Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Общая характеристика учебного предмета




Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «РГЭУ (РИНХ)»

 

факультет истории и филологии

кафедра истории

 

Рабочая программа для 9 класса по обществознанию

 

Творческая лаборатория

Коноваленко Елена

Слободенюк Андрей

Вырсков Евгений

Шевченко Михаил

Студенты группы ИО-231

 

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9 класса разработана на основе ФГОС ООО (приказ Мин. Обрнауки Российской федерации от 17.12.2010 №1897), Историко-культурного стандарта, приказа Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», программы под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово», Москва, 2016 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 174 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе

· в V, VI, VII, VIII 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю, IX классах – 34 часа

Данная программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

— пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения обществознанию, раскрываются структура и особенности курса, конкретизируются планируемые результаты освоения курса, материально-технические условия реализации программы, даётся список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов;

 — содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий и персоналий тем;

— календарно-тематическое планирование с указанием темы урока, видами учебной деятельности, контролем;

— контрольно-измерительные материалы по изученным темам.

 

Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».

Этот курс явля­ется составной частью системы изучения дисциплин социаль­но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите­ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде­ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре­альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Курс интегрирует современные со­циологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологи­ческие знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:

· получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

· формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

· наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

· оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

· участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

· конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

· совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

 

Цель программы: сформировать целостное представление об обществе, в котором живем, об основных сферах общественной жизни, о процессе восприятия правовой информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи программы:

- формирование научных представлений, знаний, которые составляют первоначальные основы правовой и политической культуры;

- представление о нормах российского законодательства;

-знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения идентичности;

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.

Курс 9 класса представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Курс обществознание в 9 классе охватывает такие тематические разделы, как:

I. Политика и социальное управление

II. Право

Результаты освоения курса

Установленные стандартом результаты освоения выпускниками основного общего образования, включают:

  Личностные результаты:

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, овладение основами наук

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

• использование элементов причинно-следственного анализа;

• исследование несложных реальных связей и зависимостей;

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

• перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

• объяснение изученных положений на конкретных примерах;

• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

• определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• развитие мотивации в овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

Предметными результатами освоения выпускниками программы по обществознанию являются:

· способность объяснить роль политики в жизни общества;

· представление о различных формах правления, иллюстрирование их примерами; характеристика форм государственно-территориального устройства; определение различных типовполитических режимов, раскрытие их основных признаков; раскрытие на конкретных примерах основных черт и принципов демократии;

· умение назвать признаки политической партии, формирование понятий политический плюрализм; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

· способность дать характеристику государственному устройству Российской Федерации, знать органы государственной власти страны, описать их полномочия и компетенцию; объяснить порядок формирования органов государственной власти РФ;

· знание основных прав и свобод граждан, гарантированные Конституцией РФ; конституционных обязанности гражданина.

· умение характеризовать гражданские правоотношения;

· раскрытие смысла права на труд; объяснение роли трудового договора; разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

· представление о правах и обязанностях супругов, родителей, детей;

· характеристика особенности уголовного права и уголовных правоотношений, видов преступлений и наказания за них; специфика уголовной ответственности несовершеннолетних;

· умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

· формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

· понимание основ современных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

· приобретение теоретических знаний и умений и опыта их применения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

· формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

· освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать выводы и давать оценки социальным явлениям;

· развитие социального кругозора и познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

 

Формы организации учебного процесса:

- традиционный урок;

- интегрированный урок;

- обобщающий урок;

- контрольный урок;

- комбинированный урок;

- нетрадиционные уроки.

Используется: групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

       Основные формы работы:

 1) научно-исследовательская;

 2) поисково-творческая.

       Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; метод стимулирования интереса к учению; метод самоконтроля; метод самостоятельной деятельности учащихся (различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности: репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

Используемые технологии: игровые технологии, технология создания ситуации успеха на уроке, личностно-ориентированные.

 

 

Раздел 2. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Обществознание на ступени основного общего образования на базовом уровне, из расчета 1 учебный час в неделю. Данная примерная программа рассчитана на 35 учебных часов.

 

 

По плану:

Класс Часы в неделю Часы в год
9 1                                                 34
Итого: 1 34

 

В соответствии с базовым учебным планов Обществознание входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени основного общего образования. Последовательность изучения тем:

Обществознание по Боголюбову Л.Н.
Введение (1 ч.)
Глава 1. Политика (11ч.)
Глава 2. Право (21 ч.)
Итоговое повторение (1 ч.)

 

Раздел 3. Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

Тема1. Политика (11ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»

 

Тема 2. Право (21 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Тема 3. Повторение (1 часа).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...