Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) Развитие советской литературы




 

Переломная эпоха в многовековой истории нашей страны оказалась очень бурной и для всей ее литературно-художественной жизни. Высшее политическое руководство на первых порах еще как-то сдерживало постоянно растущее стремление к полному диктату в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что в ближайшее время все писатели, художники, композиторы и театральные работники будут в состоянии выработать оптимальные формы социалистического искусства.

 

 Однако уже в конце 1920 г. ЦК РКП (б) направил на места письмо                                      «О пролеткультах», в котором выразил большую озабоченность особыми претензиями Союза пролетарских культурно-просветительных и литературно-художественных организаций на выработку и утверждение в советском обществе особой пролетарской культуры, отрицавшей всю культурную традицию страны прошлых столетий.  

 

В этом письме ЦК РКП(б) специально разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически неверного и практически вредного».

Основной вред этого Союза усматривался в том, что под видом «пролетарской культуры» всему советскому обществу активно прививались самые нелепые и откровенно извращенные вкусы, буржуазные философские системы и антинаучные выдумки.

 

Однако пролеткультовские идеи оказались очень живучи в интеллигентской среде и содержались в программах многих творческих объединений и союзов, возникших в 1920-х гг., в частности:

 

• Литературной группы «Кузница» (1920; 1932), созданной известными московскими поэтами В. В. Казиным, М. П. ГерасимовымВ. Д. Александровским, С. А. Обрадовичем, С. А. Родовым и другими, вышедшими из состава Пролеткульта.

 

Эта довольно влиятельная литературная группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направлениям и школам — символизму, футуризму и имажинизму.

 

 Кроме того, участники «Кузницы» в своих манифестах объявляли примат классовой, пролетарской литературы, отход в поэзии от «буржуазного» содержания, сжатого формальными рамками стиха, и призывали к точному выражению пролетарского духа.

 

При этом они категорически не признавали руководство развитием культуры со стороны партии большевиков и отвергали НЭП, объявляя новый политический курс РКП(б) изменой принципам мировой пролетарской революции.

 

• Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) (1920; 1931), в состав правления которой были избраны ряд видных членов «Кузницы» —                     В. Д. Александровский, П. А. Арский, М. П. Герасимов, А. М. Волков и другие, а центральным органом этой организации стал журнал «Кузница», который начал издаваться в 1921 г.

 

Вместе с тем на «литературном фронте» молодой советской республики существовали и другие влиятельные писательские группировки, в частности:

 

 

• Литературная группа «Серапионовы братья» (1921; 1929), основанная в Петрограде влиятельной группой известных писателей северной столицы                    И. А. Груздевым, М. М. Зощенко, В. В. Ивановым, В. П. Кавериным,                           К. А. Фединым, М. Л. Слонимским, Л. Н. Лунцем, Е. Г. Полонской, Н. А. Тихоновым и Н. Н. Никитиным, и названная так по одноименному сборнику новелл известного немецкого писателя-романтика Э. Гофмана.

 

• Литературная группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922; 1925), ядро которой тоже составили писатели, вышедшие из «Кузницы» —  А. Г. Малышкин, А. Я. Дорогойченко, С. А. Родов, Ю. Н. Либединский, А. И. Тарасов-Родионов, Ф. А. Березовский и Д. А. Фурманов. В 1923 г. вместе с литературными группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» она влилась в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП), центральным печатным органом которой стал журнал «Октябрь».

 

• Литературная группа «Молодая гвардия» (1922; 1925), участниками которой стали молодые поэты и писатели А. И. Безыменский, А. А. Жаров, М. А. Светлов, М. С. Голодный, И. И. Молчанов, А. А. Исбах, И. И. Доронин,  В. А. Герасимова и другие.

 

В этой же литературной группе начинал свою творческую деятельность и молодой донской писатель М. А. Шолохов.

 

• «Левый фронт искусств» (1922; 1929), созданный в Москве известным советским поэтом В. В. Маяковским. В состав этой организации входили видные поэты Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и Б. Л. Пастернак, известные художники А. М. Родченко и В. Е. Татлин, а также теоретики искусства                         Б. И. Арватов, О. М. Брик, С. В. Третьяков, Н. Ф. Чужак,  В. Б. Шкловский и другие.

 

Эта влиятельная организация издавала и свои журналы «ЛЕФ» (1923; 1925), «Новый ЛЕФ» (1927; 1928) и «РЕФ» (1928; 1929).

• Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП) (1923; 1932) была основана группой «Октябрь», в которую позднее вошли группы «Молодая гвардия», «Рабочая весна» и «Варганка». Члены МАПП, в руководство которой входили А. И. Безыменский, А. Я. Дорогойченко, В. Ф. Плетнев,                                          А. С. Серафимович, С. А. Родов и А. В. Соколов, придерживались наиболее радикальных классовых позиций в области литературы. Одной из главных целей этой ассоциации была борьба против группы «Кузница» и находившегося под ее влиянием объединения ВАПП. В апреле 1924 г. МАПП удалось захватить контроль над ВАПП и перестроить ее в своем духе.

 

С этого времени МАПП стал московской секцией ВАПП (РАПП), и вместе с этим объединением исчез после известного партийного постановления ЦК ВКП(б)               «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 г. Основными печатными органами МАПП были журналы «На посту» и «Октябрь».

 

• Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) (1923; 1930) — особое поэтическое течение, основанное К. Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и                       А. Н. Чичериным, в состав которого чуть позже вошли Б. Н. Агапов, Н. А. Адуев, Э. Г. Багрицкий, Е. И. Габрилович, В. М. Инбер, В. А. Луговской, Н. Н. Ушаков и другие молодые советские поэты.

 

• Литературная группа «Перевал» (1923; 1932), которая возникла при журнале «Красная новь», главным редактором которого был А. К. Воронский. Активными участниками этой группы были видные поэты и писатели разных поколений — А. И. Веселый, М. А. Светлов, М. С. Голодный, И. И. Катаев, Э. Г. Багрицкий,                    Н. Г. Огнев, М. М. Пришвин, А. Г. Малышкин, А. А. Караваева, Я. М. Алтаузен и другие, которые активно выступали против сектантства, левачества и жесткого администрирования рапповцев, рационализма и формализма лефовцев и конструктивистов, за сохранение преемственной связи советской литературы с лучшими традициями русской и мировой литературы.

 

• Всесоюзная ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) (1925; 1932), которая была создана в Москве на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Первоначально в правление этой ассоциации входили Д. Бедный, И. В. Вардин, Г. Г. Лелевич, С. А. Родов и другие.

 

 Однако уже в июне 1925 г. после выхода резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», поддержавшей идею о свободном соревновании различных художественных направлений и школ, в руководстве ВАПП произошел раскол. Одна группа во главе с И. В. Вардиным, Г. Г. Лелевичем и С. А. Родовым осталась на прежних, крайне русофобских и левосектантских позициях, однако большинство членов ВАПП во главе с                  Л. Л. Авербахом, Б. М. Волиным, В. М. Киршоном, Ю. Н. Либединским и                   Д. А. Фурмановым приняли установки резолюции ЦК РКП(б).

 

 Вскоре к ним присоединились А. А. Фадеев, А. П. Селивановский,                           В. В. Ермилов, В. А. Сутырин и ряд других писателей, а новый критический журнал ВАПП «На литературном посту» отмежевался от нигилистического отношения к культурному наследию прошлого, призвав советских писателей опираться в своем творчестве на лучшие традиции русской литературы эпохи критического реализма.

 

• Особое место в развитии советской литературы того периода занимала литературная группа «Имажинистов» (1919; 1924), представители которой всегда декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства.

 

 Особую позицию в самой этой группе, куда входили А. Б. Мариенгоф,                              В. Г. Шершеневич, И. В. Грузинов, А. Б. Кусиков и другие, занимал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин (1895; 1925), утверждавший необходимость самой тесной связи советской поэзии с естественной образностью русского языка.

 

По мнению многих современных авторов (В. Казак, Е. Громов), в советской литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый «левый фланг искусства», искавший новые формы в эстетике искусства, и условно «правый фланг», который вел свои поиски в русле традиционного реалистического искусства.

 

Активными борцами за «новую литературу», создаваемую силами пролетарских писателей, были ассоциации ВАПП, МАПП и РАПП и их журналы «На посту» (1923; 1925) и «На литературном посту» (1926; 1932).

 

Литературно-художественные силы тех лет делились в самих журналах на три лагеря — пролетарских и крестьянских писателей и их «попутчиков».

 

«Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы и, выступая от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике разного рода «попутчиков», к которым относили и В. В. Маяковского, и                            А. М. Горького, и С. А. Есенина, и А. Н. Толстого, и Л. М. Леонова и других выдающихся русских писателей и поэтов.

 

 Как справедливо отметили ряд современных авторов (О. Платонов, А. Вдовин), перманентно враждовавшие между собой РАПП, ВАПП и «ЛЕФ» всегда единым фронтом выступали с откровенно русофобских позиций, а многие руководители этих группировок, прежде всего, А. А. Безыменский, Л. Л. Авербах,                                    И. М. Беспалов, А. И. Зонин, М. С. Гельфанд, Вс. В. Вишневский, Г. Е. Горбачев, А. Д. Камегулов и Н. Г. Свирин, «прославились» классическими русофобскими произведениями.

 

Более того, уже в начале 1920-х гг. сформировалась целая когорта «пролетарских» критиков и литераторов — Н. И. Бухарин, А. А. Безыменский, Б. А. Розенфельд, Л. Л. Авербах, Б. Я. Бухштаб, А. Г. Горнфельд, П. С. Коган,       С. Д. Дрейден, И. С. Гроссман-Рощин, В. В. Ермилов, К. Л. Зелинский,                         А. З. Лежнев, Г. Г. Лелевич, И. М. Машбиц-Веров, М. А. Ольшевец,                            А. П. Селивановский, Д. Л. Тальников Н. Ф. Насимович-Чужак и  Ю. И. Юзовский, готовых беспощадно травить и поливать помоями любое проявление самобытного русского таланта.

 

Свою откровенную русофобию и нигилизм они прикрывали разного рода ярлыками и лозунгами типа борьбы против «кулацкой литературы», «кумачовой халтуры», «буржуазного индивидуализма» и т. д. Практически любое значительное произведение М. М. Пришвина, А. Н. Толстого, В. Я. Шишкова, М. А. Шолохова, Н. С. Сергеева-Ценского, П. С. Романова, Н. А. Заболоцкого,         А. П. Платонова, М. А. Булгакова и других талантливых русских писателей и поэтов подвергалось постоянной травле не только в рапповских журналах                       «На литературном посту», «Октябрь» или «Молодая гвардия», но и в таких журналах, как «ЛЕФ», «Красная новь», «Новый мир» и «Звезда».

 

Очень характерным в этом отношении стали откровенно русофобские книжонки «любимца всей партии» тов. Н. И. Бухарина «Злые заметки» (1927), партийного публициста И. Д. Беляева «Подлинный Есенин: социально-психологический этюд» (1927) и литератора Г. А. Медынского (Покровского) «Есенин — есенинщина — религия» (1929).

 

Несколько отличную позицию занимал «переваловский» журнал «Красная новь», в котором публиковались самые яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального статуса их авторов, литературные произведения.

 

 Эту линию журнала всячески поддерживал сам Л. Д. Троцкий, опубликовавший в 1923 г. свою знаменитую работу «Литература и революция».

 

Главный редактор этого журнала А. К. Воронский, будучи видным троцкистом, все же выступал за приоритет эстетических критериев над политическими и разумно полагал, что «пролетарское течение в литературе» не должно пользоваться привилегиями.

 

Однако эта линия журнала вскоре была прервана, в том числе и по причине поражения «объединенной оппозиции» в борьбе за власть.

 

Конечно, резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» осуждала крайности «напостовской» линии в советской литературе и призывала эту публику более бережно относиться к так называемым «попутчикам», однако в целом эта резолюция все же содержала активную поддержку именно пролетарским литературно-художественным силам.

 

Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе так и не произошло.

 

 Более того, в 1927 г. сторонники РАПП добились отстранения А. К. Воронского от руководства «Красной новью» за его непримиримое отстаивание реализма и классических традиций, а позднее, в 1928; 1930 гг., обрушились на «марксистскую школу» профессора В. Ф. Переверзева, в результате термин «переверзевщина», рожденный в ходе этой «дискуссии», превратился в идеологический ярлык.

 

Весной 1928 г. состоялся Первый съезд советских писателей СССР, на котором было создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей — ВОАПП во главе с Л. Л. Авербахом, П. М. Керженцевым и А. А. Фадеевым, в результате чего рапповцы существенно расширили свое влияние не только в литературном, но и в общественно-политическом процессе.

 

Но, тем не менее, в результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 1920-х гг. были созданы выдающиеся произведения советской литературы, вошедшие в золотой фонд всей отечественной культуры.

 

В эти годы были посмертно опубликованы мемуары В. Г. Короленко «История моего современника» (1922), А. Н. Толстой написал свои знаменитые романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928), М. В. Вересаев создал роман                 «В тупике» (1922) и биографическую хронику «Пушкин в жизни» (1927),                     С. А. Есенин написал лучшие свои стихотворения («Отговорила роща золотая», «Письмо к матери», «Не жалею, не зову, не плачу») и такие поэтические шедевры, как поэмы «Анна Снегина» (1925) и «Черный человек» (1925), а А. М. Горький, проведший большую часть 1920-х гг. за границей, написал «Мои университеты» (1923) и «Дело Артамоновых» (1925).

 

В этот же период было создано немало сочинений, отразивших переломную эпоху в истории страны. Например, эпоха Гражданской войны очень ярко была отражена в романах Д. А. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925),                    А. С. Серафимовича «Железный поток» (1924), И. Э. Бабеля «Конармия» (1926), А. А. Фадеева «Разгром» (1926), М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1927) и                       М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928). А тема восстановления народного хозяйства страны нашла свой отклик в таких произведениях, как знаменитые романы Ф. В. Гладкова «Цемент» (1925) и Л. Н. Сейфулиной «Виринея» (1924). В те же годы широкое признание у публики получили романы К. А. Федина «Города и годы» (1924), Ю. Н. Тынянова «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), В. А. Каверина «Девять десятых судьбы» (1925) и О. Д. Форш «Одеты камнем» (1925).

 

Достаточно критическое отношение ряда видных писателей к советской действительности было ярко выражено в антиутопии Е. А. Замятина «Мы» (1924), в произведениях М. А. Булгакова «Роковые яйца» (1925) и «Дьяволиада» (1925), в знаменитом романе И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев» (1927), в повести Б. А. Пильняка «Повесть непогашенной луны» (1927) и других.

 

Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество           С. А Есенина и В. В. Маяковского, расцвет которого пришелся на 1920-е гг.

 

Тогда же в полный голос заявили о себе такие видные советские поэты, как                  Н. Н. Асеев, Э. Г. Багрицкий, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, Н. А. Тихонов, МА. Светлов и А. А. Сурков и родоначальники советской детской литературы Б. С. Житков, С. Я. Маршак и К. И. Чуковский.

 

Русская деревня в 1920-е гг. также приобрела новых оригинальных художников. Наряду с такими признанными талантами, как С. А. Есенин, Н. А. Клюев,                           С. А Клычков, П. А. Карлов и А. В. Ширяевец, еще в 1914–1915 гг. составивших группу «Новокрестьянских поэтов», певцами крестьянской России и выразителями ее чаяний и надежд стали такие литераторы, как П. Н. Васильев, А. А Ганин, И. В. Грузинов, Г. Д. Деев-Хомяковский, И. А. Дорошин,                           П. Д. Дружинин, А. А. Жаров, М. В. Исаковский, И. И. Молчанов, В. Ф. Наседкин, П. В. Орешин, А. А. Прокофьев и П. А. Родимов.

 

 По мнению многих современных литературоведов, отличительной особенностью советской крестьянской поэзии той эпохи была ее сдержанность по отношению к пафосу их современности и грандиозным планам переустройства советского общества на социалистических началах.

 

В 1920-х гг. началась настоящая травля многих русских поэтов, которая носила вполне организованный характер и координировалась видными членами правящей партийной верхушки, в частности Н. И. Бухариным, К. Б. Радеком,               Л. С. Сосновским и Я. С. Аграновым.

 

Именно тогда начинается разнузданная кампания клеветы на С. А Есенина и ряд близких ему поэтов — А. А. Ганина, П. В. Орешина, С. А. Клычкова и других, а органы ОГПУ фабрикуют дело об их антисемитизме.

 

 В результате затравленный большевистскими вождями, поставленный в невыносимые условия существования, великий русский поэт погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия его «самоубийства» сейчас отрицается многими исследователями, в том числе писателем И. В. Лысцовым, автором известной книги «Убийство Есенина» (1992).

 

В 1924 г. в органах ОГПУ под руководством Г. Г. Ягоды и Я. С. Агранова фабрикуется очередное грязное дело «Ордена русских фашистов», по которому во внесудебном порядке были расстреляны несколько молодых русских поэтов — А. А. Ганин, П. Н. Чекрыгин, Н. Н. Чекрыгин, В. И. Дворяшин и В. М. Галанов, которых абсолютно бездоказательно обвинили в несуществующем преступлении против большевистского режима — «замышлении произвести террор над членами советского правительства».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...