Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая одноступенчатая форма отчета о результатах хозяйственной деятельности




 

Доходы
Нетто - реализация
Прибыль по процентам
Итого доходы
Себестоимость и расходы
Себестоимость реализованных товаров
Расходы по реализации
Общие и административные расходы
Расходы по процентам
Итого себестоимость и расходы
Чистая прибыль
Чистая прибыль

К балансу прилагаются различные анкеты:

Анкета 1. В анкете отражаются краткие финансовые дан­ные о зарегистрированном лице.

Анкета 2. Заполненная анкета должна содержать разъяс­нения по оценочным и «квалификационным счетам», ко­торые отражаются в балансе.

Анкета 3. Анкета содержит данные о недвижимости и за­полняется компаниями, значительная часть деятельности которых состоит в приобретении и владении недвижимым имуществом в качестве объекта инвестирования.

Анкета 4. Анкета заполняется лицами, вкладывающими средства в ипотечные ссуды.

Анкета 5. Анкета представляется в случаях, когда заре­гистрированное лицо, его дочерние компании или предпри­ятия, в которых он владеет 50 (и менее) процентами акций, несут обязательства по искам, связанным со страхованием имущества или страхованием от несчастных случаев.

В годовой отчет также включается как составная часть «отчет о внутреннем контроле», который должен:

1) отображать ответственность руководства за создание и поддержание адекватной структуры внутреннего контроля и процедур финансовой отчетности;

2) содержать данные о том, насколько на конец фискаль­ного года эмитента, дана структура и принципы были эф­фективны для финансовой отчетности.

Такое «заключение о системе внутреннего контроля ка­чества» подготавливается менеджментом компании.

Персональную ответственность менеджмента предпри­ятий-эмитентов за качество и достоверность представля­емой финансовой информации можно назвать одним из ключевых моментов в современном американском законо­дательстве. Так, генеральный (исполнительный) и финан­совый директор обязаны подготовить письма, сопровож­дающие аудиторское заключение для того, чтобы лично удостоверить правильность финансовой отчетности и дан­ных, содержащихся в периодических отчетах, законность совершенных эмитентом сделок и достоверность финансо­вого положения эмитента. Эти письма представляют собой подписку руководства, содержащую готовность нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной) за любые неточности в финансовой отчетности, или они будут при­знаны преднамеренными. Несоблюдение этой статьи будет признано как умышленное и влечет за собой ответствен­ность.

Годовая отчетность обязательно должна сопровождаться пояснительной запиской. Акционерные общества и ряд других эмитентов ценных бумаг должны, кроме того, представлять в составе годового отчета заключение аудитора. Однако заключение аудитора представляют не все акционерные общества. Не является обязательным для компаний, признанных так называемы­ми «неактивными» регистрантами (эмитентами), если вы­полняются следующие условия:

1) валовая выручка за финансовый год не превышает 100 тыс. долларов;

2) расходы компании в течение финансового года не пре­вышает 100 тыс. долларов;

3) эмитент не выкупал и не продавал собственных акций, не представлял опционы по ним и не переоценивал свои ак­ции, находящиеся в обращении;

4)в течение финансового года не произошло сущест­венных изменений в деятельности компании, таких как банкротство, реорганизация, приобретение или продажа значительных активов, прав на разработку полезных иско­паемых;

5)биржи, уполномоченные государственные органы не требуют представления или публикации проверенных ау­дитором финансовых отчетов.

Все остальные компании, эмитирующие ценные бумаги, обязаны проходить процедуру аудита годовой финансовой отчетности и прилагать к своей отчетности заключение ау­дитора.

В США обязательно предоставление финансовой отчет­ности акционерам и SEC. В IRS финансовая отчетность ав­томатически не предоставляется, также предоставление отчетности организациям, осуществляющим ее статис­тическое обобщение, является делом самого предприятия. Сроки представления (опубликования) отчетности США при­вязаны к концу финансового года и собранию акционеров.

Формат предоставляемых отчетов в США не регламенти­руется, то есть форма представления информации опреде­ляется фирмой. Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление по­лезной информации в сочетании со свободой в определении действительного характера раскрытия информации приво­дит к тому, что раскрывается действительно релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих мень­ше информации, оказывается выше.

 

4.5. Подготовка бухгалтеров и бухгалтерская профессия в США

Бухгалтерская профессия в США имеет более чем двух­сотлетнюю историю, прочные традиции и устойчивую вы­сокую репутацию в мире. Среди функциональных видов предпринимательской деятельности бухгалтерский бизнес является одним из наиболее стабильных и прибыльных, а среди массовых профессий профессия бухгалтера являет­ся одной из наиболее высокооплачиваемых, престижных и популярных. Вместе с тем бухгалтерский бизнес является одной из наиболее ответственных сфер деятельности, и для того, чтобы получить право и возможность занять бухгал­терскую вакансию или открыть частный бухгалтерский бизнес, претендент должен удовлетворять целому ряду до­вольно жестких квалификационных, образовательных и этических требований.

Только владелец звания «Дипломированный обществен­ный бухгалтер» считается специалистом-бухгалтером высшей квалификации со всеми вытекающими отсюда преимуществами и перспективами. Такое звание присваи­вается не каким-либо государственным учреждением или институтом, а Национальной ассоциацией независимых бухгалтеров. Чтобы получить такое звание, необходимо иметь высшее университетское образование, определен­ный опыт практической работы на низших бухгалтерских должностях и успешно сдать многоступенчатый специаль­ный экзамен в Национальной ассоциации независимых бухгалтеров. Этот экзамен полностью проводится под эги­дой Ассоциации. Ассоциация разрабатывает квалифика­ционные требования, программу, экзаменационные тесты, организует на платной основе прием и оценку результатов сдачи экзаменационных тестов, выписывает сертификат о присвоении звания дипломированного общественного бух­галтера. Экзамен является комплексным и включает следу­ющие предметы: «Теория (основы) бухгалтерского учета», «Основной курс бухгалтерского учета (включая финансо­вый и управленческий учет)», «Аудит», «Коммерческое право», «Налогообложение». На каждый предмет отводит­ся один день. Экзамен длится шесть часов. Прием экзамена осуществляется только в письменной форме. Большинство заданий представляют собой решение конкретных хозяйс­твенных ситуаций и предполагают знание не просто отде­льных обособленных вопросов и тем, а знание и умение дать ответ в рамках сквозного примера на несколько вза­имосвязанных вопросов из смежных тем. О степени слож­ности такого экзамена говорит тот факт, что с первого раза все предметы, а значит, и весь комплексный экзамен на по­лучение сертификата «Дипломированного общественного бухгалтера» сдают в среднем лишь 20-25 % соискателей. В среднем для полной сдачи этого комплексного экзамена рядовой соискатель предпринимает три-четыре попытки.

Высокие требования к знаниям претендента на высший квалификационный сертификат бухгалтера служат гаран­тией качества специалиста и ограждают данную профес­сию от малокомпетентных и случайных людей.

Если бухгалтер обладает глубокими знаниями, имеет бо­гатый опыт практической работы, достойную и прочную репутацию в широком кругу бизнесменов, то он может рас­считывать на вполне успешную деятельность в качестве индивидуально практикующего специалиста. Однако в большинстве случаев объединение с одним или несколь­кими партнерами сулит и значительно большие доходы. Поэтому подавляющее большинство дипломированных общественных бухгалтеров объединены в фирмы, нося­щие, как правило, юридический статус партнерств (или товариществ).

Внутри каждой бухгалтерской фирмы или корпорации существует вполне определенная иерархическая структу­ра, включающая следующие основные позиции: старший партнер (компаньон), партнеры, менеджеры (управляю­щие), старшие бухгалтеры, младшие бухгалтеры.

Старший партнер в малых региональных бухгалтерских фирмах является лицом, внесшим наибольший личный имущественный вклад в уставный капитал фирмы. Обычно он имеет наибольшее влияние в фирме и несет наибольшую ответственность за результаты ее работы. В национальных компаниях, имеющих многочисленные отделения и офисы по всей стране, старшим партнером считается лицо, явля­ющееся руководителем данного отделения. Как правило, в подчинении старшего партнера национальной компании находится от четырех до десяти тысяч практикующих бух­галтеров. Требования к получению этой должности исклю­чительно высоки и наряду с большим опытом, высокой квалификацией и личной заинтересованностью в успехе включают также высокие организационные способности, умение быть «мозговым» центром и принимать на себя всю полноту ответственности за работу отделения. Должность старшего партнера является исключительно престижной.

Партнеры. Ими являются лица, так же, как и старший партнер, сделавшие личные имущественные вклады в дан­ную бухгалтерскую фирму и несущие большую ответствен­ность за эффективность и доходность фирмы. Обычный круг их функциональных обязанностей - это проведение наиболее ответственных и сложных аудиторских прове­рок, а также работы, связанные с оказанием услуг по нало­гообложению. Чтобы стать партнером, претендент должен в обязательном порядке иметь сертификат «Дипломиро­ванного общественного бухгалтера».

Менеджеры. Пост менеджера внутри любой бухгалтер­ской фирмы дипломированных общественных бухгал­теров - это наивысшее положение, которое можно зани­мать в фирме, не будучи приглашенным в партнерство (то есть не внося имущественный или иной вклад в ус­тавный капитал фирмы и не являясь ее совладельцем). Большинство бухгалтерских фирм имеют в своем составе несколько менеджеров, каждый из которых отвечает за работу с определенным кругом клиентов или по опреде­ленной специализации.

Старшие бухгалтеры. Основной объем текущей рутинной работы по обслуживанию клиентов возложен на старших бухгалтеров. Содержание работы старшего бухгалтера в наибольшей степени соответствует содержанию работы всей бухгалтерской фирмы. Чтобы стать старшим бухгал­тером, обычно необходимо иметь от двух до пяти лет бух­галтерской практики и сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера».

Младшие бухгалтеры. С такой должности начинают свою бухгалтерскую карьеру практически все выпускники-бака­лавры университетов и колледжей. Это касается даже тех, кто имеет степень магистра управления бизнесом. На этой должности многие бухгалтеры приобретают тот бесценный опыт, который позволяет им убедиться в правильности вы­бора, сделанного в пользу бухгалтерской карьеры, и при наличии которого можно быть допущенным к сдаче на сер­тификат «Дипломированного общественного бухгалтера» в Национальной ассоциации независимых бухгалтеров.

На американских предприятиях существуют довольно разветвленные и разнообразные иерархические внутрен­ние структуры, призванные обеспечивать ведение бух­галтерского учета и управление им в рамках предпри­ятия в целом.

Вице-президент по финансам - наивысшая должность в управленческой структуре практически любого американ­ского предприятия, к функциональным обязанностям ко­торой наряду с общим руководством экономикой предпри­ятия относится также и обеспечение эффективной работы бухгалтерской службы. Вице-президент осуществляет ко­ординацию в рамках предприятия всего экономического блока управления. Одно из важнейших требований к чело­веку, занимающему данный пост, - обладание высокораз­витой способностью эффективного общения. К его прямым обязанностям относится организационное, методическое и административное обеспечение выполнения бухгалтерс­кой службой поставленных перед ней задач.

Внутренний аудитор (ревизор). В служебной иерархии внутренний аудитор по своей значимости следует сразу за вице-президентом по финансам. Его позиция во внутренней структуре управления довольно своеобразна. Это своеобра­зие заключается в двойственном подчинении администра­тивно вице-президенту и контрольному комитету совета директоров компании, который выбирается собранием ак­ционеров (собственников предприятия) и является одной из форм представительной власти на предприятии. Внут­ренний аудитор отчитывается перед этими обеими власт­ными структурами. Несмотря на двойственность подчине­ния, пост внутреннего аудитора характеризуется большой степенью независимости. Его обязанностью является лишь предоставление отчетов. Он - «одинокий волк», который наделен большими полномочиями. Он обязан быть в кур­се всех хозяйственных операций и имеет доступ ко всем бухгалтерским записям. Как правило, эту должность за­нимают люди, имеющие сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера» и большой практический опыт работы на предприятиях данной отрасли.

Контролер осуществляет непосредственное руководство бухгалтерской службой. Его функции очень схожи с фун­кциями, правами и обязанностями наших главных бух­галтеров предприятий. В подчинении контролера имеет­ся штат непосредственных исполнителей-бухгалтеров и вспомогательного к ним персонала. Для получения поста контролера претенденту необходимо иметь от 5 до 20 лет стажа работы на низовых бухгалтерских или аудиторских должностях.

Главный бухгалтер - должностное лицо, находящееся в непосредственном подчинении контролера. На главного бухгалтера возлагаются определенные функции по органи­зации учета и ведению определенных ответственных бух­галтерских записей (подготовка предварительного пробно­го баланса, составление регулирующих записей, закрытие счетов и др.). В нашем понимании эта должность наиболее близка к должности заместителя главного бухгалтера. На главного бухгалтера работает весь остальной низовой штат бухгалтерии: руководители секторов, рядовые бухгалте­ры, счетоводы, кассиры и прочий персонал. Продвижение по должности главного бухгалтера занимает в среднем от трех до пяти лет.

Тема 5. Бухгалтерский учет в Великобритании

5.1. Формирование и регулирование бухгалтерского учета в Великобритании

5.2. Особенности оценки и учета отдельных объектов бухгалтерского учета

5.3. Бухгалтерская отчетность

 

5.1. Формирование и регулирование бухгалтерского учета в Великобритании

Законодательная система Великобритании складыва­лась в течение веков, однако в Великобритании нет кон­ституции. Бухгалтерская деятельность не регулируется государством так детально, как это имеет место в других странах, в том числе в России. Долгое время британское правительство вообще не считало нужным регламентиро­вать ведение бухгалтерского учета и отчетности в компани­ях, однако, вступив в Европейское Сообщество, Великоб­ритания в соответствии с Директивами ЕС включила в свои Законы о компаниях 1985-го и 1989 годов предписания относительно форм бухгалтерской отчетности и методов оценки различных статей.

Разработкой правил и стандартов бухгалтерской деятель­ности в Великобритании занимаются профессиональные бухгалтерские организации. Инициатором разработки и введения таких стандартов выступил в 1969 году Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), и уже через год был разработан SSAP 1 - Правила стандартной бухгалтерской практики «Дочерние компании».

Комитет по бухгалтерским стандартам FSB и его пред­шественники разработали уже несколько десятков SSAP

- правил общепринятой бухгалтерской практики и FRS

- стандартов бухгалтерской отчетности. Часть из них дейс­твовала в течение ряда лет, а затем многие положения были отменены из-за серьезных изменений в законодательстве и бизнес-среде страны.

В 1996 году Комитет по бухгалтерским стандартам опуб­ликовал Декларацию, содержащую основные принципы, лежащие в основе бухгалтерских стандартов. Одним из основных принципов названо соответствие содержащих­ся в них сведений реальному положению организации и пригодность их для принятия решений о ее дальнейшей деятельности. Таким образом, концепция достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни проходит через все профессиональные стандарты и законо­дательные акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

В настоящее время в стране действуют 27 стандартов бух­галтерской практики и бухгалтерской отчетности, приня­тые в 1970-1998 годах.

 

5.2. Особенности оценки и учета отдельных объектов бухгалтерского учета

В британской системе бухгалтерского учета и отчетности внеоборотными активами считаются основные средства, нематериальные активы, инвестиции в другие предпри­ятия и гудвил. Законодательство не содержит никаких предписаний относительно способов оценки внеоборотных активов и способов их списания, оставляя это целиком в компетенции профессиональных институтов. Такие вопро­сы регулируются стандартами SSAP 12, 13, 19, FRS 10 и FRED 17.

В основе оценки внеоборотного актива лежит покупная Цена, включающая в себя и затраты на транспортировку и установку основного средства, а в случае изготовления актива самой компанией - оценка может включать «в ра­зумной пропорции и те расходы компании, которые имеют лишь косвенное отношение к продукции, производимой этим активом, но не более чем в течение срока производства этой продукции». Процентные выплаты, связанные с при­обретением актива, тоже относятся на его себестоимость.

В качестве альтернативных способов в Великобритании используют оценку активов по текущей и рыночной стои­мости на дату последней переоценки. При этом периодич­ность переоценок определяется самой компанией. Хотя никаких законодательных предписаний, касающихся час­тоты переоценок, не существует, рекомендуется делать это ежегодно. Большинство британских компаний выбирают для публикации своей отчетности принцип себестоимос­ти (исторической или первоначальной стоимости), хотя Закон о компаниях 1985 года предоставляет возможность составлять отчетность и на базе текущей стоимости. Впер­вые такая возможность была предусмотрена в стандарте SSAP 7 в 1974 году. В 70-е годы в Великобритании отме­чалась довольно высокая инфляция, и оценка активов по текущей стоимости в таких условиях была удачным спосо­бом отразить «реальную ценность» активов фирм. Однако этот подход не прижился в бухгалтерской практике, пос­кольку считалось, что постоянные переоценки будут спо­собствовать терпимому отношению к инфляции со стороны бухгалтеров и финансистов. Для Великобритании это ока­залось неприемлемым. Большинство компаний, начинав­ших в 70-80-е годы вести «инфляционную бухгалтерию», сейчас от нее отказались. Исключение составляют лишь компании, предоставляющие коммунальные услуги, ко­торые в силу особенностей своей деятельности обязаны со­гласовывать свои тарифы с местными и государственными властями, поддерживая их на минимальном уровне. Учет по текущим ценам позволяет этим компаниям показывать в отчетах более низкие прибыли и высокие значения вложен­ного капитала.

Британское законодательство предоставляет максималь­ную свободу для оценки инвестиций. Закон о компаниях 1985 года дает право руководству компаний определять для этого любой способ, который покажется им наиболее соот­ветствующим обстоятельствам и особенностям компании. Некоторые трудности возникают при начислении аморти­зации, если учет внеоборотных активов ведется по резуль­татам периодических переоценок. В этом случае суммы ежегодных амортизационных отчислений, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, будут сильно различаться - от себестоимости (исторической стоимости) до стоимости полного замещения. Однако сложности, возникающие при начислении амортизации и переоценке активов, никак не влияют на налоговые обязательства фирмы, поскольку в налоговом законодательстве Великобритании закреплены совершенно самостоятельные, не зависящие от способа на­числения амортизации правила расчета налогооблагаемой прибыли и налоговых льгот.

Особые правила учета касаются учета инвестиций в не­движимость: SSAP 19 предусматривает для них не аморти­зационные отчисления, а ежегодные переоценки с отнесе­нием разницы в резерв переоценки, а если отрицательная разница превышает этот резерв, то превышение относится на счет прибылей и убытков.

Стандарт SSAP 21 выделяет два вида аренды: финансо­вый и операционный лизинг. Основным признаком фи­нансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием актива, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установлен­ных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90 % стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определе­ние, составляют операционный лизинг.

Британский бухгалтерский стандарт по учету арендо­ванных основных средств требует отражения в учете арендатора активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов. Арендованное имущество подлежит амортизации. При этом арендодатель показывает средства, полученные от арендатора, как финансовые активы. Операционный ли­зинг означает, что актив учитывается на балансе лизинго­дателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и арендатора соответственно.

Гудвил (деловая репутация). Способы учета гудвила и сейчас являются предметом споров британских бухгалте­ров. Гудвил возникает при покупке одной компанией дру­гой как разность между уплаченной за нее ценой и текущей стоимостью активов. Таким образом, эту разницу можно трактовать как дополнительные затраты, которые следует покрывать из специального резервного фонда и списывать немедленно. Такой способ предусмотрен SSAP 22. Однако есть и другая точка зрения, которая отражена в междуна­родном стандарте LAS 22: гудвил ничем не отличается от прочих нематериальных активов. Его можно трактовать как дополнительный актив, приобретаемый при покупке компании и который можно учитывать подобно торговым маркам и лицензиям: начисляя амортизацию в течение некоторого разумного срока, но не более 20 лет. При этом, поскольку некоторые виды нематериальных активов и гуд­вила со временем не теряют своей ценности, то концепции достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйс­твенной жизни максимально соответствует еще один под­ход: износ на такие активы не начислять, а учитывать их по результатам периодических переоценок.

Споры о том, чья точка зрения более правильна, ведут­ся с начала 90-х годов. В настоящее время компании могут сами выбирать способ, который считают лучшим. Однако опыт показывает, что большинство выбирает все-таки ка­питализацию с последующим начислением износа, а не не­медленное списание.

5.3. Бухгалтерская отчетность

Страны с англо-американской системой учета строят сис­тему учета и отчетности, исходя из сложившейся практи­ки, идя от нее. И тут следует различать ее английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран, как Великобритания, Южная Африка, Новая Зе­ландия, Австралия; второй - для США, Канады, Японии, Мексики, Филиппин.

Баланс в международной практике представлен в двух формах: форма бухгалтерского счета (горизонтальная) (account form) и форма отчета (вертикальная) (report fort) с преобладанием формы отчета.

Балансы различаются также по терминологии. В англо­американской практике актив баланса имеет название ак­тивов (assets), пассив - обязательств и капитала (liabilities and capital). В немецких, французских, итальянских ис­пользуются традиционные термины актива и пассива. В английских и ирландских балансах для обозначения пас­сива может использоваться формулировка «финансирует­ся» (financed by).

По размещению разделов и статей (проформы) балансы принято делить на американский, английский (англо-сак­сонский) и континентальный. Статьи актива в американс­ком балансе размещаются по убыванию их ликвидности, в английском - по возрастанию.

Статьи пассива в английском и американском балансах приводятся по убыванию востребованности, начиная с обя­зательств и заканчивая капиталом. В континентальных балансах пассив, наоборот, начинается с капитала. Особен­ностью английского баланса является размещение крат­косрочной (всей кредиторской задолженности) в активе отдельной контрстатьей ко всем краткосрочным активам. Чистые активы называются также рабочим капиталом (working capital), а совокупность капитала и обязательств - используемым капиталом (employed capital). В общем виде схемы балансов имеют вид:

Американский баланс

Активы = Обязательства + Капитал

Континентальный баланс

Активы = Капитал + Обязательства

Английский баланс

Активы - Обязательства = Капитал

Формы бухгалтерской отчетности в Великобритании были введены в Законом о компаниях 1985 года в соответс­твии с Директивой ЕС об унифицированных формах бух­галтерской отчетности стран Европейского Союза. Однако британские законодатели, традиционно придерживаясь мнения, что такая область профессиональной деятельнос­ти, как бухгалтерский учет, должна регулироваться в ос­новном профессионалами, разрешили британским компа­ниям использовать предусмотренные Директивой формы: бухгалтерский баланс может представляться в одной из двух форм - вертикальной или обычной двусторонней, а для отчета о прибылях и убытках предусмотрено четыре формы.

В английской практике отчетность включает в себя четы­ре документа:

1. Отчет о прибылях и убытках.

2. Отчет о движении собственного капитала.

3. Баланс.

4. Отчет о движении денежных средств.

Для акционерных обществ (АО), акции которых котиру­ются на бирже, добавляются:

- резюме о деятельности АО в течение десяти лет;

- описание деятельности группы (дочернего общества);

- анализ результатов по каждому выпускаемому продук­ту, услуге;

- комментарии руководителя по управлению деятельнос­тью АО;

- перечень филиалов;

- свод биржевых курсов;

- перечень администраторов и основных ответственных по рабочим сегментам.

 

Тема 6. Бухгалтерский учет во Франции

 

6.1. Особенности нормативного регулирования учета во Франции

6.2. Особенности отражения в учете отдельных объектов

6.3. Состав и содержание финансовой отчетности

6.1. Особенности нормативного регулирования учета во Франции

Главной особенностью французской бухгалтерской систе­мы является то, что учет во Франции жестко контролиру­ется государством, а правила составления отчетности для французских организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для националь­ной системы счетоводства, посредством которой государс­тво контролирует экономику. Такая практика обусловле­на многовековой традицией централизации управления и стремления предпринимателей получать поддержку го­сударства. Последнее также оказывает существенное вли­яние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгал­терского учета все расходы для целей налогообложения. И не случайно процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламенти­рована. Для определения налоговых обязательств органи­зации заполняют таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы.

Одной из специфических черт нормативного регулиро­вания бухгалтерского учета во Франции является нацио­нальный план счетов (PCG). Разработка и распространение его является обязанностью Национального совета по бух­галтерскому учету. Основные задачи плана счетов сводят­ся к стандартизации:

- организации системы бухгалтерского учета на уровне отдельных организаций;

- способов представления организациями данных об их активах и пассивах, финансовом положении и финансовом результате.

Действующий общенациональный план счетов Франции был внедрен в практику в течение 1982-1984 годов. Он со­стоит из трех разделов объемом 374 страницы, включая об­щие положениятерминологию, систему счетов общей (фи­нансовой) и аналитической (управленческой) бухгалтерий.

Общий план счетов базируется на следующих основных документах национального и международного бухгалтер­ского права.

Во-первых, он разработан в соответствии с директивой ЕЭС от 25 июня 1978 года, устанавливающей единые нор­мы и требования для стран сообщества по каждой статье баланса и отчета о прибылях и убытках, а также обязыва­ющей членов ЕЭС применять типовой план счетов.

Во-вторых, в нем учтены требования Торгового кодекса, определяющего, в частности, перечень обязательных учет­ных регистров, используемых всеми хозяйственными еди­ницами.

В-третьих, исходит из Налогового кодекса Франции, рег­ламентирующего нормы и методы проведения инвентари­зации, создания резервов и определения прибыли, подле­жащей налогообложению.

И, наконец, он отвечает требованиям законодательства, предписывающего организацию учета и контроля в зави­симости от форм собственности, видов предприятий и их размеров. Например, простую бухгалтерию обязаны вести торговцы, лица, осуществляющие индивидуальную тру­довую деятельность, общества с годовым объемом реали­зации ниже установленного лимита и др. Все остальные предприятия и общества (акционерные, с ограниченной ответственностью, государственные предприятия, коопе­ративы и др.) должны вести учет по двойной системе, то есть руководствоваться планом счетов.

Общий план счетов построен по десятичной системе клас­сификации. Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, а вторая - порядковый номер счета в соответствующем классе. Номера субсчетов представлены тремя цифрами, субсчетов второго поряд­ка - четырьмя, аналитических счетов - пятью и большим числом цифр. Последняя цифра характеризует номер соот­ветствующего счета, субсчета, аналитического счета.

На основе общего плана счетов разработаны планы счетов по некоторым видам деятельности, например, строительству, банкам, а также для государственного (пуб­личного) сектора, что достигается использованием нацио­нального плана счетов во всех секторах экономики.

Национальный план счетов разработан на основе метода «затраты - выпуск», предложенного В. Леонтьевым. Этот метод рекомендован для использования в бухгалтерском учете предприятий и в национальной статистике межправи­тельственными организациями (ООН, ЕЭС, Организацией экономического развития и сотрудничества, Африканским советом по учету) и международными профессиональными учетными организациями (Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета, Международной федера­цией бухгалтеров, Европейской федерацией бухгалтеров-экспертов).

План счетов состоит из трех титулов, каждый из которых разделен на главы.

Первая глава раскрывает общие принципы, на которых основывается PCG. В ней изложены принципы системати­зации стандартов бухгалтерского учета, требования к ор­ганизации ведения бухгалтерского учета и компьютерной обработке учетных данных. Во второй главе представлены определения и толкования 183 терминов. Он представляет собой набор отдельных понятий, используемых в управ­ленческом и финансовом учете. Третья глава посвящена своду счетов: классификации счетов в общем своде, органи­зации плана счетов и перечню счетов. Свод и план счетов, используемые в PCG, организованы по десятичной систе­ме. В PCG включен полный список счетов по каждому од­норазрядному и двухразрядному классу основного свода, в последовательности номера счета с указанием его наимено­вания. План счетов отдельной организации составляется на основе плана, утвержденного PCG, и составляется доста­точно детально, чтобы обеспечить соответствие французс­ким бухгалтерским стандартам. Основой для организации бухгалтерского учета служат детализированные вспомога­тельные регистры, регулярные процедуры, использующие журналы и записи для составления главной книги, а так­же обновляемая документация по бухгалтерским и конт­рольным процедурам, проводимым в организации. Бух­галтерские записи и документы ведутся с использованием способов и процедур, обеспечивающих их совместимость с требованиями бухгалтерского контроля. К учетным систе­мам на базе компьютерных программ применяются общие принципы организации бухгалтерского учета и контроля. Планы счетов отдельных организаций соответствуют об­щей схеме и предусматривают три уровня использования: сокращенный, стандартный и расширенный.

В первой главе второго титула «финансовый учет» из­ложены правила оценки учетных объектов и определения результатов операционной деятельности. Хотя PCG при­знает несколько возможных способов оценки для целей финансового учета, базовым методом является метод исто­рической стоимости. Прибыль или убыток должны опреде­ляться при последовательном применении методов оценки активов и обязательств. Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила составления отчет­ности. Приведено подробное толкование назначения и спо­собов использования различных счетов. Пояснения даются последовательно к классам счетов и по каждому из одно­разрядных, двухразрядных и трехразрядных подклассов.

Комментарии ограничиваются теми счетами, в отношении которых однозначно определено, что порядок их примене­ния не может быть выбран организацией самостоятельно. Указаны обязательный состав годовой отчетности, прави­ла составления и представления отдельных форм отчетов. В третьей главе приведены правила учета специфических операций. Специфическими считаются операции, связан­ные с текущей деятельностью (например, налог на добав­ленную стоимость и налоги с оборота, арендные операции и т.д.). В четвертой главе рассмотрена методология консо­лидации. Изложены правила консолидации, в частности, определения гудвила при поглощении компании.

В третий титул «управленческий учет» входят пять глав. Этот раздел определяет понятия управленческого учета, цены, продукции, затрат и расходов, а также цели управ­ленческого учета.

Таким образом, для Франции характерны высокий уро­вень стандартизации бухгалтерского учета и подробная ме­тодическая проработка нормативных документов по бух­галтерскому учету.

Основными учетными принципами являются:

- принцип осмотрительности, который предполагает пре­дотвращение рисков отнесения к будущим периодам теку­щих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации;

- принцип соответствия, который предполагает строгое соблюдение действующих правил и процедур;

- принцип последовательности формирования бухгал­терской информации за ряд финансовых лет, предполага­ющий непрерывность в применении правил и процедур.

Принципы построения французской бухгалтерии мож­но подразделить на традиционные и обусловленные при­соединением к нормативной базе Европейского Союза. К традиционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся принципы ос­мотрительности, соответствия и точного применения, бух­галтерских правил. Требование «достоверного и добросо­вестного представления» было внедрено в бухгалтерскую систему в 80-е годы в связи с присоединением к 4-й и 7-й Директивам Европейского Союз<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...