Организация системы управления качеством издательской продукции на современном этапе
Системы контроля качества эволюционировали от контроля качества продукции к управлению качеством, от системы Тейлора (1905 г.) к стандартам серии ИСО (1980-е — 1990-е гг.). Как известно, в основе системы основоположника научной организации труда и менеджмента Ф. У. Тейлора (1856-1915) лежали разделение труда и максимальная рационализация движений. Система стандартов ИСО (ISO — International Organization Standartization — Международная организация стандартизации, учреждена в 1947 г., штаб-квартира в Женеве) была разработана в целях внедрения и обеспечения функционирования систем управления качеством. В частности, в основу системы стандартов ИСО 9000 (описывает основные положения систем управления качеством), 9001 (устанавливает требования к системе управления качеством, исходный посыл — результат является следствием выполнения требований потребителей), 9004 (содержит рекомендации по целям системы управления качеством) легли восемь основных принципов, которые с успехом могут применяться и в издательской практике: · ориентация на потребителя (поскольку любой производитель товаров и услуг зависит от потребителей, он должен понимать и оправдывать их ожидания); · лидерство руководителя (только руководитель может формировать и обеспечивать единство цели и направления деятельности организации); · вовлечение работников (через побуждение к участию в общей работе раскрываются и используются способности работников); · процессный подход (эффективность результата возрастает, если деятельностью и ресурсами управляют как единым процессом); · системный подход к управлению; · постоянное улучшение (это одна из целей любой организации); · принятие решений на основе фактов (эффективные решения основываются на анализе данных и информации);
· взаимовыгодные отношения с партнерами по рынку (взаимозависимость ведет к отношениям взаимной выгоды). В соответствии с этими принципами стандарты ИСО ориентированы на рыночные отношения, используют мировой опыт организации управления в разных отраслях, универсальны и могут быть применены для различных видов деятельности. Следует отметить также, что система управления качеством не может существовать автономно, в отрыве от стратегических целей издательства. Формированию системы управления качеством должен предшествовать выбор маркетинговой стратегии, в рамках которой должны быть исследованы потенциальные потребители, а также конкурентные преимущества продукции и самого издательства. Внедрение в редакционно-издательскую практику стандартов ИСО способно стимулировать в издательствах формирование систем управления качеством, которые учитывали бы двойственную природу книги, особенности издательской деятельности. Характерно, что сегодня возникают и корпоративные системы управления качеством, как, например, это уже произошло в американском автомобилестроении. В издательской практике внедрение систем управления качеством издательской продукции неизбежно будет сопровождаться проблемами, связанными со следующими моментами: · установлением взаимосвязи понятия «качество» с основными категориями книжного дела и определением качества книги как совокупности таких уровней ее характеристик, которые соответствуют запросам и ожиданиям потребителей; · соотнесением принципов управления качеством с теорией и практикой редакционно-издательской работы; · определением и описанием системообразующих параметров качества книги и определением тех ее показателей, которые необходимо учитывать при управлении качеством книги.
Действие стандартов издательского дела в процессе подготовки издания. Порой полагают, что с приходом в издательское дело новых электронных технологий, с перемещением практически всех допечатных процессов в издательство, корректура, которая всегда была основой процесса контроля качества изданий, утратила свое былое значение, если не изжила себя вовсе. Это абсолютно неверное заключение. Как известно, корректура есть исправление в корректурных и пробных оттисках ошибок и неисправностей, допущенных исполнителями при наборе и репродуцировании оригиналов или не замеченных автором и издательскими работниками при подготовке оригиналов, а также обновление материалов, устаревших за время подготовки издания. Конечно, для книг текстовых, без иллюстраций, качество изображения на пробном оттиске не столь важно, пробный оттиск здесь нужен скорее для того, чтобы убедиться в правильном воспроизведении материала. И в этом случае годится любой метод получения пробных оттисков, т. е. оттисков с пробной печатной формы для проверки качества репродукционных и формных процессов. Сюда же следует отнести оттиск с тиражной печатной формы, с которой печатается тираж книги, для контроля за печатным процессом. При оценке пробных оттисков их следует внимательно сличить с издательским оригиналом и при необходимости внести ясные и четкие пометки для внесения правки. Руководствоваться при этом надо ГОСТ 7.62-90 «Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования». На этом же этапе необходимо проверить соответствие материала принятому варианту оформления, правильность размещения заголовков, вступительной и заключительной частей и глав, поскольку именно здесь зачастую забывают оценить расположение элементов текста. Оттиски для книг с иллюстрациями требуют более внимательного рассмотрения, особенно это касается книг с цветными иллюстрациями. Для большинства книг с одноцветными иллюстрациями достаточно проверить пробные отпечатки иллюстраций после того, как они сверстаны вместе с текстом. Но при этом проверяется только наличие иллюстраций и их соответствие требуемым размерам. Для более детальной проверки качества используется пробопечатный станок.
Проба цветных иллюстраций может быть выполнена двумя основными способами: контактным копированием диапозитивов и получением ламинированных отпечатков или печатанием оттисков на пробной или тиражной машине. Первый из этих способов называется аналоговой цветопробой, а второй — печатной пробой. Отметим, что для иллюстрированных изданий высокого качества цветопроба (получение для контроля за качеством цветоделения многокрасочного изображения с цветоделенных фотоформ на каком-либо материале, например на пленке, имитирующей бумагу, или на дисплее компьютера) не используется, так как только пробная печать на тиражной бумаге может дать наиболее точное представление о качестве печати. Основные требования, которые необходимо учитывать при изготовлении цветных пробных оттисков, можно свести к следующим: · необходимо убедиться, что по всей ширине листа оттиска имеются шкалы контроля печатного процесса. Они используются для оценки оптической плотности, расширения точек, двоения характеристик баланса серого (три наложенные друг на друга краски) и т. д.; · необходимо убедиться, что представлено достаточное число шкальных оттисков используемых красок в различных их сочетаниях, в соответствии с пожеланиями типографии (нужный порядок наложения красок задает печатник); · при изготовлении пробных оттисков должна использоваться та же бумага, что и для изготовления тиража; · краски, используемые для пробных оттисков, должны быть теми же, что и для тиража; · необходимы одинаковые условия просмотра пробных оттисков, чтобы издатели и печатники однозначно понимали друг друга. Руководствоваться они должны требованиями стандартного освещения. Большинство расхождений между издательским оригиналом и пробным оттиском при цветной печати происходят оттого, что на стадии подготовки не учитываются различия между просмотром диапозитивов в проходящем свете и печатными цветными изображениями, рассматриваемыми в отраженном свете. Необходимо учитывать, что даже самые лучшие оттиски для глаза представляются с ограниченным уровнем контрастности и яркости.
В целом же, при оценке качества производственного процесса учитываются технологические, организационные, экономические, экологические и другие показатели. При этом необходимо произвести классификацию свойств производственного процесса, выявить степень влияния каждого из свойств на его обобщенные групповые показатели, установить приемлемый перечень показателей процесса и на этой основе определить сначала численное значение итогового показателя качества производственного процесса, а затем уровень качества всего оцениваемого производства. Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. По признаку отношения к свойствам продукции в числе показателей качества такие, как показатели назначения, надёжности, технологичности, эргономические, эстетические, стандартизации, патентно-правовые, экономические. Обратимся к их характеристике в отношении к издательской продукции, так как показатели качества издания имеют большое значение при обеспечении качества процесса. Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Для издательской продукции данные показатели оцениваются исходя из специфики целевого назначения того или иного издания, его нацеленности на определённую читательскую аудиторию. Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). В издательском деле этот показатель оценивается на основе характеристик полиграфического оформления издания, показателей качества бумаги, обоснования выбора того или иного материала для переплёта, обусловленность вида скрепления листов объёмом издания и проч. Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Для издательской продукции показатель технологичности оценивается на этапе подготовки издательского оригинала, который в зависимости от вида издания и принятой в издательстве организации работы может выглядеть по-разному. Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда». Этим обусловлены рекомендации по выбору форматов для книжных и журнальных изданий, особые требования к издательскому оформлению книжных изданий для детей и подростков, гигиенические требования к книжной продукции. Кроме того, так как книга, как информационно-коммуникативное средство, приобретает особую роль в условиях информатизации общества, то каждому потребителю информации должна быть обеспечена возможность ее быстрого, точного и полного получения.
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности; оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.). На важность эстетического показателя качества книги указывал А. Э. Мильчин, говоря об эстетике печатного текста: «Книга сама по себе — вещь древняя, и за долгие века её изготовления были обнаружены различные тонкости, позволяющие скрыть от читателя, что он читает, — хорошая книга является естественным продолжением жизни и служит единственным условием исполнения правила «человек есть то, что он читает». Хорошо изготовленную книгу можно сравнить с очень дорогим галстуком или с очень дорогой машиной — вещами, в которых качество не требует дополнительной демонстрации. В самом деле, верстальщик, по сути, изготавливает огромный массив незаметности. Подобно строителю, выполняющему основную работу ради того, чтобы ровное было ровным, тот, кто работает над формой текста, создаёт единство издания: читатель видит единый текст, а не набор напечатанных элементов». Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, патентно-правовые показатели имеют отношение к нормативно-правовой базе изготовления продукции в целом. Для сферы выпуска книжной продукции это стандарты Системы информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД), законы и подзаконные акты, постановления Правительства и инструкции. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. Задача издателя заключается в том, чтобы издать рентабельную книгу и получить доход от ее реализации. Повышению рентабельности книги в первую очередь должен способствовать квалифицированный учет издателем экономических показателей при её подготовке и тиражировании. При этом он должен знать, как обеспечить в книге сочетание духовного и материального.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|