Деление суждений по модальности.
Модальность суждений – это выраженная в суждениях явным или неявным способом дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках. 3 группы: 1) Аллетическая (истинная) – выраженная в терминах необходимости или возможности инф.о лог.взаимосвязи предиката суждения или зависимости между отражаемой между ними закономерности явлений 2) Эпистемическая (несомненная) – выражает выраженную в суждении информацию о характере принятия и степени обоснованности какого-либо знания. 3) Деонтическая (обязательная) – выражает заключенное в суждении побуждение людей к конкретному поведению в виде совета, команды, пожелания, разрешения или запрета: 1. Правозапрещающие – выражаются словами не может, не в праве, не имеет права. 2. Право представляющая – слова может, имеет право, обладает правом и т.д. 3. Право обязывающая норма – диспозиции нормы должны быть слова должен, обязан и т.д. Конъюнктивные суждения. Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество, относится к умышленным преступлениям». Если первое обозначать р, а второе — q, то соединительное суждение символически можно выразить как р ^ q, где р и q — члены конъюнкции (или конъюнкты), — ^ символ конъюнкции. В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», «несмотря на», «одновременно» и другими.
Дизъюнктивные суждения. Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или». Например, суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить р, а второе — q, то разделительное суждение символически можно выразить как р v q, где р и q — члены дизъюнкции (дизъюнкты), v — символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным: р v q v... v п. 1) Нестрогая дизъюнкция — суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении (символ v). Например: «Холодное оружие может быть колющим или режущим» символически р v q. 2 ) Строгая дизъюнкция — суждение,, в котором связка «или» употребляется в разделительном значении (символ ¥). Например: «Деяние может быть умышленным или неосторожным», символически р ¥ q. Члены строгой дизъюнкции, называемые альтернативами, не могут быть одновременно истинными. Полным или закрытым называют дизъюнктивное суждение, в котором перечислены все признаки или все виды определенного рода. Символически это суждение можно записать следующим образом: <р v qv r>. Например: «Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в символической записи обозначается знаком <...>) определяется тем, что не существует, помимо указанных, других видов лесов. Неполным или открытым называют дизъюнктивное суждение, в котором перечислены не все признаки или не все виды определенного рода. В символической записи неполнота дизъюнкции может быть выражена многоточием: р v qv r v... В естественном языке неполнота дизъюнкции выражается словами: «и т.д.», «и др.», «и тому подобное», «иные» и другими.
Импликативные суждения. Условным, или импликативным, называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...». Например: «Если предохранитель плавится, то электролампа гаснет». Первое суждение — «Предохранитель плавится» называют антецедентом (предшествующим), второе — «Электролампа гаснет» —консеквентом (последующим). Если антецедент обозначить р, консеквент — q, а связку «если..., то...» знаком «—>», то импликативное суждение символически можно выразить как p-^q. Суждения эквивалентности. Эквивалентным называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если—, то...». Например: «Если и только если человек награжден орденами и медалями (р), то он имеет право на ношение соответствующих орденских планок (q)». Эквивалентность выражают и другим знаком: р = q. В естественном языке, в том числе и в юридических текстах, для выражения эквивалентных суждений используют союзы: «лишь при условии что..., то...», «в том и только в том случае когда..., тогда...», «только тогда когда..., то...» и другие. Основные законы логики: закон тождества и закон противоречия. Закон противоречия или закон не противоречия (сформулирован в работе Аристотеля «Первая аналитика»): два противоположных несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении; Всегда относим к высказываниям в виде несовместимых суждений. Если в одном утверждается, то в другом отрицается. Если в мышлении обнаруживается противоречие, то такое мышление не правильное. Методы доказывания: *свидение к абсурду *Ситуация мнимых противоречий: 1) Ситуация, когда в одной из посылок утверждается наличие одного какого-то признака, а в другом – отсутствие другого признака, но все это поставлено в один ряд, и кажется, что говорится об одном и том же; 2) Речь идет о разных предметах. Используются однокоренные слова, используемые в значении разных понятий;
3) Ситуация, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем об одном и том же предмете, но в разное время; 4) Когда мы что-либо утверждаем или отрицаем об одном и том же объекте в одно и то же время в разных отношениях. Из двух противоречащих высказываний одно обязательно ложно. Закон тождества. (сформулирован в работе Аристотеля «Первая аналитика») Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества : всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль) Абсолютного тождества не существует. Опории Зинона «О зайце и черепахе» Выступает в качестве нормативного правила,определяет,что нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные и наоборот. Нарушение данного закона приводит к дусмыслию,возможно появление омонмов,подмена понятия,также могут возникать другие догические ошибки-подмена тезиса,умышленная или не умышленная смена разговора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|