Краткая одноступенчатая форма отчета о результатах хозяйственной деятельности
К балансу прилагаются различные анкеты: Анкета 1. В анкете отражаются краткие финансовые данные о зарегистрированном лице. Анкета 2. Заполненная анкета должна содержать разъяснения по оценочным и «квалификационным счетам», которые отражаются в балансе. Анкета 3. Анкета содержит данные о недвижимости и заполняется компаниями, значительная часть деятельности которых состоит в приобретении и владении недвижимым имуществом в качестве объекта инвестирования. Анкета 4. Анкета заполняется лицами, вкладывающими средства в ипотечные ссуды. Анкета 5. Анкета представляется в случаях, когда зарегистрированное лицо, его дочерние компании или предприятия, в которых он владеет 50 (и менее) процентами акций, несут обязательства по искам, связанным со страхованием имущества или страхованием от несчастных случаев. В годовой отчет также включается как составная часть «отчет о внутреннем контроле», который должен: 1) отображать ответственность руководства за создание и поддержание адекватной структуры внутреннего контроля и процедур финансовой отчетности; 2) содержать данные о том, насколько на конец фискального года эмитента, дана структура и принципы были эффективны для финансовой отчетности. Такое «заключение о системе внутреннего контроля качества» подготавливается менеджментом компании. Персональную ответственность менеджмента предприятий-эмитентов за качество и достоверность представляемой финансовой информации можно назвать одним из ключевых моментов в современном американском законодательстве. Так, генеральный (исполнительный) и финансовый директор обязаны подготовить письма, сопровождающие аудиторское заключение для того, чтобы лично удостоверить правильность финансовой отчетности и данных, содержащихся в периодических отчетах, законность совершенных эмитентом сделок и достоверность финансового положения эмитента. Эти письма представляют собой подписку руководства, содержащую готовность нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной) за любые неточности в финансовой отчетности, или они будут признаны преднамеренными. Несоблюдение этой статьи будет признано как умышленное и влечет за собой ответственность.
Годовая отчетность обязательно должна сопровождаться пояснительной запиской. Акционерные общества и ряд других эмитентов ценных бумаг должны, кроме того, представлять в составе годового отчета заключение аудитора. Однако заключение аудитора представляют не все акционерные общества. Не является обязательным для компаний, признанных так называемыми «неактивными» регистрантами (эмитентами), если выполняются следующие условия: 1) валовая выручка за финансовый год не превышает 100 тыс. долларов; 2) расходы компании в течение финансового года не превышает 100 тыс. долларов; 3) эмитент не выкупал и не продавал собственных акций, не представлял опционы по ним и не переоценивал свои акции, находящиеся в обращении; 4)в течение финансового года не произошло существенных изменений в деятельности компании, таких как банкротство, реорганизация, приобретение или продажа значительных активов, прав на разработку полезных ископаемых; 5)биржи, уполномоченные государственные органы не требуют представления или публикации проверенных аудитором финансовых отчетов.
Все остальные компании, эмитирующие ценные бумаги, обязаны проходить процедуру аудита годовой финансовой отчетности и прилагать к своей отчетности заключение аудитора. В США обязательно предоставление финансовой отчетности акционерам и SEC. В IRS финансовая отчетность автоматически не предоставляется, также предоставление отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, является делом самого предприятия. Сроки представления (опубликования) отчетности США привязаны к концу финансового года и собранию акционеров. Формат предоставляемых отчетов в США не регламентируется, то есть форма представления информации определяется фирмой. Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление полезной информации в сочетании со свободой в определении действительного характера раскрытия информации приводит к тому, что раскрывается действительно релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих меньше информации, оказывается выше.
4.5. Подготовка бухгалтеров и бухгалтерская профессия в США Бухгалтерская профессия в США имеет более чем двухсотлетнюю историю, прочные традиции и устойчивую высокую репутацию в мире. Среди функциональных видов предпринимательской деятельности бухгалтерский бизнес является одним из наиболее стабильных и прибыльных, а среди массовых профессий профессия бухгалтера является одной из наиболее высокооплачиваемых, престижных и популярных. Вместе с тем бухгалтерский бизнес является одной из наиболее ответственных сфер деятельности, и для того, чтобы получить право и возможность занять бухгалтерскую вакансию или открыть частный бухгалтерский бизнес, претендент должен удовлетворять целому ряду довольно жестких квалификационных, образовательных и этических требований. Только владелец звания «Дипломированный общественный бухгалтер» считается специалистом-бухгалтером высшей квалификации со всеми вытекающими отсюда преимуществами и перспективами. Такое звание присваивается не каким-либо государственным учреждением или институтом, а Национальной ассоциацией независимых бухгалтеров. Чтобы получить такое звание, необходимо иметь высшее университетское образование, определенный опыт практической работы на низших бухгалтерских должностях и успешно сдать многоступенчатый специальный экзамен в Национальной ассоциации независимых бухгалтеров. Этот экзамен полностью проводится под эгидой Ассоциации. Ассоциация разрабатывает квалификационные требования, программу, экзаменационные тесты, организует на платной основе прием и оценку результатов сдачи экзаменационных тестов, выписывает сертификат о присвоении звания дипломированного общественного бухгалтера. Экзамен является комплексным и включает следующие предметы: «Теория (основы) бухгалтерского учета», «Основной курс бухгалтерского учета (включая финансовый и управленческий учет)», «Аудит», «Коммерческое право», «Налогообложение». На каждый предмет отводится один день. Экзамен длится шесть часов. Прием экзамена осуществляется только в письменной форме. Большинство заданий представляют собой решение конкретных хозяйственных ситуаций и предполагают знание не просто отдельных обособленных вопросов и тем, а знание и умение дать ответ в рамках сквозного примера на несколько взаимосвязанных вопросов из смежных тем. О степени сложности такого экзамена говорит тот факт, что с первого раза все предметы, а значит, и весь комплексный экзамен на получение сертификата «Дипломированного общественного бухгалтера» сдают в среднем лишь 20-25 % соискателей. В среднем для полной сдачи этого комплексного экзамена рядовой соискатель предпринимает три-четыре попытки.
Высокие требования к знаниям претендента на высший квалификационный сертификат бухгалтера служат гарантией качества специалиста и ограждают данную профессию от малокомпетентных и случайных людей. Если бухгалтер обладает глубокими знаниями, имеет богатый опыт практической работы, достойную и прочную репутацию в широком кругу бизнесменов, то он может рассчитывать на вполне успешную деятельность в качестве индивидуально практикующего специалиста. Однако в большинстве случаев объединение с одним или несколькими партнерами сулит и значительно большие доходы. Поэтому подавляющее большинство дипломированных общественных бухгалтеров объединены в фирмы, носящие, как правило, юридический статус партнерств (или товариществ).
Внутри каждой бухгалтерской фирмы или корпорации существует вполне определенная иерархическая структура, включающая следующие основные позиции: старший партнер (компаньон), партнеры, менеджеры (управляющие), старшие бухгалтеры, младшие бухгалтеры. Старший партнер в малых региональных бухгалтерских фирмах является лицом, внесшим наибольший личный имущественный вклад в уставный капитал фирмы. Обычно он имеет наибольшее влияние в фирме и несет наибольшую ответственность за результаты ее работы. В национальных компаниях, имеющих многочисленные отделения и офисы по всей стране, старшим партнером считается лицо, являющееся руководителем данного отделения. Как правило, в подчинении старшего партнера национальной компании находится от четырех до десяти тысяч практикующих бухгалтеров. Требования к получению этой должности исключительно высоки и наряду с большим опытом, высокой квалификацией и личной заинтересованностью в успехе включают также высокие организационные способности, умение быть «мозговым» центром и принимать на себя всю полноту ответственности за работу отделения. Должность старшего партнера является исключительно престижной. Партнеры. Ими являются лица, так же, как и старший партнер, сделавшие личные имущественные вклады в данную бухгалтерскую фирму и несущие большую ответственность за эффективность и доходность фирмы. Обычный круг их функциональных обязанностей - это проведение наиболее ответственных и сложных аудиторских проверок, а также работы, связанные с оказанием услуг по налогообложению. Чтобы стать партнером, претендент должен в обязательном порядке иметь сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера». Менеджеры. Пост менеджера внутри любой бухгалтерской фирмы дипломированных общественных бухгалтеров - это наивысшее положение, которое можно занимать в фирме, не будучи приглашенным в партнерство (то есть не внося имущественный или иной вклад в уставный капитал фирмы и не являясь ее совладельцем). Большинство бухгалтерских фирм имеют в своем составе несколько менеджеров, каждый из которых отвечает за работу с определенным кругом клиентов или по определенной специализации.
Старшие бухгалтеры. Основной объем текущей рутинной работы по обслуживанию клиентов возложен на старших бухгалтеров. Содержание работы старшего бухгалтера в наибольшей степени соответствует содержанию работы всей бухгалтерской фирмы. Чтобы стать старшим бухгалтером, обычно необходимо иметь от двух до пяти лет бухгалтерской практики и сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера». Младшие бухгалтеры. С такой должности начинают свою бухгалтерскую карьеру практически все выпускники-бакалавры университетов и колледжей. Это касается даже тех, кто имеет степень магистра управления бизнесом. На этой должности многие бухгалтеры приобретают тот бесценный опыт, который позволяет им убедиться в правильности выбора, сделанного в пользу бухгалтерской карьеры, и при наличии которого можно быть допущенным к сдаче на сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера» в Национальной ассоциации независимых бухгалтеров. На американских предприятиях существуют довольно разветвленные и разнообразные иерархические внутренние структуры, призванные обеспечивать ведение бухгалтерского учета и управление им в рамках предприятия в целом. Вице-президент по финансам - наивысшая должность в управленческой структуре практически любого американского предприятия, к функциональным обязанностям которой наряду с общим руководством экономикой предприятия относится также и обеспечение эффективной работы бухгалтерской службы. Вице-президент осуществляет координацию в рамках предприятия всего экономического блока управления. Одно из важнейших требований к человеку, занимающему данный пост, - обладание высокоразвитой способностью эффективного общения. К его прямым обязанностям относится организационное, методическое и административное обеспечение выполнения бухгалтерской службой поставленных перед ней задач. Внутренний аудитор (ревизор). В служебной иерархии внутренний аудитор по своей значимости следует сразу за вице-президентом по финансам. Его позиция во внутренней структуре управления довольно своеобразна. Это своеобразие заключается в двойственном подчинении административно вице-президенту и контрольному комитету совета директоров компании, который выбирается собранием акционеров (собственников предприятия) и является одной из форм представительной власти на предприятии. Внутренний аудитор отчитывается перед этими обеими властными структурами. Несмотря на двойственность подчинения, пост внутреннего аудитора характеризуется большой степенью независимости. Его обязанностью является лишь предоставление отчетов. Он - «одинокий волк», который наделен большими полномочиями. Он обязан быть в курсе всех хозяйственных операций и имеет доступ ко всем бухгалтерским записям. Как правило, эту должность занимают люди, имеющие сертификат «Дипломированного общественного бухгалтера» и большой практический опыт работы на предприятиях данной отрасли. Контролер осуществляет непосредственное руководство бухгалтерской службой. Его функции очень схожи с функциями, правами и обязанностями наших главных бухгалтеров предприятий. В подчинении контролера имеется штат непосредственных исполнителей-бухгалтеров и вспомогательного к ним персонала. Для получения поста контролера претенденту необходимо иметь от 5 до 20 лет стажа работы на низовых бухгалтерских или аудиторских должностях. Главный бухгалтер - должностное лицо, находящееся в непосредственном подчинении контролера. На главного бухгалтера возлагаются определенные функции по организации учета и ведению определенных ответственных бухгалтерских записей (подготовка предварительного пробного баланса, составление регулирующих записей, закрытие счетов и др.). В нашем понимании эта должность наиболее близка к должности заместителя главного бухгалтера. На главного бухгалтера работает весь остальной низовой штат бухгалтерии: руководители секторов, рядовые бухгалтеры, счетоводы, кассиры и прочий персонал. Продвижение по должности главного бухгалтера занимает в среднем от трех до пяти лет. Тема 5. Бухгалтерский учет в Великобритании 5.1. Формирование и регулирование бухгалтерского учета в Великобритании 5.2. Особенности оценки и учета отдельных объектов бухгалтерского учета 5.3. Бухгалтерская отчетность
5.1. Формирование и регулирование бухгалтерского учета в Великобритании Законодательная система Великобритании складывалась в течение веков, однако в Великобритании нет конституции. Бухгалтерская деятельность не регулируется государством так детально, как это имеет место в других странах, в том числе в России. Долгое время британское правительство вообще не считало нужным регламентировать ведение бухгалтерского учета и отчетности в компаниях, однако, вступив в Европейское Сообщество, Великобритания в соответствии с Директивами ЕС включила в свои Законы о компаниях 1985-го и 1989 годов предписания относительно форм бухгалтерской отчетности и методов оценки различных статей. Разработкой правил и стандартов бухгалтерской деятельности в Великобритании занимаются профессиональные бухгалтерские организации. Инициатором разработки и введения таких стандартов выступил в 1969 году Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), и уже через год был разработан SSAP 1 - Правила стандартной бухгалтерской практики «Дочерние компании». Комитет по бухгалтерским стандартам FSB и его предшественники разработали уже несколько десятков SSAP - правил общепринятой бухгалтерской практики и FRS - стандартов бухгалтерской отчетности. Часть из них действовала в течение ряда лет, а затем многие положения были отменены из-за серьезных изменений в законодательстве и бизнес-среде страны. В 1996 году Комитет по бухгалтерским стандартам опубликовал Декларацию, содержащую основные принципы, лежащие в основе бухгалтерских стандартов. Одним из основных принципов названо соответствие содержащихся в них сведений реальному положению организации и пригодность их для принятия решений о ее дальнейшей деятельности. Таким образом, концепция достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни проходит через все профессиональные стандарты и законодательные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. В настоящее время в стране действуют 27 стандартов бухгалтерской практики и бухгалтерской отчетности, принятые в 1970-1998 годах.
5.2. Особенности оценки и учета отдельных объектов бухгалтерского учета В британской системе бухгалтерского учета и отчетности внеоборотными активами считаются основные средства, нематериальные активы, инвестиции в другие предприятия и гудвил. Законодательство не содержит никаких предписаний относительно способов оценки внеоборотных активов и способов их списания, оставляя это целиком в компетенции профессиональных институтов. Такие вопросы регулируются стандартами SSAP 12, 13, 19, FRS 10 и FRED 17. В основе оценки внеоборотного актива лежит покупная Цена, включающая в себя и затраты на транспортировку и установку основного средства, а в случае изготовления актива самой компанией - оценка может включать «в разумной пропорции и те расходы компании, которые имеют лишь косвенное отношение к продукции, производимой этим активом, но не более чем в течение срока производства этой продукции». Процентные выплаты, связанные с приобретением актива, тоже относятся на его себестоимость. В качестве альтернативных способов в Великобритании используют оценку активов по текущей и рыночной стоимости на дату последней переоценки. При этом периодичность переоценок определяется самой компанией. Хотя никаких законодательных предписаний, касающихся частоты переоценок, не существует, рекомендуется делать это ежегодно. Большинство британских компаний выбирают для публикации своей отчетности принцип себестоимости (исторической или первоначальной стоимости), хотя Закон о компаниях 1985 года предоставляет возможность составлять отчетность и на базе текущей стоимости. Впервые такая возможность была предусмотрена в стандарте SSAP 7 в 1974 году. В 70-е годы в Великобритании отмечалась довольно высокая инфляция, и оценка активов по текущей стоимости в таких условиях была удачным способом отразить «реальную ценность» активов фирм. Однако этот подход не прижился в бухгалтерской практике, поскольку считалось, что постоянные переоценки будут способствовать терпимому отношению к инфляции со стороны бухгалтеров и финансистов. Для Великобритании это оказалось неприемлемым. Большинство компаний, начинавших в 70-80-е годы вести «инфляционную бухгалтерию», сейчас от нее отказались. Исключение составляют лишь компании, предоставляющие коммунальные услуги, которые в силу особенностей своей деятельности обязаны согласовывать свои тарифы с местными и государственными властями, поддерживая их на минимальном уровне. Учет по текущим ценам позволяет этим компаниям показывать в отчетах более низкие прибыли и высокие значения вложенного капитала. Британское законодательство предоставляет максимальную свободу для оценки инвестиций. Закон о компаниях 1985 года дает право руководству компаний определять для этого любой способ, который покажется им наиболее соответствующим обстоятельствам и особенностям компании. Некоторые трудности возникают при начислении амортизации, если учет внеоборотных активов ведется по результатам периодических переоценок. В этом случае суммы ежегодных амортизационных отчислений, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, будут сильно различаться - от себестоимости (исторической стоимости) до стоимости полного замещения. Однако сложности, возникающие при начислении амортизации и переоценке активов, никак не влияют на налоговые обязательства фирмы, поскольку в налоговом законодательстве Великобритании закреплены совершенно самостоятельные, не зависящие от способа начисления амортизации правила расчета налогооблагаемой прибыли и налоговых льгот. Особые правила учета касаются учета инвестиций в недвижимость: SSAP 19 предусматривает для них не амортизационные отчисления, а ежегодные переоценки с отнесением разницы в резерв переоценки, а если отрицательная разница превышает этот резерв, то превышение относится на счет прибылей и убытков. Стандарт SSAP 21 выделяет два вида аренды: финансовый и операционный лизинг. Основным признаком финансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием актива, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90 % стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определение, составляют операционный лизинг. Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных средств требует отражения в учете арендатора активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов. Арендованное имущество подлежит амортизации. При этом арендодатель показывает средства, полученные от арендатора, как финансовые активы. Операционный лизинг означает, что актив учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и арендатора соответственно. Гудвил (деловая репутация). Способы учета гудвила и сейчас являются предметом споров британских бухгалтеров. Гудвил возникает при покупке одной компанией другой как разность между уплаченной за нее ценой и текущей стоимостью активов. Таким образом, эту разницу можно трактовать как дополнительные затраты, которые следует покрывать из специального резервного фонда и списывать немедленно. Такой способ предусмотрен SSAP 22. Однако есть и другая точка зрения, которая отражена в международном стандарте LAS 22: гудвил ничем не отличается от прочих нематериальных активов. Его можно трактовать как дополнительный актив, приобретаемый при покупке компании и который можно учитывать подобно торговым маркам и лицензиям: начисляя амортизацию в течение некоторого разумного срока, но не более 20 лет. При этом, поскольку некоторые виды нематериальных активов и гудвила со временем не теряют своей ценности, то концепции достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни максимально соответствует еще один подход: износ на такие активы не начислять, а учитывать их по результатам периодических переоценок. Споры о том, чья точка зрения более правильна, ведутся с начала 90-х годов. В настоящее время компании могут сами выбирать способ, который считают лучшим. Однако опыт показывает, что большинство выбирает все-таки капитализацию с последующим начислением износа, а не немедленное списание. 5.3. Бухгалтерская отчетность Страны с англо-американской системой учета строят систему учета и отчетности, исходя из сложившейся практики, идя от нее. И тут следует различать ее английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран, как Великобритания, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия; второй - для США, Канады, Японии, Мексики, Филиппин. Баланс в международной практике представлен в двух формах: форма бухгалтерского счета (горизонтальная) (account form) и форма отчета (вертикальная) (report fort) с преобладанием формы отчета. Балансы различаются также по терминологии. В англоамериканской практике актив баланса имеет название активов (assets), пассив - обязательств и капитала (liabilities and capital). В немецких, французских, итальянских используются традиционные термины актива и пассива. В английских и ирландских балансах для обозначения пассива может использоваться формулировка «финансируется» (financed by). По размещению разделов и статей (проформы) балансы принято делить на американский, английский (англо-саксонский) и континентальный. Статьи актива в американском балансе размещаются по убыванию их ликвидности, в английском - по возрастанию. Статьи пассива в английском и американском балансах приводятся по убыванию востребованности, начиная с обязательств и заканчивая капиталом. В континентальных балансах пассив, наоборот, начинается с капитала. Особенностью английского баланса является размещение краткосрочной (всей кредиторской задолженности) в активе отдельной контрстатьей ко всем краткосрочным активам. Чистые активы называются также рабочим капиталом (working capital), а совокупность капитала и обязательств - используемым капиталом (employed capital). В общем виде схемы балансов имеют вид: Американский баланс Активы = Обязательства + Капитал Континентальный баланс Активы = Капитал + Обязательства Английский баланс Активы - Обязательства = Капитал Формы бухгалтерской отчетности в Великобритании были введены в Законом о компаниях 1985 года в соответствии с Директивой ЕС об унифицированных формах бухгалтерской отчетности стран Европейского Союза. Однако британские законодатели, традиционно придерживаясь мнения, что такая область профессиональной деятельности, как бухгалтерский учет, должна регулироваться в основном профессионалами, разрешили британским компаниям использовать предусмотренные Директивой формы: бухгалтерский баланс может представляться в одной из двух форм - вертикальной или обычной двусторонней, а для отчета о прибылях и убытках предусмотрено четыре формы. В английской практике отчетность включает в себя четыре документа: 1. Отчет о прибылях и убытках. 2. Отчет о движении собственного капитала. 3. Баланс. 4. Отчет о движении денежных средств. Для акционерных обществ (АО), акции которых котируются на бирже, добавляются: - резюме о деятельности АО в течение десяти лет; - описание деятельности группы (дочернего общества); - анализ результатов по каждому выпускаемому продукту, услуге; - комментарии руководителя по управлению деятельностью АО; - перечень филиалов; - свод биржевых курсов; - перечень администраторов и основных ответственных по рабочим сегментам.
Тема 6. Бухгалтерский учет во Франции
6.1. Особенности нормативного регулирования учета во Франции 6.2. Особенности отражения в учете отдельных объектов 6.3. Состав и содержание финансовой отчетности 6.1. Особенности нормативного регулирования учета во Франции Главной особенностью французской бухгалтерской системы является то, что учет во Франции жестко контролируется государством, а правила составления отчетности для французских организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводства, посредством которой государство контролирует экономику. Такая практика обусловлена многовековой традицией централизации управления и стремления предпринимателей получать поддержку государства. Последнее также оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. И не случайно процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентирована. Для определения налоговых обязательств организации заполняют таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы. Одной из специфических черт нормативного регулирования бухгалтерского учета во Франции является национальный план счетов (PCG). Разработка и распространение его является обязанностью Национального совета по бухгалтерскому учету. Основные задачи плана счетов сводятся к стандартизации: - организации системы бухгалтерского учета на уровне отдельных организаций; - способов представления организациями данных об их активах и пассивах, финансовом положении и финансовом результате. Действующий общенациональный план счетов Франции был внедрен в практику в течение 1982-1984 годов. Он состоит из трех разделов объемом 374 страницы, включая общие положениятерминологию, систему счетов общей (финансовой) и аналитической (управленческой) бухгалтерий. Общий план счетов базируется на следующих основных документах национального и международного бухгалтерского права. Во-первых, он разработан в соответствии с директивой ЕЭС от 25 июня 1978 года, устанавливающей единые нормы и требования для стран сообщества по каждой статье баланса и отчета о прибылях и убытках, а также обязывающей членов ЕЭС применять типовой план счетов. Во-вторых, в нем учтены требования Торгового кодекса, определяющего, в частности, перечень обязательных учетных регистров, используемых всеми хозяйственными единицами. В-третьих, исходит из Налогового кодекса Франции, регламентирующего нормы и методы проведения инвентаризации, создания резервов и определения прибыли, подлежащей налогообложению. И, наконец, он отвечает требованиям законодательства, предписывающего организацию учета и контроля в зависимости от форм собственности, видов предприятий и их размеров. Например, простую бухгалтерию обязаны вести торговцы, лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность, общества с годовым объемом реализации ниже установленного лимита и др. Все остальные предприятия и общества (акционерные, с ограниченной ответственностью, государственные предприятия, кооперативы и др.) должны вести учет по двойной системе, то есть руководствоваться планом счетов. Общий план счетов построен по десятичной системе классификации. Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, а вторая - порядковый номер счета в соответствующем классе. Номера субсчетов представлены тремя цифрами, субсчетов второго порядка - четырьмя, аналитических счетов - пятью и большим числом цифр. Последняя цифра характеризует номер соответствующего счета, субсчета, аналитического счета. На основе общего плана счетов разработаны планы счетов по некоторым видам деятельности, например, строительству, банкам, а также для государственного (публичного) сектора, что достигается использованием национального плана счетов во всех секторах экономики. Национальный план счетов разработан на основе метода «затраты - выпуск», предложенного В. Леонтьевым. Этот метод рекомендован для использования в бухгалтерском учете предприятий и в национальной статистике межправительственными организациями (ООН, ЕЭС, Организацией экономического развития и сотрудничества, Африканским советом по учету) и международными профессиональными учетными организациями (Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета, Международной федерацией бухгалтеров, Европейской федерацией бухгалтеров-экспертов). План счетов состоит из трех титулов, каждый из которых разделен на главы. Первая глава раскрывает общие принципы, на которых основывается PCG. В ней изложены принципы систематизации стандартов бухгалтерского учета, требования к организации ведения бухгалтерского учета и компьютерной обработке учетных данных. Во второй главе представлены определения и толкования 183 терминов. Он представляет собой набор отдельных понятий, используемых в управленческом и финансовом учете. Третья глава посвящена своду счетов: классификации счетов в общем своде, организации плана счетов и перечню счетов. Свод и план счетов, используемые в PCG, организованы по десятичной системе. В PCG включен полный список счетов по каждому одноразрядному и двухразрядному классу основного свода, в последовательности номера счета с указанием его наименования. План счетов отдельной организации составляется на основе плана, утвержденного PCG, и составляется достаточно детально, чтобы обеспечить соответствие французским бухгалтерским стандартам. Основой для организации бухгалтерского учета служат детализированные вспомогательные регистры, регулярные процедуры, использующие журналы и записи для составления главной книги, а также обновляемая документация по бухгалтерским и контрольным процедурам, проводимым в организации. Бухгалтерские записи и документы ведутся с использованием способов и процедур, обеспечивающих их совместимость с требованиями бухгалтерского контроля. К учетным системам на базе компьютерных программ применяются общие принципы организации бухгалтерского учета и контроля. Планы счетов отдельных организаций соответствуют общей схеме и предусматривают три уровня использования: сокращенный, стандартный и расширенный. В первой главе второго титула «финансовый учет» изложены правила оценки учетных объектов и определения результатов операционной деятельности. Хотя PCG признает несколько возможных способов оценки для целей финансового учета, базовым методом является метод исторической стоимости. Прибыль или убыток должны определяться при последовательном применении методов оценки активов и обязательств. Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила составления отчетности. Приведено подробное толкование назначения и способов использования различных счетов. Пояснения даются последовательно к классам счетов и по каждому из одноразрядных, двухразрядных и трехразрядных подклассов. Комментарии ограничиваются теми счетами, в отношении которых однозначно определено, что порядок их применения не может быть выбран организацией самостоятельно. Указаны обязательный состав годовой отчетности, правила составления и представления отдельных форм отчетов. В третьей главе приведены правила учета специфических операций. Специфическими считаются операции, связанные с текущей деятельностью (например, налог на добавленную стоимость и налоги с оборота, арендные операции и т.д.). В четвертой главе рассмотрена методология консолидации. Изложены правила консолидации, в частности, определения гудвила при поглощении компании. В третий титул «управленческий учет» входят пять глав. Этот раздел определяет понятия управленческого учета, цены, продукции, затрат и расходов, а также цели управленческого учета. Таким образом, для Франции характерны высокий уровень стандартизации бухгалтерского учета и подробная методическая проработка нормативных документов по бухгалтерскому учету. Основными учетными принципами являются: - принцип осмотрительности, который предполагает предотвращение рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации; - принцип соответствия, который предполагает строгое соблюдение действующих правил и процедур; - принцип последовательности формирования бухгалтерской информации за ряд финансовых лет, предполагающий непрерывность в применении правил и процедур. Принципы построения французской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе Европейского Союза. К традиционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся принципы осмотрительности, соответствия и точного применения, бухгалтерских правил. Требование «достоверного и добросовестного представления» было внедрено в бухгалтерскую систему в 80-е годы в связи с присоединением к 4-й и 7-й Директивам Европейского Союз<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|