Соотношение мышления и языка в логике. Виды логик: формальная, диалектическая и математическая (символическая).
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Предмет логики и ее значение. Логика как наука. Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает мышление как средство познания; её предметом являются законы и формы, приёмы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знании, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Значение логики. Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Связь логики и мышления. -логика оперирует абстрактным мышлением -процессами ощущения- это отражение реальных свойств предмета, который мы востпринимаем через органы чувств. восприятия- это целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующее на органы чувств.
представления- это чувственный образ какого-то объекта, который человек воспринимает не сейчас, а ранее. Основана на них(процессах), но не оперирует ими. Объектом логики как науки выступает абстрактное мышление. Формы абстрактного мышления: -понятие- есть форма мышления, отражающая предмет в его существенных признаках. -суждение- форма мышления, при которой что-либо отрицается или утверждается. Умозаключение- форма мышления, при которой из одного или нескольких исходных суждений по определённым правилам логики выводится другое суждение.
Соотношение мышления и языка в логике. Виды логик: формальная, диалектическая и математическая (символическая). Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мысли, означает, что выявление логических структур возможно лишь путём анализа языковых выражений. Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Язык передаётся через знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета. - знаки-образы имеют определённое сходство с обозначаемыми предметами. - знаки-символы не имеют данного сходства. Множество исходных знаков составляют алфавит. По происхождению языки бывают естественными и искусственными. Естественные – исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Искусственные – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Так же существуют смешанные языки, базой которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящиеся к конкретной области знаний.
Формальная логика – наука о формах мышлениях(дедуктивная + индуктивная логики) Выявляет структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Она изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления. Особенность состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Диалектическая логика – Впервые представленная Гегелем и с материалистической разницей переработанная в философию марксизма. Изучает законы развития человеческого мышления, а так же методологические принципы и требования, которые формируются на их основе: объективность и второстепенность, раздвоение единого на противоположные стороны. Символическая логика – основу составляет учение о силлогизме. Состоит из множества разделов: - многозначная логика – множество значений истинности. - модальная логика – значения «возможно», «невозможно», «необходимо» и др. - вероятностная логика – исследует высказывания, принимающие множество степеней правдоподобности – от 1 до 0. ???? 3. Понятие как форма мышления. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаки бывают: -существенные -необходимые признаки, которые делают данный предмет этим предметом, без которых он существовать не может -несущественные- признаки, которые не определяют его сущности, они меняются, а предмет остается самим собой. -случайные Ряд отличий представления от понятия: 1) Представление всегда непрерывно связано с конкретным человеком, с его опытом. 2) Представление всегда конкретно, а понятие лишено конкретики. 3) Представление отличается от понятия тем, что в нем в совокупности существенные и несущественные признаки, а в понятии только существенные. 4) Представления могут возникать непроизвольно, могут быть активированы нашими воспоминаниями, поэтому в ряде случаев они могут быть расплывчатыми, нечеткими. Понятие и слово: 1) Понятие выражается словом(всегда существительное!!) или словосочетанием.
2) Не всякое слово, может выражать понятие, только существительное может выражать понятие. 3) Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу. Термины(граница с лат.) – это понятия, которые предельно точно выражают содержание понятия. Основными логическими приемами образования понятий являются: 1) Сравнение – мысленное выявление сходства и различия объектов по их существенным и несущественным признакам. 2) Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные части с целью выявления существенных и несущественных признаков. 3) Синтез – процедура мысленного соединения признаков, выделенных в ходе анализа в единое целое. 4) Абстрагирование – прием, при котором осуществляется мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных в данном случае признаков объекта. 5) Обобщение – прием мысленного объединения существенных признаков в некое понятие ???? 4. Общая характеристика понятия. Понятие обладает 2 компонентами: 1) Объем понятия – совокупность всех предметов, которые мыслятся в этом понятии, т.е. все, что есть, были и будут. 2) Содержание понятия – совокупность существенных признаков того объекта, который мыслится в этом понятии. Логический класс – эта такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются собственным понятием. Могут включать в себя более мелкие классы. Понятие, из которого выделяют элементы – это род, а элементы, которые выделяют – это виды, а, в общем, это родовидовые отношения. Виды понятий. Понятия По объекту: По содержанию: *общие(стул-множество объектов) * конкретные(реально существующие объекты *единичные(один объект-первый космонавт) *абстрактные(неопределенные-любовь,скука,синева) *нулевые(не могут существовать-вечный двигатель) *безотносительные(существ.вне связи с чем-либо) *относительные(существ.во взаимосвязи с чем-либо) *положительные(наличие признака) *отрицательные(отсутствие признака) *собирательные(экипаж,класс,команда)
*Не собирательные(понятия,которые можно применить к каждому предмету входящему в его объем) Понятия делятся на: · сравнимые -имеющие общие признаки · не сравнимые -не находящиеся ни в каких отношениях Сравнимые понятия по своему объему могут быть · совместимые -такие понятия,объемы который совпадают полностью или частично,могут находиться между собой в трех видах отношений · несовместимые - не имеют общих признаков,но входят в более общее понятие Отношения совместимых понятий: 1. Равнозначность, тождественность- понятия, объемы которых совпадают полностью. А-город основанный Петром 1 В-столица Российского государства с 1812 по 1918гг С-второй по численности жителей город России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|