Счет 101 «Денежные средства в банке»
По сравнению с трехколонковым журналом в этом журнале присутствует дополнительная четвертая колонка для отражения остатков по синтетическому счету. Использование четырехколонкового журнала позволяет более четко отслеживать хронологию хозяйственных операций по соответствующему синтетическому счету, а также обеспечивает более наглядное восприятие информации о дебетовых и кредитовых оборотах и об остатках средств на счете. Форма четырехколонкового журнала положена в основу большинства зарубежных компьютерных программ по автоматизации бухгалтерского учета. Информация об остатках средств на конец отчетного периода по каждому синтетическому бухгалтерскому счету, содержащаяся в сводных журналах, служит основой для составления обобщающего документа, который носит название «разработочная тетрадь-таблица». В этой разработочной тетради-таблице составляется пробный подготовительный баланс, отражаются регулирующие записи и затем на их основе формируется информация, необходимая для составления конечной реальной финансовой отчетности предприятия - бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и отчета о капитале собственника. В наиболее общем виде взаимосвязь перечисленных выше документов, которые традиционно применяются для формирования учетно-аналитической информации на зарубежных предприятиях, может быть представлена следующим образом (см. рис.).
После стадий регистрации и разноски информации по синтетическим счетам следующим (пятым) этапом учетно-аналитического процесса является: - составление регулирующих бухгалтерских записей (проводок); - закрытие счетов доходов и расходов (затрат), а также счета «Извлечения капитала собственником из оборотов предприятия»; - составление обратных (реверсных) записей (когда это необходимо); - составление предварительного пробного баланса; - составление разработочной тетради-таблицы. Необходимость составления регулирующих бухгалтерских проводок обусловливается тем, что существует целый ряд таких хозяйственных операций, которые оказывают влияние на учетную информацию и стоимость определенных объектов учета на протяжении не одного, а нескольких отчетных периодов. Поэтому в конце каждого учетного периода возникает необходимость объективно оценивать и отражать стоимость этих объектов учета. Для этого составляются бухгалтерские проводки. Большинство регулирующих проводок связаны либо с отнесением к данному отчетному периоду полученных (или не полученных) предприятием доходов, либо со списанием затрат, соответствующих этим доходам и, следовательно, относящихся к данному отчетному периоду. Существование регулирующих проводок обусловливается требованием общепринятого концептуального учетного принципа «Соответствия (согласования) затрат и доходов». Типичными примерами регулирующих проводок являются: _ списание на затраты данного отчетного периода сумм амортизации основных фондов; - списание на затраты данного отчетного периода сумм, предварительно оплаченных и потребленных в данном периоде арендных услуг и т.п.; - списание остальных прямых и косвенных затрат, относящихся к данному отчетному периоду; - отнесение на доходы данного отчетного периода сумм, полученных от покупателей (потребителей, клиентов) за проданные им товары, оказанные услуги, выполненные работы как фактически, так и в порядке предварительной оплаты;
- отнесение на доходы данного отчетного периода стоимости фактически выполненных в этом периоде работ (оказанных услуг), деньги за которые еще не поступили. Правильное отражение в учете регулирующих записей является исключительно ответственным этапом учетно-аналитического цикла (процесса) и играет очень большую роль в обеспечении достоверности учетно-аналитической информации. Счета доходов и расходов (затрат) - «Сводный счет доходов и расходов», а также счет «Извлечения капитала собственником из оборота предприятия» относятся к так называемым номинальным счетам. Это значит, что они используются для аккумуляции соответствующей учетной информации только в рамках конкретного отчетного периода. По истечении данного отчетного периода эти счета закрываются. Они не имеют остатков на конец отчетного периода и не отражаются в бухгалтерском балансе.
Рис. Схема отражения хозяйственных операций в учетных регистрах
Накопленная на счетах доходов и расходов (затрат) в течение отчетного периода информация (дебетовые и кредитовые обороты) отражается в отчете о прибылях. Основной целью процедуры закрытия счетов доходов и расходов (затрат) является определение конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия - прибыли или убытков. Процесс закрытия счетов осуществляется в три этапа: 1-й этап - закрытие счетов доходов; 2-й этап - закрытие счетов расходов (затрат); 3-й этап - определение конечного финансового результата и закрытие «Сводного счета доходов и расходов». Для выявления конечного финансового результата используется специальный «Сводный счет доходов и расходов». Первые два этапа процедуры закрытия предполагают параллельное списание в дебет этого счета всех затрат, которые имели место на предприятии в течение отчетного периода, а в кредит - всех его доходов за этот же промежуток времени. Затем на сводном счете производится сравнение этих двух показателей и определяется конечный финансовый результат. Превышение доходов (кредита «Сводного счета») над расходами (над дебетом «Сводного счета») характеризует прибыль, которая для обеспечения балансировки «Сводного счета» отражается по его дебету в корреспонденции с кредитом балансового счета «Накопленная прибыль собственника». Если же доходы (кредит) предприятия оказываются меньше его расходов (дебет), то это указывает на наличие убытков, которые затем списываются с кредита «Сводного счета» в дебет балансового счета «Убытки собственника». В итоге «Сводный счет доходов и расходов» также закрывается.
Важным документом, обеспечивающим единство документооборота в рамках единого учетно-аналитического цикла, является разработочная тетрадь-таблица (табл. 13). Это единый сквозной документ, который служит для отражения последовательного переноса учетной информации из сводных журналов синтетического учета в основные формы финансовой отчетности - в бухгалтерский баланс и в отчет о прибыли. Разработочная тетрадь-таблица состоит из следующих разделов: - предварительного пробного баланса; - регулирующих бухгалтерских проводок; - отчета о прибыли; - бухгалтерского баланса. Разработочная тетрадь-таблица составляется поэтапно. Вначале в 1-й графе записываются названия тех бухгалтерских счетов, которые применялись на данном предприятии для отражения информации о соответствующих объектах учета. При этом счета группируются в разрезе форм финансовой отчетности на счета бухгалтерского баланса и счета отчета о прибыли. Затем в сводных журналах синтетических счетов определяются дебетовые и кредитовые остатки по каждому финансовому бухгалтерскому счету. После этого они переносят в графы 2 и 3 разработочной тетради-таблицы. Следующим этапом является составление регулирующих бухгалтерских записей и отражение их в сводных журналах синтетических бухгалтерских счетов, в Главном регистрационном журнале и в графах 4 и 5 разработочной тетради-таблицы.
Затем в графах 6 и 7 разработочной тетради-таблицы определяются показатели отчета о прибылях, а в графах 8 и 9 - показатели бухгалтерского баланса. При этом в графах 6 и 7 рассчитывается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (прибыль или убыток собственника), посредством которого осуществляется балансировка отчета о прибылях и бухгалтерского баланса. Заключительным (шестым) этапом учетно-аналитического цикла является составление основных форм финансовой отчетности - бухгалтерского баланса и отчета о прибылях. Основным базовым документом для составления этих форм отчетности является разработочная тетрадь-таблица. Для заполнения баланса используется информация, содержащаяся в графах 8 и 9 разработочной тетради-таблицы, а для заполнения отчета о прибыли - информация граф 6 и 7. Таблица 13 Разработочная тетрадь-таблица по состоянию на 31декабря 200_года
Тема 3. Организация управленческого учета на предприятиях зарубежных стран
3.1. Цели и задачи управленческого учета 3.2. Организационная структура корпорации и ее влияние на формирование управленческой информации 3.3. Классификация производственных затрат и особенности их управленческого учета 3.3.1. Учет товарно-материальных ценностей 3.3.2. Учет расходов на оплату труда 3.3.3. Учет накладных расходов 3.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
3.1. Цели и задачи управленческого учета Прежде чем принять правильное решение, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим. Следующий этап принятия решения заключается в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Для правильного выбора вариантов действий необходимо иметь информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении экономической обстановки. После того, как необходимая информация собрана, администрация предприятия должна решить, какие варианты действий предпочтительны. На практике принятие решения - это сравнительная оценка альтернативных вариантов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям предприятия. Выбранные варианты действий являются отправной точкой для принятия организационных мероприятий по выполнению избранного курса действий и получению ожидаемого результата. Для реализации выбранных решений и осуществления контроля за их выполнением составляется смета, которая является концентрированным документом, где отражаются замыслы предприятия и ожидаемые результаты. Последними этапами процесса управления являются контроль и регулирование деятельности предприятия с целью безусловного выполнения избранных вариантов действия. Перечисленные функции управления обслуживает система бухгалтерского учета и, в частности, управленческий учет. Поскольку управленческий учет принимает непосредственное участие в выполнении этих функций, его первоочередной задачей является подготовка и представление необходимой информации для осуществления администрацией предприятия своих управленческих функций. Основными задачами управленческой бухгалтерии являются: - учет производственных затрат по местам их возникновения и видам производств (продукции); - выявление отклонений фактических затрат от сметных или стандартных; - учет производственных запасов и товарно-материальных ценностей; - оценка запасов и незавершенного производства; - определение себестоимости отдельных видов продукции (изделий); - определение финансовых результатов от реализации продукции. Одной из задач управленческой бухгалтерии является активное влияние на процесс управления предприятием и обеспечение его необходимыми учетными и аналитическими данными, то есть производственный учет необходимо организовать так, чтобы он в наибольшей степени отвечал требованиям управления производством. Главной задачей высшего управленческого звена корпорации является обеспечение ее экономического процветания, которое выражается в неуклонном росте прибыли. Решить эту задачу гораздо труднее, чем сформулировать. В разных странах к ее разрешению подходят по-разному. По сравнению с США в Японии управленческий персонал разрабатывает стратегию обеспечения прибыльности на более долгосрочной основе. Немецкие управляющие чаще строят свою стратегию исходя из фактических затрат и расходов; швейцарцы в большей степени ориентируются на конъюнктуру рынка - допустимы любые затраты, лишь бы они окупились в дальнейшем; а итальянцы разрабатывают свои долгосрочные планы путем длительных переговоров, соглашений и взаимных уступок со своими зарубежными контрагентами. Скандинавские страны достаточно жестко контролируют расположенные на их территориях мульти-национальные корпорации; в Голландии, напротив, этот контроль значительно либеральнее. Таким образом, потребности в учетной информации существенно различаются не только в разных странах, но даже между корпорацией и ее зарубежными дочерними компаниями. Управляющее звено использует внутреннюю информацию для планирования, контроля и анализа как в краткосрочных, так и в долгосрочных целях. Например, краткосрочные (текущие) сметы составляются на очередной год и в дальнейшем используются для контроля и оценки эффективности управления производственной единицей (филиалом компании, размещенным за рубежом). Долгосрочное планирование распространяется обычно на пятилетний период, при этом процесс составления очередного годового плана является составной частью стратегического курса корпораций и ее дочерних компаний. Для выработки и принятия управленческих решений руководителям всех уровней необходима детализированная формализованная информация. Независимо от способа организации информационная система должна учитывать и отражать все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социологические особенности страны, в которой корпорация осуществляет свою деятельность. Данные, обрабатываемые в информационной системе корпорации, поступают в нее из различных внутренних и внешних источников и используются управляющими всех уровней для принятия решений, которые могут оказать влияние на эффективность операций как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
3.2. Организационная структура корпорации и ее влияние на формирование управленческой информации За рубежом корпорация имеет несколько уровней управления, различающихся степенью властных полномочий и ответственности. Распределение этих полномочий закрепляется в организационной структуре управления. Этим определяются и объемы информации, необходимой каждому уровню для планирования и контроля своей деятельности. Исходя из запросов проектируются также способы сбора, обработки и представления данных в информационной системе. Таким образом, состав накапливаемых данных, способы их обработки и представления должны соответствовать и в максимальной степени удовлетворять требованиям организационной структуры управления корпорацией. Системой управления корпорацией может предусматриваться использование одного из следующих пяти способов организации своей деятельности, включая зарубежную: - выделение самостоятельного подразделения (отделения) по международным операциям; - разделение деятельности по производственно-технологическим направлениям; - разделение деятельности по функциональному признаку; - разделение деятельности по региональному признаку; - использование матричной организационной структуры управления. Выделение самостоятельного подразделения (отделения) по международным операциям. В его компетенцию входит управление операциями исключительно на внешнем рынке. Как правило, это подразделение ведет свою деятельность независимо, а по результатам может сравниваться с другими подразделениями, осуществляющими операции только на внутреннем рынке. Разделение деятельности по производственно-технологическим направлениям. Эта форма организации является результатом интеграции внутренних и внешних операций. В корпорации выделяется несколько основных производственно-технологических линий, каждая из которых занимается производством и сбытом того или иного вида продукции. Продукция может реализовываться на любом рынке сбыта. Эффективность работы каждой технологической линии оценивается по общему результату независимо от того, какая часть продукции была реализована на внешнем рынке. Такая форма организации производства присуща корпорациям, имеющим широкую и разнообразную номенклатуру продукции. Разделение деятельности по функциональному признаку. В этом случае в корпорации выделяются отдельные функциональные направления: производство, сбыт, учет и др. Именно по этим функциям осуществляется централизованный контроль. Так, вице-президент корпорации по сбыту, штаб-квартира которой расположена в США, будет отвечать за все маркетинговые операции, в том числе и за пределами США. Точно так же вице-президент по производству отвечает за его организацию во всех без исключения филиалах корпорации. Такая форма организации производства не является широко распространенной, она характерна для отраслей с узкой номенклатурой продукции. Сюда относятся, прежде всего, добывающие отрасли: нефтедобывающая, угледобывающая и т.д. Разделение деятельности по региональному признаку. Здесь операции, выполняемые корпорацией, обособляются по регионам (Северная Америка, Европа и т. д.). К этой форме организации компания прибегает в том случае, когда ее операции на внешнем рынке не ограничены одним регионом или страной, а достаточно равномерно рассредоточены по всему миру. Использование матричной организационной структуры управления. Эта форма организации производства представляет собой как бы объединение нескольких вышеописанных форм (например, генеральный управляющий французским отделением корпорации отчитывается о своей деятельности как перед вице-президентом корпорации по производству, так и перед вице-президентом по европейскому региону). В этом случае деятельность региональных отделений рассматривается не как составная часть деятельности корпорации на внутреннем рынке, а как деятельность обособленных структурных единиц, несущих полную ответственность за конечные финансовые результаты. Как же влияет форма организации производства на используемую в корпорации информационную систему? Очевидно, что данные об операциях на внешнем рынке инвариантны, меняются лишь информационные потоки. При этом, в конце концов информация распространяется по всем заинтересованным в ней службам корпорации. Так, если управление организовано по региональному признаку, учетные данные аккумулируются в отдельном региональном отделении и затем передаются в штаб-квартиру. При матричной организационной структуре управления данные могут направляться по нескольким информационным потокам: например, региональному управленческому персоналу и непосредственно в штаб-квартиру корпорации, вице-президенту корпорации по производству. Организационная структура, система контроля и принципы работы функциональных служб корпорации в значительной степени определяются позицией ее высшего руководства в отношении организации бизнеса за рубежом. Возможные подходы могут быть классифицированы следующим образом: - этноцентрический, предусматривающий тиражирование на все дочерние компании принципов организации и ведения бизнеса, принятых в своей стране; - полицентрический, предоставляющий зарубежной дочерней компании известную самостоятельность в выборе форм организации и ведения бизнеса; - геоцентрический, ориентирующийся на максимальную унификацию принципов организации и ведения бизнеса, приемлемых в любой стране. Учетная система должна проектироваться и функционировать под влиянием целого ряда внешних факторов, имеющих национальную окраску: политических, экономических, социальных, культурных и правовых. Простое экспортирование учетной системы не позволяет учесть эти факторы в полной мере и часто приводит к негативным последствиям. Четыре основные функции финансового контроля - измерение, коммуникация, оценка и мотивация - должны учитывать особенности окружающей социально-экономической среды каждой страны. Главной целью учетной информационной системы является предоставление информации, необходимой для планирования, контроля и оценки деятельности фирмы. Корпорации могут иметь различную организационную структуру управления, состав и способ взаимодействия производственных подразделений. Информация, необходимая для такого производственного подразделения (единицы), определяется поставленными перед ним целями и возложенными на него функциями. Разработчик учетной информационной системы для конкретной корпорации должен ясно представлять характер ее деятельности, особенности ее организационной структуры, степень централизации (децентрализации), уровень полномочий руководителей различного ранга, информационные потребности каждого из них для принятия обоснованных управленческих решений. Величина фирмы, масштабы ее хозяйственной деятельности являются еще одним фактором, определяющим потребность в информации. Для управления крупной компанией, имеющей сложную организационную структуру, необходима более объемная и разнообразная информация, чем для небольшой по объему и сфере деятельности фирмы. Масштаб деятельности компании непосредственно связан с числом уровней, на которых принимаются управленческие решения. В зависимости от принятой в компании организации и философии управления каждому уровню свойственна своя степень ответственности и компетентности в решении управленческих вопросов. Поэтому информационная система должна обеспечивать все уровни управления информацией, различающейся степенью детализации, периодичностью представления, акцентированностью на те или иные аспекты деятельности, Таким образом, проектируя информационную систему корпорации, необходимо иметь ясное представление: о содержании деятельности и задачах корпорации; ее организационной структуре управления; степени централизации; масштабах деятельности; принятой в корпорации философии управления и отношении ее руководства к операциям на е является широко распространенной, она характерна для отраслей с узкой международном рынке. Каждый из этих факторов должен быть идентифицирован, изучен и оценен. Результаты этого анализа должны быть учтены при разработке информационной системы, гарантирующей качественное информационное обеспечение стратегического планирования, контроля и анализа деятельности.
3.3. Классификация производственных затрат и особенности их управленческого учета Информация о затратах предприятия на производство классифицируется по трем большим категориям: информация для оценки использования производственных ресурсов; данные о затратах для принятия управленческих решений и сведения о затратах для контроля и регулирования. Для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли необходимо различать входящие затраты и истекшие затраты. Входящие затраты - это средства, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы в виде производственных запасов. Если эти ресурсы (запасы) израсходованы и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в группу истекших затрат. В себестоимость произведенной продукции должны включаться только производственные затраты. Поэтому в учете выделяют затраты как входящие в себестоимость продукции, так и затраты отчетного периода. Таким образом, в себестоимость продукции включаются только те затраты, под которыми понимается себестоимость единицы продукции. Затратами отчетного периода считаются те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции. К ним относят, например, в розничной торговле, расходы по сбыту, административно-управленческие и другие торговые издержки. На промышленных предприятиях в себестоимость продукции включаются три элемента затрат: основные материалы, труд основных производственных рабочих и накладные расходы. Основными материалами считаются те, которые прямо израсходованы на производство конкретного вида продукции. Однако не все материалы, прямо перенесенные на какой-то конкретный вид продукции, классифицируются как основные. Например, гвозди, используемые для производства конкретного изделия, могут быть включены в основные прямые затраты, но расходы на приобретение гвоздей составят часть производственных накладных расходов. Затраты на труд основных производственных рабочих состоят из таких расходов на рабочую силу, которые могут быть отнесены на конкретный вид продукции или изделий. Сюда входит заработная плата рабочих, участвующих непосредственно в производственном процессе. Заработная плата руководящего персонала или персонала отдела хранения не может быть прямо отнесена на изготовление конкретного вида продукции, поэтому расходы на нее относят к издержкам на непроизводственную рабочую силу. Расходы на непроизводственную рабочую силу составляют часть производственных накладных расходов. Производственные накладные расходы включают в себя все производственные издержки за исключением стоимости живого труда и основных материалов. К ним относят все расходы на непроизводственную рабочую силу, вспомогательные материалы и все косвенные производственные расходы. В состав косвенных производственных включают износ оборудования, арендную плату и т. д. Прямые производственные расходы определяются на основании первичных документов: требований на отпуск со склада основных материалов, карточек учета труда и др. Производственные накладные расходы распределяются между конкретными видами продукции с использованием различных методов. Важное значение имеет классификация затрат для принятия решения и планирования. Информация о производственных затратах в системе управленческого учета подготавливается и представляется заинтересованным лицам предприятия для принятия управленческого решения. Так как решения обращены главным образом к будущим периодам, то администрации предприятия нужна детальная информация об ожидаемых затратах, а также о будущих доходах. Чтобы разобраться с поведением затрат на изменения объема (уровня) производственной деятельности, их необходимо разделить на такие группы: переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные. Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производственной деятельности. Совокупные переменные затраты имеют прямую зависимость от объема производства, однако на единицу продукции они являются постоянной величиной. Примерами переменных производственных затрат являются использованные сырье и основные материалы, энергия и т. д. Постоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства за определенный период времени. Примерами таких затрат являются износ амортизируемого имущества, арендная плата за длительно арендуемые объекты и т. п. Совокупные постоянные затраты не изменяются в зависимости от объема произведенной продукции, а на единицу продукции они уменьшаются с увеличением объема производства продукции. Необходимо отметить, что постоянные затраты не зависят от объема выпущенной продукции, однако они могут изменяться под влиянием других факторов. Например, роста цен и т. п. К полупеременным относят затраты как зависящие, так и не зависящие от объема производства. Например, затраты на материально-техническое обеспечение состоят из постоянных затрат, предусмотренных планом (сметой), и переменных затрат, которые находятся в непосредственной зависимости от объема произведенной продукции. Полупостоянные затраты являются постоянными до определенного объема продукции, после которого они могут возрастать на определенную постоянную величину. Непринимаемые и принимаемые в расчет затраты - затраты будущих лет. Непринимаемые в расчет - это затраты, которые не зависят от принятого решения, то есть не имеют отношения к данной проблеме. Например, при решении вопроса о совершении путешествия на личном автомобиле налог на владение автомобилем и плата за страховку будут затратами, не принимаемыми в расчет, так как они будут такими же независимо от сделанного выбора. В свою очередь, принимаемые в расчет затраты, это те, которые зависят от принятого решения, например, расходы на бензин для автомобиля будут приняты в этом случае во внимание и их нужно учесть при принятии решения. Под безвозвратными затратами понимается стоимость уже приобретенных материалов, то есть это затраты, которые осуществлены в результате ранее принятого решения и которые не могут быть изменены какими-либо другими решениями. Вмененные - это затраты, которые должны быть учтены при принятии решения, а данные о них нельзя получить в рамках системы бухгалтерского учета. Для принятия решения такие затраты учитываются условно. Подобные затраты могут и не представлять в будущем реальных денежных расходов. Инкрементными (приростными) называют затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи каких-то дополнительных единиц продукции. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении продукции, то их прирост будет считаться инкрементными затратами. Маргинальные затраты отличаются от инкрементных тем, что они представляют собой дополнительные затраты на единицу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|