Теории, основанные на отношении человека к труду.
Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y (таблица 1). Основные характеристики работника типа X: · от природы ленив, не хочет работать; · не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил; · не инициативен, если к этому его не подталкивать. Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения. Основные характеристики работника типа Y: · существует естественная потребность в работе; · стремится к ответственности; · творческая личность. Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать. Таблица 1 - Сравнительная характеристика теории «Х» и теории «У».
В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации. 1.4. Теория трудовых установок А. Гастева. Данная теория была разработана в 20-е годы XX века. Она является отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования). Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования. 1.5. Концепция кружков качества. Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества: · активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно; · количественное ограничение числа работников кружка (3-13 человек); · добровольность вхождения в кружок;
· работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере; · формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы; · принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.); · соревновательный характер групп; · наличие системы поощрений; · политика взаимного обучения, обогащения знаниями. 2. Система мотивации. Система мотивации реализует три основные функции (рис 6): 1. Планирование мотивации: · выявление актуальных потребностей; · установление иерархии потребностей; · анализ изменения потребностей; · анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами; · планирование стратегии и целей мотивации; · выбор конкретного способа мотивации. 2. Осуществление мотивации: · создание условий, отвечающих потребностям; · обеспечение вознаграждением за требуемые результаты; · создание у работника уверенности в достижении поставленных целей; · создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения. 3. Управление мотивационными процессами: · контроль мотивации; · сравнение результатов деятельности с требуемыми; · корректировка мотивационных стимулов.
рис. 6. Функции мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|