Перекрещивание, пересечение -понятия, объемы которых совпадают частично
А-Онегин-умный малый В-Онегин был педант Подчинение, субординация –объем одного понятия входит в объем другого А-Пирожное В-эклер Виды несовместимых отношений: Соподчинение, координация- не имеют общих признаков, но входят в более общее понятие. А-драгоценности -жемчуг -кулон -перстень Контрарность, противоположность- Объемы двух понятий, которые противоположны А-черный плащ В-красный плащ Противоречие, контродикторность- или, или, третьего не дано А-живой В-не живой Языковые формы выражения понятий. Логические приемы образования понятий. Языковой формой выражения понятий являются слова и словосочетания (общие имена, сроки, предложения). Одни и те же понятия могут иметь разные языковые формы выражения. Смысл связывает слово с соответствующим предметом, и слово выступает как непосредственный представитель этого предмета, неся в себе определенное значение. Поскольку понятия вне слова не существует, может сложиться мнение, будто они находятся в исключительно жесткой взаимосвязи, даже в отношении тождественности. Однако понятие и слово отличаются по своей природе (слово материально, а понятие идеально), и связь между ними в определенной степени условна. Об этом свидетельствует и то, что одни и те же понятия в разных национальных языках обозначаются разными словами; и наличие таких явлений, как омонимия и синонимия; и то, что одно понятие нередко выражается не одним словом, а целым словосочетанием. Понятие и слово: 1) Понятие выражается словом(всегда существительное!!) или словосочетанием. 2) Не всякое слово, может выражать понятие, только существительное может выражать понятие.
3) Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу. Термины(граница с лат.) – это понятия, которые предельно точно выражают содержание понятия. Основными логическими приемами образования понятий являются: 1) Сравнение – мысленное выявление сходства и различия объектов по их существенным и несущественным признакам. 2) Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные части с целью выявления существенных и несущественных признаков. 3) Синтез – процедура мысленного соединения признаков, выделенных в ходе анализа в единое целое. 4) Абстрагирование – прием, при котором осуществляется мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных в данном случае признаков объекта. 5) Обобщение – прием мысленного объединения существенных признаков в некое понятие. 6. Логическая структура понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Понятие обладает 2 компонентами: 1) Объем понятия – совокупность всех предметов, которые мыслятся в этом понятии, т.е. все, что есть, были и будут. 2) Содержание понятия – совокупность существенных признаков того объекта, который мыслится в этом понятии. Логический класс – эта такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются собственным понятием. Могут включать в себя более мелкие классы. Понятие, из которого выделяют элементы – это род, а элементы, которые выделяют – это виды, а, в общем, это родовидовые отношения. Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. Классификация понятий. Понятия По объекту: По содержанию: *общие(стул-множество объектов) * конкретные(реально существующие объекты
*единичные(один объект-первый космонавт) *абстрактные(неопределенные-любовь,скука,синева) *нулевые(не могут существовать-вечный двигатель) *безотносительные(существ.вне связи с чем-либо) *относительные(существ.во взаимосвязи с чем-либо) *положительные(наличие признака) *отрицательные(отсутствие признака) *собирательные(экипаж,класс,команда) *Не собирательные(понятия,которые можно применить к каждому предмету входящему в его объем)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|