Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективные презентации: учет психологии аудитории




Аудитория на презентациях почти во всех случаях приглашается самими ведущими или их организацией, при этом стремление ведущего сообщить информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Ведущий обращается к аудитории с уважением подчиненного к людям более высокого положения. Он не может потребовать их внимания, самое большее, что он может, – это заслужить его. Обычно презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить как можно больше информации.

Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли, и если он даст понять, что у него с аудиторией много общего, то его выслушают с гораздо большим интересом. Существует множество психологических приемов, предназначенных для того, чтобы расположить к себе слушателей. Таковыми являются, например, любое выражение искренних чувств выступающего, какое-нибудь откровение о самом себе, возражение собственным доводам во время презентации и многие другие.

По шутливому замечанию Энтона Джея, слушатели в начале презентации похожи на лошадей перед скачками,– рассеявшимися по помещению и глядящими в различных направлениях. Судья на старте должен выстроить их в одну линию, чтобы все они стартовали одновременно и помчались в нужном направлении. Аналогичная задача у ведущего – он должен сделать нечто подобное, ибо в противном случае он рискует рвануть галопом с самого начала и блестяще промчаться в одиночестве, даже не заметив, что остальные все еще у стартовых ворот.

Продолжительность презентации в каждом конкретном случае зависит от представляемого материала. Естественной особенностью всякой презентации является ограниченность ее продолжительности. Поэтому первый вопрос ведущего презентации такой: «Сколько времени может уделить этому аудитория?»

Впрочем, здесь уместен вопрос иного рода: а что наполняет содержанием понятие «аудитория»? Психологами установлено, что аудиторию определяют следующие факторы:

– собраны ли зрители плотно или они рассеяны по помещению;

– насколько хорошо они знают друг друга или не знают вовсе;

– видели ли они ведущего раньше и если да, то как часто;

– тип помещения: высокое или низкое, светлое или мрачное, уютное или некомфортное, большое или маленькое и т.п.;

– расстояние между ведущим и первым рядом и др.

Оказывается, что и характер внимания, с которым присутствующие воспринимают все, что происходит на презентации, существенным образом зависит от типааудитории. Какой же бывает аудитория?

Существует три различных типа аудитории, различаемые по количеству в ней физических лиц и с точки зрения того, как она реагирует на ведущего:

– большая аудитория. Это группа от 100 до 200 человек;

– средняя аудитория. Это группа от 15 до 100 человек;

– маленькая аудитория. Это группа до 15 человек. Считается, что главный парадокс аудиторий состоит в том, что

чем они огромнее, тем больше похожи на одного человека, тем больше однородность.

Есть проблема и для ведущего: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше – на человека, который презентует, то есть на ведущего. Характерен ряд важных особенностей для людей, собранных в большую группу в одном месте:

– они объединяются и солидаризируются;

– они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство;

– здесь неуместны детальные и обстоятельные дискуссии;

– здесь труднее построить доводы так, чтобы аргументы были уместны и понятны любому, а не некоторым;

– здесь на идеи реагируют не личности, а группа;

– действуют групповые стандарты поведения;

– публично определяются угрозы для группы;

– провозглашается совместное решение идти вперед к...;

– бурно приветствуются те, кто этих людей туда поведет. При проведении презентаций существенную роль играет одно

обстоятельство: аудитория меньше 50 человек или больше 200, поскольку в середине находится область неопределенности. Поэтому устроителям презентации приходится с самого начала решать вопрос: какого размера аудитория им нужна? Потому что то, что можно сказать обычным голосом группе в 30 человек, совершенно бессмысленно, хотя и возможно, прокричать в микрофон для 200 и более человек.

Психологи отмечают ряд подводных камней для хороших ведущих. К ним относятся:

– высокомерие, в том числе и неумышленное. Выступающие на презентациях в одиночку находятся на возвышении, в то время как люди, нередко превосходящие ведущих по статусу, сбились в группу, которая их слушает. Ведущий занимает такое положение благодаря своему авторитету в собственном предмете. Опасность возникает, если он начинает высказывать предположения, даже если и верные, по предмету, в котором аудитория, как она в этом изначально уверена, более компетентна;

– желание махать кулаками, когда можно применять приемы дзюдо. Презентация – малоподходящее место для убеждения присутствующих в том, что их представления ошибочны. Лучшее, что можно сделать в таких ситуациях, это принять их убеждения, но дать понять, что имеют место и неверные заключения;

– публично отвечать на вопросы, способные нанести вред презентации. Лучше это сделать индивидуально в неофициальной обстановке после презентации;

Ведущему полезно знать типы вопросов, способных нести опасность для презентации. Это:

– вопрос–скрытое возражение;

– оборонительный вопрос;

– испытующий вопрос;

– вопрос-демонстрация;

– вопрос-вызов.

Вопрос–скрытое возражение. Задается с неодобрением в ситуациях, существенно угрожающих интересам того, кто этот вопрос задает. Справиться с этим можно при помощи обычных приемов:

– не становиться в оборонительную позицию;

– переформулировать вопрос для себя;

– не вступать в спор;

– упомянуть о выгодной стороне дела.

Оборонительный вопрос. Обычно его задают в случаях, когда предложение ведущего может задеть интересы того, кто вопрос задал. Единственный способ успешно справиться – это переадресовать этот вопрос самому задающему, добиться, чтобы он разговорился, затем, если есть затруднение разрешить вопрос на фактическом уровне, передать его другим членам группы.

Испытующий вопрос. Предназначен для проверки знаний и опыта ведущего. Золотое правило – не блефовать и не оправдывать своего незнания. Полезно пообещать задавшему вопрос выяснить неизвестное и выполнить это обещание.

Вопрос-демонстрация. Обычно его задают с целью показать коллегам, как хорошо задающий вопрос информирован. Ничто не сделает этого человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, подтверждения того, как он умен.

Вопрос-вызов. Возникает, когда ведущий высказывает некоторое суждение, неосторожно посягающее на область знаний одного из зрителей. Самое лучшее – мгновенно отступить, сохраняя достоинство, возвращая ему права в его владениях и по возможности спросить у него совета.

В целом трудные вопросы лучше всего переадресовывать коллеге-эксперту, другому члену аудитории, предложить для всеобщего обсуждения.

Можно отметить различия между большими и малыми группами, которые необходимо учитывать ведущему во время презентации.

Большая аудитория:

– максимум ораторского искусства;

– максимум четкости в работе с визуальными средствами;

– минимум вопросов. Маленькая аудитория:

– максимум вопросов и ответов;

– максимум неофициальности;

– максимум гибкости в последовательности и содержании;

– максимум знаний своего предмета;

– средние навыки оратора и навыки в обращении с визуальными средствами.

Несколько соображений о месте проведения презентации. Полезно придерживаться следующих рекомендаций:

– если есть возможность провести презентацию в своем помещении, сделать это;

– если приходится выбирать между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, то с учетом размеров аудитории, лучше выбрать меньший: много пустого пространства действует угнетающе;

– из различных способов рассаживания аудитории стоит воспользоваться:

квадратным расположением – самое лучшее; относительно узко и глубоко – хорошо для шоу; широко и неглубоко – является неофициальным и удобно для участия аудитории.

Требования к одежде ведущего-мужчины:

– высококачественная одежда;

– пиджак; если он двубортный, должен быть застегнут, когда ведущий стоит;

- 15 мм манжеты рубашки должны быть видны из-под рукава;

– носки должны быть того же цвета, что обувь или брюки;

– карманный платок должен гармонировать с галстуком или рубашкой по цвету, но ни в коем случае не быть точным по цвету;

– темные нейтральные тона, которые ведущему идут;

– галстук должен быть точно до пояса, не выше и не ниже;

– ремень хорошего качества;

– пояс брюк должен проходить через пуп;

– брюки – достаточной длины, внизу – закрывать щиколотки, но не «подметать» пол;

– хорошая ручка.

Требования к одежде ведущего-женщины:

– изящные серьги, однако не слишком длинные и не бренчащие;

– каблук обуви не слишком высокий; <

– цвет обуви не должен быть светлее платья или юбки;

– насыщенные и яркие тона в деталях поближе к лицу, чтобы привлечь взгляд именно туда.

Полезно избегать:

– старомодной одежды;

– крайностей моды;

– открытой одежды;

– тесной одежды, затрудняющей движения и жесты;

– сильного запаха духов или лосьона для бритья;

– новой одежды или обуви, впервые надетой;

– избытка крупных узоров и ярких цветов на большом пространстве.

В ходе самой презентации участники-устроители должны усвоить и обеспечивать непринужденный подход. Не должно звучать никакой критики, никаких обвинений. Господствует абсолютная уверенность в том, что все пройдет гладко, «как надо». Не должно быть никаких срочных переговоров шепотом, после которых кто-то срывается с места, даже не пытаясь скрыть поспешность. Особо обращать внимание на то, чтобы какую-то неполадку, промах превратить в шутку, Юмор, успех. Провал – не всегда провал. Иногда это просто неправильная реакция на него ведущего.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Каковы психологические цели презентации?

2. Каковы основные разделы сценария презентации?

3. Каковы психологические требований к ведению презентации, касающиеся ведущего?

4. Каковы психологические требования к текстам выступлений на презентации?

5. Раскройте психологические ресурсы и ограничения визуальных средств презентации:

– плакатов;

– схем;

– слайдов;

– белых досок;

– эпидиапроектора;

– проектора;

– сборных визуальных средств;

– видеороликов;

– отдельных предметов;

– действующих моделей.

6. Охарактеризуйте психологические особенности различных типов аудитории, присутствующей на презентациях:

– большой;

– средней;

– маленькой.

7. Охарактеризуйте типы вопросов, которые могут быть заданы на презентациях ведущему, и наиболее эффективные стратегии ответов на них:

– вопрос–скрытое возражение;

– оборонительный вопрос;

– испытующий вопрос;

– вопрос-демонстрация;

– вопрос-вызов.

8. Охарактеризуйте психологические особенности внешнего вида ведущего презентацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...