Особенности общения младшего школьника
Место ребенка в системе общественных отношений. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи. Взрослые пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности - отношение взятой на себя ответственности. Родители специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на многие годы вперед. Организуется рабочее место (стол, стул, полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.
Эмоциональное общение. Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения»1. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Авторами многочисленных исследований (Н.П.Аникеева, Ш.А.Амонашвили, М.В.Осорина,А.С.Спиваковская, Л.А.Шустова) установлено, что для младших школьников, ориентированных на общение дома и в школе, в большей степени свойственно стремление к уединению, чем для ориентированных на общение на улице. Они уделяют общению со сверстниками 1,5 часа в неделю в будни, 2,7 часа - в праздники, выходные. Для ориентированных на общение вне дома и школы характерно большее время общения со сверстниками: 2,3 часа в неделю в будни и 4,4 часа - в праздники и выходные дни.
У младших школьников интенсивно расширяются границы пространственно-вещного и социального мира. Увеличивается доступная им территория, детей свободно отпускают играть одних. Однако улучшение культурных, бытовых условий, уменьшение трудовых обязанностей, ограничение подвижности учащихся сужает рамки общения младших школьников. Дети удовлетворяют потребность в общении с помощью компьютера, телевидения, чтения, телефонных разговоров, магнитофона. Значимыми являются и такие факторы: этажность домов (чем выше живет семья, тем менее охотно матери отпускают своих детей играть на улицу); наличие дворов, которые оказываются наиболее предпочтительным местом групповых игр; замкнутость-разомкнутость городского пространства (дети не любят больших открытых и пустых пространств, какими бывают детские площадки в новых районах); величина территории, доступной детям (это способствует, препятствует выбору определенных игр); постоянная пространственная стесненность и ограничения взрослых (приводят к деградации игрового репертуара); наличие укромных мест, уголков, где могут собираться дети. Невозможность активно использовать пространственную среду, ограниченное свободное общение детей ведет к социальному недоразвитию, физическому отставанию. Поэтому важно обеспечить оптимальное развитие ребенка, а для этого среда должна предоставить возможности для социальных контактов и уединения. Место общения младших школьников характеризуется личностной привязанностью, переживается как собственная территория. Пространственное обособление их проявляется в том, что они стараются выбирать для встреч удаленные места, пренебрегаемые взрослыми, - пустыри, чердаки, подвалы, стройки и т. д.
Характерными особенностями общения младших школьников являются также ярко выраженная дифференциация по ориентации на предпочитаемые места общения (дома, в школе, на улице); регламентированность пространства в сочетании с тенденцией активного освоения и использования пространства вне дома, вне школы; увеличение доступности в его освоении и уменьшении ограничений взрослых; регламентированность во времени. В большинстве своем младшие школьники коммуникабельны. Они легко вступают в контакты, возникающие на основе опыта общения в детском саду, во дворе, близкого соседства, общих интересов в совместных играх, деятельности, выполнения поручений. Для них характерно широкое товарищество, появление дружбы, большой объем разнообразного общения со взрослыми, которые распределены по 7 зонам: семья, школа, соседи, двор, микрорайон, другие микрорайоны, населенные пункты. Содержание и характер общения младших школьников со взрослыми зависят от жизненных ценностей взрослых, от стиля их общения, отношения к детям и охватывают все сферы жизнедеятельности. Общение со взрослыми для младших школьников является личностно значимым, выполняет регулирующую, руководящую, планирующую функции по отношению к детям, служит источником формирования способов и содержания воздействий детей друг на друга. От успешности общения со взрослыми создается уверенность, благоприятный фон для успеха общения со сверстниками. Поэтому так важно информационно-насыщенное, педагогически целесообразное общение взрослых с детьми, привлечение широкого круга взрослых в культурно-образовательное пространство начальной школы. И если у дошкольника имеется две сферы межличностного взаимодействия: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», то в школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок-взрослый» дифференцируется на «ребенок-учитель» и «ребенок-родители». Отношение «Ребенок-учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок-общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми.
Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок - взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками. В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни. Общение с учителем. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод- потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений. Учитель на уроке имеет возможность воздействия на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, которые предписаны традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Характер общения учащихся младших классов с учителем определяется во многом их прошлым опытом общения со взрослыми. Инициативные, общительные дети сами стимулируют взрослых к общению. Например, в школе они побуждают педагога постоянно наблюдать за ними, реагировать на их действия. Частые оценки педагога, его заинтересованное отношение к тому, что делают дети, позволяют им лучше ориентироваться в окружающем, тесное взаимодействие детей в процессе обучения, положительно окрашенные эмоциональные контакты с воспитателем способствуют еще большей активности и общительности детей.
В образе учителя, для ребенка воплощены требования общества, система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. «Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя; если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель» [31]. Дети обращаются к учителю по самым разным поводам, задавая как случайные вопросы, так и глубоко-личностные. Все учителя отмечают, что дети откровенно делятся с ними своими переживаниями, заботами. Тематика общения детей с учителем выходит за рамки позиционных ролей. Общение на личностной основе способствует выработке нравственных установок. Поэтому, учитель должен стремиться не ограничивать общение деловыми контактами, а обсуждать и решать личные проблемы учащихся, сопереживать их радостям, неприятностям, тем более что к третьему классу происходит резкая активизация общения детей. Например, в школе они побуждают педагога постоянно наблюдать за ними, реагировать на их действия. Частые оценки педагога, его заинтересованное отношение к тому, что делают дети, позволяют им лучше ориентироваться в окружающем, тесное взаимодействие детей в процессе обучения, положительно окрашенные эмоциональные контакты с ним способствуют еще большей активности и общительности детей. Обосновано, что положение детей в сфере общения определяется комплексом качеств, которые проявляются в деятельности и общении — учебные успехи, общественная активность, общительность, отзывчивость и др. По данным учителей начальной школы, в классе бывает примерно 5-7 % изолированных детей. Причинами изоляции младших школьников, как правило, являются характерологические особенности личности (драчливость, упрямство и др.), коммуникативные черты (обидчивость, грубость и др.), направленность — эгоистичная; отрицательное отношение к ребенку взрослых, авторитетных сверстников, учителя; непривлекательная внешность, болезни, физические недостатки; слабые способности, плохая успеваемость, задержка умственного, психического, речевого развития; тип темперамента (обычно это интроверты). Учителя считают отверженность, изолированность результатом неправильного семейного воспитания, низкого социального статуса родителей. Изучение положения ребенка в сфере общения представляет большой интерес для диагностики психического развития с последующей профилактической, коррекционной учебно-воспитательной работой. В связи с тем, что положение детей в общении складывается на первом, втором году обучения, является устойчивым, зависит от взаимоотношений между учителем и учеником, от умения выстраивать взаимодействие со сверстниками в процессе учебной деятельности, задачи учителя начальной школы состоят в том, чтобы создать пространство для полноценного содержательного общения, сформировать адекватные формы взаимодействия, нейтрализовать негативные качества, мешающие успешному общению. Общение ребенка младшего школьного возраста со сверстниками. Содержание и характер общения младших школьников со сверстниками и взрослыми, определяет эмоционально-смысловая доминанта - содержание ведущих сфер жизнедеятельности: познание, игра, деятельность. Она обусловливает и преобладание тех или иных сторон общения, но не ограничивает его многообразия. Тематика устноречевого общения младших школьников разнообразна. Разговоры охватывают следующие темы: учеба, игра, спорт, природа, фильмы, телепередачи, книги, семейные события, родственные отношения, детство, будущее и др. Младшими школьниками осмысливаются, обсуждаются политические (проблемы войны и мира, события в стране и др.), остросоциальные (наркомания, преступность и др.), специфические возрастные (обмен, товарищеские отношения и др.), нравственно-этические (нормы общения, поведения и др.), бытовые, житейские (покупки, одежда, события во дворе и др.), личностные (неприятности, здоровье и др.) и прочие вопросы. Для детей этого возраста характерен интерес к человеку во всех его проявлениях. Наряду с общими темами в общении учащихся начальных классов выделены специфические для каждого пола, что обусловлено нормами детской субкультуры, полоролевой моделью воспитания, экспектациями взрослых. В младшем школьном возрасте именно через общение, в процессе взаимодействия, происходит активное развитие личностных качеств, которые, как правило, формируются преимущественно неосознанно и путем овладения различными формами коммуникации, межличностных взаимодействий, взаимной регламентации поведения не только в семье, но так же вне семьи, в процессе взаимодействия со сверстниками [23]. Младший школьник все больше начинает ориентироваться на нормы и ценности, исходящие от детей, считаться с мнением других. Центральным в его развитии становится общение со сверстниками. Дети стремятся завоевать авторитет, уважение товарищей и переживают несоответствие между притязаниями и фактическим положением. От положения в общении со сверстниками зависит эмоциональное самочувствие. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что опасность социальной изоляции в детской группе, неблагополучное положение ребенка в общении со сверстниками приводит к личностному дефекту - в характерологической и познавательной сферах, к снижению творческой активности, тормозит его социальное развитие, создает почву для недоверия к людям, формирования отрицательных качеств, к одиночеству, отрицательным эмоциональным состояниям, иногда к нервным психическим заболеваниям. Ожидания родителей, направленные на детей, различны: от мальчиков ожидают достижений в жизни, того, что они добьются уважения, авторитета, власти, продолжат традиции семьи, рода; от девочек — мягкости, чуткости, заботливости, психологической зависимости, помощи по дому. Общение мальчиков в тематическом плане более разнообразно, свободно от школьных и учебных дел, насыщено внепрограммной, внешкольной информацией, привязано к предметной деятельности. Мальчики чаще говорят на темы спорта, техники. Большая часть разговоров — это беседы об игрушках, кинофильмах, о природе, об увлечениях. Наряду с общими темами в свободных диалогах детей выделяются специальные, отвечающие интересам мальчиков: о мужественных людях, героях, о борьбе, военной службе, о достоинствах братьев, отцов, дедушек и т. п. Немалое место в общении мальчиков занимает детский фольклор: дразнилки, фантазии, анекдоты, секреты, страшные истории, приключения, словесные и рисуночные загадки, шутки, пародии, песни, считалки, эти тексты передаются, как правило, у мальчиков в устной форме. Их рассказывание оказывается и развлечением, и способом выйти за рамки рутинной обыденности, прикосновением к необычному. В круг общения младших школьников входят 2-4 сверстника, к которым дети испытывают интерес и постоянно взаимодействуют с ними. Круг общения мальчиков более широкий, состоит из 3-4 человек. Предпочтительными местами общения для мальчиков являются: улица, двор, дом, общение в гостях, мальчики отдают предпочтение улице, микрорайону. Дому они отдают предпочтение в два раза реже, чем девочки. Мальчики любят больше общаться в гостях, так как они более самостоятельно распоряжаются своим свободным временем, при этом у них реализуется потребность в новизне, остроте впечатлений. Мальчики, движимые исследовательским интересом, резко увеличивают освоенную ими территорию и делают это активнее девочек. В общении мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Они, как правило, избегают девочек, стараются не замечать, не принимать в свои игры, а в процессе общения с девочками мальчики часто переносят чисто мальчишеские формы общения в сферу общения с девочками: толкаются, возятся, вступают в борьбу и т. д, но негативно относятся к девочкам, реализующим в процессе взаимодействия с ними те же формы общения. В общении мальчики более независимы, самостоятельны, импульсивны. Часты драки, ссоры, группировки, потасовки. Они общаются шумно. Лидерствуют мальчики с ярко выраженным мужским началом. В общении девочек, большую значимость имеют школьные сюжеты, разговоры об играх, игрушках; о природе, растениях, животных, уходе за ними; о прочитанном; секреты, тайны; беседы о доме, родственниках. Диалоги девочек содержат и специфическую для них информацию", о привлекательности, красоте; об одежде, бижутерии; поведении девушек, женщин; о запретах, предостережениях взрослых. Все темы раскрываются детьми событийно в форме сведений, сообщений. У девочек большой интерес вызывают так же темы, связанные с человеком: его возможности, способности, смысл жизни, жизнь других народов и т. д. Для девочек характерно общение в группах из 2-3 человек. Многие дети общаются в диадах. Девочки любят собираться «засекречено». Но для них важно, чтобы все знали, что у них «секрет», «тайна». Девочки относятся к мальчикам терпимее, охотнее взаимодействуют с ними в своих компаниях, играют в мальчишеские игры. Девочки с недоверием относятся к мальчикам, ожидая от них обид, драчливости, но проявляя к их занятиям интерес. Они предпочитают типичное для их пола поведение и общение. Но не отвергают и нетипичное. Девочки более заботливы, гуманны в общении с мальчиками (и с младшими детьми), чем мальчики. У них более долговременное, устойчивое, формализованное общение, среди них реже практикуются клички, прозвища. В общении девочки сдержанны, мягки, разговаривают спокойно. Их общение более пассивное, но дружественное, доверительное. У них ярче выражена избирательность и в процессе взаимодействия: вступают в контакт с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. У девочек личные отношения важнее правил. Девочки общаются во дворе, на улице, дома, в школе, в гостях. Территориально свободное общение проходит у девочек в основном во дворе, они не охотно увеличивают освоенную ими территорию. Общение между мальчиками и девочками не очень интенсивное, проходит в играх и различных видах деятельности, организованных учителем. Разделение детей в процессе совместной деятельности и общении на однополые объединения (половая сегрегация) вполне закономерно для общения младших школьников, внешне проявляется действиями оборонительного, агрессивного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу, что в свою очередь способствует осознанию, кристаллизации половых различий, становлению психологического пола. При организации деятельности и общения должен быть учет половой дифференциации. Причиной дифференциации являются не биологические особенности пола, а различие социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам. Однако, односторонность общения в большей степени обедняет развитие личности ребенка. Различия в общении между полами не столько количественные, сколько качественные. Для младших школьников характерно товарищеское общение, иногда перерастающее в дружбу. Эти две формы общения как бы взаимодействуют; они не тождественны по своему значению для детей и выполняют своеобразные функции, дополняющие одна другую. Дружба — индивидуальна, избирательна, характеризуется более глубокой эмоциональной привязанностью. Товарищество по своей социальной значимости шире, выражает солидарность, единые интересы в общем деле. Это поверхностное позитивное отношение без выраженной индивидуализации, с легкой эмоциональной окраской. Близкий друг для мальчика — мальчик, для девочки — девочка. В содержании дружбы большое значение имеют совместная деятельность, общность интересов, увлечений, пространственная близость. Начинает выделяться социально-нормативный аспект дружбы (преданность, верность, надежность). В дружбе младшие школьники собственным интересам придают большее значение, чем принципу взаимности, хотя понимают необходимость взаимопомощи. В товарище ценится то, что он делает для другого. Межличностное взаимодействие между мальчиками и девочками происходит чаще в играх и различных видах деятельности, организованных чаще учителем. Изучая различия в ходе межличностного взаимодействия и общения между полами, М.В.Осорина и А.С.Спиваковская выделяют не столько количественные, сколько качественные характеристики. Для младших школьников характерно товарищеское общение, иногда перерастающее в дружбу. Эти две формы общения как бы взаимодействуют; они не тождественны по своему значению для детей и выполняют своеобразные функции, дополняющие одна другую [168, С.3-8]. Дружба – индивидуальна, избирательна, характеризуется более глубокой эмоциональной привязанностью. Товариществопо своей социальной значимости шире, выражает солидарность, единые интересы в общем деле, это поверхностное позитивное отношение без выраженной индивидуализации, с легкой эмоциональной окраской. Близкий друг для мальчика – мальчик, для девочки – девочка. В содержании дружбы большое значение имеют совместная деятельность, общность интересов, увлечений, пространственная близость. Начинает выделяться социально-нормативный аспект дружбы (преданность, верность, надежность). В дружбе младшие школьники собственным интересам придают большее значение, чем принципу взаимности, хотя понимают необходимость взаимопомощи, в товарище ценится то, что он делает для другого. В исследованиях О.В.Бескровной, И.М.Захаровой, Я.Л.Коломинского, Н.В.Поповой, и др. доказано, что опасность социальной изоляции в детской группе, неблагополучное положение ребенка в ходе межличностного взаимодействия со сверстниками приводит к личностному дефекту как в характерологической, так и в познавательной сферах, приводит к снижению творческой активности, тормозит социальное развитие, создает почву для недоверия к людям, формирования отрицательных качеств, к одиночеству, отрицательным эмоциональным состояниям, иногда к нервным психическим заболеваниям [102, 106]. Особенности общения со взрослыми отличает стремление детей к сотрудничеству: деловые контакты; общение с целью получить информацию — познавательные мотивы; интерес к взрослому и доверительной беседе с ним — личностные мотивы. Общение со взрослыми возникает и при решении конфликтных ситуаций в сфере детских отношений. Непонимание взрослыми детей порождает замкнутость, узкую избирательность. Это тоже актуализирует проблему привлечения как можно большего числа взрослых к воспитательной работе, что позволит расширить круг общения, обогатить содержание, опыт общения детей. Общение ребенка со взрослым строится «снизу вверх» (даже при демократических отношениях) и потому оказывается недостаточным для его интеллектуального и морального развития (Ж. Пиаже). В круг общения младших школьников входят не только сверстники своего и противоположного пола, но и старшие, младшие дети, товарищи по играм во дворе, на улице, по занятиям во внешкольных учреждениях, взрослые, учителя. Предпочтения отдаются сверстникам своего пола из класса, со двора. Для мальчиков более значимо общение со старшими, для девочек - с младшими. Исследование общения младших школьников во внеурочной деятельности (Н.П.Аникеева, Ш.А.Амонашвили, В.Осорина, А.С.Спиваковская), показывает, что данное общение не всегда в должной мере способствует их развитию в общественном иличностно-ценном направлении: не у всех детей общение социально полезно, не все дети имеют оптимальный круг общения,занимают благоприятное положение в сфере общения со сверстниками ит. д. Руководство детским общением включает организацию, обучение и корректировку. При этом руководство общением является органической частью психолого-педагогической работы, подчинено закономерностям воспитательного процесса. «Организация общения включает рациональные формы и приемы деятельности, создающие благоприятные условия для содержательного и разностороннего взаимодействия младших школьников, оказывающие прямое и опосредованное влияние на эффективность общения и систему воспитательной работы в целом. Разнообразные виды внеурочной деятельности, коллективные (групповые) формы ее организации, расширение внутриколлективных и внеклассных контактов, создание групп по интересам, актуализация в общении личностных ресурсов детей, введение игровых форм организации деятельности и др. Особенно эффективными являются коллективные творческие дела познавательного, эстетического, трудового характера. Их планирование, подготовка, проведение и анализ активизируют деловое и межличностное общение, задают определенные модели общения вне класса, вне школы, в определенной мере программируют его содержание» [32]. Для успешного обогащения содержания общения детей необходимы условия: разнообразие видов деятельности и форм ее организации; социально-полезная направленность, информационно-познавательная насыщенность, Благодаря этим условиям формируются: оригинальность, проблемность, эмоциональность в подаче информации и самостоятельный поиск ее; установка на творческую деятельность. Актуализация знаний, умений и опыта детей в процессе взаимодействия, обеспечивает субъектную позицию, широкие контакты с различными партнерами, создание благоприятной атмосферы общения, расширяет пространство общения и интерес к партнерам по общению. Младшие школьники проявляют стремление стать субъектом общения, если содержание и организация жизнедеятельности позволяют им удовлетворять в ней свои личностно-значимые социально-ценные потребности. Школьники стремятся к активному взаимодействию, при такой организации жизнедеятельности, когда целеполагание, планирование, подготовка, анализ коллективных творческих дел предполагают объединение усилий детей, участие младших школьников в составе всего коллектива. Школьникам предоставляется возможность удовлетворять потребность в общении с широким кругом лиц; когда существует благоприятная среда общения, подразумевающая демократический стиль общения: отношения доверия, доброжелательности, внимание к эмоциональному состоянию каждого. Расширение круга общения происходит в результате интенсификации связей с ровесниками, младшими, старшими детьми, взрослыми; активизации межличностного внутригруппового взаимодействия между группами класса, способствует увеличению социальных связей, приобретению разнообразного опыта, усвоению полоролевой модели общения, развитию актуальных возрастных потребностей детей в самовыражении, утверждении, признании, познанию себя и других; выработке коммуникативных, речевых умений. Особенности взаимодействия со взрослыми, по данным М.И.Лисиной, отличаетстремление детей младшего школьного возраста к сотрудничеству, выражающемуся в деловых контактах, общении с целью получить информацию, отражая тем самым познавательные мотивы,интерес к взрослому и доверительной беседе с ним, удовлетворяя личностные мотивы.Взаимодействие со взрослыми возникает и при решении конфликтных ситуаций в сфере детских отношений. Непонимание взрослыми детей порождает замкнутость, узкую избирательность [123, C.96]. Отмеченные особенности актуализируют проблему привлечения как можно большего числа взрослых к воспитательной работе, что позволяет расширить круг общения, обогатить содержание и опыт межличностного взаимодействия детей с разными категориями социальных партнеров, расширяя поле социальных контактов, способствуя приобретению нового социального опыта младшими школьниками и способствуя их активному социальному развитию В исследованиях отмечено, что в общении со взрослыми дети 6-10 лет характеризуются большой доверчивостью, стремлением показать свои знания, продемонстрировать умения и получить оценку своим действиям, приобрести знания о предметах, явлениях, научиться полезным умениям [216, С. 155]. Дети младшего школьного возраста понимают свою полную зависимость от взрослых. Нередко из-за необоснованных и чрезмерно высоких требований с их стороны у детей возникают постоянное чувство тревоги, страха и вины перед ними, боязнь говорить правду, уход в игру, стремление к объединению в замкнутые группы («тайные общества»), лжи и безудержному фантазированию. Содержание и характер взаимодействия младших школьников со взрослыми зависят от жизненных ценностей взрослых, от стиля их общения, отношения к детям и охватывают все сферы жизнедеятельности. Общение со взрослыми для младших школьников является личностно значимым, выполняет регулирующую, руководящую, планирующую функции по отношению к детям, служит источником формирования способов и содержания воздействий детей друг на друга. От успешности общения со взрослыми создается уверенность, благоприятный фон для успеха общения со сверстниками [216, C.125]. Таким образом, роль общения младшего школьника со сверстниками и взрослыми весьма велика. Общение с разными категориями партнеров (учителя, сверстники) в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует усложнению характера взаимодействия детей с окружающими людьми, оно становится все боле осознанным и разносторонним. В процессе межличностного взаимодействия с окружающими в ходе осуществления различных видов деятельности (учеба, общение, игра) происходит удовлетворение потребности детей в позитивном эмоциональном контакте с другими и реализуется активность, направленная на взаимные изменения их поведения и отношений. Младший школьник становится все в большей степени субъектом этих отношений, что в свою очередь оказывает активное влияние на развитие последующего ведущего типа деятельности – общения со сверстниками в младшем, а затем и старшем подростковом возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|