Эффективные презентации: учет психологии аудитории
Аудитория на презентациях почти во всех случаях приглашается самими ведущими или их организацией, при этом стремление ведущего сообщить информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Ведущий обращается к аудитории с уважением подчиненного к людям более высокого положения. Он не может потребовать их внимания, самое большее, что он может, – это заслужить его. Обычно презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить как можно больше информации. Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли, и если он даст понять, что у него с аудиторией много общего, то его выслушают с гораздо большим интересом. Существует множество психологических приемов, предназначенных для того, чтобы расположить к себе слушателей. Таковыми являются, например, любое выражение искренних чувств выступающего, какое-нибудь откровение о самом себе, возражение собственным доводам во время презентации и многие другие. По шутливому замечанию Энтона Джея, слушатели в начале презентации похожи на лошадей перед скачками,– рассеявшимися по помещению и глядящими в различных направлениях. Судья на старте должен выстроить их в одну линию, чтобы все они стартовали одновременно и помчались в нужном направлении. Аналогичная задача у ведущего – он должен сделать нечто подобное, ибо в противном случае он рискует рвануть галопом с самого начала и блестяще промчаться в одиночестве, даже не заметив, что остальные все еще у стартовых ворот. Продолжительность презентации в каждом конкретном случае зависит от представляемого материала. Естественной особенностью всякой презентации является ограниченность ее продолжительности. Поэтому первый вопрос ведущего презентации такой: «Сколько времени может уделить этому аудитория?»
Впрочем, здесь уместен вопрос иного рода: а что наполняет содержанием понятие «аудитория»? Психологами установлено, что аудиторию определяют следующие факторы: – собраны ли зрители плотно или они рассеяны по помещению; – насколько хорошо они знают друг друга или не знают вовсе; – видели ли они ведущего раньше и если да, то как часто; – тип помещения: высокое или низкое, светлое или мрачное, уютное или некомфортное, большое или маленькое и т.п.; – расстояние между ведущим и первым рядом и др. Оказывается, что и характер внимания, с которым присутствующие воспринимают все, что происходит на презентации, существенным образом зависит от типааудитории. Какой же бывает аудитория? Существует три различных типа аудитории, различаемые по количеству в ней физических лиц и с точки зрения того, как она реагирует на ведущего: – большая аудитория. Это группа от 100 до 200 человек; – средняя аудитория. Это группа от 15 до 100 человек; – маленькая аудитория. Это группа до 15 человек. Считается, что главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они огромнее, тем больше похожи на одного человека, тем больше однородность. Есть проблема и для ведущего: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше – на человека, который презентует, то есть на ведущего. Характерен ряд важных особенностей для людей, собранных в большую группу в одном месте: – они объединяются и солидаризируются; – они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство; – здесь неуместны детальные и обстоятельные дискуссии; – здесь труднее построить доводы так, чтобы аргументы были уместны и понятны любому, а не некоторым;
– здесь на идеи реагируют не личности, а группа; – действуют групповые стандарты поведения; – публично определяются угрозы для группы; – провозглашается совместное решение идти вперед к...; – бурно приветствуются те, кто этих людей туда поведет. При проведении презентаций существенную роль играет одно обстоятельство: аудитория меньше 50 человек или больше 200, поскольку в середине находится область неопределенности. Поэтому устроителям презентации приходится с самого начала решать вопрос: какого размера аудитория им нужна? Потому что то, что можно сказать обычным голосом группе в 30 человек, совершенно бессмысленно, хотя и возможно, прокричать в микрофон для 200 и более человек. Психологи отмечают ряд подводных камней для хороших ведущих. К ним относятся: – высокомерие, в том числе и неумышленное. Выступающие на презентациях в одиночку находятся на возвышении, в то время как люди, нередко превосходящие ведущих по статусу, сбились в группу, которая их слушает. Ведущий занимает такое положение благодаря своему авторитету в собственном предмете. Опасность возникает, если он начинает высказывать предположения, даже если и верные, по предмету, в котором аудитория, как она в этом изначально уверена, более компетентна; – желание махать кулаками, когда можно применять приемы дзюдо. Презентация – малоподходящее место для убеждения присутствующих в том, что их представления ошибочны. Лучшее, что можно сделать в таких ситуациях, это принять их убеждения, но дать понять, что имеют место и неверные заключения; – публично отвечать на вопросы, способные нанести вред презентации. Лучше это сделать индивидуально в неофициальной обстановке после презентации; Ведущему полезно знать типы вопросов, способных нести опасность для презентации. Это: – вопрос–скрытое возражение; – оборонительный вопрос; – испытующий вопрос; – вопрос-демонстрация; – вопрос-вызов. Вопрос–скрытое возражение. Задается с неодобрением в ситуациях, существенно угрожающих интересам того, кто этот вопрос задает. Справиться с этим можно при помощи обычных приемов: – не становиться в оборонительную позицию; – переформулировать вопрос для себя;
– не вступать в спор; – упомянуть о выгодной стороне дела. Оборонительный вопрос. Обычно его задают в случаях, когда предложение ведущего может задеть интересы того, кто вопрос задал. Единственный способ успешно справиться – это переадресовать этот вопрос самому задающему, добиться, чтобы он разговорился, затем, если есть затруднение разрешить вопрос на фактическом уровне, передать его другим членам группы. Испытующий вопрос. Предназначен для проверки знаний и опыта ведущего. Золотое правило – не блефовать и не оправдывать своего незнания. Полезно пообещать задавшему вопрос выяснить неизвестное и выполнить это обещание. Вопрос-демонстрация. Обычно его задают с целью показать коллегам, как хорошо задающий вопрос информирован. Ничто не сделает этого человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, подтверждения того, как он умен. Вопрос-вызов. Возникает, когда ведущий высказывает некоторое суждение, неосторожно посягающее на область знаний одного из зрителей. Самое лучшее – мгновенно отступить, сохраняя достоинство, возвращая ему права в его владениях и по возможности спросить у него совета. В целом трудные вопросы лучше всего переадресовывать коллеге-эксперту, другому члену аудитории, предложить для всеобщего обсуждения. Можно отметить различия между большими и малыми группами, которые необходимо учитывать ведущему во время презентации. Большая аудитория: – максимум ораторского искусства; – максимум четкости в работе с визуальными средствами; – минимум вопросов. Маленькая аудитория: – максимум вопросов и ответов; – максимум неофициальности; – максимум гибкости в последовательности и содержании; – максимум знаний своего предмета; – средние навыки оратора и навыки в обращении с визуальными средствами. Несколько соображений о месте проведения презентации. Полезно придерживаться следующих рекомендаций: – если есть возможность провести презентацию в своем помещении, сделать это; – если приходится выбирать между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, то с учетом размеров аудитории, лучше выбрать меньший: много пустого пространства действует угнетающе;
– из различных способов рассаживания аудитории стоит воспользоваться: квадратным расположением – самое лучшее; относительно узко и глубоко – хорошо для шоу; широко и неглубоко – является неофициальным и удобно для участия аудитории. Требования к одежде ведущего-мужчины: – высококачественная одежда; – пиджак; если он двубортный, должен быть застегнут, когда ведущий стоит; - 15 мм манжеты рубашки должны быть видны из-под рукава; – носки должны быть того же цвета, что обувь или брюки; – карманный платок должен гармонировать с галстуком или рубашкой по цвету, но ни в коем случае не быть точным по цвету; – темные нейтральные тона, которые ведущему идут; – галстук должен быть точно до пояса, не выше и не ниже; – ремень хорошего качества; – пояс брюк должен проходить через пуп; – брюки – достаточной длины, внизу – закрывать щиколотки, но не «подметать» пол; – хорошая ручка. Требования к одежде ведущего-женщины: – изящные серьги, однако не слишком длинные и не бренчащие; – каблук обуви не слишком высокий; < – цвет обуви не должен быть светлее платья или юбки; – насыщенные и яркие тона в деталях поближе к лицу, чтобы привлечь взгляд именно туда. Полезно избегать: – старомодной одежды; – крайностей моды; – открытой одежды; – тесной одежды, затрудняющей движения и жесты; – сильного запаха духов или лосьона для бритья; – новой одежды или обуви, впервые надетой; – избытка крупных узоров и ярких цветов на большом пространстве. В ходе самой презентации участники-устроители должны усвоить и обеспечивать непринужденный подход. Не должно звучать никакой критики, никаких обвинений. Господствует абсолютная уверенность в том, что все пройдет гладко, «как надо». Не должно быть никаких срочных переговоров шепотом, после которых кто-то срывается с места, даже не пытаясь скрыть поспешность. Особо обращать внимание на то, чтобы какую-то неполадку, промах превратить в шутку, Юмор, успех. Провал – не всегда провал. Иногда это просто неправильная реакция на него ведущего.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы психологические цели презентации? 2. Каковы основные разделы сценария презентации? 3. Каковы психологические требований к ведению презентации, касающиеся ведущего? 4. Каковы психологические требования к текстам выступлений на презентации? 5. Раскройте психологические ресурсы и ограничения визуальных средств презентации: – плакатов;
– схем; – слайдов; – белых досок; – эпидиапроектора; – проектора; – сборных визуальных средств; – видеороликов; – отдельных предметов; – действующих моделей. 6. Охарактеризуйте психологические особенности различных типов аудитории, присутствующей на презентациях: – большой; – средней; – маленькой. 7. Охарактеризуйте типы вопросов, которые могут быть заданы на презентациях ведущему, и наиболее эффективные стратегии ответов на них: – вопрос–скрытое возражение; – оборонительный вопрос; – испытующий вопрос; – вопрос-демонстрация; – вопрос-вызов. 8. Охарактеризуйте психологические особенности внешнего вида ведущего презентацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|