Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парадокс финала, любовь и смерть

Дальнейшие события пьесы следуют букве обряда, полностью противореча его смыслу. Возвращение Снегурочки в лес к матери представляет собой эквивалент обряда инициации. Для ребенка возвращение из леса было началом новой, взрослой жизни, к которой научившаяся любить Снегурочка казалось бы уже готова. Но пьеса строится по обряду календарного ритуала, предполагающего смерть, уничтожение куклы-чучела. В древних ритуалах инициации и календарных праздников проигрывалось очевидное для мифологического сознания и для нашего бессознательного единство смерти и новой жизни. Отправившийся в лес ребенок действительно умирал, чтобы смог родиться взрослый, новый человек. Умирало его детское состояние, чтобы освободить место взрослому. У Островского все очень точно показано - Снегурочка гибнет вместе с Мизгирем, воспроизводя парное уничтожение мужской и женской кукол, как это случалось на летние праздники в некоторых среднерусских губерниях. Мизгирь, воплощающий мужскую силу, должен был умереть, чтобы передать новым растениям свою силу и, снова жить в другом облике. В пьесе же смерть Мизгиря бессмысленна, он гибнет, никому ни чего не передавая, наказывая себя за любовь. Но противореча смыслу праздника, действие пьесы разворачивается в полном соответствии с логикой мифологического сознания, для которой имя и вещь неразделимы. Снегурочка, воплощая детский нарциссизм и холодность неразрывно связанна с этими качествами. Признак не может быть уничтожен отдельно от вещи, а значит, чтобы преодолеть детское состояние, должна умереть сама Снегурочка. Смерть героини неотвратима, хотя и носит явно нереалистический характер. Островский придумал даже специальный трюк, чтобы показать на сцене таяние, превращение живой девушки в воду.

Получается, что это сказка о том, как ребенок хочет стать взрослым и поэтому погибает. Странный сюжет и странно, что сказка прижилась, а образ Снегурочки стал почти народным. Хотя в его основе лежит чистая правда: жизнь действительно заканчивается смертью и желание быть взрослым - это и желание приблизиться к смерти.

Нарциссизм

И пьеса не вызвала отторжения, и сам образ получил распространение уже вне сюжета пьесы. Есть в Снегурочке что-то знакомое и понятное каждому. Ситуация Снегурочки возвращает нас к очень раннему этапу развития психики, когда актуальны проблемы построения образа себя, существующего отдельно от мира. Изображенный Островским характер соответствует тому, что в психоаналитической терминологии называется нарциссической стадией развития.

Используя данный термин Фрейд указывал, что “... нарциссизм - общее и первоначальное состояние, из которого только позднее развилась любовь к объекту,...” (1989. С. 265). Это первоначальное состояние характеризуется гармонией, безусловной уверенностью и безопасностью. В ходе развития и столкновения с реальностью ощущение слитности с миром нарушается и “на смену фазе грандиозного и естественного удовольствия и внутренней уверенности приходит не менее грандиозная фаза познания противоположного: познания собственного бессилия и с трудом преодолеваемых аффектов...” (Хензелер, 1998. С. 468). На нарциссической стадии начинается сложный процесс отделения индивидуального Эго ребенка от материнского Эго, что позволит субъекту в дальнейшем существовать автономно.

Автор одной из наиболее известных концепций нарциссизма О. Кернберг рассматривал нарциссизма как реакцию на некоторые структурные нарушения психики ребенка, возникшие на ранних стадиях и препятствующие успешной интеграции Эго. Патологический нарциссизм, по мнению Кернберга, появляется тогда, «когда либидо направлено не на нормальную интегрированую структуру Я, а на патологическую. Это патологическое грандиозное Я содержит в себе реальное Я, идеальное Я и идеальные объект-репрезентации» (Кернберг, 2000б. С. 241), в то время как обесцененные репрезентации Я и объектов тем или иным способом исключены из структуры Эго. Особенностью психической структуры нарцисса является своеобразное переходное состояние Эго, при котором построение границ между Эго и объектами уже началось, но эти границы очень условны и проведены не совсем точно.

Что бы процесс прошел успешно, ребенок не должен испугаться, а окружающий мир не должен быть особенно страшным и не поддающимся контролю. Защищаясь от сложностей негостеприимной реальности ребенок формирует фантазии о собственном величии, всесилии. Умные родители поощряют создание такого образа, давая возможность слабой детской психике смириться со своим отдельным от мамы существованием. В результате дитя строит идеальный образ себя и идеальный образ объекта. В дальнейшем идеальный образ себя интегрируется в целостное представление о себе, обеспечивая субъекту поддержку, а идеальный объект служит основанием для развития Сверх-Я. «Даже если реальная личность выглядит «плохо» с точки зрения внешнего мира или системы Я-идеал/Сверх-Я, чувству собственной ценности опасность не угрожает. Идеальная личность словно возражает критикам реальной личности, что ее «плохость» - всего лишь преходящее исключительное явление» (Хензелер. С. 474). Нарциссическая стадия обеспечивает формирование чувства собственной ценности личности, что в дальнейшем станет основой самоуважения.

Важнейшая функция этапа заключается в том, чтобы обеспечить психическую возможность замещать удовлетворение инстинктивных влечений более сложным нарциссическим удовлетворением, например, замещать удовольствие от импульсивного опорожнения кишечника нарциссическим удовольствием от похвалы матери (Хензелер, С. 465). Это достигается, в том числе, за счет перевода содержания первичных процессов на уровень вторичных, использующих символическое опосредование. Именно нарциссизм создает базу для последующей символической функции, знаковому опосредованию, способности к обобщению, абстракции. Детский нарциссизм с развитием не исчезает, а переходит в зрелые формы, такие как творческая деятельность, эмпатия, принятие собственной смерти, способность к юмору и мудрость. Нормальный нарциссизм и объектная ориентированность дополняют друг друга в зрелых любовных отношениях. Но эта гармония достигается при удовлетворении основных нарциссических потребностей - быть признанным кем-то и иметь рядом идеальные могущественные фигуры, с которыми можно идентифицироваться. Что бывает не всегда и по тем или иным причинам идеальные образы себя и другого могут и не стать частью собственной психики.

При возникновении нарушений возникает потребность постоянно поддерживать ощущение своей грандиозности и совершенства. “Как и дети, пациенты с подобными симптомами чувствуют себя великолепными, единственными в своем роде,... Они ожидают - ошибочно - от других людей отношения, соответствующего их восприятию самих себя. Если такового не случается, они быстро разочаровываются, реагируют депрессивно или агрессивно” (Куттер, 1997. с. 161). Такие люди, пишет Питер Куттер, сильно зависят от нарциссической подпитки и хотят, чтобы ими постоянно восхищались и лелеяли их. Потеря восхищения чревата угрозой самооценке и ведет к регрессу и возврату к раним формам защиты Эго от распада. Эти формы могут приобретать достаточно причудливый характер, а при соответствующей культурной ситуации воплощаться в романтизме, мистицизме, грезах о сверхчеловеческом существовании, что оправдывает в глазах нарцисса дистанцию с окружающими людьми. «Откат к архаическим идеализациям может проявляться в форме непонятного, безличного, похожего на транс религиозного чувства. Гиперкатексис архаических форм грандиозной Самости и (аутоэротической) телесной Самости способствует возникновению синдрома эмоциональной холодности, тенденции к аффектации в речи и в поведении, предрасположенности к стыду и ипохондрии» (Кохут, 2000. С. 415).

Нарциссы не способны устанавливать глубокие и искрение отношения с другими людьми, их эмоциональная жизнь поверхностна и суетна, они чувствуют себя неспокойно и испытывают скуку, когда другие перестают восхищаться ими. Наиболее сильное чувство по отношению к другим - зависть, которая часто проецируется на окружающих. Любовные отношения нарциссов включают в себя эдипово соперничество, ревность и небезопасность в соединении с доэдиповой агрессией. «Нарциссические пациенты обнаруживают бессознательный страх перед любовным объектом, обусловленный спроецированной агрессией; кроме того, для них характерен разительный недостаток внутренней свободы, которая позволила бы интересоваться личностью другого» (Кернберг, 2000. С. 188). Эго нарциссической личности настолько слабо, что без идеализированного объекта не может функционировать. Но идеализированный объект - это часть собственной личности, а значит, близкие отношения - это потеря себя., смерть. Именно страх потерять себя и требует выдерживать дистанцию. Как отмечает Х. Кохут, нарциссические клиенты в начале анализа проявляют сильнейшее сопротивление, вызванное опасениями потерять индивидуальность из-за желания слиться с идеализированным объектом (Кохут, 2000. С. 415).

Нарциссизм - это состояние перехода от детской замкнутости на себя к полноценным отношениям с миром. И календарные обряды перехода, структурно соответствующие проблематике нарцисса, создают адекватную модель для проецирования во вне внутриличностной проблематики.

Снегурочка как Нарцисс

Характер Снегурочки можно считать метафорической, сказочной иллюстрацией нарциссического характера. Снегурочка, как и положено настоящему нарциссу, не совсем человек, по рождению она связана с силами природы, а нарциссам как раз весьма свойственны фантазии о необычном происхождении, могущественных покровителях и пр. Физическое совершенство и «душевная чистота и невинность» является неотъемлемой чертой ее облика, она прекрасней всех и окружающие заслуженно восхищаются ею.

Однако она несчастна. Она не такая как все и при всем старании она не может стать «своей» для простодушных берендеев. В царстве берендеев основной ценностью является любовь, от которой напрямую зависит благополучие людей и природы. Не умеющая любить Снегурочка оказывается в полной изоляции. От нее отворачиваются соперницы - подружки, отвергнутые женихами, от нее отказывается Лель, ради песен которого Снегурочка покинула родной лес.

При абсолютной красоте и близости могущественным силам природы она чувствует собственную обделенность и завидует веселым приятельницам Леля, Купаве и ей кажется, что другие имеют больше. И одновременно сама Снегурочка вызывает зависть и злость окружающих. Как всякий нарцисс, Снегурочка не имеет того, что она хочет иметь, но не может это получить из за отсутствия необходимых душевных способностей, реального страха зависимости, страха «растаять, раствориться».

Смена объектов желания психологически достоверно отражает происходящий переход от нарциссизма к полноценным объектным отношениям. Лель был выбран Снегурочкой как подобный себе “девичьей миловидностью и нежностью кожи”, при нарциссическом выборе человек ценит другого “не за то, что он собой представляет как таковой, но в гораздо большей степени за то, что он имеет с ним общее. В конечном счете человек ценит в нем самого себя” (Хензелер, 1998. С. 470). А Мизгирь, на которого затем переносится любовь - как противоположный, олицетворяющий мужскую силу и агрессивность. Нарциссический выбор объекта по сходству, по типу “второго Я”, позволяющий в другом любить прежде всего себя, свои черты, сменяется выбором по типу опоры, что характерно для более взрослого состояния.

Патологический нарциссизм формируется если мать слишком рано стимулирует автономию при незрелой самости ребенка. Процесс выделения себя из недифференцированного целого для Снегурочки заканчивается логически трагично, ибо не поддержан заботливым участием матери, поспешившей предоставить ей полную автономию. В результате действие разворачивается именно так, как следует из логики бессознательного нарциссической стадии - гибелью при разрыве симбиоза.

Общая сюжетная линия сказки соответствует хроническому застреванию на нарциссической проблематике. Все поведение Снегурочки подчинено идее перехода от детства к взрослости, потребности преодолеть детство. А трагический финал отражает глубинные страхи Нарцисса перед взрослением и невозможность иной формы существования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...