Баланс германского предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Отчет о прибылях и убытках представляется в вертикальной форме, в одном из двух форматов - затратном или функциональном. Традиционным для Германии является затратный формат, ориентированный на характеристику производства. В его основе лежит представление, что показателем деятельности компании является не только объем продаж, но и объем производства и потребления товарно-материальных запасов, и ресурсы, использованные для увеличения основного капитала. Затраты в таком отчете классифицируются по типам независимо от места их возникновения. Следует отметить, что в разных форматах строки с одинаковыми названиями могут иметь различное содержание. Так, налоги (кроме налогов на прибыль) в функциональном формате могут относиться к расходам на реализацию или административным расходам, что невозможно в затратном формате. Общепринятая практика составления отчета в функциональном формате пока не вполне устоялась. В частности, существуют определенные разногласия в трактовке чрезвычайных статей; отличается от мировой практики и метод отнесения затрат на материалы (к расходам на материалы нередко относятся только прямые затраты, а косвенные - к прочим операционным издержкам).
Тема 8. Особенности ведения учета в отдельных странах 8.1. Учет в Швейцарии 8.2. Учет в Италии 8.3. Учет в Нидерландах 8.4. Учет в Бельгии 8.5. Учет в Швейцарии 8.6. Учет в Люксембурге
8.1. Учет в Швейцарии Федеральное законодательство Швейцарии, представляющей собой федерацию из 26 кантонов, каждый из которых обладает значительной политической, экономической и налоговой автономией, служит основой, гарантирующей базовый уровень единообразия в стране, оно включает Гражданский кодекс, Кодекс обязательств и Кодекс штрафов. Каждый кантон и коммуна может в пределах своих полномочий принимать дополнительные законы. Следует особо отметить тот факт, что хотя до сих пор Швейцария не вошла в Европейский Союз, однако имеет весьма тесные экономические и хозяйственные связи со странами ЕС. Долгое время регулирование бухгалтерского учета в Швейцарии осуществлялось на базе Кодекса обязательств. С 70-х годов началось изменение законодательства, завершившееся в 1991 году принятием ряда новых статей Кодекса. Цели этих изменений заключались в достижении большей прозрачности учета и отчетности, повышении защищенности акционеров, усовершенствовании структуры компаний, облегчении привлечения капитала и предотвращении злоупотреблений. Другим источником регулирующих положений по бухгалтерскому учету явился созданный в 1984 году Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности. Его задачи заключаются в выдаче рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности с целью дальнейшего совершенствования бухгалтерской практики, достижения сопоставимости и повышения качества отчетности. Еще одним источником нормативных положений по учету служит Руководство по аудиту, опубликованное Швейцарским институтом присяжных бухгалтеров и налоговых консультантов. Оно дает наиболее точные указания по всем статьям бухгалтерской отчетности.
В Швейцарии существуют довольно ограниченные требования к учету и отчетности, поэтому издавна крупные швейцарские фирмы добровольно следуют зарубежным правилам, в частности, директивам ЕС и стандартам МСФО. В настоящее время около 40 % швейцарских компаний, акции которых котируются на бирже, составляют консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, а доля фирм, которые следуют директивам ЕС, еще больше. Кодекс обязательств требует, чтобы совет директоров составлял бухгалтерскую отчетность, управленческий отчет и, в некоторых случаях, консолидированную бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность включает баланс, отчет о прибылях и убытках и примечания к отчетности. Кроме того, Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности добавляет к этому списку отчет о движении фондов. В стране не установлена обязательная форма баланса, он может быть представлен в горизонтальной или вертикальной форме. Порядок классификации не имеет значения: оборотные средства и кредиторскую задолженность (до одного года) можно отражать до или после основных средств и капитала. Однако законом установлена минимально необходимая структура баланса. Так, согласно Кодексу обязательств он должен содержать непременно четыре раздела: оборотные средства, основные средства, кредиторскую задолженность и капитал. Отчет о прибылях и убытках должен включать как минимум в составе выручки - объем реализации, финансовую выручку, прибыль от продажи основных средств; в составе расходов - сырье и материалы, расходы на оплату труда, финансовые расходы и амортизацию. Конкретная форма представления информации не оговорена. Отчет может быть представлен вертикально или горизонтально, выручка и расходы могут классифицироваться по характеру или по функциональному признаку, но обязательно должны быть приведены данные за предшествующий год. Если корпорация большинством голосов или иным образом контролирует другие компании, она должна составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность. Чтобы не составлять консолидированную отчетность, корпорация вместе с дочерними компаниями в течение двух последовательных лет не должна превышать два из трех показателей: общая сумма активов - менее 10 млн. швейцарских франков, объем реализации - 20 млн. швейцарских франков, среднесписочное число служащих - 200 человек в год. Компания может не составлять консолидированную отчетность, если она уже включена в консолидированную отчетность материнской компании.
В примечаниях к отчетности приводится значительный объем информации: сумма гарантий и залога; задолженность по лизинговым соглашениям, не отраженным в балансе; задолженность перед пенсионными фондами; проценты и сроки погашения выпущенных облигаций; операции с собственными акциями; увеличение капитала. Кроме того, компании, акции которых котируются на бирже, должны предоставлять информацию о личностях и доле основных акционеров. Тем не менее, Кодекс обязательств разрешает не включать в примечания информация, которая может нанести ущерб компании. Отчет об изменении финансового положения или отчет о потоках денежных средств не обязательны, Кодекс обязательств даже не упоминает о них. Тем не менее, по мнению Фонда рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности, этот отчет является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности. Его задачей является отражение изменения фондов в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Большинство компаний вместо отчета о финансовом положении составляют отчет о потоках денежных средств. Аудиторский отчет представляют годовому общему собранию акционеров в письменной форме. Если компания составляет консолидированную отчетность, аудиторы должны удостовериться, что эта отчетность соответствует законодательству и правилам консолидации. Учетная политика и методы оценки. В Швейцарии, как и в других странах, некоторые предприятия стараются создавать скрытые резервы, чтобы уменьшить налоги, защититься от конкуренции, предотвратить завышенные требования по уплате дивидендов со стороны персонала компании в ущерб внутреннему финансированию роста компании. Создавать такие резервы разрешено законом. В Кодексе обязательств сказано, что их можно образовывать для гарантии процветания предприятия или более равномерного распределения дивидендов, но об этом фирма должна извещать своих аудиторов.
В Швейцарии, прежде всего, выделяют общий резерв, его создания требует законодательство. В Кодексе обязательств установлено, что 5 % ежегодной прибыли должны относиться в общий резерв до тех пор, пока он не составит 20 % оплаченного капитала. Затем необходимо отчислять 10 % дивидендов, выплаченных сверх базового уровня дивидендов в размере 5 % годовой прибыли. Общий резерв используют преимущественно для покрытия убытков. Закон предписывает создание еще двух специальных резервов - резерва по собственным акциям и резерва переоценки. В учредительном договоре могут быть предусмотрены дополнительные резервы. Стоимость инвестиций погашается за счет соответствующей части собственного капитала компании на дату приобретения. Это требование выполняют все компании, акции которых котируются на бирже. В Швейцарии допускаются оба варианта учета гудвила: капитализация, то есть отражение его в активе баланса и списание за счет резервов, или, что встречается чаще, уменьшение одного из резервов. Как и в других европейских странах, большинство компаний долгое время предпочитали второй вариант, чтобы избежать уменьшения доходов в последующие годы из-за амортизации гудвила. Однако в последнее время компании, акции которых котируются на бирже, под влиянием международных стандартов начали капитализировать гудвил. Если гудвил отражается в составе активов, он амортизируется в течение срока полезной эксплуатации - от 5 до 40 лет. В бухгалтерской отчетности отдельных компаний основные средства должны оцениваться по первоначальной стоимости приобретения или производства за вычетом амортизации без права текущей переоценки. Исключение составляют компании, накопленные убытки которых превышают половину капитала и обязательных резервов. В этом случае разрешено переоценивать имущество и доли участия до текущей стоимости. Разницу от переоценки учитывают на счете специального резерва, который может уменьшаться только в результате перевода в состав акционерного капитала, списания или продажи соответствующих активов. Масштабы переоценки различны: переоцениваться может только реальное имущество (земля и здания); все материальные активы; материальные активы за вычетом недвижимого имущества. Методы переоценки также различны: это могут быть индексы цен, рыночная стоимость или комбинация этих методов.
Базой амортизации обычно является стоимость приобретения или производства активов, но она может основываться и на восстановительной стоимости. Можно использовать такие методы, как равномерная амортизация и метод снижающегося остатка. Амортизация также может базироваться на количестве продукции, произведенной с использованием данного вида активов (метод единиц производства). Полезный срок эксплуатации обычно выбирается в соответствии с общей целью бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить достоверное отражение финансового положения и прибыли компании. Однако на практике выбор определяется другими соображениями, в частности, налогообложением и скрытыми резервами. Если отчетность отдельных компаний используется главным образом внутри страны, то консолидированная отчетность крупных компаний в большей степени предназначена для пользователей за рубежом. Поэтому она должна соответствовать международным стандартам, которые запрещают создание скрытых резервов. Кроме того, слишком низкие показатели прибыли поставят швейцарские компании в невыгодное положение при получении финансирования на международных рынках. В Швейцарии рекомендуется капитализировать нематериальные активы, созданные самой компанией, только в том случае, если они удовлетворяют условиям, аналогичным требованиям МСФО: обеспечивают получение будущих экономических выгод, их стоимость можно определить и измерить, у компании имеются финансовые ресурсы, необходимые для завершения их создания. Что касается приобретенных нематериальных активов, единственным условием их отражения в составе активов является получение будущей экономической выгоды в течение нескольких лет. В качестве примеров нематериальных активов, которые могут капитализироваться, то есть включаться в состав активов, упоминаются, помимо всего прочего, лицензии, патенты, торговые марки, авторские права, модели, планы, программное обеспечение, списки клиентов. С другой стороны, считается, что расходы на обучение и реструктуризацию, а также на фундаментальные и прикладные исследования не могут включаться в состав активов. Капитализированные нематериальные активы оценивают по наименьшей из двух величин - себестоимости или чистой стоимости возможной реализации. Они должны быть амортизированы в течение срока полезной эксплуатации, обычно с использованием равномерного метода. Учетную стоимость нематериальных активов нужно периодически пересматривать, если их реальная стоимость снижается. На практике нематериальные активы, созданные на самом предприятии, капитализируют редко, а в большинстве компаний (особенно, в крупных химических и фармацевтических фирмах) расходы на разработки списывают по мере возникновения. В Кодексе обязательств указано, что запасы нужно оценивать по наименьшей из двух величин - первоначальной стоимости (издержкам приобретения или производства) или чистой стоимости возможной реализации. По запасам, как и по другим активам, можно создавать скрытые резервы. Издержки производства включают накладные расходы, кроме административных и коммерческих расходов. Постоянные производственные накладные расходы следует распределять исходя из мощности оборудования. Расходы на выплату процентов можно относить к накладным расходам. Большинство компаний включает, по крайней мере, часть косвенных расходов в стоимость запасов. Однако есть фирмы, которые оценивают готовую продукцию только по прямым издержкам производства. Для оценки запасов используют самые различные методы - средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и пр. На практике широкое применение нашли только два первых метода. В консолидированной отчетности запасы можно оценивать на основе фактических текущих издержек, восстановительной стоимости или на основе аналогичных издержек. В Швейцарии налогами облагают доходы и собственный капитал. В финансовых группах каждая компания облагается налогами отдельно. Методы налогообложения в разных кантонах различны и довольно сложны. Большая часть кантонов в последнее время перешла к системе, при которой налоги базируются на доходах за текущий год, как в большинстве других стран. Базой подоходного налогообложения является чистый доход, скорректированный на сумму расходов, выходящих за рамки общепринятой практики бизнеса. Налоговые корректировки включают, главным образом, выявление скрытых резервов с последующим отнесением их на доходы. Убытки могут вычитать при получении суммы налогов, подлежащих уплате в будущем периоде, в течение периода от двух до семи лет. Кроме того, налоги зависят от показателя прибыли на собственный капитал. Например, доходы в сумме 100 тыс. швейцарских франков будут в большей степени облагаться налогом в компании, где собственный капитал составляет 500 тыс. швейцарских франков, чем в компании с капиталом и резервами в сумме 1 млн швейцарских франков. До 1997 года федеральный налог на доходы составлял от 3,6 % до 9,8 %, в последнее время эти ставки были заменены единой ставкой - 8,5 %. Кроме налога на доходы, облагают налогом и собственный капитал. Налогооблагаемый собственный капитал включает капитал и резервы, как отраженные в отчетности, так и скрытые. Ставки по кантонам колеблются от 0,26 % до 0,9 %. Федеральный налог был отменен в 1998 году. В последние годы в Швейцарии наблюдалось стремление к повышению степени прозрачности и информативности бухгалтерской отчетности. Это следствие возрастающих требований законодательства, разработки национальных стандартов учета, появления новых требований к учету и представлению информации для компаний, акции которых котируются на бирже, и усилий некоторых компаний, желающих привести свой учет в соответствие с международными стандартами.
8.2. Учет в Италии До сих пор, несмотря на последующие редакции Коммерческого кодекса, введеного в Италии в 1808 году Наполеоном, и политические перемены на Апеннинском полуострове, влияние французского законодательства в области регулирования бизнеса вообще и бухгалтерского учета в частности остается достаточно сильным. При этом следует учесть, что единое экономическое пространство начало формироваться в Италии лишь с момента ее объединения в 1861 году. Еще первый Коммерческий кодекс обязывал всех торговцев вести журнал хозяйственных операций. Все страницы журнала должны были быть пронумерованы, прошиты и опечатаны коммерческими судебными органами. Однако никаких единых требований относительно правил учета и форм отчетности тогда не существовало. Лишь вторая редакция Коммерческого кодекса, принятая в 1865 году, сделала обязательным заполнение и публикацию периодической бухгалтерской отчетности. Второй Коммерческий кодекс Италии (1882 год) впервые провозгласил, что основным принципом бухгалтерского учета в этой стране является прямое и правдивое отражение финансового состояния и результатов деятельности компании. В третьем Коммерческом кодексе (1942 год) бухгалтерскому учету было уделено гораздо больше внимания, чем в двух предыдущих. В нем было декларировано, что основное назначение учета и отчетности - давать пользователю ясную и точную картину состояния компании. Третий кодекс впервые содержал требования к представлению данных и оценке статей отчетности. Был установлен минимальный объем сведений, которые должны быть представлены в бухгалтерском балансе. Однако никаких требований и ограничений относительно объема и содержания отчета о прибылях и убытках еще не было. В основу оценки внеоборотных активов был положен принцип себестоимости, а для оборотных активов была предусмотрена оценка по минимальной из двух цен: приобретения и реализации. Отступления от официальных правил учета были возможны, если того требовал особый характер активов или самой компании. После введения этого Кодекса в Италии было принято несколько законов, касающихся переоценок имущества. Они проводились в 1952-м, 1975,1983, 1990 и 1991 годах. В 1974 году в ходе реформы, касающейся регулирования деятельности компаний, был введен ряд документов, в которых основной целью составления финансовых отчетов провозглашалось представление объективной информации о компании. Тогда же были определены форматы основных бухгалтерских документов, обязательной частью отчетности стал доклад совета директоров компании, а право надзора за процессом их представления было передано Национальной комиссии по компаниям и биржам (НККБ). За прошедшую четверть века влияние этой организации постоянно возрастало. Принципиальным нововведением реформы 1974 года стал обязательный независимый аудит компаний, чьи акции продаются на открытом рынке. В задачи аудиторов входит установление факта соответствия отчетности компании, как законодательным нормам, так и бухгалтерским стандартам. Впоследствии требование обязательного аудита было распространено на другие категории компаний, в числе которых медиа-концерны, страховые компании, банки и компании, находящиеся в государственной собственности. Очень сильно влияние на бухгалтерский учет в Италии налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. Поэтому итальянские бухгалтеры, как и наши, в своей работе ориентируются, прежде всего, на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний. Последнее десятилетие стало для итальянского учета временем серьезных перемен. Основной причиной итальянской реформы 90-х годов стала необходимость следовать требованиям Директив Европейского Союза, в частности, касающихся форм и принципов составления бухгалтерской отчетности компаний и финансовых институтов, формирования консолидированных отчетов и внедрения профессиональных бухгалтерских и аудиторских стандартов. Бухгалтерский учет в Италии отличается весьма характерными, хотя и противоречивыми особенностями. К ним можно отнести его консервативный характер и тесную связь с гражданским, прежде всего, налоговым законодательством. Причины этого кроются в особенностях бизнес-среды: среди коммерческих предприятий здесь преобладают малые и средние. Открытых акционерных обществ в Италии крайне мало - лишь 213 компаний продают свои акции на Миланской фондовой бирже. Подавляющее большинство компаний закрыто для потенциальных внешних инвесторов, а тем более - для передачи контроля над их деятельностью. Именно поэтому биржи и биржевые индикаторы не играют в Италии такой большой роли, как в других странах. Поскольку большинство компаний небольшого размера и управляются самими собственниками, спрос на независимый внешний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен. Он исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков бухгалтерская отчетность не является серьезным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы. Глубина раскрытия информации в отчетности итальянских компаний довольно незначительна, даже по сравнению с официальными требованиями. Несмотря на то, что с 1991 года эти требования существенно возросли, консерватизм и сохранение конфиденциальной информации до сих пор являются наиболее распространенными подходами к ведению бухгалтерского учета и бизнеса в Италии. Поскольку итальянские компании составляют отчетность в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Подавляющее большинство малых и средних компаний ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность скорее для удовлетворения требований законодательства, чем для управления деятельностью фирмы. Профессиональное сообщество в Италии второе по численности в Европе после британского. Однако низкое качество и информативность официальных отчетов, подаваемых в налоговые органы, и то небольшое значение, которое придается этим отчетам на самих предприятиях, не отражают истинного состояния бухгалтерского учета в Италии. Многие предприятия используют множественные системы счетов, позволяющие достаточно эффективно собирать, обобщать и использовать бухгалтерскую информацию для принятия управленческих решений в интересах самих фирм, а не официальных органов.Два профессиональных звания позволяют в Италии заниматься бухгалтерским учетом - это звания бухгалтера и доктора коммерции. Различия между ними носят скорее исторический характер, нежели содержательный. Чтобы получить звание доктора коммерции, нужно дольше учиться и сдать более серьезные экзамены, чем для получения звания бухгалтера. Но права и обязанности и тех и других при ведении профессиональной бухгалтерской деятельности одинаковы. И те и другие должны официально зарегистрироваться в государственных органах и получить право вести профессиональную практику. Однако бухгалтеры и доктора коммерции объединены в разные профессиональные организации. В Италии учетные работники обычно не входят в штат компаний, а осуществляют свою деятельность как независимые эксперты, несущие личную ответственность за результаты своей работы. Кроме того, практикующие бухгалтеры не имеют права заниматься другими видами деятельности, например, такими, как налоговое консультирование и аудит. Аудиторы же, в свою очередь, не могут заниматься бухгалтерской практикой. Таким образом, в стране существуют две самостоятельные профессии, и итальянским профессионалам приходится выбирать между деятельностью независимого бухгалтера и работой в крупных аудиторских фирмах, имеющих регистрацию в Национальной комиссии по компаниям и биржам (НККБ). С введением в 1974 году законодательного требования внешнего аудита для акционерных компаний, представленных на бирже, в Италии появились сначала аудиторские, а затем и бухгалтерские стандарты, которые разрабатывали несколько организаций независимо друг от друга (министерство по делам государственных предприятий, Итальянская ассоциация акционерных обществ и ряд других). Такой разнобой осложнял работу бухгалтеров, и в 1982 году НККБ сделала выбор в пользу стандартов, предложенных Национальным советом докторов коммерции. С тех пор документы, подготовленные этой, наиболее авторитетной в профессиональных кругах Италии, организацией стали национальными стандартами бухгалтерского учета. При их создании были приняты во внимание, как теоретические разработки, так и лучшие образцы бухгалтерской практики (национальные и международные), а также Директивы ЕС. К настоящему моменту опубликовано 23 национальных учетных стандарта и 21 аудиторский стандарт. Правовую систему итальянского государства можно охарактеризовать как систему римского права, с главенством законодательных норм, обязательных для всех экономических агентов. Законы и постановления властей и сегодня играют доминирующую роль в регулировании бухгалтерского учета в этой стране. Поэтому стандарты, разработанные профессионалами, так сказать, «снизу», не имеют в этой стране силы закона, как и в России. После вступления в Европейский Союз Италия ввела в свое законодательство общеевропейские требования к бухгалтерскому учету и отчетности. В соответствии с 4-й и 7-й Директивами ЕС все итальянские компании обязаны представлять отчетность, соответствующую требованиям международных стандартов. Годовая отчетность итальянских компаний может включать: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) пояснительную записку; 4) операционный отчет (отчет о текущей деятельности); 5) отчет внутренних аудиторов; 6) отчет о движении капитала; 7) отчет о движении денежных средств; 8) отчет президента компании; 9) доклад совета директоров; 10) аудиторское заключение. Однако лишь первые пять пунктов из этого списка обязательны для представления всеми без исключения открытыми акционерными обществами. Все данные в итальянской отчетности приводятся на начало и конец периода. Отчетность составляют в лирах или в лирах и экю одновременно. Начиная с отчетности за 1999 год данные могут быть также представлены в евро. Малые предприятия могут представлять бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснительную записку в сокращенном по сравнению с обычным вариантом. Малыми признаются предприятия, у которых в первый год их существования или за два последующих активы (нетто) не превышают 3,09 млрд. лир, выручка - 6,18 млрд. лир, численность сотрудников - 50 человек. Отчетность составляют исходя из общепринятых бухгалтерских принципов - осмотрительности, сравнимости, начислений, постоянно действующего предприятия. Банки и финансовые компании имеют собственные формы бухгалтерской отчетности. Для всех прочих экономических агентов итальянское законодательство предусматривает формы, аналогичные российским. Баланс представляется итальянскими предприятиями в обычной горизонтальной форме - слева «актив», справа «пассив». Принцип группировки статей - по их экономическому содержанию, как и в Германии, а не по степени ликвидности, как в Великобритании. В конце баланса указывают все забалансовые обязательства компании - гарантии выданные и полученные, поручительства, договорные обязательства по будущим покупкам и продажам, предстоящие выплаты по лизингу и т. д. Безусловно, это весьма существенная информация, она дает внешним пользователям бухгалтерской отчетности возможность получить более реальное представление о финансовом положении компании и оценить риски, с которыми компания может столкнуться в будущем. Отчет о прибылях и убытках строится по вертикальной форме, также хорошо знакомой российским бухгалтерам. Такая модель отчета пришла в Италию из Германии. В основу классификации статей отчета положен принцип экономического содержания, а не направления расходования средств. В отличие от российской отчетности, содержание пояснительной записки к годовому отчету компаний строго регламентировано итальянским законодательством. Минимальный состав информации, который должен содержаться в пояснительной записке, таков: - способы оценки статей отчетности и перевода стоимостей, выраженных в иностранной валюте, в лиры; - состав внеоборотных активов (материальных, нематериальных и финансовых) с указанием их исторических цен и данных о переоценках и амортизационных отчислениях, а также прочих существенных сведений; - состав и способы списания организационных расходов, расходов на исследования и разработки и рекламу с обоснованием того, почему выбраны именно эти способы; - произошедшие за отчетный период изменения в активах и обязательствах компании; особое внимание следует уделить различного рода резервам; - список инвестиций в зависимые, дочерние и другие фирмы, осуществляемых как напрямую, так и через трастовые компании с указанием состава инвестиций, долей собственности и их стоимости, а также данных об этих юридических лицах; - состав дебиторов и кредиторов; - состав балансовых статей, касающихся доходов и расходов будущих периодов, резервов и т. п.; - предстоящие финансовые расходы по каждому виду активов и пассивов; - состав и природа забалансовых обязательств, а также возможные финансовые обстоятельства, связанные с вложениями в дочерние и зависимые общества; - выручка компании в разбивке по видам деятельности и регионам; - доходы от вложений в зависимые и дочерние общества; - финансовые доходы и расходы, связанные с кредитами, займами и т. п.; - состав чрезвычайных статей, отраженных в отчете о доходах и расходах; - принципы изменения методов оценки статей, если такие изменения имели место за отчетный период; - среднегодовая численность сотрудников в разбивке по категориям; - расходы на оплату труда управленческого персонала и внутренних аудиторов; - данные об акционерном капитале компании и изменениях, произошедших в нем за отчетный период; - данные о конвертируемых облигациях и других видах ценных бумаг, выпущенных компанией. В основе оценки статей отчетности лежит принцип себестоимости. Применительно к покупаемым активам, в нее включают, помимо договорной цены, все расходы, которые компания понесла для приведения этого актива в рабочее состояние (налоги и таможенные платежи, стоимость транспортировки, установки и монтажа и т. п.). Во всех случаях в состав себестоимости можно включать и некоторую долю процентов к оплате, накопленных за период производства или приведения в рабочее состояние данного актива. Переоценки внеоборотных активов могут проводиться только по решению законодательных органов. Две последние переоценки проводились в 1990-м и 1991 году. Первая из них была для предприятий добровольной, оценка проводилась по текущей стоимости. Последняя же, обязательная для всех, носила более сложный характер, поскольку в ней использовались специальные индексы и коэффициенты, соответствующие темпам инфляции, имевшим место в итальянской экономике в 80-е годы. Внеоборотные активы и дебиторскую задолженность оценивают в балансе по их чистой стоимости. В противовес большинству европейских стран, в Италии расходы на исследования и разработки, а также на рекламу, могут быть капитализированы, то есть, не списаны сразу на текущие расходы, а показаны в активе баланса. Оценка некоторых нематериальных активов (в частности, гудвила и торговых марок) возможна только при продаже компании. Различий в учете финансового и операционного лизинга не существует, вся аренда считается операционной. Для оценки запасов используется наименьшая из цен покупки и продажи. Для списания на производство разрешены все общепринятые методы - ФИФО, ЛИФО и средневзвешенной цены. В случаях, когда процесс производства продукции требует длительного времени (например, при изготовлении сыров, ликеров и т. п.), на стоимость запасов можно отнести и некоторую величину процентных выплат. Согласно итальянскому законодательству компания может владеть (иметь в активе) не более чем 10 % от всего заявленного акционерного капитала. На эти акции не производится выплата дивидендов, а права голоса резервируются до тех пор, пока акции не обретут другого владельца. В отчетности их отражают по цене приобретения. Важную роль в бухгалтерской практике имеет создание резервов под безнадежные долги. В Италии разрешено ежегодно относить на такой резерв 0,5 % общего объема дебиторской задолженности. Когда объем резерва достигает 5 %, дальнейшее его увеличение запрещается. Безнадежный долг подлежит списанию за счет этого резерва. Гражданское законодательство Италии позволяет любым способом пересчитывать статьи, выраженные в иностранной валюте, однако для целей налогообложения все предприятия обязаны пользоваться курсом, сложившимся на конец финансового года. Отрицательные курсовые разницы вычитают из налогооблагаемой прибыли. Практика отложенного налогообложения на итальян-' ских предприятиях крайне редка. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода. Действующая ныне ставка налога на прибыль компаний составляет 37 %. Она может быть снижена до 27 %, если компания не прибегает к займам, а финансируется из собственных средств. Все компании обязаны также платить местный налог, составляющий 4,25 % от величины добавленной стоимости за вычетом расходов на оплату труда. Консолидированную финансовую отчетность в Италии до недавнего времени практически не составляли. В 1991 году требование о представлении консолидированных групповых отчетов было включено в законодательство в соответствии с седьмой Директивой ЕС. Однако из-за того, что основную массу предприятий составляют малые и средние фирмы, принадлежащие индивидуальным собственникам, практика составления консолидированных отчетов в стране невелика. Составляемая в соответствии с требованиями национального законодательства бухгалтерская отчетность служит почти исключительно целям налогового контроля.
8.3. Учет в Нидерландах В Нидерландах разработка нормативной базы бухгалтерского учета заняла очень длительный период времени. Первый проект Закона о присяжных (профессиональных) бухгалтерах был составлен еще в 1900 году, но был принят только в 1962 году, а в силу вступил в 1967 году. Радикальные изменения произошли в 1970 года, когда был опубликован первый Закон о бухгалтерской отчетности. В соответствии с ним бухгалтерская отчетность должна обеспечивать достоверное и добросовестное представление данных о положении дел компании. В этом законе содержались требования в отношении публикации отчетности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|