Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Культура русского зарубежья




 

Выдающийся вклад в отечественную культуру внесли и многие представители «русского зарубежья».

Само это понятие возникло и оформилось в начале 1920-х гг., когда Россию покинули около двух миллионов человек, в основном представители русской родовой аристократии и столбового дворянства, имперской государственной и политической элиты, русского офицерства, национальной науки и культуры.

 

Основными центрами «новой русской колонизации» стали Берлин, Белград, София, Прага, Париж, Стамбул и Харбин, где общины русских эмигрантов создали «Россию в миниатюре», сохранив лучшие черты русского быта, традиций и культуры.

 

Здесь выходили русские газеты и журналы, были открыты собственные школы, пансионы и университеты, действовали приходы Русской православной церкви и т. д.

Однако в целом положение русских эмигрантов на чужбине было по-настоящему трагическим, поскольку многие из них не только потеряли свою родину, но и разлучились с семьями, утратили прежний социальный статус и надежду возвращения на родину.

 

Боль нестерпимой ностальгии сопровождались бытовой неустроенностью и тяжелым физическим трудом многих эмигрантов, которые пополнили ряды европейского пролетариата и обслуги.

 

В период «окаянных дней» Россию покинули многие видные представители научной и творческой элиты страны, в частности писатели, поэты и публицисты И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, И. С. Шмелев, Д. С. Мережковский,            С. М. Черный, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаева,  В. Ф. Ходасевич, К. Д. Бальмонт,                              Г. В. Иванов и А. Т. Аверченко; музыканты, композиторы и актеры —                                 С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин,                                  Н. В. Плевицкая, А. П. Павлова, И. И. Мозжухин, М. П. Чехов, В. В. Нижинский, А. Т. Гречанинов и С. М. Лифарь; живописцы К. А. Коровин, В. В. Кандинский, Н. Н. Рерих, М. Ф. Ларионов, Ф. А. Малявин и З. Н. Серебрякова; крупные философы И. Л. Ильин, Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, С. Н. Булгаков,                                    Н. П. Лосский, С. Л. Франк и Б. П. Вышеславцев; юристы Н. А. Алексеева,                        П. И. Новгородцева и П. П. Тройский; богословы митрополит Антоний                             (А. П. Храповицкий) и В. Н. Ильин; известные историки Н. П. Кондаков,                                         Р. Ю. Виппер, Г. В. Вернадский, М. А. Ростовцев, П. М. Бицилли, П. Н. Милюков, С. П. Мельгунов и А. Л. Лампе; лингвисты И. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон; социолог П. Л. Сорокин; геополитик П. Н. Савицкий; экономист В. В. Леонтьев; изобретатели В. К. Зворыкин, И. И. Сикорский и С. П. Тимошенко и многие другие.

 

Ряд крупных представителей русской эмиграции быстро пережили тяжесть расставания с Отечеством и органично влились в общекультурный европейских процесс, не утратив духовной связи с родиной.

 

 Раньше всех к новым обстоятельствам приспособились русские писатели и, по оценкам многих мемуаристов и современных ученых (Г. Струве,                                             П. Ковалевский, В. Агеносов, Т. Скрябина), примерно с 1927 г. начинается расцвет русской зарубежной литературы и на русском языке создаются новые великие книги.

 

В литературе «русского зарубежья» традиционно выделяют два поколения писателей и поэтов. К старшему поколению, по словам Д. С. Мережковского, «пребывавшего не в изгнанье, а в посланье», традиционно относят                              И. А. Бунина, И. С. Шмелева, А. М. Ремизова, А. И. Куприна, З. Н. Гиппиус,                  Д. С. Мережковского, М. Л. Осоргина и ряд других, успевших войти в литературу и сделать себе имя еще в императорской России.

 

Литература «старших» была в основном представлена прозой, которая вошла в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и «Жизнь Арсеньева» (1927& 1929) И. А. Бунина; «Про одну старуху» (1925), «Солнце мертвых» (1927), «Солдаты» (1930), «Лето Господне» (1931) и «Богомолье» (1933) И. С. Шмелева; «Купол святого Исаакия Далматского» (1928), «Юнкера» (1928–1932) и «Колесо времени» (1929) А. И. Куприна; «Сивцев Вражек» (1928) и «Вещи человека» (1929) М. А. Осоргина; «Алексей Божий человек» (1925), «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), «Странное путешествие» (1927) и «Анна» (1929) Б. К. Зайцева; «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1924), «Мессия» (1928) и «Иисус Неизвестный» (1932) Д. С. Мережковского и т. д.

 

Значительным литературным событием «русского зарубежья» стал выход в свет книги воспоминаний З. Н. Гиппиус «Живые лица» (1925), в которой были собраны ее очерки о А. А. Блоке, В. В. Вересаеве, В. В. Розанове, А. М. Горьком, А. А. Вырубовой и других.

Иной позиции придерживалось младшее, или «незамеченное поколение» писателей русской эмиграции, которое не испытывало ностальгии по безнадежно утраченному времени. К «незамеченному поколению» в основном принадлежали молодые писатели и поэты, не успевшие создать себе какую-либо репутацию в царской России: В. В. Набоков, Г. И. Газданов, М. А. Алданов, М. Л. Агеев,                   Б. Ю. Поплавский, Н. Н. Берберова, А. С. Штейгер, И. Н. Кнорринг,                                     Л. Д. Червинская, В. А. Смоленский, И. В. Одоевцева, Н. А. Оцуп, И. Н. Голенищев-Кутузов, Ю. В. Мандельштам, Ю. К. Терапиано и другие.

 

 

Их судьба сложилась очень различно, но лишь немногие из них, сориентированные на западную традицию, в частности, В. В. Набоков («Машенька» (1926), «Защита Лужина», (1929), «Камера обскура» (1932)) и                   Г. И. Газданов («Гостиница грядущего» (1926), «Вечер у Клэр» (1929)), смогли завоевать европейскую и даже мировую славу. М. А. Алданов, начавший активно писать исторические романы — «Святая Елена, маленький остров» (1921), «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925) и «Заговор» (1927), вскоре примкнул к «старшим».

 

 Но практически никто из «младшего поколения» писателей и поэтов русского зарубежья не мог заработать на достойную жизнь своим литературным трудом. Характеризуя положения «незамеченного поколения», обитавшего в мелких дешевых кафешках парижского Монпарнаса, В. Ф. Ходасевич с горечью писал: «Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса… питается и поддерживается оскорблениями и нищетой… За столиками Монпарнаса сидят люди, из которых многие днем не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе.

 На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество».

 

Наиболее остро и драматично все бытовые тяготы жизни, выпавшие на долю «незамеченного поколения», отразились в бескрасочной поэзии знаменитой «Парижской ноты» — поэтического направления, созданного Г. В. Адамовичем в конце 1920-х гг. Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная «парижская нота» звучит в стихотворных сборниках Н. А. Оцупа «В дыму» (1926), Н. Н. Туроверова «Путь» (1928), А. С. Штейгера «Этот день» (1928) и «Эта жизнь» (1931), Б. Ю. Поплавского «Флаги» (1931), Г. В. Иванова «Розы» (1931), И. Н. Кнорринг «Стихи о себе» (1931), В. А. Смоленского «Закат» (1931), Д. М. Кнута «Парижские ночи» (1932), Л. Д. Червинской «Приближение» (1934), А. С. Присмановой «Тень и тело» (1936) и других.

 

 Если старшее поколение русских литераторов вдохновлялось в основном ностальгическими мотивами и чувствами, то их младшие современники оставили яркие свидетельства «русской души в изгнании», изобразив всю неприглядную действительность русской эмиграции за рубежом.

 

 Жизнь «русского монпарно» была запечатлена во многих романах и повестях, в том числе Н. Н. Берберовой «Последние и первые. Роман из эмигрантской жизни» (1930), Б. Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» (1931& 1932) и «Домой с небес» (1936& 1938), М. Л. Агеева (Леви) «Роман с кокаином» (1934) и                           И. В. Одоевцевой «Ангел смерти» (1927), «Изольда» (1929) и «Зеркало» (1939).

 

Как справедливо писал крупнейший исследователь литературы русского зарубежья профессор Г. П. Струве: «Едва ли не самым ценным вкладом этих писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы — критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная проза».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...