Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема Изминение государственной Идееологии В СССР




При В. И. Ленине с октября 1917 по февраль 1924 РСФСР рассматривалась лиш как дрова в топку мировой революции и этой установке была подчинена как внешняя так и Внутренняя политика РСФСР.

 

Однако После смерти Ленина. И. В. Сталин на XIV Сьезде ВКБ провозглашает Курс на Построение Социализма В Отдельно Взятой Стране. Что фактически означает отказ от Курса В. И. Ленина на осуществление Мировой Революции.

В 1932 году досрочно завершился первый пятилетний план (первый этап индустриализации).

 

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»был создан Союз Писателей СССР.

 

В Феврале 1934 года завершился XVII Сьезд ВКПб «Сьезд Победителей»

 

Таким образом появилась реальная основа для формирования новой Государственной Идиологии.

 

Для этого было Необходимо последнее мероприятие Сьезд Советских Писателей который должен был показать единство Партии и деятелей литературы (инжинеров человеческих душ).

 

Первый сьезд Советских Писателей прошел с августа по сентябрь 1934 года.

 

Формулировать государственную идиологию а заодно и коардинировать их деятельность для творцов человеческих душ на этот сьезд был отправлен партийный функционер средних лет в то время новичок в большой политике А. А. Жданов

 

Доклад Жданова на Первом Всесоюзном Сьезде Советских Писателей:

 

Доклад Секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Жданова на Первом Съезде Советских Писателей

 

Товарищи, ваш съезд собирается в обстановке, когда основные трудности, стоявшие перед нами на пути социалистического
строительства, уже преодолены, когда наша страна завершила построение фундамента социалистической экономики, что связано
с победой политики индустриализации и строительства совхозов и колхозов.

Ваш съезд собирается в период, когда под руководством коммунистической партии, под гениальным водительством нашего
великого вождя и учителя товарища Сталина ' (бурные аплодисменты) бесповоротно и окончательно победил в нашей стране*
социалистический уклад.

 

Последовательно идя от этапа, к этапу, от победы к победе, из огня гражданской войны к восстановительному периоду и от восстановительного, периода к социалистической реконструкции' всего народного хозяйства, наша партия привела страну к победе над капиталистическими элементами, вытеснив их1 из всех сфер народного хозяйства.


СССР стал передовой индустриальной страной, страной самого крупного в мире социалистического земледелия.

 

 СССР стал страной передовой социалистической культуры, страной, в которой пышным цветом развивается и растет наша советская культура.

В результате победы социалистического уклада осуществлены п нашей стране ликвидация паразитических классов, ликвидация безработицы, ликвидация пауперизма { нищеты бедности} в деревне, ликвидация городских трущоб.

 

Изменился весь облик советской страны.

 

 Коронным образом изменилось сознание людей.


 «Знатными людьми» у нас стали строители социализма, рабочие и колхозники».

 

В теснейшей связи с победами социализма в нашей стране идёт укрепление внешнего  и внутреннего положения Советского союза, растет его международный вес и авторитет, растет его значение как ударной бригады мирового пролетариата, как могучего оплота грядущей мировой пролетарской революции.

 

Товарищ Сталин на X V I I съезде партии дал непревзойденный, гениальный анализ наших побед и их условий, нашего положения в настоящее время и программу дальнейшей работы по  завершению построения бесклассового социалистического общества.


Товарищ Сталин дал исчерпывающий анализ отсталых участков в нашей
работе и трудностей, над преодолением которых неустанно, изо дня в день борется наша партия и под её руководством миллионные массы рабочего класса и колхозного крестьянства.


Нам нужно преодолеть, во что бы то ни стало, отставание таких важнейших отраслей народного хозяйства, как железнодорожный и водный транспорт, товарооборот, цветная металлургия.


Нам нужно развернуть работу по развитию животно-водства, этой одной из важнейших отрас-лей нашего социалистического сельского хозяйства.

Товарищ Сталин до конца вскрыл корни наших трудностей и недостатков.

 

Они вытекают из отставания организационно-практической работы от требований политической линии партии и запросов, выдвигаемых осуществленном второй пятилетки.


Вот почему ХѴ II съездом нашей партии во весь рост поставлена задача поднятия нашей организационной работы на уровень тех величайших политических задач, которые стоят перед нами.


Партия под водительством товарища Сталина организует,
массы на борьбу за окончательную ликвидацию капиталистических элементов, за: преодоление пережитков. капитализма в экономике и сознании людей, за завершение технической реконструкции народного- хозяйства.

 

Преодоление пережитков. капитализма в сознании людей означает
борьбу со всякими остатками буржуазных влияний на пролетариат, с расхлябанностью, с ротозейством, с лодырничеством, с
распущенностью и индивидуализмом, с рваческим и недобросовестным
отношением к общественной собственности.


Мы имеем в руках верное оружие для преодоления всех трудностей, которые стоят, на пашем пути.


Этим оружием является воплощаемое в жизнь нашей партией и советами великое и непобедимое учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.

Великое знамя Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина победило.


 Именно победе этого знамени мы обязаны тем, что здесь собрался первый съезд советских писателей.


Не было бы этой победы, не было бы и вашего съезда.

 

Такой съезд; как этот, не собрать никому, кроме нас — большевиков.

 

Успехи советской литературы обусловлены успехами социалистического строительства.

Рост ее есть выражение успехов и достижений нашего социалистического строя.

Наша литература является самой молодой из всех литератур всех народов и стран.


Вместе с тем она является самой


идейной, самой передовой и самой революционной литературой.


Нет и никогда не было литературы, кроме литературы советской, которая организовывала бы трудящихся и угнетенных на борьбу за окончательное уничтожение всей и всяческой эксплуатации и ига наемного рабства.

Нет и не было никогда литературы, которая кладет в основу тематики своих произведений жизнь рабочего класса и крестьянства и их борьбу за социализм.


Нет нигде, ни в одной стране в мире, литературы, которая бы защищала и отстаивала равноправие трудящихся всех наций, отстаивала бы равноправие женщин.

Нет и по может быть в буржуазной стране литературы, которая бы последовательно разбивала всякое мракобосие, всякую мистику, всякую
поповщину и чертовщину, как это делает наша литература.

 

Такой передовой, идейной, революционной литературой могла стать и стала в действительности только советская литература плоть от плоти и кость от кости нашего социалистического строительства.


Советские литераторы создали уже немало талантливых произведений, правильно и правдиво рисующих жизнь нашей советской страны.

Есть уже ряд имен, которыми мы в праве и можем гордиться.

Под-руководством партии, при чутком и ‘повседневном руководстве ЦК и неустанной поддержке и помощи товарища Сталина сплотилась вокруг советской власти и партии вся масса советских литераторов.

 

И вот в свете успехов нашей советской литературы еще больше и резче выявляется вся противоположность между нашим строем — строем победившего социализма — и строем умирающего, загнивающего капитализма..

О чем писать, о чем мечтать, о каком пафосе может -думать буржуазный писатель откуда заимствовать ему этот пафос, если рабочий в -капиталистических странах не уверен в завтрашнем дне, если он не знает, будет ли он завтра работать, если крестьянин не знает, будет ли он завтра работать на своем клочке земли или будет вышиблен из колеи капиталистическим кризисом, если трудовой интеллигент не имеет работы сегодня и не знает, получит ли он

ее завтра.


О чем писать, о каком пафосе может идти речь для буржуазного писателя, если мир не сегодня — завтра будет ввергнут вновь в пучину новой империалистической войны.


Современное состояние буржуазной литературы таково, что она уже не может создать великих произведений.


Упадок и разложеение буржуазной литературы, вытекающие из упадка и загнивания капиталистического строя, представляют собой характерную черту, характерную особенность состояния, буржуазной культуры и
буржуазной литературы в настоящее время.


Ушли безвозвратно времена, когда буржуазного строя над феодализмом, могла создавать великие произведения периода расцвета капитализма.


Теперь идет всеобщее измельчание и тем и талантов, и авт о р о в и героев.

 В смертельном страхе перед пролетарской революцией фашизм расправляется с цивилизацией, возвращая людей к самым жутким и диким периодам

человеческой истории, сжигая па кострах и варварски уничтожая произведения лучших людей человечества.


Для упадка « загнивания буржуазной культуры характерны разгул мистицизма, поповщины, увлечение порнографией.


«Знатными людьми» буржуазной литературы, той буржуазной литературы, которая продала свое перо капиталу, являются сейчас
воры, сыщики, проститутки, хулиганы.

 

Все это характерно для той части литературы, которая пытается скрыть загнивание буржуазного строя, пытается тщетно доказать, что ничего но случилось, что все благополучно в «царстве датском» и ничто еще но гниет в строе капитализма.


Более остро чувствующие положение вещей представители буржуазной литературы объяты пессимизмом, неуверенностью в завтрашнем дне, восхвалением черной ночи, воспеванием пессимизма как теории и  пратики искусства.

И только небольшая часть— наиболее честные и дальновидные писатели —пытаются найти выход на иных путях, в иных направлениях связать свою судьбу с пролетариатом и его революционной борьбой.


Пролетариат капиталистических стран уже кует армию своих литераторов, своих художников — революционных писателей, представителей которых мы сегодня рады приветствовать на первом съезде советских писателей.

 

Отряд революционных писателѳ й в капиталистических странах еще
не велик, но он расширяется и будет расширяться с каждым днем обострения классовой борьбы, с нарастанием сил мировой пролетарской революции.

Мы твердо верим в то, что те несколько десятков иностранных товарищей, которые присутствуют, здесь, являются ядром и зачатком могучей армии пролетарских писателей, которую создаст мировая пролетарская революция в зарубежных странах.

 

Так обстоит дело в капиталистических странах. Не то у нас.

 

 Наш советский писатель черпает материал для своих художественных произведений, тематику, образы. художественное слово и речь из жизни и опыта людей Днепростроя, Магнитостроя.


Наш писатель черпает свой материал из героической эпохи челюскинцев, из опыта наших колхозов, из творческой деятельности, кипящей во всех уголках нашей страны.


В нашей стране главные герои литературного произведения — это активные строители новой жизни: рабочие и работницы, колхозники и колхозницы,

 партийцы, хозяйственники, инженеры, комсомольцы, пионеры.

 

Вот — основные типы и основные герои нашей советской литературы.

 

Наша литература насыщена энтузиазмом и героикой.

Она оптимистична, причем. оптимистична не по какому-либо  Зоологическому «нутряному» ощущению.


Она оптимистична по существу, так как она является литературой восходящего класса, пролетариата, единственно прогрессивного и передового класса.

 

 Наша советская литература сильна тем, что служит новому делу — '
делу социалистического строительства.

 

Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ

Что этозначит?

 

  Какие обязанности накладывает! на вас это звание?


Это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как «объективную реальность», а изобразить действительность в ее революционном развитии.


При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма.


Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма.


Наша советская литература но боится обвинений в тенденциозности.

 

Да, советская литература тенденциозна, ибо нет и не может быть в эпоху классовой борьбы литературы не классовой, но тенденциозной, якобы аполитичной.

И я думаю, что каждый из советских литераторов может сказать любому тупоумному буржуа, любому филистеру, ( презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением. Шопенгауэр определял филистера как человека без духовных, то есть интеллектуальных потребностей, как того, кто не имеет стремлений к познанию и пониманию, кто не получает эстетического наслаждения от искусства, и имеет лишь физические потребности[2]).

 

 Есть еще и позитивное значение слова фелистер но Жданов здесь употребляет термин в негативном смысле.

 

 Любому буржуазному писателю, который будет говорить о тенденциозности нашей литературы: «Да, наша советская литература тенденциозна, и мы гордимся её тенденциозностью, потому что наша тенденция заключается в том, чтобы освободить трудящихся — все человечество от ига капиталистического рабства

Быть инженером человеческих душ — это значит обоими ногами стоять на почве

реальной жизни.

 

 А это в свою очередь означает разрыв с романтизмом старого типа, с романтизмом, который изображал несуществующую жизнь и несуществующих героев, уводя читателя от противоречий и гнета жизни в мир несбыточного, в мир утопий.


Для нашей литературы, которая обеими ногами стоит на твердой
материалистической основе, не может быть чужда романтика, но романтика нового типа, романтика революционная.


Мы говорим, что социалистический реализм является основным методом советской художественной литературы и литературной критики, а это предполагает, что революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть, ибо вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключаются в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами.

Наша партия всегда была сильна тем, что она соединяла и соединяет сугубую деловитость и практичность с широкой перспективой, с постоянным устремлением вперёд, с борьбой за построение коммунистического общества.

 

Советская литература должнана уметь показать наших героев,

Должна уметь заглянуть в паше завтра

Это не будет утопией, ибо наша завтра подготовляется планомерной сознательной работой уже сегодня.

Нельзя быть инженером человеческих душ, не зная техники литературного дела, причем необходимо заметить, что техника писательского дела имеет ряд специфических особенностей.

 

Родов оружия у вас много.

 

Советская литература имеет все возможности применить эти роды оружия (жанры, стили, формы и приемы литературного творчества) в их разнообразии и полноте, отбирая все лучшее, что создано в этой области всеми предшествующими эпохами.

 

С этой точки зрения овладение техникой дела, критическое усвоение литературного наследства всех эпох представляет собою задачу, без решения которой вы не станете инженерами человеческих душ.

 

Товарищи, пролетариат, как и в других областях материальной и духовной культуры, является единственным наследником всего лучшего, что ость в сокровищнице мировой литературы.

 

Буржуазия размотала литературное наследство, мы обязаны его тщательно собрать, изучать и, критически освоив, двигаться вперёд.

 

Быть инженерами человеческих душ — это значит активно бороться за культуру языка, за качество произведения.

 

Наша литература еще но отвечает требованиям нашей эпохи.

 

Слабости нашей литературы отражают отставание сознания от экономики, от чего, разумеется, но свободны и наши литераторы.

 

Вот почему неустанная работа над собой и над своим идейным вооружением в духе социализма является тем непременным условием, без которого советские литераторы не могут переделывать сознания своих читателей и тем самым быть инженерами человеческих душ.

 

Нам нужно высокое мастерство художественных произведений, и в этом отношении неоценима помощь Алексея Максимовича (А. М. Горького).

 

Из доклада А. М. Горького (Пешков) на первом Съезде советских писателей.

 

Влияние Достоевского, признанное Ницше, идеи коего легли в основание изуверской проповеди и практики фашизма.

 

Достоевскому принадлежит слава человека, который в лице героя «Записок из подполья» исключительно ярким совершенством живописи словом дал тип эгоцентриста, тип социального дегенерата.

 

С торжеством ненасытного мстителя за свои личные невзгоды и страдания, за увлечения своей юности Достоевский фигурой своего героя показал, до какого подлого визга может дожить индивидуалист из среды оторвавшихся от жизни

молодых людей X I X — XX столетий.

 

Этот его человек вмещает в себе характернейшие черты Фридриха Ницше и Маркиза Дез Эссент,

 

— героя романа Гюнсманса «Наоборот», «Ученика» Бурже  и Бориса Савинкова, автора и героя его сочинения, Оскара Уайльда и «Санина»

 

Арцыбашева и еще многих социальных вырожденцев, созданных анархическим влиянием бесчеловечных условий капиталистического государства.

 

По рассказу Веры. Н. Фигпер, Савинков рассуждал совершенно так, как декаденты: «Морали — нот, ость только красота, свободнее развитие личности, беспрепятственное развертывание всего, что заложено в её душе»

 

Нам хорошо известно, какой гнилью нагружена душа бурисуазной личности!

 

В 'государство, основанном на бессмысленных унизительных страданиях огромного большинства людей, должна была иметь и действительно имела руководящее и оправдывающее значение проповедь безответственного своеволия слова и дела личности.

 

Такие идеи, как идея, что «человек деспот по природе своей», что он «любит быть мучителем», «до страсти любит страдание» и что смысл жизни, счастье свое он видит именно в своеволии, в неограниченной свободе действий, что только в этом своеволии «самая выгодная выгода» для него и что «пусть весь мир погибнет, а мне чтобы чай пить», — такие идеи капитализм и внушал, и всецело оправдывал.

 

Достоевскому приписывается роль искателя истины.

 

Если он искал — он нашел её в зверином, животном начало человека

и нашел не для того, чтобы опровергнуть, а чтобы оправдать.

 

Да, животное начало в человеке неугасимо до поры, пока в буржуазном обществе существует огромное количество влияний, разжигающих зверя в человеке.

Домашняя кошка играет пойманной мышью, потому что этого требуют

мускулы зверя, охотника за мелкими, быстрыми зверьми, эта игра — тренировка тела.

 

Фашист, сбивающий ударом ноги в подбородок рабочего голову его с позвонков, — это уже не зверь, а что-то несравнимо хуже зверя, это— безумное животное, подлежащее уничтожению, такое же гнусное животное, как белый офицер, вырезающий ремни и звезды из кожи красноармейца.

 

Трудно понять, что именно искал Достоевскнй, но в конце своей жизни он нашел, что талантливый и честнейший русский человек Виссарион Белинский — «самое смрадное, тупое и позорное явление русской жизни», что необходимо отнять у турок Стамбул, что крепостное право способствует «идеально нравственным, отношениям помещиков, и крестьян», и наконец признал своим «вероучителем» Константина Победоносцева, одну из наиболее мрачных фигур русской жизни     X I X века.

 

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен может быть только Шекспиру.

 

Но как личность, как «судью мира и людей», его очень легко представить в роли средневекового инквизитора.

 

Я потому отвел так много моста Достоевскому, что' без влияния его идей почти невозможно понять крутого поворота русской литературы и большой части интеллигенции после 1905—1906 годов от радикализма и демократизма в сторону охраны и защиты буржуазного «порядка».

 

Увлечение идеями Достоевского началось тотчас после его речи о Пушкине, после разгрома партии народовольцев, пытавшихся опрокинуть самодержавие.

 

Еще до того, как, в 1905 году пролетариат, поняв простую и великую правду Ленина, показал миру свое суровое лицо, — предусмотрительный Петр Струве начал убеждать интеллигенцию, точно девицу, случайно потерявшую невинность, вступить в законный брак с пожилым капиталистом.

 

Сват по профессии, книжный червь, совершенно лишенный своеобразия мысли, он в 1901 г. звал «назад, к Фихте» — к идее подчинения воле нации, олицетворяемой лавочниками и помещиками, а в 1907 г. под его редакцией и с его участием вышел сборник «Вехи», в котором было заявлено буквально следующее:

 

«Мы должны быть благодарны власти за то, что она штыками охраняет нас от ярости народной».

 

Эти подлые слова были произнесены демократической интеллигенцией в те дни, когда приказчик помещиков, -министр Столыпин ежедневно вешал десятки рабочих и крестьян. А основной смысл сборника «Вехи» повторял сказанную в 70-х годах изуверскую мысль матерого консерватора Константина Леонтьева:

 

«Россию надо подморозить», т. е. затоптать в ней все искры огня социальной революции.

 

«Вехи» — этот акт ренегатства «конституционалистов-демократов»— старый ренегат Лев Тихомиров весьма одобрил, назвав его «отрезвлением русской души и воскресением совести».

 

Черты и отличия нашей буржуазии от западной весьма резки, обильны и  объясняются тем, что наш исторически- молодой буржуа, по преимуществу выходец из крестьянства, богател быстрее и легче, чем исторически весьма пожилой буржуа Запада.

 

Наш промышленник, не тренированный жестокой конкуренцией Запада,

 сохранял в себе почти до X X в. черту чудачества, озорства, должно быть вызывавшегося его изумлением пред дурацкой легкостью, с которой он наживал миллионы.

 

Об одном из них, Петре Губонине, рас- сказываот известный тибетский врач П. А. Бадмаев в своей брошюрке «Мудрость в русском народе», изданной в 1917 г.

 

Эта забавная брошюрка, уговаривая молодежь «отречься от бесовских грамот, соблазняющих ее «пустыми словами: свобода, равенство, братство», сообщает о сыне каменщика и каменщике, строителе железных дорог:

 

«В высокой степени почтенные старые чиновники времени освобождения России, до сих пор не забывшие времена Губонина, рассказывают следующее:

 

Губонин, являясь в министерства в больших смазных сапогах, в кафтане, с мешком серебра, здоровался в швейцарской со швейцарами и курьерами, вынимал из мешка серебро и щедро всех наделял, низко

кланяясь, чтоб они но забывали своего

Петра Ионовича.

 

Затем входил в разные департаменты и отделения, где оставлял каждому чиновнику запечатанный конверт — каждому по достоинству, — называя всех по имени и также кланяясь.

 

С превосходительными особами здоровался и целовался, называл их

благодетелями русского парода и был быстро допускаем к самому высокопревосходительству.

 

После ухода Петра Ионовича из министерства все ликовали.

 

Это был настоящий праздник, могущий сравниться только с рождественским или пасхальным днем.

 

Каждый пересчитывал полученное, улыбался, имел бодрый,, веселый вид и думал, как провести остаток дня и ночь до следующего утра.

 

В- швейцарской гордились Петром Ионовичем, вышедшим из их среды, называли умным и добрым, расспрашивали друг- друга, сколько кто получил, но каждый это скрывал, но желая компрометировать своего благодетеля.

 

Мелкие чиновники тихо перешептывались между собой с умилением, что их не забыл добрейший Петр Ионович, как он умен, мил и честен.

 

Высшие чины до высокопревосходительства громко говорили, какой у него ясный государственный ум, и он великую пользу приносит народу и государству, надо его отличить.

 

Необходимо ого приглашать на совещания при разработке железнодорожных вопросов, так как он единственно умный человек по этим делам.

 

И действительно, его приглашали присутствовали только превосходительные особы и инженеры; и в этих совещаниях решающим голосом был голос Губонина».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...