Раздел 1. Общая характеристика учебного предмета
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РГЭУ (РИНХ)»
факультет истории и филологии кафедра истории
Рабочая программа для 9 класса по обществознанию
Творческая лаборатория Коноваленко Елена Слободенюк Андрей Вырсков Евгений Шевченко Михаил Студенты группы ИО-231
2019 Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9 класса разработана на основе ФГОС ООО (приказ Мин. Обрнауки Российской федерации от 17.12.2010 №1897), Историко-культурного стандарта, приказа Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», программы под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово», Москва, 2016 г. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 174 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе · в V, VI, VII, VIII 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю, IX классах – 34 часа Данная программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру: — пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения обществознанию, раскрываются структура и особенности курса, конкретизируются планируемые результаты освоения курса, материально-технические условия реализации программы, даётся список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов;
— содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий и персоналий тем; — календарно-тематическое планирование с указанием темы урока, видами учебной деятельности, контролем; — контрольно-измерительные материалы по изученным темам.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание». Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности: · получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; · решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; · формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
· наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; · оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; · участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; · конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; · совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Цель программы: сформировать целостное представление об обществе, в котором живем, об основных сферах общественной жизни, о процессе восприятия правовой информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации. Задачи программы: - формирование научных представлений, знаний, которые составляют первоначальные основы правовой и политической культуры; - представление о нормах российского законодательства; -знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности; -воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения идентичности;
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия. Курс 9 класса представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Курс обществознание в 9 классе охватывает такие тематические разделы, как: I. Политика и социальное управление II. Право Результаты освоения курса Установленные стандартом результаты освоения выпускниками основного общего образования, включают: Личностные результаты: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, овладение основами наук • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • использование элементов причинно-следственного анализа; • исследование несложных реальных связей и зависимостей; • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; • объяснение изученных положений на конкретных примерах; • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • развитие мотивации в овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами Предметными результатами освоения выпускниками программы по обществознанию являются: · способность объяснить роль политики в жизни общества; · представление о различных формах правления, иллюстрирование их примерами; характеристика форм государственно-территориального устройства; определение различных типовполитических режимов, раскрытие их основных признаков; раскрытие на конкретных примерах основных черт и принципов демократии; · умение назвать признаки политической партии, формирование понятий политический плюрализм; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. · способность дать характеристику государственному устройству Российской Федерации, знать органы государственной власти страны, описать их полномочия и компетенцию; объяснить порядок формирования органов государственной власти РФ; · знание основных прав и свобод граждан, гарантированные Конституцией РФ; конституционных обязанности гражданина. · умение характеризовать гражданские правоотношения; · раскрытие смысла права на труд; объяснение роли трудового договора; разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; · представление о правах и обязанностях супругов, родителей, детей; · характеристика особенности уголовного права и уголовных правоотношений, видов преступлений и наказания за них; специфика уголовной ответственности несовершеннолетних; · умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; · формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; · понимание основ современных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; · приобретение теоретических знаний и умений и опыта их применения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; · формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; · освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать выводы и давать оценки социальным явлениям; · развитие социального кругозора и познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Формы организации учебного процесса: - традиционный урок; - интегрированный урок; - обобщающий урок; - контрольный урок; - комбинированный урок; - нетрадиционные уроки. Используется: групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основные формы работы: 1) научно-исследовательская; 2) поисково-творческая. Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; метод стимулирования интереса к учению; метод самоконтроля; метод самостоятельной деятельности учащихся (различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности: репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи). Используемые технологии: игровые технологии, технология создания ситуации успеха на уроке, личностно-ориентированные.
Раздел 2. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Обществознание на ступени основного общего образования на базовом уровне, из расчета 1 учебный час в неделю. Данная примерная программа рассчитана на 35 учебных часов.
По плану:
В соответствии с базовым учебным планов Обществознание входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени основного общего образования. Последовательность изучения тем:
Раздел 3. Содержание тем учебного курса Введение (1 ч.) Тема1. Политика (11ч) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (21 часов) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Тема 3. Повторение (1 часа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|