Опасности подросткового возраста
Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно по являются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно. В подростковом возрасте наиболее типичными и серьезными источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно считать семью, общество сверстников, воспитательные организации. Возможное или реальное столкновение с различны ми опасностями может породить многочисленные проблемы, часть которых могут быть в какой-то мере решены в случае оказания индивидуальной помощи человеку педагогами. Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или) окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособле ния к родителям или способов компенсации и самоутверждения. Общество сверстников благодаря исходящим от него опасностям может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых шла речь выше, а также ряд специфических проблем: просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества; сексуального и иных видов насилия. (Часть этих проблем может порождаться у ребенка, подростка, юноши как следствие кон тактов с антисоциальными или криминальными взрослыми.)
Воспитательные организации как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям, как таковым, свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрессивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого само уважения, неприятия себя; отсутствия или потери перспектив. Таким образом, к основным опастностям подросткового возраста (11-14 лет) можно отнести: пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей, наркомания. Именно по отношению к реальным опасностям подростки особенно уязвимы. Уязвимость подростков определяется прежде всего их промежуточным состоянием, когда крайне важно чувствовать себя взрослым, но эта позиция еще не освоена, а ребенком быть уже не хочется и потому они отказываются от привычных способов поведения, от возможности обращаться за помощью к родителям. Фактически перед лицом сложнейших задач в своей жизни (самоопределения, проверки себя, становления личности) они оказываются без почвы под ногами.
Так подростки, употребляющие наркотики характеризуются целым рядом признаков: - резкие перепады настроения и физического состояния (например, в ярости хлопает дверью, а буквально через несколько минут уже хихикает над каждым Вашим словом; периоды безудержной активности и бессонных ночей сменяются полнейшей вялостью и сонливостью) - неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации и т.д.) без характерного алкогольного запаха - возрастание расходов или даже пропажа денег, ценных вещей - резкое изменение круга общения - появление специфического жаргона, система «шифрованного» общения со сверстниками - появление специфического, совершенно незнакомого вам запаха (например, очень резкого, «химического») - отсутствие реакции зрачка (чрезмерно расширенный зрачок или наоборот суженный «в точку», вне зависимости от изменения освещения). Нужно при этом помнить, что указанные признаки не являются однозначными, и до известной степени могут вызываться гормональной перестройкой организма и психологическими особенностями возраста. Поэтому на основании одного-двух слабовыраженных признаков нельзя подозревать употребление наркотиков. В случае сомнений всегда лучше сначала проконсультироваться у специалиста. Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи. Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка. О тяжелом эмоциональном состоянии подростка свидетельствуют такие признаки как:
- постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная - речь, «бесцельное» времяпрепровождение; - снижение или потеря аппетита, нарушение сна; - резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной изоляции; - потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий и дел; - появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению). В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой. Часто причиной истинного самоубийства в подростковой среде является чувство изоляции от общества, ощущение себя не таким как все, что приводит к одиночеству и ощущению того, что его никто не понимает. Это может вызвать стойкую депрессию (снижение настроения) и желание уйти из жизни. К таким подросткам могут относиться подростки с отягощенной наследственностью (дети психически больных, алкоголиков, наркоманов), получившие тяжелую психическую травму, имеющие нестандартную сексуальную ориентацию и поэтому ощущающих себя ущербными. Аффективная форма суицида чаще происходит под влиянием конфликтов в семье, школе, группе подростков, конфликта на почве влюбленности, на фоне сильного воздействия искусства (например, под впечатлением фильма или книги). Демонстративная форма суицида характерна для подростков с истерическими чертами личности, которые любым способом хотят привлечь к себе внимание.
Истинный суицид часто зреет внутри подростка и никак себя не выдает, тем не менее, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие-то не совсем привычные черты в его поведении. Иногда они почти незаметны, если подросток по своему характеру склонен к одиночеству, тем не менее, его подсознание почти всегда сигналит о предстоящем суициде. Выдать их может еще большая углубленность в себя, иногда – случайно оброненные слова о самоубийстве. Об истинных намерениях говорит нежелание обсуждать этот вопрос с окружающими. Тем не менее, подросток даже с самыми истинным намерениями самоубийства всегда подсознательно надеется, что что-то вдруг изменится к лучшему и ему не придется этого делать. Подростки с аффективной и демонстрационной формами суицида, как правило, не скрывают своих намерений. Подростки с аффективным поведением на подсознательном уровне хотят, чтобы их остановили, а истерические личности делают заявления о самоубийстве сознательно, чтобы произвести впечатление на окружающих. Под влиянием внутренней готовности к суициду может изменяться аппетит: те подростки, у которых он был хорошим, ничего не едят, а подростки с плохим аппетитом начинают вдруг есть все подряд. То же самое происходит и со сном: активный подросток начинает целыми днями спать, а вялый теряет сон. Успеваемость в школе падает, внешний вид подростка с истинными намерениями самоубийства говорит о полном безразличии к себе, полностью теряется интерес к окружающему. Подростки стараются привести свои дела в порядок, часто раздают едва знакомым людям дорогие вещи. Иногда они очень озлоблены и могут ответить агрессией на любое самое невинное замечание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|