Самостоятельная работа студентов
Тема 3 И. Кант. «Критика практического разума». Занятие 1 1 «Вневременное бытие и практический разум» (П. Гайденко) 2 Кант о вере. 3 Кант о религии. Методические указания: При изучении «Критики практического разума», вопросов, связанных с природой «практического разума», с понятиями «блага», «свободы» можно также обращаться к работе Канта «Основание метафизики нравов». Для подготовки к вопросам, посвященным отношению Канта к вере и религии, можно также обратиться к следующей работе: Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение//Вопросы философии. – 1997. - №3. Литература: 1 Кант И. Лекции по этике. – М., 2000. 2 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1906. – Т. 5: Иммануил Кант и его учение. Ч.2. 3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1996. - Кн. 3. 4 Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести//Вопросы философии. – 2005. - №2. 5 Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение//Вопросы философии. – 1997. - №3. Тема 4 И. Кант. «Критика способности суждения». Занятие 2 1 Эстетическая способность суждения. 2 Два вида «возвышенного» и его переживание.
3 Телеологическая способность суждения. Методические указания: Необходимо учитывать, что «Аналитика возвышенного», представленная в «Критике способности суждения» показывает, что «суждения вкуса о возвышенном», в отличие от «суждений вкуса о прекрасном», связаны с разумом, с «идеей свободы». Литература: 1 Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994. 2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1996. - Кн. 3. 3 Долгов К.М. Иммануил Кант: критика вкуса и эстетическая критериология//Вопросы философии. – 2005. - №8.
Тема 9 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 2. «Философия природы». Занятие 3 1 «Пространство» и «время» в «Философии природы» Гегеля. 2 Индивидуализация предметов природы. 3 «Род» и «индивидуум» как переходный момент от «Философии природы» к «Философии духа». Методические указания: «История новой философии» К. Фишера является приоритетным исследованием для подготовки к данной теме. Также необходимо понимать, что некоторые оценки философии Гегеля как заблуждения того или иного рода, представленные, например, в работах Овсянникова М.Ф., являются необходимыми атрибутами определенной философской традиции и не относятся к существу объективного историко-философского подхода. «Философия природы представляет собой постигающее в понятиях рассмотрение природы», и «имеет своим предметом то же всеобщее», о котором шла речь в первом томе «Энциклопедии». Литература: 1 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 2. 2 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1902. - Т 8: Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом 1: Жизнь и сочинения, учение: феноменология духа, логика, философия природы, философия духа. 3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003. 4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1997. – Кн. 4.
5 Овсянников М.Ф. Гегель. – М., 1971.
Тема 10 «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. Том 3. «Философия духа». Занятие 4 1 Соотношение человека и Духа в «Философии духа» Гегеля. 2 Дух как «мир объективного содержания мышления». 3 Спекулятивная философия и самопостижение Абсолюта. Методические указания: К этой теме рекомендуются также работы А. Гулыги. «Философия Духа» представляет собой описание такого момента реальности, в котором происходит «самопознание» Духа. Именно из-за того, что в данном моменте своего развития Дух познает сам себя (то есть не просто наличествует, и не просто находится в своем «инобытии», а познает себя, то есть выражается в наиболее полной форме), «Философия Духа» выступает описанием самого высокого, самого развитого момента развития реальности в системе Гегеля. Гегель старается показать, что здесь речь не идет о каком-либо виде частного самопознания, относящегося к индивиду, самопознающему свои «отдельные» способности; речь здесь также не идет о самопознании «случайных», «незначительных» видов «существования духовного»; речь идет именно о «самом духе». Литература: 1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М., 1977. – Т. 3: Философия духа. 2 Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994. 3 Фишер К. История новой философии: В 8 т. – М., 1902. - Т 8: Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом 1: Жизнь и сочинения, учение: феноменология духа, логика, философия природы, философия духа. 4 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003. 5 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1997. – Кн. 4. 6 Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология//Вопросы философии – 1993. - №5. 7 Быкова М.Ф. Новые материалы по философии духа Гегеля//Вопросы философии. – 1996. - № 9. 8 Пушкин В.Г. Философия Гегеля. Абсолютное в человеке. – СПб., 2000.
Экзаменационные вопросы
1 Немецкая классическая философия: персоналии, главные работы, круг главных проблем. 2 И. Кант: различие этапов творчества. Содержание «критического периода» его философии. Структура книги «Критика чистого разума». 3 «Критика чистого разума». О двух началах познания. Отличительные особенности чистых познавательных форм.
4 «Критика чистого разума». Учение о рассудке: суждения и категории. 5 «Критика чистого разума». Учение о рассудке: «единство апперцепции» и схематизм категорий. 6 «Критика чистого разума». Понятия чистого разума, его заблуждения и антиномичность. 7 «Критика чистого разума». Учение о «методе». 8 Основная проблематика «Критики практического разума». 9 Основная проблематика «Критики способности суждения». 10 «Наукоучение» И.Г. Фихте: его «основоположения», сущность и задачи. 11 И.Г. Фихте: «Я» как начало и принцип «Наукоучения». «Первое» и «второе» «Наукоучение». 12 Учение И.Г. Фихте о созерцании. 13 И.Г. Фихте о идеализме, реализме и догматизме. 14 И.Г. Фихте: Проблема «вещи в себе». Соотношение духа и тела. 15 Ф.В.И. Шеллинг: философия тождества. Различие этапов творчества философа. 16 «Система трансцендентального идеализма». Ф.В.И. Шеллинга. Сущность и задачи философии. 17 «Система трансцендентального идеализма». Сознание и самосознание. Тождество субъекта и объекта. 18 «Система трансцендентального идеализма». Учение об искусстве. 19 «Философия откровения» Ф.В.И. Шеллинга. 20 Творческая эволюция Г.В.Ф. Гегеля. Общая характеристика его мировоззрения. Структура и принципы системы Г.В.Ф. Гегеля. 21 «Феноменология духа». Структура, проблемы и идеи. 22 История философии Г.В.Ф. Гегеля. 23 Г.В.Ф. Гегель о природе философии и ее предмете. 24 «Энциклопедия философских наук». Том 1. Предмет и задача логики, ее структура и метод. Принцип совпадения метафизического и логического. 25 «Энциклопедия философских наук». Том 1. Три отношения мысли к объективности и три момента логического. 26 «Энциклопедия философских наук». Том 1. Движение «понятия в себе». 27 «Энциклопедия философских наук». Том 1. «Положенное понятие» 28 «Энциклопедия философских наук». Том 1. «Понятие для себя». 29 «Философия природы» Г.В.Ф. Гегеля: природа как инобытие идеи. 30 Основные проблемы и идеи «Философии духа» Г.В.Ф. Гегеля: человеческая индивидуальность и общественные формы.
31 Основные проблемы и идеи «Философии духа» Г.В.Ф. Гегеля: формы осознания свободы. 32 Б. Больцано. «Учение о науке». О «фундаменте наукоучения». 33 Б. Больцано. «Учение о науке». «Учение об элементах». 34 Учение А. Шопенгауэра о представлении. Мир как представление. 35 Учение Шопенгауэра о воле. Мир как воля. Идеи как ступени объективации воли. 36 Этические воззрения Шопенгауэра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|