д) Развитие кинематографа, театрального и музыкального искусства
В 1920-х гг. одну из главных ролей в просвещении и воспитании широких народных масс стал играть советский кинематограф, поскольку в одной из бесед с А. В. Луначарским, состоявшейся в феврале 1922 г., В. И. Ленин прямо заявил наркому: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В разгар Гражданской войны, в 1919 г. декретом СНК РСФСР вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность были национализированы и переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, где был создан Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), который возглавил старый большевик, бывший секретарь Государственной комиссии по просвещению Д. И. Лещенко.
Именно тогда начался выпуск первых игровых агитфильмов, сыгравших важную роль в становлении советского революционного кино: «Уплотнение» (А. П. Пантелеев), «Восстание» (М. А. Разумный), «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (Н. Ф. Преображенский), «За красное знамя» (В. П. Касьянов), «На красном фронте» (Л. В. Кулешов) и другие. Всего же за годы Гражданской войны советские кинематографисты выпустили более 50 таких «агиток». Одновременно по прямому указанию ВФКО был осуществлен и ряд экранизаций произведений известных русских классиков, в частности «Герасим и Муму» (Ч. Г. Сабинский), «Три портрета», (А. В. Ивановский), «Сорока-воровка» (А. А. Санин), «Мать» (М. А. Разумный) и другие. А в 1921 г. из наиболее удачных фронтовых съемок режиссер Д. А. Вертов (Кауфман) смонтировал полнометражный документальный фильм «История Гражданской войны».
Для подготовки творческих кадров советской киноиндустрии в сентябре 1919 г. была основана Первая государственная киношкола, позднее преобразованная в знаменитый ВГИК, которую возглавил один из пионеров русского кинематографа В. Р. Гардин (Благонравов), поставивший со своими учениками такие фильмы, как «Серп и молот» (1921) и «Призрак бродит по Европе» (1922), знаменовавшие собой переход от простых «агиток» к полнометражным художественным фильмам революционной тематики.
В 1922 г. постановлением СНК РСФСР было создано «Госкино» («Совкино»), которому от ВФКО перешла вся монополия на производство и прокат всех кинокартин. Под руководством нового главы этой государственной структуры, родоначальника русского кинематографа А. А. Ханжонкова, были созданы две первых советских кинофабрики «Госкино» («Мосфильм») (1923) и «Межрабпом-Русь» (1924), где работали многие выдающиеся мастера первых поколений советских режиссеров — В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Ф. М. Эрмлер, С. М. Эйзенштейн и актеров великого «немого кино» — Н. К. Симонов, Н. П. Баталов, М. И. Жаров, Ф. М. Никитин, И. В. Ильинский, О. П. Жаков, В. П. Фогель, В. П. Марецкая, О. Н. Жизнева и другие.
Одновременно под руководством Дзиги Аркадьевича Вертова группа так называемых «киноков» в составе М. А. Кауфмана, И. П. Копалина, И. И. Белякова, А. Г. Лемберга, Е. И. Свиловой и других, разработавшая под влиянием «ЛЕФа» теорию «киноглаза» и «жизни врасплох», стала выпускать тематические киножурналы «Кинонеделя» (1922; 1925) и «Киноправда» (1922; 1928), в которых были представлены многие документальные картины, в частности «Ленинская киноправда» (1924), «В сердце крестьянина Ленин жив» (1925), «Шагай, Совет! » (1926), «Шестая часть мира» (1926), «Падение династии Романовых» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), «Турксиб» (1929) и другие.
Значительный вклад в развитие советского кино внес режиссер Лев Владимирович Кулешов и руководимая им мастерская при Первой киношколе, который выдвинув теорию «натурщика» — всесторонне тренированного актера, создал целый ряд новаторских работ, в частности кинофильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925) и «По закону» (1926). В его актерской мастерской начинали свой путь и два крупнейших советских режиссера — Всеволод Илларионович Пудовкин и Борис Васильевич Барнет. Первый в те годы создал такие наполненные революционным пафосом картины, как «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929), а второй — «Мисс Менд» (1926), «Девушка с коробкой» (1927), «Москва в Октябре» (1927) и «Дом на Трубной» (1928).
Крупнейшим советским режиссером первых лет советской власти был и Сергей Михайлович Эйзенштейн, который в те переломные годы создал первые свои фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа, — «Стачка» (1924), «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927), где предпринял первую попытку создать на экране художественный образ В. И. Ленина.
Очень популярным режиссером тех далеких лет был и Яков Александрович Протазанов, который после своего фантастического фильма «Аэлита» (1924) поставил ряд знаменитых комедийных кинокартин — «Закройщик из Торжка» (1925), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Процесс о трёх миллионах» (1926) и «Праздник Святого Иоргена» (1930).
Кроме того, по произведениям русских и советских классиков, в частности рассказам А. П. Чехова, Л. Н. Андреева и Б. А. Лавренёва, он поставил кинофильмы «Человек из ресторана» (1927), «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) и «Чины и люди» (1929).
К творческой манере Я. А. Протазанова примыкали и другие режиссеры, успешно работавшие в жанрах историко-революционного и комедийного кинематографа: И. Н. Перестиани («Красные дьяволята», 1923), Ю. А. Желябужский («Папиросница от Моссельпрома», 1924; «Коллежский регистратор», 1925), К. В. Эггерт («Медвежья свадьба», 1926; «Ледяной дом», 1928; «Хромой барин», 1929), Ю. Я. Райзман («Каторга», 1928) и О. И. Преображенская («Каштанка», 1926; «Бабы рязанские», 1927; «Тихий Дон», 1931).
Одновременно с московскими студиями стала работать ленинградская студия «Севзапкино» (1922), где в первые годы советской власти творили многие режиссеры старшего поколения: А. П. Пантелеев («Чудотворец», 1922), А. В. Ивановский («Дворец и крепость», 1924; «Степан Халтурин», 1925; «Декабристы», 1926; «Сын рыбака», 1929), В. Р. Гардин («Крест и маузер», 1925; «Поэт и царь», 1927), В. К. Висковский («Красные партизаны», 1924; «Девятое января», 1925), Ч. Г. Сабинский («Катерина Измайлова», 1926; «Пурга» 1927) и другие. Как и в Москве, наряду с признанными мастерами раннего кинематографа работали и молодые режиссеры-новаторы, которые стремились радикально обновить поэтику «немого» кино, постоянно занимаясь формальным экспериментаторством.
В 1922 г. появляется манифест Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС) — театра-студии, организованной режиссерами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом, чья первая постановка «Похождения Октябрины» (1924), задуманная как эксцентрическая «агиткомедия-шарж», ярко продемонстрировала весь набор новых кинематографических приемов.
В том же году открылась актерская мастерская ФЭКС, воспитавшая целую плеяду выдающихся актеров «немого кино»: С. А. Герасимова, Е. А. Кузьмину, Я. Б. Жеймо, П. С. Соболевского, О. П. Жакова, С. З. Магарилл и других.
Вскоре ранние эксцентрические увлечения Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга уступили место стилизаторству («Шинель» 1926) и историко-революционной теме («Новый Вавилон» 1929), в которых четко наметилось их стремление к большому реалистическому искусству.
В 1920-е гг. начинали свой творческий путь и многие другие режиссеры, в частности: С. И. Юткевич, поставивший первые экспериментальные фильмы «Кружева» (1928) и «Черный парус» (1929), Ф. М. Эрмлер, снявший кинокартины «Катька-Бумажный ранет» (1926), «Парижский сапожник» (1928) и «Обломок империи» (1929), А. М. Роом, создавший историко-революционные фильмы «Предатель» (1926), «Бухта смерти» (1926) и «Третья Мещанская» (1927), И. А. Пырьев, который снял две самых первых своих картины «Посторонняя женщина» (1929) и «Государственный чиновник» (1930), и молодые режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц, поставившие первый свой фильм «Ветер в лицо» (1930).
В 1925 г. под председательством главы ОГПУ и председателя ВСНХ СССР, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Ф. Э. Дзержинского стало функционировать Общество друзей советского кино (ОДСК), а все киноработники объединились в Ассоциацию революционной кинематографии (АРК), которая стала активно направлять творческий потенциал всех кинофабрик страны на пропаганду идей строительства социализма в СССР.
Не случайно Первое всесоюзное партийное совещание по вопросам кино, созванное Агитпропом ЦК ВКП(б) в марте 1928 г., прямо отметило, что «начав с картин на историко-революционные и историко-литературные темы, советская кинематография все решительнее переходит к современной советской тематике, к освещению и анализированию актуальных вопросов советского быта и социалистического строительства». Этой же цели должны были служить не только сотни новых кинокартин, но и печатные издания АРК и Наркомпроса РСФСР — еженедельная газета «Кино» (1925& 1941) и ежемесячные журналы «Киножурнал АРК» (1925& 1927) и «Кино и культура» (1929& 1931). Усиления «плановых начал» и создания «боевого органа» по управлению советским киноискусством, призванного «проводить твердую идеологическую диктатуру на всех фронтах социалистического строительства», потребовали сами кинорежиссеры — Г. А. Александров, С. М. Эйзенштейн, В. Н. Пудовкин, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, А. М. Роом, С. И. Юткевич и А. Д. Попов, которые в марте 1928 г. направили в ЦК ВКП(б) и Наркомпрос РСФСР знаменитое «Письмо восьми».
В первое десятилетие советской власти аналогичное внимание со стороны партийно-государственных структур уделялось и всем крупнейшим театральным коллективам страны, особенно в Москве и Ленинграде, где наряду с легендарными театральными труппами Малого театра, Александринки и МХАТа, удостоенных в 1920 г. звания «академических», возникли новые труппы Большого драматического театра в Ленинграде (1919), Театра имени Е. Б. Вахтангова (1921), Театра сатиры (1924), Передвижного театра драмы и комедии (1925) и Театра рабочей молодежи (ТРАМ) (1927) в Москве.
Большим успехом у советских зрителей пользовались многие театральные постановки, в том числе «Любовь Яровая» К. А. Тренева и «Дни Турбиных» М. А. Булгакова в Малом театре (1926), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926), «Разлом» Б. А. Лавренева в Театре имени Е. Б. Вахтангова (1927), «Броненосец 14–69» Вс. В. Иванова во МХАТе (1927) и другие. Прочное место в репертуаре многих театров занимала и традиционная русская классика, в частности, пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. М. Горького и других выдающихся мастеров слова.
В эти годы наряду с признанными мастерами театра —К. А. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели и молодые режиссеры, в частности, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд и А. Я. Таиров.
А на сценах двух ведущих столичных театров — Малого и МХАТ блистали такие крупные артисты, как В. И. Качалов, И. М. Москвин, В. Н. Пашенная, Н. П. Хмелев, Б. В. Щукин, Н. П. Баталов, Е. Н. Гоголева, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, А. К. Тарасова, М. М. Яншин и многие другие.
В 1920-х гг. крупные симфонические произведения создали композиторы Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович и другие. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, Д. Я. Покрасс, В. Я. Шебалин и другие молодые композиторы.
Пианист Л. Н. Оборин занял первое место на Международном конкурсе имени Ф. Шопена (1927). Среди оперных вокалистов выделялись такие гении русской певческой школы, как Д. М. Михайлов, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, А. В. Нежданова, М. П. Максакова, В. В. Барсова и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|