Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Баланс германского предприятия




АКТИВ ПАССИВ
Постоянные активы Капитал собственный
Нематериальные активы Акционерный капитал, в т. ч.:
Материальные активы - обыкновенные акции
Финансовые активы - привилегированные акции
Сданные в аренду активы Условный капитал
Текущие активы Резервный капитал
Запасы Резервная прибыль
Счета к получению и другие активы Прибыль отчетного периода
Ценные бумаги Доли меньшинства
Денежные средства в банках Доли участия
Расходы будущих периодов Инвестиции в дочерни компании
  Обязательства по страхованию
  Кредиторская задолженность
  Доходы будущих периодов
Итого баланс Итого баланс

 

Отчет о прибылях и убытках представляется в верти­кальной форме, в одном из двух форматов - затратном или функциональном. Традиционным для Германии является затратный формат, ориентированный на характеристику производства. В его основе лежит представление, что пока­зателем деятельности компании является не только объем продаж, но и объем производства и потребления товарно-материальных запасов, и ресурсы, использованные для увеличения основного капитала. Затраты в таком отчете классифицируются по типам независимо от места их воз­никновения.

Следует отметить, что в разных форматах строки с одина­ковыми названиями могут иметь различное содержание. Так, налоги (кроме налогов на прибыль) в функциональ­ном формате могут относиться к расходам на реализацию или административным расходам, что невозможно в за­тратном формате.

Общепринятая практика составления отчета в функцио­нальном формате пока не вполне устоялась. В частности, существуют определенные разногласия в трактовке чрез­вычайных статей; отличается от мировой практики и метод отнесения затрат на материалы (к расходам на материалы нередко относятся только прямые затраты, а косвенные - к прочим операционным издержкам).

 

Тема 8. Особенности ведения учета в отдельных странах

8.1. Учет в Швейцарии

8.2. Учет в Италии

8.3. Учет в Нидерландах

8.4. Учет в Бельгии

8.5. Учет в Швейцарии

8.6. Учет в Люксембурге

 

8.1. Учет в Швейцарии

Федеральное законодательство Швейцарии, представля­ющей собой федерацию из 26 кантонов, каждый из кото­рых обладает значительной политической, экономической и налоговой автономией, служит основой, гарантирующей базовый уровень единообразия в стране, оно включает Гражданский кодекс, Кодекс обязательств и Кодекс штра­фов. Каждый кантон и коммуна может в пределах своих полномочий принимать дополнительные законы. Следует особо отметить тот факт, что хотя до сих пор Швейцария не вошла в Европейский Союз, однако имеет весьма тесные экономические и хозяйственные связи со странами ЕС.

Долгое время регулирование бухгалтерского учета в Швейцарии осуществлялось на базе Кодекса обязательств. С 70-х годов началось изменение законодательства, завер­шившееся в 1991 году принятием ряда новых статей Ко­декса. Цели этих изменений заключались в достижении большей прозрачности учета и отчетности, повышении за­щищенности акционеров, усовершенствовании структуры компаний, облегчении привлечения капитала и предотвра­щении злоупотреблений.

Другим источником регулирующих положений по бух­галтерскому учету явился созданный в 1984 году Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности. Его задачи заключаются в выдаче рекомендаций по бухгалтер­скому учету и отчетности с целью дальнейшего совершенс­твования бухгалтерской практики, достижения сопоста­вимости и повышения качества отчетности. Еще одним источником нормативных положений по учету служит Ру­ководство по аудиту, опубликованное Швейцарским инс­титутом присяжных бухгалтеров и налоговых консультан­тов. Оно дает наиболее точные указания по всем статьям бухгалтерской отчетности.

В Швейцарии существуют довольно ограниченные тре­бования к учету и отчетности, поэтому издавна крупные швейцарские фирмы добровольно следуют зарубежным правилам, в частности, директивам ЕС и стандартам МСФО. В настоящее время около 40 % швейцарских ком­паний, акции которых котируются на бирже, составляют консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, а доля фирм, которые следуют директивам ЕС, еще больше.

Кодекс обязательств требует, чтобы совет директоров со­ставлял бухгалтерскую отчетность, управленческий отчет и, в некоторых случаях, консолидированную бухгалтерс­кую отчетность. Бухгалтерская отчетность включает ба­ланс, отчет о прибылях и убытках и примечания к отчет­ности. Кроме того, Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности добавляет к этому списку отчет о дви­жении фондов.

В стране не установлена обязательная форма баланса, он может быть представлен в горизонтальной или вертикаль­ной форме. Порядок классификации не имеет значения: оборотные средства и кредиторскую задолженность (до од­ного года) можно отражать до или после основных средств и капитала. Однако законом установлена минимально не­обходимая структура баланса. Так, согласно Кодексу обя­зательств он должен содержать непременно четыре разде­ла: оборотные средства, основные средства, кредиторскую задолженность и капитал.

Отчет о прибылях и убытках должен включать как мини­мум в составе выручки - объем реализации, финансовую выручку, прибыль от продажи основных средств; в составе расходов - сырье и материалы, расходы на оплату труда, финансовые расходы и амортизацию. Конкретная форма представления информации не оговорена. Отчет может быть представлен вертикально или горизонтально, выруч­ка и расходы могут классифицироваться по характеру или по функциональному признаку, но обязательно должны быть приведены данные за предшествующий год.

Если корпорация большинством голосов или иным обра­зом контролирует другие компании, она должна составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность. Чтобы не составлять консолидированную отчетность, корпорация вместе с дочерними компаниями в течение двух последо­вательных лет не должна превышать два из трех показа­телей: общая сумма активов - менее 10 млн. швейцарских франков, объем реализации - 20 млн. швейцарских фран­ков, среднесписочное число служащих - 200 человек в год. Компания может не составлять консолидированную отчет­ность, если она уже включена в консолидированную отчет­ность материнской компании.

В примечаниях к отчетности приводится значительный объем информации: сумма гарантий и залога; задолжен­ность по лизинговым соглашениям, не отраженным в балан­се; задолженность перед пенсионными фондами; проценты и сроки погашения выпущенных облигаций; операции с собственными акциями; увеличение капитала. Кроме того, компании, акции которых котируются на бирже, должны предоставлять информацию о личностях и доле основных акционеров. Тем не менее, Кодекс обязательств разреша­ет не включать в примечания информация, которая может нанести ущерб компании.

Отчет об изменении финансового положения или отчет о потоках денежных средств не обязательны, Кодекс обяза­тельств даже не упоминает о них. Тем не менее, по мнению Фонда рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетнос­ти, этот отчет является неотъемлемой частью бухгалтерс­кой отчетности. Его задачей является отражение измене­ния фондов в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Большинство компаний вместо отчета о финансовом положении составляют отчет о пото­ках денежных средств.

Аудиторский отчет представляют годовому общему соб­ранию акционеров в письменной форме. Если компания составляет консолидированную отчетность, аудиторы должны удостовериться, что эта отчетность соответствует законодательству и правилам консолидации.

Учетная политика и методы оценки. В Швейцарии, как и в других странах, некоторые предприятия стараются создавать скрытые резервы, чтобы уменьшить налоги, за­щититься от конкуренции, предотвратить завышенные требования по уплате дивидендов со стороны персонала компании в ущерб внутреннему финансированию роста компании. Создавать такие резервы разрешено законом. В Кодексе обязательств сказано, что их можно образовывать для гарантии процветания предприятия или более рав­номерного распределения дивидендов, но об этом фирма должна извещать своих аудиторов.

В Швейцарии, прежде всего, выделяют общий резерв, его создания требует законодательство. В Кодексе обяза­тельств установлено, что 5 % ежегодной прибыли должны относиться в общий резерв до тех пор, пока он не составит 20 % оплаченного капитала. Затем необходимо отчислять 10 % дивидендов, выплаченных сверх базового уровня ди­видендов в размере 5 % годовой прибыли. Общий резерв ис­пользуют преимущественно для покрытия убытков. Закон предписывает создание еще двух специальных резервов - резерва по собственным акциям и резерва переоценки. В учредительном договоре могут быть предусмотрены допол­нительные резервы. Стоимость инвестиций погашается за счет соответствующей части собственного капитала компа­нии на дату приобретения. Это требование выполняют все компании, акции которых котируются на бирже.

В Швейцарии допускаются оба варианта учета гудвила: капитализация, то есть отражение его в активе баланса и списание за счет резервов, или, что встречается чаще, уменьшение одного из резервов. Как и в других европей­ских странах, большинство компаний долгое время пред­почитали второй вариант, чтобы избежать уменьшения доходов в последующие годы из-за амортизации гудвила. Однако в последнее время компании, акции которых коти­руются на бирже, под влиянием международных стандар­тов начали капитализировать гудвил. Если гудвил отража­ется в составе активов, он амортизируется в течение срока полезной эксплуатации - от 5 до 40 лет.

В бухгалтерской отчетности отдельных компаний ос­новные средства должны оцениваться по первоначальной стоимости приобретения или производства за вычетом амортизации без права текущей переоценки. Исключение составляют компании, накопленные убытки которых пре­вышают половину капитала и обязательных резервов. В этом случае разрешено переоценивать имущество и доли участия до текущей стоимости. Разницу от переоценки учитывают на счете специального резерва, который может уменьшаться только в результате перевода в состав акци­онерного капитала, списания или продажи соответствую­щих активов. Масштабы переоценки различны: переоцениваться мо­жет только реальное имущество (земля и здания); все ма­териальные активы; материальные активы за вычетом не­движимого имущества. Методы переоценки также различ­ны: это могут быть индексы цен, рыночная стоимость или комбинация этих методов.

Базой амортизации обычно является стоимость приобре­тения или производства активов, но она может основывать­ся и на восстановительной стоимости. Можно использо­вать такие методы, как равномерная амортизация и метод снижающегося остатка. Амортизация также может бази­роваться на количестве продукции, произведенной с ис­пользованием данного вида активов (метод единиц произ­водства). Полезный срок эксплуатации обычно выбирается в соответствии с общей целью бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить достоверное отражение финансового по­ложения и прибыли компании. Однако на практике выбор определяется другими соображениями, в частности, нало­гообложением и скрытыми резервами.

Если отчетность отдельных компаний используется глав­ным образом внутри страны, то консолидированная отчет­ность крупных компаний в большей степени предназна­чена для пользователей за рубежом. Поэтому она должна соответствовать международным стандартам, которые за­прещают создание скрытых резервов. Кроме того, слиш­ком низкие показатели прибыли поставят швейцарские компании в невыгодное положение при получении финан­сирования на международных рынках.

В Швейцарии рекомендуется капитализировать нема­териальные активы, созданные самой компанией, толь­ко в том случае, если они удовлетворяют условиям, ана­логичным требованиям МСФО: обеспечивают получение будущих экономических выгод, их стоимость можно оп­ределить и измерить, у компании имеются финансовые ре­сурсы, необходимые для завершения их создания.

Что касается приобретенных нематериальных активов, единственным условием их отражения в составе активов является получение будущей экономической выгоды в те­чение нескольких лет. В качестве примеров нематериаль­ных активов, которые могут капитализироваться, то есть включаться в состав активов, упоминаются, помимо всего прочего, лицензии, патенты, торговые марки, авторские права, модели, планы, программное обеспечение, списки клиентов. С другой стороны, считается, что расходы на обучение и реструктуризацию, а также на фундаменталь­ные и прикладные исследования не могут включаться в состав активов. Капитализированные нематериальные активы оценивают по наименьшей из двух величин - себе­стоимости или чистой стоимости возможной реализации. Они должны быть амортизированы в течение срока полез­ной эксплуатации, обычно с использованием равномерного метода. Учетную стоимость нематериальных активов нуж­но периодически пересматривать, если их реальная стои­мость снижается. На практике нематериальные активы, созданные на самом предприятии, капитализируют редко, а в большинстве компаний (особенно, в крупных химичес­ких и фармацевтических фирмах) расходы на разработки списывают по мере возникновения.

В Кодексе обязательств указано, что запасы нужно оце­нивать по наименьшей из двух величин - первоначальной стоимости (издержкам приобретения или производства) или чистой стоимости возможной реализации. По запасам, как и по другим активам, можно создавать скрытые резер­вы. Издержки производства включают накладные расхо­ды, кроме административных и коммерческих расходов. Постоянные производственные накладные расходы следу­ет распределять исходя из мощности оборудования. Рас­ходы на выплату процентов можно относить к накладным расходам. Большинство компаний включает, по крайней мере, часть косвенных расходов в стоимость запасов. Од­нако есть фирмы, которые оценивают готовую продукцию только по прямым издержкам производства.

Для оценки запасов используют самые различные методы - средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и пр. На практике широкое применение нашли только два первых метода. В консолидированной отчетности запасы можно оценивать на основе фактических текущих издержек, восстанови­тельной стоимости или на основе аналогичных издержек.

В Швейцарии налогами облагают доходы и собственный капитал. В финансовых группах каждая компания обла­гается налогами отдельно. Методы налогообложения в разных кантонах различны и довольно сложны. Большая часть кантонов в последнее время перешла к системе, при которой налоги базируются на доходах за текущий год, как в большинстве других стран.

Базой подоходного налогообложения является чистый доход, скорректированный на сумму расходов, выходящих за рамки общепринятой практики бизнеса. Налоговые кор­ректировки включают, главным образом, выявление скры­тых резервов с последующим отнесением их на доходы. Убытки могут вычитать при получении суммы налогов, подлежащих уплате в будущем периоде, в течение периода от двух до семи лет. Кроме того, налоги зависят от показа­теля прибыли на собственный капитал. Например, доходы в сумме 100 тыс. швейцарских франков будут в большей степени облагаться налогом в компании, где собственный капитал составляет 500 тыс. швейцарских франков, чем в компании с капиталом и резервами в сумме 1 млн швей­царских франков. До 1997 года федеральный налог на до­ходы составлял от 3,6 % до 9,8 %, в последнее время эти ставки были заменены единой ставкой - 8,5 %.

Кроме налога на доходы, облагают налогом и собствен­ный капитал. Налогооблагаемый собственный капитал включает капитал и резервы, как отраженные в отчет­ности, так и скрытые. Ставки по кантонам колеблются от 0,26 % до 0,9 %. Федеральный налог был отменен в 1998 году.

В последние годы в Швейцарии наблюдалось стремление к повышению степени прозрачности и информативности бухгалтерской отчетности. Это следствие возрастающих требований законодательства, разработки национальных стандартов учета, появления новых требований к учету и представлению информации для компаний, акции кото­рых котируются на бирже, и усилий некоторых компаний, желающих привести свой учет в соответствие с междуна­родными стандартами.

 

8.2. Учет в Италии

До сих пор, несмотря на последующие редакции Коммер­ческого кодекса, введеного в Италии в 1808 году Наполе­оном, и политические перемены на Апеннинском полуос­трове, влияние французского законодательства в области регулирования бизнеса вообще и бухгалтерского учета в частности остается достаточно сильным. При этом следу­ет учесть, что единое экономическое пространство начало формироваться в Италии лишь с момента ее объединения в 1861 году. Еще первый Коммерческий кодекс обязывал всех торговцев вести журнал хозяйственных операций. Все страницы журнала должны были быть пронумерованы, прошиты и опечатаны коммерческими судебными органа­ми. Однако никаких единых требований относительно пра­вил учета и форм отчетности тогда не существовало. Лишь вторая редакция Коммерческого кодекса, принятая в 1865 году, сделала обязательным заполнение и публикацию пе­риодической бухгалтерской отчетности.

Второй Коммерческий кодекс Италии (1882 год) впервые провозгласил, что основным принципом бухгалтерского учета в этой стране является прямое и правдивое отраже­ние финансового состояния и результатов деятельности компании. В третьем Коммерческом кодексе (1942 год) бухгалтерскому учету было уделено гораздо больше внима­ния, чем в двух предыдущих. В нем было декларировано, что основное назначение учета и отчетности - давать поль­зователю ясную и точную картину состояния компании. Третий кодекс впервые содержал требования к представ­лению данных и оценке статей отчетности. Был установ­лен минимальный объем сведений, которые должны быть представлены в бухгалтерском балансе. Однако никаких требований и ограничений относительно объема и содер­жания отчета о прибылях и убытках еще не было.

В основу оценки внеоборотных активов был положен принцип себестоимости, а для оборотных активов была предусмотрена оценка по минимальной из двух цен: при­обретения и реализации. Отступления от официальных правил учета были возможны, если того требовал особый характер активов или самой компании.

После введения этого Кодекса в Италии было принято не­сколько законов, касающихся переоценок имущества. Они проводились в 1952-м, 1975,1983, 1990 и 1991 годах.

В 1974 году в ходе реформы, касающейся регулирования деятельности компаний, был введен ряд документов, в ко­торых основной целью составления финансовых отчетов провозглашалось представление объективной информации о компании. Тогда же были определены форматы основных бухгалтерских документов, обязательной частью отчетнос­ти стал доклад совета директоров компании, а право над­зора за процессом их представления было передано Наци­ональной комиссии по компаниям и биржам (НККБ). За прошедшую четверть века влияние этой организации пос­тоянно возрастало.

Принципиальным нововведением реформы 1974 года стал обязательный независимый аудит компаний, чьи акции продаются на открытом рынке. В задачи ауди­торов входит установление факта соответствия отчет­ности компании, как законодательным нормам, так и бухгалтерским стандартам. Впоследствии требование обязательного аудита было распространено на другие категории компаний, в числе которых медиа-концерны, страховые компании, банки и компании, находящиеся в государственной собственности.

Очень сильно влияние на бухгалтерский учет в Италии налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. Поэто­му итальянские бухгалтеры, как и наши, в своей работе ориентируются, прежде всего, на налоговое законодатель­ство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых ре­зультатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.

Последнее десятилетие стало для итальянского учета временем серьезных перемен. Основной причиной италь­янской реформы 90-х годов стала необходимость следовать требованиям Директив Европейского Союза, в частности, касающихся форм и принципов составления бухгалтерс­кой отчетности компаний и финансовых институтов, фор­мирования консолидированных отчетов и внедрения про­фессиональных бухгалтерских и аудиторских стандартов.

Бухгалтерский учет в Италии отличается весьма ха­рактерными, хотя и противоречивыми особенностями. К ним можно отнести его консервативный характер и тес­ную связь с гражданским, прежде всего, налоговым зако­нодательством. Причины этого кроются в особенностях бизнес-среды: среди коммерческих предприятий здесь преобладают малые и средние. Открытых акционерных обществ в Италии крайне мало - лишь 213 компаний про­дают свои акции на Миланской фондовой бирже. Подавля­ющее большинство компаний закрыто для потенциальных внешних инвесторов, а тем более - для передачи контроля над их деятельностью. Именно поэтому биржи и бирже­вые индикаторы не играют в Италии такой большой роли, как в других странах. Поскольку большинство компаний небольшого размера и управляются самими собственни­ками, спрос на независимый внешний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен. Он исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков бухгалтерская отчетность не является серьезным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы.

Глубина раскрытия информации в отчетности итальян­ских компаний довольно незначительна, даже по сравне­нию с официальными требованиями. Несмотря на то, что с 1991 года эти требования существенно возросли, консерва­тизм и сохранение конфиденциальной информации до сих пор являются наиболее распространенными подходами к ведению бухгалтерского учета и бизнеса в Италии.

Поскольку итальянские компании составляют отчет­ность в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней мини­мальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Подавляющее большинство малых и средних компаний ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность ско­рее для удовлетворения требований законодательства, чем для управления деятельностью фирмы. Профессиональное сообщество в Италии второе по численности в Европе после британского. Однако низкое качество и информативность официальных отчетов, подаваемых в налоговые органы, и то небольшое значение, которое придается этим отчетам на самих предприятиях, не отражают истинного состояния бухгалтерского учета в Италии. Многие предприятия ис­пользуют множественные системы счетов, позволяющие достаточно эффективно собирать, обобщать и использо­вать бухгалтерскую информацию для принятия управлен­ческих решений в интересах самих фирм, а не официаль­ных органов.Два профессиональных звания позволяют в Италии заниматься бухгалтерским учетом - это звания бухгалтера и доктора коммерции. Различия между ними носят скорее исторический характер, нежели содержатель­ный. Чтобы получить звание доктора коммерции, нужно дольше учиться и сдать более серьезные экзамены, чем для получения звания бухгалтера. Но права и обязанности и тех и других при ведении профессиональной бухгалтерс­кой деятельности одинаковы. И те и другие должны офи­циально зарегистрироваться в государственных органах и получить право вести профессиональную практику. Од­нако бухгалтеры и доктора коммерции объединены в раз­ные профессиональные организации.

В Италии учетные работники обычно не входят в штат компаний, а осуществляют свою деятельность как независи­мые эксперты, несущие личную ответственность за резуль­таты своей работы. Кроме того, практикующие бухгалтеры не имеют права заниматься другими видами деятельности, например, такими, как налоговое консультирование и ау­дит. Аудиторы же, в свою очередь, не могут заниматься бухгалтерской практикой. Таким образом, в стране су­ществуют две самостоятельные профессии, и итальянским профессионалам приходится выбирать между деятельнос­тью независимого бухгалтера и работой в крупных ауди­торских фирмах, имеющих регистрацию в Национальной комиссии по компаниям и биржам (НККБ).

С введением в 1974 году законодательного требования внешнего аудита для акционерных компаний, представ­ленных на бирже, в Италии появились сначала аудиторс­кие, а затем и бухгалтерские стандарты, которые разраба­тывали несколько организаций независимо друг от друга (министерство по делам государственных предприятий, Итальянская ассоциация акционерных обществ и ряд дру­гих). Такой разнобой осложнял работу бухгалтеров, и в 1982 году НККБ сделала выбор в пользу стандартов, пред­ложенных Национальным советом докторов коммерции. С тех пор документы, подготовленные этой, наиболее авто­ритетной в профессиональных кругах Италии, организа­цией стали национальными стандартами бухгалтерского учета. При их создании были приняты во внимание, как теоретические разработки, так и лучшие образцы бухгал­терской практики (национальные и международные), а также Директивы ЕС. К настоящему моменту опубликова­но 23 национальных учетных стандарта и 21 аудиторский стандарт.

Правовую систему итальянского государства можно оха­рактеризовать как систему римского права, с главенством законодательных норм, обязательных для всех экономи­ческих агентов. Законы и постановления властей и сегодня играют доминирующую роль в регулировании бухгалтерс­кого учета в этой стране. Поэтому стандарты, разработан­ные профессионалами, так сказать, «снизу», не имеют в этой стране силы закона, как и в России.

После вступления в Европейский Союз Италия ввела в свое законодательство общеевропейские требования к бух­галтерскому учету и отчетности. В соответствии с 4-й и 7-й Директивами ЕС все итальянские компании обязаны пред­ставлять отчетность, соответствующую требованиям меж­дународных стандартов.

Годовая отчетность итальянских компаний может вклю­чать: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убыт­ках; 3) пояснительную записку; 4) операционный отчет (отчет о текущей деятельности); 5) отчет внутренних ауди­торов; 6) отчет о движении капитала; 7) отчет о движении денежных средств; 8) отчет президента компании; 9) доклад совета директоров; 10) аудиторское заключение. Однако лишь первые пять пунктов из этого списка обязательны для представления всеми без исключения открытыми ак­ционерными обществами. Все данные в итальянской от­четности приводятся на начало и конец периода. Отчет­ность составляют в лирах или в лирах и экю одновременно. Начиная с отчетности за 1999 год данные могут быть также представлены в евро.

Малые предприятия могут представлять бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснительную за­писку в сокращенном по сравнению с обычным вариантом. Малыми признаются предприятия, у которых в первый год их существования или за два последующих активы (нетто) не превышают 3,09 млрд. лир, выручка - 6,18 млрд. лир, численность сотрудников - 50 человек.

Отчетность составляют исходя из общепринятых бухгал­терских принципов - осмотрительности, сравнимости, на­числений, постоянно действующего предприятия.

Банки и финансовые компании имеют собственные фор­мы бухгалтерской отчетности. Для всех прочих эконо­мических агентов итальянское законодательство преду­сматривает формы, аналогичные российским.

Баланс представляется итальянскими предприятиями в обычной горизонтальной форме - слева «актив», справа «пассив». Принцип группировки статей - по их экономи­ческому содержанию, как и в Германии, а не по степени ликвидности, как в Великобритании. В конце баланса ука­зывают все забалансовые обязательства компании - гаран­тии выданные и полученные, поручительства, договорные обязательства по будущим покупкам и продажам, предсто­ящие выплаты по лизингу и т. д. Безусловно, это весьма су­щественная информация, она дает внешним пользователям бухгалтерской отчетности возможность получить более ре­альное представление о финансовом положении компании и оценить риски, с которыми компания может столкнуться в будущем. Отчет о прибылях и убытках строится по вер­тикальной форме, также хорошо знакомой российским бухгалтерам. Такая модель отчета пришла в Италию из Германии. В основу классификации статей отчета положен принцип экономического содержания, а не направления расходования средств.

В отличие от российской отчетности, содержание поясни­тельной записки к годовому отчету компаний строго регла­ментировано итальянским законодательством. Минималь­ный состав информации, который должен содержаться в пояснительной записке, таков:

- способы оценки статей отчетности и перевода стоимос­тей, выраженных в иностранной валюте, в лиры;

- состав внеоборотных активов (материальных, немате­риальных и финансовых) с указанием их исторических цен и данных о переоценках и амортизационных отчислениях, а также прочих существенных сведений;

- состав и способы списания организационных расходов, расходов на исследования и разработки и рекламу с обосно­ванием того, почему выбраны именно эти способы;

- произошедшие за отчетный период изменения в акти­вах и обязательствах компании; особое внимание следует уделить различного рода резервам;

- список инвестиций в зависимые, дочерние и другие фирмы, осуществляемых как напрямую, так и через трас­товые компании с указанием состава инвестиций, долей собственности и их стоимости, а также данных об этих юридических лицах;

- состав дебиторов и кредиторов;

- состав балансовых статей, касающихся доходов и рас­ходов будущих периодов, резервов и т. п.;

- предстоящие финансовые расходы по каждому виду ак­тивов и пассивов;

- состав и природа забалансовых обязательств, а также возможные финансовые обстоятельства, связанные с вло­жениями в дочерние и зависимые общества;

- выручка компании в разбивке по видам деятельности и регионам;

- доходы от вложений в зависимые и дочерние общества;

- финансовые доходы и расходы, связанные с кредитами, займами и т. п.;

- состав чрезвычайных статей, отраженных в отчете о до­ходах и расходах;

- принципы изменения методов оценки статей, если та­кие изменения имели место за отчетный период;

- среднегодовая численность сотрудников в разбивке по категориям;

- расходы на оплату труда управленческого персонала и внутренних аудиторов;

- данные об акционерном капитале компании и измене­ниях, произошедших в нем за отчетный период;

- данные о конвертируемых облигациях и других видах ценных бумаг, выпущенных компанией.

В основе оценки статей отчетности лежит принцип себес­тоимости. Применительно к покупаемым активам, в нее включают, помимо договорной цены, все расходы, кото­рые компания понесла для приведения этого актива в рабо­чее состояние (налоги и таможенные платежи, стоимость транспортировки, установки и монтажа и т. п.). Во всех случаях в состав себестоимости можно включать и неко­торую долю процентов к оплате, накопленных за период производства или приведения в рабочее состояние данно­го актива. Переоценки внеоборотных активов могут про­водиться только по решению законодательных органов. Две последние переоценки проводились в 1990-м и 1991 году. Первая из них была для предприятий добровольной, оценка проводилась по текущей стоимости. Последняя же, обязательная для всех, носила более сложный харак­тер, поскольку в ней использовались специальные индек­сы и коэффициенты, соответствующие темпам инфляции, имевшим место в итальянской экономике в 80-е годы.

Внеоборотные активы и дебиторскую задолженность оценивают в балансе по их чистой стоимости. В противовес большинству европейских стран, в Италии расходы на ис­следования и разработки, а также на рекламу, могут быть капитализированы, то есть, не списаны сразу на текущие расходы, а показаны в активе баланса. Оценка некоторых нематериальных активов (в частности, гудвила и торговых марок) возможна только при продаже компании. Различий в учете финансового и операционного лизинга не существу­ет, вся аренда считается операционной.

Для оценки запасов используется наименьшая из цен покупки и продажи. Для списания на производство разре­шены все общепринятые методы - ФИФО, ЛИФО и средне­взвешенной цены.

В случаях, когда процесс производства продукции требу­ет длительного времени (например, при изготовлении сы­ров, ликеров и т. п.), на стоимость запасов можно отнести и некоторую величину процентных выплат.

Согласно итальянскому законодательству компания может владеть (иметь в активе) не более чем 10 % от все­го заявленного акционерного капитала. На эти акции не производится выплата дивидендов, а права голоса резерви­руются до тех пор, пока акции не обретут другого владель­ца. В отчетности их отражают по цене приобретения.

Важную роль в бухгалтерской практике имеет создание резервов под безнадежные долги. В Италии разрешено ежегодно относить на такой резерв 0,5 % общего объема де­биторской задолженности. Когда объем резерва достигает 5 %, дальнейшее его увеличение запрещается. Безнадеж­ный долг подлежит списанию за счет этого резерва.

Гражданское законодательство Италии позволяет лю­бым способом пересчитывать статьи, выраженные в инос­транной валюте, однако для целей налогообложения все предприятия обязаны пользоваться курсом, сложившимся на конец финансового года. Отрицательные курсовые раз­ницы вычитают из налогооблагаемой прибыли.

Практика отложенного налогообложения на итальян-' ских предприятиях крайне редка. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода.

Действующая ныне ставка налога на прибыль компаний составляет 37 %. Она может быть снижена до 27 %, если компания не прибегает к займам, а финансируется из собс­твенных средств. Все компании обязаны также платить местный налог, составляющий 4,25 % от величины добав­ленной стоимости за вычетом расходов на оплату труда.

Консолидированную финансовую отчетность в Италии до недавнего времени практически не составляли. В 1991 году требование о представлении консолидированных групповых отчетов было включено в законодательство в со­ответствии с седьмой Директивой ЕС. Однако из-за того, что основную массу предприятий составляют малые и сред­ние фирмы, принадлежащие индивидуальным собственни­кам, практика составления консолидированных отчетов в стране невелика. Составляемая в соответствии с требова­ниями национального законодательства бухгалтерская от­четность служит почти исключительно целям налогового контроля.

 

8.3. Учет в Нидерландах

В Нидерландах разработка нормативной базы бухгал­терского учета заняла очень длительный период времени. Первый проект Закона о присяжных (профессиональных) бухгалтерах был составлен еще в 1900 году, но был при­нят только в 1962 году, а в силу вступил в 1967 году. Ра­дикальные изменения произошли в 1970 года, когда был опубликован первый Закон о бухгалтерской отчетности. В соответствии с ним бухгалтерская отчетность должна обеспечивать достоверное и добросовестное представление данных о положении дел компании. В этом законе содер­жались требования в отношении публикации отчетности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...