Статистического наблюдения
Статистическое наблюдение проводится строго в соответствии с планом (программой) статистических исследований. Программой статистического наблюдения называется перечень вопросов или признаков, на которые должны быть получены ответы по единицам наблюдения в статистическом формуляре. Характеризует главную цель статистического наблюдения и должна иметь комплексный характер. Недооценка программы или недостаточная ее обоснованность в последующем приводит к значительным потерям в процессе обработки данных и снижает обоснованность выводов и рекомендаций. Составляя программу, следует оценить степень сложности получения необходимых и объективных данных. Программа не должна быть перегруженной и содержать вопросы, на которые можно получить достоверные ответы. После того как составлена программа или ее проект, может быть проведено пробное наблюдение с целью уточнения вопросов программы, апробации инструментария, выяснении степени подготовки кадров к проведению наблюдения. Таким наблюдением являются, в частности, пробные переписи населения, пилотаж анкет и др. В составлении программ крупных общегосударственных статистических наблюдений (переписей населения, обследований и др.) участвуют научные и практические работники. Программа проходит обсуждение, апробацию и утверждается. После этого она готова к реализации. Отдельные предприятия, фирмы, общественные организации проводят статистические наблюдения своими силами или с привлечением других организаций, специализирующихся на конкретных исследованиях. Необходимо учитывать ограничения по времени и ресурсам (финансовым и трудовым). Поэтому конкретный объем программы, ее детализация определяются многими условиями, основным из которых является соответствие программы цели статистического наблюдения и исследования в целом.
Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. К сожалению, в настоящее время ряд проводимых в стране комплексных статистических наблюдений практически остановлен из-за отсутствия финансовых ресурсов. Это не может не отразиться на общем состоянии статистики РФ и ее роли в управлении обществом. При подготовке и проведении статистического наблюдения необходимо решить целый ряд вопросов, которые можно подразделить на программно-методологические и организационные. Программно-методологическими вопросами определяется и разрабатывается: - цель статистического наблюдения. Определяется стоящими перед менеджером задачами. Вытекает из постановлений правительственных органов, администрации региона, маркетинговой стратегии фирмы. Общая цель состоит в информационном обеспечении управления. Она конкретизируется в зависимости от многих условий. - объект – представляет совокупность явлений, предметов и т.п., охватываемых наблюдением (население при переписи; предприятия, города, населенные пункты, персонал фирмы или его отдельные категории) или исследуемая статистическая совокупность. Она состоит из отдельных единиц. Единицей совокупности может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.п. - границы объекта наблюдения, которые четко определяют изучаемую совокупность, явление в соответствии с определенным критерием (несколькими взаимодополняющими или взаимоисключающими). В качестве критерия на практике используется ценз. Это признаки, количественное значение которых при проведении статистического наблюдения служит основанием для учета (или не отнесения) единицы в изучаемой совокупности.
- единица наблюдения – представляет первичный элемент объекта статистического наблюдения. Является носителем регистрируемых при наблюдении признаков. Выбор объекта и единиц наблюдения зависит от конкретных условий. В реальной действительности в изучаемых явлениях и процессах могут взаимодействовать несколько совокупностей. - о тчетная единица, от которой получают в установленном порядке отчетные данные по утвержденным формам. Если наблюдение проводится путем представления отчетности, то отчетная единица, в основном, может совпадать с единицей наблюдения. Называется также информирующей. Возможны ситуации, когда она не совпадает с единицей наблюдения. - инструментарий, обязательный для каждого участника наблюдения. Включает инструкции по проведению наблюдения и регистрации данных, бланки документов, в которые заносится информация и другие носители первичной информации (анкеты, табеля, формы отчетности, переписные листы, электронные носители информации). - совокупность признаков, характеризующих единицу наблюдения, по которым производится регистрация данных, или разрабатывается программа. Уточнение и формулирование признаков единицы наблюдения производится на основании следующих общих правил: 1. Признаки отбирают с учетом целей исследования, возможностей их обработки и анализа полученных данных. 2. Отобранных признаков не должно быть много. 3. Признаки необходимо комбинировать, чтобы они взаимно дополняли друг друга. 4. Отобранные признаки должны учитывать возможности исследователя. Эти общие подходы при определении признаков единицы наблюдения дополняются конкретными особенностями изучаемых процессов. Организационные вопросы охватывают сроки и место проведения наблюдения, положение об организационной стороне наблюдения, подготовку и расстановку кадров и другие, обычно включаемые в организационный план статистического наблюдения. В организационном плане прежде всего указываются органы, выполняющие статистическое наблюдение. Это могут быть органы государственной статистики РФ или конкретные службы. Четко определяются и разграничиваются права и обязанности конкретных учреждений и организаций, участвующих в наблюдении. Решение вопроса о месте наблюдения особенно важно при изучении перемещающихся единиц. Важным вопросом программы является момент или период наблюдения. Это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается в соответствии с целью, особенностями явления. На практике его называют также критическим моментом. Он может выбираться исходя из прагматических установок (в наиболее удобное время и т.п.). Обычно устанавливается при проведении таких общегосударственных наблюдений, как переписи населения. По дням недели критический момент приходится на рабочие дни недели.
Период времени, в течение которого проводится наблюдение, устанавливается в четком временном интервале. При этом некоторые явления, процессы имеют сезонные или другие циклические компоненты. Поэтому время проведения наблюдения должно определяться с учетом таких факторов. Особое значение имеет счетный и логический контроль получаемых в результате наблюдения данных для выявления и исправления погрешностей и ошибок. Предусматриваются различные методы проверки получаемых данных. На основе счетного контроля проверяются итоги и расчет показателей, четко устанавливается наличие ошибки. Логический контроль выявляет возможность ошибки и проводится путем сопоставления полученных данных с другими известными признаками, показателями. Возможно сопоставление за прошлый период по одной и той же единице, или за один и тот же период с данными по другой единице наблюдения. В результате выявляются неправдоподобные случаи. Ошибки наблюдения по источнику происхождения можно подразделить на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные (злостные) завышают или занижают конкретные значения признака, показателя. Грубо искажают действительное положение и поэтому требуют сплошного контроля. Непреднамеренные ошибки в свою очередь подразделяются на следующие:
- случайные – чаще связаны с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных приборов и т.п. При достаточно большом числе зарегистрированных явлений они могут нейтрализовать друг друга. Могут быть исключены за счет более тщательного подбора и обучения кадров, участвующих в наблюдении, проверки контрольно-измерительных приборов, проведения массово-разъяснительной работы и т. п. - систематические – возникают в самых различных ситуациях, например, при округлении признака в большую или меньшую сторону. Требуют корректировки в соответствии с особенностями явлений и процессов. - репрезентативности (представительности) – определяются специальными методами и обусловлены несоответствием структур генеральной и выборочной совокупностей наблюдений.
Читайте также: III. Способы и виды статистического наблюдения. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|