Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные теории мотивации.




Введение.

    Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.

    Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью.

    Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не ина­че. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс, а организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.

    Цель настоящей работы рассмотреть основные теории мотивации и методы стимулирования труда.

1. Основные теории мотивации.

    Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способ­ствующих выполнению определенной задачи, направленной на до­стижение целей предприятия.

    Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

    Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое застав­ляет человека поступать определенным образом.

    Известно, что стимулирование человека непосредственно свя­зано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

    Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызываю­щее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вы­рабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удов­летворить вознаграждениями.

    Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

    Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выде­ляют следующие группы теорий мотивации:

· содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

· процессуальные теории (Врум и др.);

· теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

 

 

Содержательные теории мотивации.

    Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей (рис.1):

· физиологические потребности (уровень 1);

· потребность в безопасности (уровень 2);

· социальные потребности (уровень 3);

· потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

· потребность в самовыражении (уровень 5).

рис. 1. Теория потребностей А. Маслоу.

    Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

· потребности делятся на первичные и вторичные и образу­ют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

· поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

· после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уров­ням:

· - уровень 1 - 85%;

· - уровень 2 - 70%;

· - уровень 3 - 50%;

· - уровень 4 - 40%

· - уровень 5 - 10%.

    Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

    В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности (рис.2).

    С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней,  как правило,  удовлетворены.

рис. 2. Теория МакКлелланда

    В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения (рис.3):

· потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

· наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

· для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

· для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

рис. 3. Теория Ф. Герцберга.

1.2. Процессуальные теории мотивации.

    Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рисунке 4. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

    Каждый «блок ожиданий» в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника.

рис. 4. Теория ожидания

    К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.

    Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему справедливости.

    Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери (рис. 5). Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

рис. 5. Теория модели Портера-Лоулери

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...