Государственное регулирование (стандартизация) издательской деятельности в РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Система регулирования издательской деятельности включает государственное регулирование издательской деятельности и систему саморегулирования рынка. [5] Государственное регулирование издательской деятельности осуществляется по следующим направлениям: 1) регулирование взаимоотношений издательства с автором посредством принятия нормативных актов и организации системы их правоприменения; 2) введение стандартов книгоиздания; 3) прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции; 4) система государственных заказов издательской продукции. Государственное регулирование подразумевает нормативное закрепление отношений издательств с авторами. В области регулирования авторского права Российская Федерация опирается на международный опыт. Гражданский кодекс (ч. 4), который является основополагающим источником авторского права в РФ, содержит все ключевые положения Женевской конвенции об авторском праве (1952) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886). Система стандартизации в издательской деятельности решает проблемы взаимодействия и оптимизации взаимосвязей издательств, полиграфических предприятий, организаций книжной торговли и библиотек, а также является важным элементом в системе управления качеством издательской продукции. Деятельность в области стандартизации обеспечивает: • совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации в издательском и библиотечном деле; • унификацию классификации и кодирования печатной продукции; • единство понятийного и терминологического аппарата, применяемого субъектами издательского дела во взаимодействии с библиотеками и органами государственного управления всех уровней;
• сближение статуса отечественных и международных стандартов в сфере информационного обмена данными; • развитие информационных технологий. В России среди основных стандартов, применяемых в издательской деятельности, можно выделить следующие: ГОСТ Р 7.0.1-2003. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Р 7.0.3-2006. Издания. Основные виды. Термины и определения. ГОСТ Р 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ГОСТ Р 7.0.6-2008. Международный стандартный номер издания музыкального произведения. Издательское оформление и использование (ISMN). ГОСТ Р 7.0.7-2009. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление. ГОСТ Р 7.0.53-2007. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление (ISBN). ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.56-2002. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий (ISSN). ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. ГОСТ 7.76-1996. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.81-2002. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления.
ГОСТ 7.86-2004. Издания. Общие требования к издательской аннотации.
Прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции осуществляется через соответствующий орган исполнительной власти, т. е. через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, образованное 9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации № 314, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет свои полномочия в области издательской деятельности по следующим направлениям: 1) оказание на конкурсной основе государственной поддержки производства и распространения социально значимой продукции СМИ, создания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение; 2) участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области: печатных средств массовой информации, информационного обмена, распространения периодических печатных изданий, развития и поддержки печатных СМИ, книгоиздания и пропаганды чтения и книги; 3) проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации; анализ тиражей печатных средств массовой информации; 4) экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; 5) осуществление функции госзаказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов; 6) организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности, в области электронных средств массовой информации; 7) мониторинг состояния рынка печатных СМИ, включая его количественные, финансовые, рекламные и другие показатели, подготовка и публикация ежегодного аналитического доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати в... году. Состояние, проблемы и перспективы развития»;
8) предоставление субсидий за счет федерального бюджета в сфере электронных средств массовой информации. Роспечать оказывает поддержку определенным издательским организациям, выпускающим социально значимую издательскую продукцию, а также издательскому рынку в целом в рамках федеральных целевых программ. Система государственных заказов издательской продукции обеспечивает потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для осуществления их функций и полномочий, для исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных целевых программ. Государственный заказ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственные заказы размещаются на утвержденных Правительством РФ электронных торговых площадках путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Извещение об организации электронного аукциона, а также иная информация о ходе его проведения и результатах размещается непосредственно на электронных площадках. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют следующие преимущества: • небольшие сроки проведения процедур; • экономия бюджетных средств; • прозрачность и открытость процесса закупок; • конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы; • равные права всех поставщиков товаров; • возможность участия в торгах из любой точки мира;
• высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи; • доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок. В современных условиях экономического развития государство постепенно вытесняется из издательской деятельности. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям не оказывает существенного влияния на деятельность издательств. На издательском рынке действуют общественные организации, которые занимаются саморегулированием издательской деятельности, вырабатывают правила поведения и корпоративную этику для всех участников издательского рынка. Особое место в системе саморегулирования издательского рынка занимает некоммерческая профессиональная организация Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ), созданная по инициативе издателей 17 апреля 1990 г. АСКИ объединяет свыше двухсот издательских организаций различных форм собственности и является полномочным представителем РФ в Международной ассоциации издателей. Основным направлением деятельности АСКИ является защита общих прав и интересов российских книгоиздателей, координация их деятельности по созданию условий для развития и совершенствования отечественного книгоиздания. АСКИ представляет и отстаивает экономические, юридические, профессиональные и иные интересы членов Ассоциации в органах государственной власти, воздействует на общественное мнение, добиваясь принятия протекционистских законодательных актов и приведения российских законов в соответствие с международным правом. Правление АСКИ, членами которого являются руководители крупнейших издательств страны, постоянно ищет новые формы сотрудничества с издательствами, направленные на совершенствование условий их деятельности. С 1991 г. в рамках АСКИ проводится ежегодный, пользующийся авторитетом среди издателей конкурс «Лучшие книги года», основная цель которого — популяризация, сохранение и развитие отечественной культуры книгоиздания, поддержка новаторских творческих идей издательских коллективов. В рамках конкурса, наряду с премиями АСКИ, присуждаются премии Комитетов Госдумы, Союза журналистов России, Российского книжного союза, Министерства обороны, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского профсоюза работников культуры, ЮНЕСКО, Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок, Российской книжной палаты и др. Еще одним важным элементом саморегулирования книжного рынка является Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР). В рамках своей деятельности по регулированию издательского рынка АСКР осуществляет:
1) защиту прав и интересов книготорговых организаций; 2) формирование корпоративной среды издателей и распространителей книжной продукции; 3) сотрудничество с книготорговыми организациями и издательствами стран СНГ в области книгообмена; 4) развитие отношений с другими саморегуляторами издательского рынка; 5) распространение эффективных технологий и новых методов работы в книгораспространении, изучение и обобщение современных форм функционирования книжного рынка. Особое место в саморегулировании издательского рынка занимает Межрегиональная ассоциация независимых полиграфистов (МАП), в состав которой входят около ста крупнейших полиграфических организаций, а также региональные объединения полиграфистов из более чем пятидесяти регионов РФ. Свою деятельность МАП строит в соответствии с учетом складывающейся на рынке полиграфических работ ситуации. С позиции коллективного органа МАП отстаивает интересы полиграфистов в органах законодательной и исполнительной власти. Основными задачами МАП являются реализация мер по повышению конкурентоспособности отечественных полиграфических предприятий, проведение информационно-рекламных кампаний среди потенциальных заказчиков, выработка корпоративных решений, в том числе по ценовой политике, содействие предприятиям в привлечении инвестиций и в реализации прогрессивной технической политики, подготовка и повышение квалификации кадров. МАП оказывает содействие предприятиям в решении вопросов диверсификации производства, структурных преобразований, акционирования и приватизации, систематически проводит форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы и «круглые столы» по актуальным проблемам развития издательско-полиграфической деятельности. МАП является также основным организатором международных полиграфических выставок в Москве: «ПолиграфИнтер», «DigiPrintMedia», «ПолиграфТех».
Заключение Стоит отметить, что в настоящее время качество издательского процесса представляет собой разветвленную проблему, включающую анализ качественного уровня деятельности на всех этапах технологического процесса книгоиздания. Особенно много вопросов касается полиграфического исполнения. Сюда же можно отнести низкий уровень редакторской и корректорской работы, нарушения стандартов, правил оформления выходных сведений, соблюдение установленного порядка рассылки обязательных экземпляров, ввод информационных сведений об издательской продукции в международный справочно-информационный фонд. Все это можно отнести к культуре издания и, в конечном счете, к качеству процесса. Соответствие принципам теории всеобщего управления качеством — это основная задача для современного издательства. Существующие нормативно-правовые документы, нуждающиеся в дальнейшем совершенствовании, могут стать необходимым регулятором качества издательской деятельности. При этом следует учитывать, что качество — это категория, прежде всего, нравственная, поэтому главным в оценке издательского процесса является морально-этический уровень сотрудников, который составляет основу характера. Опыт подтверждает, что нормативные документы могут быть превосходно оформлены, но исполнители их могут не изучить. В условиях рынка и конкуренции достижение высокого качества продукции в организации — это ее имидж, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивости финансового положения организации.
Список литературы 1. Далада Е. В. Управление современным издательским процессом: конспект лекций / Е. В. Далада; Моск. гос. ун-т печати. — Москва: Изд-во МГУП, 2008. — 154 с. 2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. — Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2018. — 88 с. 3. Кузнецов, Б. А. Экономика и организация издательской деятельности: книгоиздание: учебное пособие / Кузнецов Б. А. — 2-е издание, перераб. и доп. — Москва: Университетская книга: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 358. — (Artifex. Издательское дело). 4. Ланшаков В. Л., Ланшакова Н. В., Шалай В. В. Обеспечение качества издательского процесса // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 9. — С. 103-105. — 5. Управление издательской деятельностью: учебное пособие / В. Б. Лукин, В. В. Атаман, Н. А. Панова, Н. С. Зюков; под общ. ред. В. Б. Лукина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати им. И. Федорова. — Москва: МГУП, 2012. — 253 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|