88 Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты//Вопросы философии. – 1988. - №2. – С.142-150. 89 Шеллинг. Pro et Contra. Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология/Под ред. Д.К. Бурлаки. – СПб.: РХГИ, 2001. – 685с. – ISBN 5-88812-086-3. 90 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. – 415c. – ISBN 985-6479-27-4. 91 Яковенко Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. – СПб., 2004. – 455с. – ISBN 5-02-026859-3.
Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)
1 Философия И. Канта. «Докритический» этап философии И. Канта. Космология Канта: силы, развитие материи. Кант о способности внутреннего чувства у человека. «Критический» этап философии Канта: условия научности метафизики, постановка Юмом проблемы априорной мыслимости, различие между синтетическими и аналитическими суждениями; постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, замысел «Критики чистого разума», сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Структура книги «Критика чистого разума». Форма и содержание акта созерцания. Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Суждение как результат подведения созерцания под соответствующее понятие. Таблица суждений. Логическая форма суждения. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Дедукция категорий: наличный и возможный опыт. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения, внос характеристик предметности в многообразие созерцаний. Схемы временности и время как форма внутреннего восприятия. Природа заблуждений и их источник. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Анализ попыток опредмечивания идей, их выражения в наличном опыте. Кант о доказательстве бытия Бога. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Природа философского знания, история философии. Негативный характер идей в «Критике чистого разума», «учение о методе» как переход к «Критике практического разума». Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Различие «моральных» и «легальных» поступков, «гетерономная» и «автономная» мораль, ценность самозаконности разума. Учение от методах воспитания, переход к понятию «цели». Третий априорный принцип. Эстетическая и телеологическая способности суждения.
2 Философия Г.В.Х. Гегеля. «Феноменология духа»: Гегель и романтизм, принципиальное расхождение в понимании философии, в постижении Абсолюта. Жизнь сознания, ступени его восхождения. Саморазвитие Истины или Абсолюта. Саморазвитие Истины как саморефлексия. «Лекции по истории философии»: история философии как история самопостижения истины. Тождество философии и истории философии, предмет философии. Онтологизм, реализм и креационизм философии Гегеля. «Энциклопедия философских наук»: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического как три момента реального, как выражение природы Абсолюта. Неискаженное представление о «диалектическом» моменте. Учение о бытии: «нечто» и «ничто» как первые абстракции, скачкообразное становление бытия как результат взаимоопределения первых абстракций: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия как самосвечение понятия, рефлексия как отличительный момент учения сущности от учения о понятии. Тождество и различие как рефлектированные моменты отношения сущности с самой собой. Тождество и различие как внутренняя сторона «нечто» и «ничто». Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея. «Философия природы»: «природа» - инобытие идеи. Абстракция, индивидуальность, жизнь. Стремление индивида к всеобщему. «Философия духа»: антропология Гегеля, всемирная история, искусство, религия и философия - формы самопознания Духа. Отличие философии от других форм. Философия как высшая форма самопознания Духа. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Глоссарий
Абсолютное основоположение всего знания – «Я первоначально полагает безусловно свое собственное бытие» (И.Г.Фихте. «Основа общего наукоучения»). Абсолютное право – «Освобождение духа, в котором он стремится прийити к самому себе и осуществить свою истину» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т.3»). Априорные знания – знания, «безусловно независимые от всякого опыта» (И.Кант. «Критика чистого разума»). Время и пространство - «Чистые формы восприятия» (И.Кант. «Критика чистого разума»); «совершенно абстрактная внеположность» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т. 2»). Государство – «есть его внутренняя форма, к самому себе относящееся развитие, - внутреннее государственное право, или конституция; оно есть отдельный индивидуум в его отношении к другим отдельным индивидуумам – внешнее государственное право; оно есть момент развития всеобщей идеи духа в его действительности – во всемирной истории» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т. 3»). Диалектическое – «вторая форма логического», «снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т.1»). Дух знающий самого себя – «Дух, постигающий свое понятие, освобождающийся от формы своей самости» (Г.Гегель. «Феноменология духа»). Жизнь – «есть А. как образ всеобщая картина жизни, геологический организм; В. как особенная, формальная субъективность животный организм; С. как единичная конкретная субъективность животный организм» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т.2»). Логика – «Наука о чистой идее, то есть об идее в абстрактной стихии мышления» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Т.1»); «наукоучение, то есть указание того, как общую область истин следует целесообразным образом разделять на отдельные науки» (Б.Больцано. «Наукоучение»). Мотив чистого практического разума; объект как мотив – «моральный закон» (И.Кант. «Критика практического разума»); «воспринятый и познанный объект» (А. Шопенгауэр. «О свободе воли»). Органический продукт природы – «Продукт, в котором все есть взаимно цель и средство» (И.Кант. «Критика способности суждения»). Субъект – объект самого себя – «Единство, при котором вещь равна себе» (Ф.Шеллинг. «Бруно, или о Божественном и природном начале вещей. Беседа»). Суждение – «опосредованное знание о предмете» (И.Кант. «Критика чистого разума»); «понятие в его особенности, как различающее отношение своих моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем тождественные с собой, а не с друг другом» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук. Том 1»). Тело – «непосредственный объект», «объектность воли» (А.Шопенгауэр. «Мир как воля и представление. Т.1»). Трансцендентальное знание, трансцендентальная эстетика; трансцендентальная аналитика; трансцендентальная диалектика - 1) знание, «благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (И.Кант. «Критика чистого разума»; 2) Первая часть «Трансцендентального учения о началах», в которой доказывается, «что все предметы возможного опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как представляются нами, не имеют существования сами по себе» (И.Кант. «Критика чистого разума»); 3) «Часть трансцендентальной логики, излагающая начало чистого рассудочного знания, и принципы, без которых нельзя мыслить ни один предмет» (И.Кант. «Критика чистого разума»); 4) Часть «трансцендентальной логики», учение о «разуме, выходящем за сферу возможного опыта и желающего судить о том, что окружает и ограничивает самое эту сферу» (И.Кант. «Критика чистого разума»). Философия духа – «истина, в которой дух обнаруживается как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея, объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие» (Г.Гегель. «Энциклопедия философских наук». Т.3). Характер человека – «результат разной реакции воли на один и тот же мотив в каждом человеке» (А. Шопенгауэр. «О свободе воли»). Чувственность – «способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас» (И.Кант. «Критика чистого разума»). Цель конечная – «цель, которая не нуждается ни в какой другой цели как условии своей возможности» (И.Кант. «Критика способности суждения»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|