Принцип вменения в мышлении первобытного человека.
Изучение первобытных обществ и специфики мышления первобытного человека показывает, что в основе истолкования природы первобытным человеком лежит тот же принцип. Скорее всего, первобытный человек еще не объяснял явления природы на основании принципа причинности. Этот принцип, основной принцип естествознания, есть – как и оно само – достижение относительно развитой цивилизации. Древний человек истолковывал все свои чувственные восприятия, руководствуясь теми же принципами, которые определяли его отношения с другими людьми, т.е. социальными нормами. Когда люди живут вместе, в их сознании возникает представление о том, что некоторое поведение правильно или хорошо, а другое неправильно или нехорошо, другими словами, что при определенных условиях члены группы должны себя вести определенным образом, причем "должны" в объективном смысле, так что индивид, в конкретном случае желающий поступить и фактически поступающий противоположным образом, сознает, что он вел себя не так, как должно. А. это означает, что в сознании человека, живущего в обществе, существует представление об обязывающих индивида нормах, регулирующих поведение людей по отношению друг к другу. Далее, члены одной группы оценивают поведение друг друга на основании таких норм, которые фактически сформировались под влиянием обычая, хотя они и истолковываются как предписания надчеловеческой властной инстанции. Вероятно, к самым древним относятся нормы, направленные на ограничение полового инстинкта и инстинкта агрессивности. Кровосмешение и убийство — это, наверное, древнейшие преступления, а объявление человека вне закона (т.е. исключение его из группы) и кровная месть – древнейшие социально-организованные санкции. В их основе лежало правило, господствовавшее в социальной жизни первобытных людей, правило воздаяния, которое включало возможность как награды, так и наказания. Его можно сформулировать примерно так: "Если ты ведешь себя правильно, ты должен быть награжден, т.е. ты должен получить что-то хорошее. Если же ты ведешь себя плохо, ты должен быть наказан, т.е. тебе должно быть причинено зло. В этом основном правиле (Grundregel) условие и следствие связаны между собой не по принципу причинности, а по принципу вменения. И в той мере, в какой у первобытного человека вообще возникала потребность в объяснении происходящего, это объяснение происходило с помощью принципа воздаяния. Если какое-нибудь событие воспринималось как благо, оно истолковывалось как награда за хорошее поведение; если же происшедшее воспринималось как зло, оно интерпретировалось как наказание за плохое поведение, за правонарушение. Иначе говоря, несчастья, т.е. неблагоприятные события — как, например, плохой урожай, неудачная охота, военное поражение, болезнь, смерть "вменялись" противоправному (normwidrig) поведению членов группы в качестве наказания, а благоприятные события как, например, хороший урожай, успешная охота, военная победа, здоровье, долгая жизнь — вменялись правомерному (normgemäss) поведению членов группы в качестве награды. Если же происходило событие, для которого древние люди искали объяснение, – а это могло быть лишь событие, непосредственно затрагивавшее их интересы, — то они не спрашивали: "В чем причина происшедшего?", но только: "Кто за это в ответе?". Это не каузальное, а нормативное истолкование природы; и поскольку норма воздания, на которой основано это истолкование, представляет собой специфически социальный принцип, регулирующий поведение людей по отношению друг к другу, то этот способ истолкования природы можно назвать ее социально-нормативной интерпретацией.
Так называемый "анимизм" древних, их представление о том, что душой обладает не только человек, что одушевлено все, даже те вещи, которые мы считаем лишенными жизни, что в вещах или за ними живут невидимые, но. могущественные духи, т.е. что все вещи — это люди или человекоподобные существа, – такое представление основано на убеждении, что вещи, ведут себя по отношению к человеку так же, как люди ведут себя по отношению друг к другу, т.е. в соответствии с принципом воздаяния, принципом награды и наказания. Первобытные люди верили, что эти души или духи посылают им в награду счастье, а в наказание – несчастье. Древние считали, что если существует связь между плохим поведением и несчастьем как наказанием, с одной стороны, и между хорошим поведением и счастьем как наградой – с другой, то это потому, что могущественные надчеловеческие, но одушевленные существа управляют природой именно в соответствии с принципом воздаяния. Суть анимизма –персонифицирующее, т.е. социально-нормативное истолкование природы, истолкование, в основе которого не закон причинности, а принцип вменения.
Следовательно, в сознании первобытного человека могло вообще не быть ничего похожего на современное научное представление о природе как о порядке элементов, связанных между собой причинно-следственными связями. То, что для современного научного сознания есть природа, для древнего человека было частью его общества как нормативного порядка, элементы которого связаны по принципу вменения. Первобытному сознанию был совершенно чужд дуализм природы как каузального порядка и общества как нормативного порядка, ему было чуждо представление о двух различных способах соединения данных в опыте элементов между собой. Такой дуализм в мышлении современного человека есть результат интеллектуального развития, в процессе которого происходит отделение людей от других существ, людей от вещей – различение, незнакомое первобытному человеку, — а каузальное объяснение отношений между предметами отделяется от нормативного истолкования отношений между людьми. Современное естествознание – это результат освобождения от социальной интерпретации природы, т.е. и от анимизма. В несколько парадоксально заостренной форме это можно выразить так: в начале упомянутого развития, в анимистический период истории человечества существовало только общество (как нормативный порядок), а природа как каузальный порядок была создана наукой лишь после освобождения от анимизма. Средством этого освобождения стал принцип причинности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|